Что-то важное там осталось

Что-то важное там осталось, в двадцатом веке,
В девяностых, каким «лихие» ярлык приклеен,
Где дефолт, забастовки, путч и пусты сусеки,
Где сам чёрт не сможет зерна отличить от плевел.

Что-то важное было, памятней смены флага
И тогдашней зарплаты в несколько миллионов…
Там гитара, в копирке чёлка, джинса, общага.
Там парнишка – он, как и я, молодой, зелёный.

Не в квартире, где бальзамины, в накидках мебель –
Мы в общаге лежим на койке со ржавой сеткой.
Лоб не морщила мысль о ценах, насущном хлебе:
Дверь на ключ, свет потушен, ночь и ушла соседка.

А потом хлеб с холодным чаем делить по-братски.
Он по простыни из окошка – стою на стрёме.
На любительском фото я – в боевой раскраске,
Он – в косухе. На фоне неба – цветы черёмух.

Не сложилось. И всё сложилось: квартира, мебель.
Девяностые – далеко, как моя бездумность.
Там черёмух ветки качаются в синем небе…
Что-то важное там осталось…Осталась юность.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Что-то важное там осталось: 39 комментариев

  1. Класс!!!
    Только сначала путаешься с персонажем — представляешь парня, а оказывается девушка.
    Может быть как-то в самом начале пол обозначить…

  2. И картинка, и декорации, и ностальгия, и движение — всё здорово. Что меня чуть тормозит — «каким «лихие» ярлык приклеен», даже не перестановка слов, а слово «каким», как-то хочется его «которым» заменить, хотя это уже не в ритм. «Со ржавой сеткой», понятно, что тут дважды «НА» не пойдёт, но строка длинная и легко может быть чуть переделана, чтобы получилось «на ржавой сетке», к примеру. И в конце «бездумность»…

    • Владимир, спасибо! «Какие» — тоже союзное слово, определительное местоимение, заменяет в придаточной части косвенное дополнение «девяностым», чтобы повтора не было. И равно «которым».
      «Со ржавой сеткой», а не «на» — потому что они ж не на голой сетке лежат, студентики.
      А бездумность чем Вам не нравится? Синоним слова «легкомыслие». Сначала было, как у Саши, «не сунусь» в рифму к слову «юность», но мне не понравилось, заменила.

      • Ирина, не силён в правилах, обычно на ощупь определяю, ну, вот здесь так могу обосновать — девяностые года, «которым» приклеен ярлык. Слово «которым» — единица их измерения. А «каким» — какие они? Нет ответа. «Какими» — лихими — они стали после приклеивания ярлыка. «Со ржавой» — и эпически как-то звучит для меня это сочетание, и лишние ассоциации — «ржёт», или «сожирает», и если она под матрасом, к примеру, эта сетка, к чему эта деталь, подчёркивающая её ржавость?
        ЛГ же этого в тот момент не замечали, скорее всего. «Бездумность» — «У» и «Ю» ударные как-то мне не очень на слух в рифму ложатся здесь. И само слово, пусть оно и обозначает лёгкость, беззаботность, в моём представлении тяжёлое какое-то.

    • Точно, Вы! У меня неделю ничего не писалось, а вчера вечером зазвучал в голове ритм какой-то, пришлось сесть к ноутбуку — просились наружу первые строчки. Написала совсем не то, с чем садилась. Совсем не о том. У меня так уже во второй раз — первый было с предыдущим стихом «На Страстной». Когда второй час моих творческих стараний заканчивался, я решила на сайт зайти — а там Вы меня потеряли. Вот так стих-сырец и попал на «Дуэлит». А Ваше сегодняшнее, на 100% уверена, появилось после прочтения моего. Так ведь, Саша?

  3. В общем, годится. Но торопливо писано, занозисто. Пошлифовать бы слегка.Первая строка у меня по ритму никак не вливается в музыку стихотворения.Вроде то, да не то. Возможно тому виной ядреная смесь хорея ,дактиля и амфибрахия в вашем логаэде?

    (ЧТО-то) — (ВАЖ-но-е) — (ТАМ-ос) — (ТА-лось) — (в двад-ЦА-том) — (ВЕ-ке).

    Может это, может нет — не знаю. Но первая строка у меня не проглотилась, комочком застряла. Вот попробуйте поэкспериментировать заменяя «двадцатом», на что-то типа в конце прошлого века — но в ритме. Хотя бы в «ПРО-жи-том» — это абсолютно неточный эпитет, но он в дактиле. Я его просто для наглядности подставил,чтобы вы свою мелодию ощутили. А амфибрахий здесь явно инородный.

    Ну а дальше по мелочам. Кстати, «в копирке челку» я-увы-не понял. Как-то мимо меня этот автопарикмахерский прием прошел.

    Джинса-не отличительный признак. Сегодня джинса везде.

    Следующая строфа тоже ничего не характеризует. Даже немножко пародийно смотрится. Ну типа призыв: лежание в кровати со ржавой сеткой,а не на диване с накидкой надо принимать как подвиг.
    Хотя б уж с провисшей сеткой — это будет хоть характеристика общаги.У меня, к примеру, под сеткой на раме койки были выложены доски от ящика.Пахло от них апельсинами. Но вот в неподходящий момент они от вибрации вдруг вылетали на пол со страшным грохотом — это хоть какую-то картинку может создать.

    А бальзамины как ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЙ символ благоустроенности вообще сомнительны. Далеко не самый распространенный цветок. Герани, бегонии традесканции. Алоэ в конце концов. А бальзамины…хм.

    Причем в этой строфе»не думали о хлебе насущном», а в следующей уже «делили его по-братски».

    Не понял я где можно в запертой комнате стоять на стрёме когда друг лезет из окна? В чем стрёма может заключаться?

    • А вообще нехудо бы вам разобрать все ваши строки до единой и привести к какому то общему знаменателю.Четные-к четным, нечетные к нечетным. Я уже не вкапывался, но на первое ощущение во второй строке у вас «зеркальный» логаэд к первой: ямб+анапест..А дальше где-то местами идут сбои внутренней музыки — то что ощутилось как «занозистость». По идее эти сбои связаны как раз со сбоями ритма. Проанализируйте, право слово.

      • Сергей, спасибо! Вы правы насчет ритма. Так звучало в голове, но поторопилась. Попробую доработать. Только стоит ли, как Вы думаете? Вижу сбои в нескольких строках. А вот первая строка меня совсем не коробит.
        Насчет копирки — фиолетовой или черной красили волосы, когда краски не было. Знаю, что не только у нас.
        А джинса у нас тогда только появилась на рынке и стало можно её добыть. Я до сих пор свою первую куртку помню. Могу убрать.
        Следующую строфу могу безжалостно выкинуть. Провисшей не влезало в строчку. Убрала.
        Бальзамины как раз признак сытости и мещанства в русской литературе. Это точно.
        Хлеб с чаем могу заменить.
        Насчет на стрёме — может, он из окна туалета вылезал или окна коридора, так чтоб вахтерша не увидела. Воспиталка-то на ночь домой уходит, а вахтерша — нет. Бдит.
        Я шесть лет жила в разных общагах, даже в гостинице цирка, профилактории лесотехнического колледжа, областной станции юных туристов и т.д. Потом долго ночью кошмары снились, как я с тяжеленным чемоданом, полным книжек, добираюсь до общаги: руки оттягивает ноша, в автобусе на меня ругаются, в общаге не селят, потому что мест нет. Давно, слава Богу, не снится.

        • Стоит, стоит. А бальзамины — они дореволюционные. «Женитьба Бальзаминова» не зря возникла. В период революции где-то я в том же плане встречал уже фамилию Гиацинтов. Ну а наше советское -герани и алоэ.На фамилию, правда, не накручивается.

          Провисшей, если ржавую заменить — пуля в пуля влезает.
          со-РЖА-вой-СЕТ-кой
          с про-ВИС-шей -СЕТ-кой

          Джинса в одном слове не выглядит как особая примета, ее либо объяснять, либо найти им замену.

          Про копирку может другие и поймут. Я чисто размышлительно о том же подумывал.

          Со стремой — у вас уже есть запертая дверь. Поэтому если расширять географию окон, необходимо объяснение.Зачем топать в коридор, когда из окна комнаты-надежнее?

          Работать стоит и очень стоит. Во-первых стихотворение хорошее. А во вторых сама практика по приведению логаэдов в приличное обобщенное состояние очень ценна. Это при том, что когда вы все строки выровняете, нечетные по хореям-дактилям, четные зеркально по ямбам-анапестам, вы увидите — как вы в это стихотворение сами влюбитесь, как оно будет здоровски звучать. Вот эта задача главная. А мелочи пока оставьте в покое, они в общем глаза не режут. Только ржавую на провисшую смените и все.

          • Посмотрите, Сергей. Пока так. Не знаю, всё ли верно, начала нескольких строк гуляют:

            Что-то важное там осталось, в двадцатом веке,
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            В девяностых, каким «лихие» ярлык приклеен,
            /—+/—+/-+/—+/-+/-
            Где дефолт, забастовки, путч и пусты сусеки,
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Где сам чёрт отличить не сможет зерна от плевел.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-

            Что-то важное было, памятней смены флага
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            И тогдашней зарплаты в несколько миллионов…
            /—+/—+/-+/—+/-+/-
            Там гитара, в копирке чёлка, джинса, общага.
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Мой парнишка – семнадцать лет, молодой, зелёный.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-

            Мы в общаге лежим на койке с провисшей сеткой –
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Не в квартире, где пол паркетный, в накидках мебель.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-
            Дверь на ключ, свет потушен, ночь и ушла соседка.
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Лоб не морщила мысль о ценах, насущном хлебе.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-

            А потом полусладкий чай разделить по-братски.
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Он по простыни из окошка – стою на стрёме.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-
            Я на фото стою в джинсе, в боевой раскраске,
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Он – в косухе. На фоне неба – цветы черёмух.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-

            Всё сложилось: квартира, дача, машина, мебель.
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Девяностые – прошлый век, как моя бездумность.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-
            Там черёмух цветы качаются в синем небе…
            /+ -/+—/+-/+—/+-/+-
            Что-то важное там осталось…Осталась юность.
            /—+/—+/-+/—+/-+/-

            • Вы с нечетных начните. С первой, которая гуляет. И вообще сначала сделайте первую строфу, а потом уж равняйте по ней ПО ОДНОЙ СТРОКЕ вторую. Потом третью ПО ОДНОЙ СТРОКЕ.. А вы сразу все четные решили перелопатить…Поставили на промышленный конвейер.Захлебнуться можно

            • (ЧТО-то) — (ВАЖ-но-е) — (ТАМ-ос) — (ТА-лось) — (в двад-ЦА-том) — (ВЕ-ке)
              (в де-вя-НОС) — (тых-ка-КИМ) — (ли-ХИ) — (е-яр-ЛЫК) — (при-КЛЕ-ен)
              (ГДЕ-де) — (ФОЛТ-за-ба)- (СТОв-ки)-(ПУТЧ- и)- (пус-ТЫ-су) — (СЕ-ки)
              (где-сам-ЧЁРТ) — (не-СМО-жет) — (зер-НА) — (от-ли-ЧИТЬ)-(от-ПЛЕ-вел)

              Что я бы посоветовал. 1. В первой-третьей строках амфибрахий перевести в дактиль (я продемонстрировал уже как это возможно в первой строфе)
              2. В четвертой строке второй стоп перевести в анапест по образу второй. Амфибрахии в оконцове мы скорее рассматриваем как ямбовые стопы с дополнительным безударным слогом (запамятовал как его величают, ну да Бог с названием)

              (при-КЛЕ) — (ен)
              (от-ПЛЕ) — (вел)

              Ну а когда первую строфу таким образом сотворите, покажите — посоветуемя. Я ведь могу и ошибиться, в конце концов. Но тренировка вам по любому не повредит — тут без ошибок

              • Сергей, я в замешательстве. Долго думала. Мне кажется, что и у четных, и у нечетных строк абсолютно всех строф ритмический рисунок одинаков, кроме первого слога, который то ударяется, то нет. Еще пропускается ударение во второй строфе — в «несколько миллионов» и ударяется предлог «Из» в строке «Он по простыни из окошка…» Так ведь это не велик грех.

                • Ну еще раз сравните:
                  (в де-вя-НОС) — (тых-ка-КИМ) — (ли-ХИ) — (е-яр-ЛЫК) — (при-КЛЕ-ен)
                  (где-сам-ЧЁРТ) — (не-СМО-жет) — (зер-НА) — (от-ли-ЧИТЬ)-(от-ПЛЕ-вел)
                  (и- тог-ДА) — (шней-зар-ПЛА-ты) — (в НЕ-сколь-ко) — (мил-ли-О-нов)…
                  (Там-пар-НИШ )- (ка–ОН-как) — (и-Я) — (мо-ло-ДОЙ) — (зе-ЛЁ-ный).

                  Ни одна строка не равна парной. Четвертая равна восьмой, а в шестой даже как бы пеон вылез. Ну последний стоп можем представить в виде пиррихия с хорейным стопом в оконцове. (в НЕ-сколь-ко) — (мил-ли) — (О-нов). Но второй стоп так и остается пеоном.

                    • Сергей,а Вы посмотрите исправленный вариант, который я в комментариях выложила. Там четные и нечетные одинаковы:
                      Что-то важное там осталось, в двадцатом веке,
                      В девяностых, каким «лихие» ярлык приклеен,
                      Где дефолт, забастовки, путч и пусты сусеки,
                      Где сам чёрт отличить не может зерно от плевел.

                      Если не ударять первые слоги в нечетных строках. В остальных строфах абсолютно так же.

                    • (ЧТО-то) — (ВАЖ-но-е) — (ТАМ-ос) — (ТА-лось) — (в двад-ЦА-том) — (ВЕ-ке)
                      (в де-вя-НОС) — (тых-ка-КИМ) — (ли-ХИ) — (е-яр-ЛЫК) — (при-КЛЕ-ен)

                      Я что-то пропустил?

                    • Извините, ваш вариант сразу не оценил. Рассеяный. Не въехал в тему. Ну что, не проверяю досконально, верю на слово. Напечатайте без крестиков, хочется в один дух прочесть. И слово «стою» с фото уберите. На фото стою — двойственно, но главное, что рядом стою на стреме. Простите за расеянность. А то я продолжаю, блин, докапываться. 😀

                    • Если «что-то» не ударять, то совершенно одинаково чередуются ударные и безударные — во всех строках. Точно. И в других строфах так.

                    • Убедили. Но сами видите, что музыка ровней? А мне первая строка комом уже не становится. Я думал сперва — примелькалось. А только потом понял, что четвертую то вы изменили. Вот уж примелькалось действительно — и не заметил сразу. В общем, считаю, диагноз был верный, но и лечение адекватное.

                    • Что-то важное там осталось, в двадцатом веке,
                      В девяностых, каким «лихие» ярлык приклеен,
                      Где дефолт, забастовки, путч и пусты сусеки,
                      Где сам чёрт отличить не может зерна от плевел.

                      Что-то важное было, памятней смены флага
                      И тогдашней зарплаты в несколько миллионов…
                      Там гитара, в копирке чёлка, джинса, общага.
                      Мой парнишка – семнадцать лет, молодой, зелёный.

                      Мы в общаге лежим на койке с провисшей сеткой –
                      Не в квартире, где пол паркетный, в накидках мебель.
                      Только мы – свет потушен, ночь и ушла соседка.
                      Лоб не морщила мысль о ценах, насущном хлебе.

                      А потом полусладкий чай разделить по-братски.
                      Он по простыни из окошка – стою на стрёме.
                      Я на фото в обнимку с ним, в боевой раскраске,
                      Он – в косухе. На фоне неба – цветы черёмух.

                      Всё сложилось: квартира, дача, машина, мебель.
                      Девяностые – прошлый век, как моя бездумность.
                      Там черёмух цветы качаются в синем небе…
                      Что-то важное там осталось…Осталась юность.

                    • Конечно, ровнее! Мне нравится. Спасибо!!! А остальное-то ка, мелочи, детали? Еще где править? Джинсу?

                    • Пока не готов. То ли действительно примелькалось, но мне сегодня и джинса кажется на месте. Лучше не трогайте. Стою замените и все. Пусть отдыхает.

                    • Сетка то, сетка провисшая как славно на место у вас стала, а! Как здесь всегда была. А как трогательно звучит «мой парнишка». Я всегда говорил и вновь убеждаюсь: нужные слова всегда рядом с правильной формой, правильной рифмой и т. д. Неуклюжие слова они от неуклюжестей техники.

                    • А это уж Ваша деталька, классная.
                      Стоя второе убрала.
                      Мучит немного: не пошло хоть у меня тут, с койкой — не перегиб?

                    • Не-не-не. Что естественно, то не пошло. У вас очень даже толерантно написано, даже не на грани, а задолго «до»

                    • Хотелось бы на фото развить. Типа с ним осталась ЛИШЬ на фото. Вот именно сейчас, в данный момент. Но я не представляю: как это можно сделать в ЭТОЙ ЖЕ строке и оставшись в размере. НО если вдруг у вас получится — это будет полный шедевр.А если не получится — не оогорчайтесь: задача неимоверной степени сложности. Надежда лишь на то, что это ваше стихотворение, вами прочувствованное и чисто интуитивное озарение подскажет решение.

  4. Ирина , мне почему -то первая строфа показалась на общем фоне вымученной …Нет , лучше даже вот так охарактеризовать — тяжелой для запева …Не легла .. ну , это лично мое мнение. а , в общем очень даже неплохо .

  5. Все просто , вы больше на свою интуицию ( эта которая от поэта ) полагайтесь ..Но и замечания тоже учитывать нужно .. А , вообще это я так думаю ..Чем дальше в лес ( это количество стихов ) ..тем больше дров ( дрова — это дни на домысел ) . Все — таки свежее понятно , что хочется ..Но дорабатывать нужно ..Стоит оно того , я так думаю. Это , же прошлое …Вот пройдет триста лет и никто не будет знать , что за флаги там в двадцатом веке были .

Добавить комментарий

Войти с помощью: