Новогодняя несказка

Дед-Морозы нам не дарят счастье.
Знаю.
Дед-Морозом был не раз.
Приходил на праздник. Видел часто
Яркий блеск заворожённых глаз

В зал заходишь, распахнувши двери.
А у ёлки шум и суета.
И бывает, даже сам поверишь,
Что сегодня сбудется мечта,

Посохом взмахнуть волнообразно,
Громко крикнуть: «Ёлочка, зажгись!».
Сразу станет мир вокруг прекрасным,
И другая заиграет жизнь

Но наутро – снова все, как было.
Мимо пролетели чудеса.
Даром, с упоением дебила,
Палкою волшебной потрясал

Ну и что? Живем пока неплохо.
Смех в домах.. Не пусто на столе.
Грех, наверно – причитать и охать,
И о не свершившемся жалеть.

Только отчего-то часто снится
Посох мой  – от швабры черенок.
Праздник, елка.
Детская больница.
Маленькая девочка
Без ног.

Новогодняя несказка: 45 комментариев

  1. По первым строчкам узнаешь автора)
    Что смутило?…
    Во-первых, палка, на которую опирается при ходьбе Дед Мороз, для меня имеет более привычное название — посох. Жезл — пафосно звучит.
    Во-вторых, «девочка без ног» — это слишком сильно. Настолько, что полностью гасит новогоднюю тематику… и вообще — любую. Допустим, ЛГ всё это пережил, и видения его преследуют. Но сказать о покалеченном ребёнке вот так… Между «смехом в доме» и «не пусто на столе» — зачем??? — это к автору вопрос. Если Вы, Сергей, решили заявить о своей гражданской позиции, то уместнее было бы это сделать в стихах другой тематики… Тем более — поводов предостаточно нынче.
    Вы же сами мне пишите в критических комментах, что не любите «анатомических ужастиков»! А сами что сделали?…

    • Это не анатомический ужастик. Лена. Это другое. Это чтобы сытые, довольные человечки а предвкушении радостной бухаловочки все же немного призадумались. Ну хотя бы о сострадании, что ли.

      Кстати, об ужастиках. Мой «ужастик» всего в два слова, или шесть букв. «Без ног». Всё!!! Еще раз прочитайте, но теперь — оторвав от всего остального текста. «б е з н о г». Вам страшно? Вам тошнотно? Да нет же, обычные слова. Правда? Замените ВСЕГО ЭТИ ДВА СЛОВА в моем стихотворении на «одинок», что ли. Ну там » мальчик почему-то ОДИНОК» — и сразу праздничная водовка перестанет стоять в горле колом и прекрасно закусится бутербродом с икрой. и хорошим ароматным сервелатиком.

      А тут, понимаешь, такое вот напоминание.Лучше конечно читать про ангелков, зайчиков и добрую снегурочку (непременно с ногами только. (А то ведь одноногую, на протезе, Снегурку мне тоже довелось повстречать в жизни)

      Недаром судьи говорили»это нечестно, это не по правилам». И даже «это вообще не поэзия» У них ведь тоже из-за двух слов аппетит пропал и третий бутерброд с ветчинкой и салатиком никак не доедается. А наносить вред чужому аппетиту, это, конечно ай-яй-яй, это просто таки безнравственно. Ну попробуйте. повторите. Напишите два слова, которые вывернут кому-то печенку и заставят по-настоящему, а не демонстративными ахами, сострадать чужой боли (когда печенка на место сядет).

      Только Лена. не подумайте вдруг, что я на вас в обиде. Нет!!! Ваше мнение — ваше святое право. Просто я выложил здесь свою позицию. Позицию человека, журналиста, поэта. Иной не будет.

      Только не надо подтасовывать, мы не в казино. Девочка не между столом и смехом. Девочка в противопоставлении. Вот один полюс здесь, другой там. Заметьте, ни слова(!!!) ни сказано о каких то муках и страданиях ребенка. Знаете, дети быстро привыкают к своему состоянию. И в новогодний праздник в больнице почти так же весело как и в школе. Уж поверьте бывалому Дедушке Морозу на слово. Но я разбудил ВАШЕ СОБСТВЕННОЕ понимание, представление, воображение, память. ШЕСТЬЮ БУКВАМИ я разбудил ВАШЕ СОСТРАДАНИЕ!!! И это не поэзия? И именно за это вы упрекаете меня?

      Впрочем, кто считает что это не поэзия, а просто дешевый прием — пусть повторит. Если сможет. Два слова. Шесть букв.

    • Этот стих, насколько я понял, основан на личном опыте автора. К большому сожалению, бывает всякое, и беда в том числе, которая особенно ярко проявляется среди всеобщего веселья и радости. Особенно тяжело, когда страдают дети. Говорить об этом можно и надо, а в такой праздник, как Новый Год, есть масса людей, которые особенно нуждаются в поддержке. И кому как не здоровым, полным сил и энергии людям это делать? Другое дело, что Новый Год как теперь ни к чему не привязанный праздник (раньше Новый Год отмечали 1 сентября, повод был более чем значительный — завершение уборки урожая, а не просто то, что прошло 365/366 дней), стал очень уж формализованным: Дед Мороз со Снегурочкой, вся новогодняя атрибутика, а что кроме? Действительно, отгорят елочные огни гирлянд, выбросят на свалку елки, Дед Мороз напьется водки, сняв костюм (до следующего раза?) и опять обо всем этом мы забудем на целый год. Поэтому мне очень приятно, что на этот раз победили стихотворения, авторы которых нестандартно подошли к решению задачи рассказа о новогоднем празднике — снеговики, дед-морозы да зайки-снежинки уже, честно говоря, надоели всем. Надеюсь, что тем самым каждый внесет посильную лепту в разнообразие праздника, вроде бы совсем не нового и ставшего, увы, банальным. Вчера читал стихотворение Сергея супруге — у самого в горле защемило на последней строке, а она всплакнула даже. Не думаю, что он хотел нас тем самым как-то злобно шокировать, придумать какой-то демарш против набивших оскомину символов Нового Года с их внешним, показным блеском, за которыми, как оказалось, и посох/жезл, сделанный из черенка от старой швабры, и ватная убогая бутафория снежного волшебника, и… куда более страшные вещи. Можно провести аналогию с празднованием 9 мая, когда все больше и больше людей отмечают, что праздник будет жив, покуда будут живы последние ветераны, о которых, как правило, и вспоминают-то только в этот 1 день в году. А дальше он превратится в открытку, в символику, и военные песни будут чем-то «В лесу родилась елочка» — да, круто, да, классно, но войны за этими песнями и людей, в ней воевавших, никто не увидит. Поэтому, если можно, я учредил бы специальный приз, присуждаемый независимо от итогов конкурса, что-то вроде приза читательских симпатий, и присудил бы его Сергею. А поскольку пока читательские симпатии мне неизвестны и приза такого нет, будем считать, что это Приз «Тронутая душа» Евлампия Чугады, присуждаемый за… короче, кто ему понравился, тому и присудил! За 2016 г. этот приз достается С. Е. Чинарову! 🙂

  2. Мне кажется, эта новогодняя тематика часто у обывателя вытравливает способность к сопереживанию. И очень здорово, что в конкурсе дуэлитовском победили два стихотворения, которые как раз не стали в общий ряд новогодних открыточек семейного пользования. И странно, что уважаемым членам жюри некоторым показалось, что автор этого стихотворения использовал запрещённый приём. Мне последние строки понравились как раз тем, что я увидел это глазами автора, и эта картина, как и у него, будет стоять перед моими глазами.
    Жаль, что последнюю строфу испортила неуклюжая, на мой взгляд, строка «Жезл мой – старой швабры черенок.». Аж по трём причинам. Тяжело по звучанию, жезл навевает ненужные ассоциации (вот такие мы испорченные), да и про этот жезл уже было сказано ранее, нет смысла разжёвывать. Но в целом стихотворение настоящее.

  3. Поздравил победителей, но не стал говорить о своих предпочтениях — все три стихотворения оч. хорошие.Но раз уж разговор зашел скажу честно — стихотворение Сергея самое сильное из трех (не в обиду Елене и Галине), именно потому ,что праздничному стихотворению трудно придать пронзительность и остроту, придать нравственный заряд. Возможно кого то затошнило при прочтении «девочка без ног», а у меня затуманился взор (пусть Евлампий меня простит 🙂 ), а это верный признак того, что автор сумел задеть за живое, что очень трудно сделать, если слова не идут от души. Но ,разумеется , о вкусах не спорят, я высказал сугубо личное восприятие от прочитанного.

  4. Сергей, что пишут судьи — это их дело. Кто-то с их мнением согласен, кто-то нет. Важно, является ли какое-то мнение авторитетным именно для Вас.
    Если Вы ставили перед собой цель испортить аппетит тем, у кого «всё есть», то, боюсь, промахнулись. Те, у кого совести нет, будут и возле трупов жрать и пить… Вам ли не знать…
    И если честно, эти «шесть букв» выглядят здесь попыткой спекуляции. Не хочу Вас обидеть. Но,…вот, мол, какой я неравнодушный! Пока вы там наворачиваете бутерброды с икрой и загадываете желания под бой курантов, мне кусок в горло не лезет, потому, что каждый день умирают дети…
    Что ж… У каждого — своё горе. И кого -то трагедия потери ребёнка, или близкого человека коснулась непосредственно. Но это не отменяет жизнь.И не дает право пострадавшему бранить весь белый свет. Или попрекать куском тех, кого беда обошла.
    Я повторю, что верю в достоверность Ваших строк. Удручает то, что Ваш ЛГ
    не смог сделать ничего, чтобы в глазах этой бедной девочки промелькнул хотя бы свет надежды. Если б Вы закончили стихо улыбкой ребёнка, покалеченного жизнью — я бы первая Вам в ноги поклонилась.

    • А где вы увидели что у ребенка нет света надежды? У СЕБЯ в воображении. Еще раз повторю, я ни одной сопли не распустил о том, что девочка несчастна, страдает, ни на что не надеется. Дальше вы все придумали сами, то есть все это всколыхнул непосредственно в ВАШЕЙ душе. А вы конечно хотели бы вариант лайт, чтобы серебрянной ложечкой сладкий воздушный десертик? Дескать все о кей, ЛГ немного подсуетился и теперь с девочкой просто замечательно, у нее выросли ножки, рожки и крылья и
      нынче она в Париже на Елисейских полях сама работает главной феей сезона и к ней сватается принц одной чудесной страны ?

      А вот нет. Вот вам НЕсказка БЕЗ счастливого конца. Без никакого вообще конца. Выстраивайте конец сами из того что я всколыхнул в вашей душе. И при чем тут достоверность моих строк, когда душа то ВАША?

      А еще вы увидели попреки и брань — откуда? А оттуда же, родная моя, оттуда же. Из ВАШЕЙ души. У меня ведь НИ СЛОВА какого-то осуждения. Ни словечка, ни намека, ни намечишки. О как!А вы увидели. А говорите «не поэзия» 🙂

      • Сергей, зря Вы сердитесь, чессло… Посмотрите, сколько у Вас защитников! ) Это — дорогого стоит! И — я бы не хотела никакой вариант. Это не стих по заказу, в конце концов. Вы подробно выстроили образ ЛГ — человека глубоко несчастного. И хоть нет в строчках «ни одной сопли», но видения «девочки без ног» его преследуют даже в НГ. Значит, картинка -то — как заноза в сердце. И никакого света надежды и в помине нет.
        Я сама чаще пишу о грустном… И в сказочки с хеппи-эндом уже не верю давно. Но — вот назвали Вы вещи своими именами и — дальше что? Делать-то что теперь всем прикажете? Чтобы такими видениями не мучиться? На это ЛГ ответа не даёт, увы.
        Ну, так давайте я напишу, какое, допустим, у меня личное горе. Поверьте, смогу найти такие слова, что все будут рыдать. Потому , хотя бы, что на своей шкуре это испытала. Но какой прок в этом? Лучше я научу других, как с этим жить…
        А оценку я хотела поставить 30. Не вышло)

        • Лена, да нет личного горя у ЛГ. И в стихотворении нет горя.Заноза…Мало ли у каждого в сердце заноз? С ними свыкаешься и живешь практически спокойно, правда? И сны порой снятся. А проснулся — и ничо.

          Но вот есть здесь всего шесть волшебных букв, пробуждающих сердца от сытой спячки 🙂

          • )) А Вы идеалист, однако!… Сергей -уверяю Вас: для людей бездушных эти Ваши два слова — пустые звуки. Или повод придумать ещё один куплетик для песен в стиле «Король и шут»..Для людей тонкой душевной организации — это, возможно, очередной повод уйти в депрессию. И всё-таки, чтобы «разбудить» ближнего, не обязательно его ранить… Пусть даже и словом.

            • Ну мы пошли по кругу? Что значит, «ранить». Ранит и треплет вас в данном случае ВАША душа. Так что вам разбираться с ней самой. И я ее . заметьте. к этому, ничуть не подстрекаю. Ни упреком, ни насильственным выбиванием слез и соплей, ничем. Я ее просто разбудил. А кто не разбудится,тот… продолжит спать. Я вовсе не ставлю перед собой сверхамбициозной цели перебудить весь мир. 🙂

              Кстати,не знаю, что вы понимаете под людьми с тонкой душевной организацией. Если то же, что и я ,то у них душа и так не дремлет в сытости. И потому они воспринимают это стихо совершенно естественно.

          • Вот пример Вам приведу….Волшебных слов) :

            В этом маленьком мире, где утром на лужах ледок,
            Где багряные листья ложатся в сырую траву,
            Где на завтрак галета и чёрного чая глоток,
            Где стрижи разрезают бескрайних небес синеву,

            Где ничто не испортит холодных полей красоту,
            Где осеннее солнце над лесом блестит, как медаль,
            Где у божьей коровки бескрайний поход по листу
            Подорожника в неодолимую дальнюю даль,

            И не видно конца в том мучительном, долгом пути,
            И неясно, чего же ей ждать в неизвестном конце,
            В этом мире она вдруг внезапно устанет идти.
            И взлетит. И ко мне на винтовочный сядет прицел.

            И как будто решив, что последний закончился срок,
            Я негаданно вздрогну в промозглом стогу у межи
            И плечом поведу. И случайно нажму на курок.
            И промажу. И ты этим утром останешься жив.
            Влад Южаков

              • Разве я сказала, что Ваше стихо — не поэзия? Я пытаюсь оспорить «волшебность» ваших слов, только и всего. Вы считаете, что вывели ими читателей из «сытой спячки»?))) Как-то не очень хорошо Вы думаете о своих читателях…

                • Да, собственно, от стихотворения какой-то тлетворной безысходностью и не веет. Я понимаю его так: есть вот такая сторона жизни, а есть вот такая, другая, о которой мы все, что греха таить, все-таки чаще забываем, чем помним. Так уж устроен человек, что хорошее помнится лучше, а плохое не то чтобы хуже, но легче забывается, стоит только захотеть. Однако забыть не значит отменить.
                  Маленький эпизод из большой жизни, немного другой жизни… Вот и всё. Это нормально, это хороший рабочий момент, и всякий сам выбирает, о чем и как ему писать. К тому же Сергей не заваливает нас ежедневно тоннами чернухи, это, похоже, первое произведение, которое я читал у него, в котором такая вот покоробившая сердца «блюстителей нравов» правда жизни. Вот там, на конкурсе, одна женщина написала про запрещенный прием, который нельзя использовать якобы потому, что он стопроцентно срабатывает (?!). Где же логика? будем использовать только сомнительные приемы, которые то ли сработают, то ли нет? Едва ли мы можем себе позволить такое расточительство. Там еще приводится сравнение с девочками, лежащими в гробах (типа, режиссер тоже нечестный человек, он знал, на какую наживку зритель точно клюнет). Тут, я думаю, другое — приемы приемами, какие там стопроцентно работают, а какие — нет, оставим разбираться тем, кто их использует. Главнее другое: ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТ, какова конечная цель? И цель может оправдывать средства, как видно из практики. А то получается: снял детей в гробах, я полдня ревела, жуть жутью, а потом подумала — какой же вы, товарищ режиссер, козел! Знали, чем пронять! Пользуетесь людской слабостью и прочее подобное. Это разговоры в пользу бедных. Чтобы вышибить слезу, если слеза как конечная цель, используют массу приемов, и вовсе не факт, что слеза та искусственная, «вышибленная». Иногда, знаете, и поплакать не грех.
                  Вот и здесь. С судейской точки зрения все работы разделились на три части: слева «семейные открытки» с опереточным ДМ,оленями и елками, справа — стихотворение С. Чинарова. А посередине победители. Почему? Потому что авторы (победители и призеры) «не впали в крайности». Вот и все. Я не сказал, что написали лучше, я только сказал, что не так написали. Вот и результат.

                • Лена, я вас зацепил? Зацепил. Иначе б вы здесь сами себя сейчас не уговаривали. Я использовал ужастики? Мы разобрались что нет. Я вышибал слезу, рассказывал о нечеловеческих страданиях ребенка и душевных муках? Тоже нет. Я обратился напрямую к вашей душе и она проявила проснулась. Вам это чувство неприятно и вы пытаетесь его оспорить — но разум не выдает подходящих аргументов. Это не волшебство? Возможно вы готовы назвать это злым колдовством. Но опять не получается, потому что душа пробуждается не ко злу, а к добру.

                  Ну а про тех, кто не пробудится ни за что…Тоже странный аргумент. Ведь вы же и сами прекрасно знаете: много людей стихов не читают. ВООБЩЕ. НИКОГДА…Так зачем же вы пишете стихи, Лена?

  5. Хорошо, что Вы, Сергей, разместили это стихотворение на своей странице и дали нам возможность его обсудить. Думаю, сделать это нужно обязательно.

    В первую очередь, чтобы больше на этот момент не отвлекаться, выскажусь о чисто техническом моменте, который, как я вижу, не только мне немного испортил впечатление от стиха. Я о том самом «жезле» как «палке преткновения» в нашем случае. Если заменить его на более привычный в контексте термин «посох» (и в первом, и во втором случае сделать это можно совершенно без ущерба для текста, не нарушая размера: «посохом взмахнуть волнообразно», «посох — старой швабры черенок»), текст не только не пострадает, но и выиграет, мне кажется. Исчезнет сочетание согласных, которые застревают комом и нарушают плавность строк. Прошу Вас подумать об этом, пока стихотворение не разошлось по литературным пабликам и личным страницам их подписчиков волной перепостов.

    Ну и, наконец, по существу…
    Моё восприятие текста оказалось отличным от восприятия судей, сказавших о запрещённом приёме, использованном автором. Не берусь судить, по какой причине — возможно, из-за моего личного пристрастия к таким вот сильным образам и личной моей антипатии к полутонам и всяческим изыскам, прячущим страшные вещи в политкорректные симпатичные обёртки, а возможно и в силу моего «среднего возраста» и среднего же ума 🙂

    Действительно, автору удалось всего лишь двумя словами (не содержащими, в общем-то никакой «чернухи» самим по себе) вывести из равновесия читателя. Понятно, что в силу новогодней тематики конкурса, читатель оказался к такому повороту событий не готов. Так что, если автор ставил своей задачей заставить читателя поперхнуться бутербродом и лишить его предпраздничного настроя, то с этой задачей он справился вполне.
    Другое дело, оправдана ли такая задача… Но это, я считаю, уже личное дело поэта и говорить ему о том, какие приёмы использовать в поэзии можно, а от каких следует воздерживаться, я, как обыкновенный читатель, вряд ли в праве. Моё «читательское» дело — принимать либо не принимать произведение близко к сердцу.

    Однако, Сергей, не могу не сказать Вам, что в комментах напрасно Вы так высказываетесь в адрес публики в целом и судей в частности. С чего Вы взяли-то, что те люди, которые проводили отбор произведений и писали рецензии на них, сплошь «сытые, довольные человечки а предвкушении радостной бухаловочки»? Вы с ними знакомы? Вы что-то знаете о том, чем они занимаются, как живут, о чём пишут?..

    • В данном случае «вправе» — слитно, ибо наречие. А радостные сытые человечки в предвкушении бухаловки — это мы сами все и есть, Новый Год же близко! Типично ли, если процентов 80 сидят и думают: завтра Новый Год, есть не буду, пить не буду, праздновать не буду, лягу спать в 23.00 голодным и злым?

      • Слитно, так слитно — я не против…
        Нет, конечно, вряд ли кто-то ляжет спать, не дождавшись наступления Нового Года, голодным и злым. Но речь не об этом. Степень наполненности желудка в новогоднюю ночь — отнюдь не показатель степени пустоты в головах, тут взаимосвязь более сложная)))

        • А я и не говорю, что все, кто желает в новогоднюю ночь напиться/наесться и повеселиться обязательно пустоголовые. К тому же термин «пустоголовость» вовсе не синоним черствости, равнодушию. И пустоголовый может сострадать (по себе знаю)))))…

    • Ирина, про посох был не согласен. Мне еще Ирина Кемакова давеча заметила. Но глянул в Ефремову …и никуда не деться. Ныне посох и жезл по Ефремовой различаются лишь длиной, в принципе. Жезл — короткая палка.Посох — длинная. Согласен теперь

      А насчет порчи предпраздничного настроя…знаете, в празднующих компаниях часто находится человек, который предлагает помянуть отсутствующих друзей. Стоя, не чокаясь. Портит ли это праздник? Или все-таки делает его наоборот более душевным, содержательным, сближающим людей, объединенных столом.

      Ну а бывает, что помянуть то и некому — всем не до того.

      Ну а насчет последнего: вы знаете, Ирина, мне отчетливо видна злость и отчетливо понимание отчего она возникло.Я не зря журналистскую пайку-таки ел 20 лет, поверьте.
      Все у них от дискомфорта. Вот типа когда душную-предушую комнату с отчаянно спертым воздухом распахивают настежь, чтобы проветрить, поначалу присутствующие тоже начинают испытывать дискомфорт. Ведь они притерлись к перегреву 25 цельсия, а температура вдруг понизилась на целых три градуса. Этого достаточно, чтобы начали материть открывшего окно.И только потом через какое-то время начинает приносить удовольствие свежий воздух…Но сказанного со зла уже не воротить. Уверен, здесь будет то же самое. Через два-три-четыре дня мнения изменятся, но слова из протокола уже не забрать обратно. А в следующий раз в очередной душной комнате вновь возникнет аналогичная ситуация. 🙂

      • Возможно и возникнет. А куда ж без этого? Люди все разные, восприятие разное, мнения разные. Так всегда было и всегда будет. Однако стихотворение состоялось и слова из него уже не выкинуть — кому-то оно по душе, кому-то нет. Я сама, оказавшись невольно между двух огней, понимаю и автора, и его оппонентов. Но, как сказал Борис Борисович Гребенщиков, «я не могу принять сторону — я не знаю никого, кто не прав»…

        • Вся эта ситуация мне напомнила несколько ситуацию чуть иного плана, произошедшую непосредственно со мной. Лет 10 назад, когда меня с моим другом пригласили на радио, где мы читали свои стихи (всего вышло 3 передачи), нас стали звать почитать что-нибудь в школы. Сначала в школу, где тогда работал я, потом еще в 5 — 6 местах по городу мы читали стихи, свои и других авторов. Причем каждое наше мероприятие было напрочь лишено всякого официоза: мы не просто чинно и благородно читали стихи, но еще и определенным образом «заводили» публику, как это делают в передаче двое ведущих. Так, взаимно подкалывая друг друга, комментируя и дополняя (а друг мой еще и хороший художник, он на доске еще и изображал что-то) мы имели успех. В целом и общем можно сказать, что наша миссия удалась: детям понравилось, мы получили моральное удовлетворение, да еще и попили чаю в теплой дружеской обстановке, классные руководители поставили галочку о проведенном мероприятии «с участием двух местных знаменитых поэтов!» :-).
          Я отнесся к этому всему совершенно спокойно, позвали — пойдем, не позвали — не пойдем, никакого неудобства я от этого не ощущал, тем более, что денег нам не платили и за автографами очередь не стояла. Короче, мне было хорошо в душевном смысле, я считал это работой, той, которая нравится. Собственно, и всё. А мой друг, вкусив от бренного тела какой-никакой, но славы, раздухарился: давай, говорит, устроим «чес» по школам, пропиаримся по-полной, когда еще предстоит?! Такой шанс упускать нельзя! и т. д. Я отнесся очень сдержанно — что, говорю, объявления пойдешь клеить, что выступают великие поэты? Или по школам будешь цельный день мотаться, навязываться? Что-то, говорю, мне эта идея не по душе, да и времени нет столько свободного. Ладно, говорит, я сам тогда. Ну, хозяин-барин. Где-то через пару недель он пришел ко мне в гости. И какой-то, смотрю, не в себе, что на него совсем не похоже, обычно это веселый, жизнерадостный парень. Колись, говорю, что случилось? А он, оказывается, стал уже работать в одиночку, пару раз в каких-то школах сумел что-то прочесть, а потом от библиотеки получил «путевку» выступить в доме инвалидов. Вот, говорит, читаю, а мне так хреново, что и словами не передать: там кто в колясках, кто слепой/глухой/безногий безрукий, кого-то трясет все время… И ощущение такое, что, все эти люди будто говорят: мол, чего ты приперся, молодой, здоровый, на двух ногах с двумя руками, и стихи свои задорные тут читаешь, в месте бесконечной скорби? Вроде завидуют они мне черной завистью, говорит. Смотрю, с ним истерика почти. Не буду, говорит, больше выступать вообще! Сил никаких нету, чувствую себя злобным уродом, который над калеками глумится! А я ему и говорю: сам хотел выступать? Вот тебе и пожалуйста, в жизни ж не только красивые девушки да благоговейные юноши, и стихи твои что, только для определенной публики? Люди собрались тебя послушать? Да, говорит, мест свободных не было. Чего тебе, говорю, еще надо-то? Чувствуешь, что виноват перед ними? Стань, говорю, тогда таким же, как они, или вылечи их всех ,чтобы не терзаться, или не ходи в подобные заведения. Не можешь? Тогда не дергайся, не ты виноват в их инвалидности, не тебе каяться, тем более, что не каяться пришел, а стихи читать. Тем самым ты хоть как-то им помог. Смотрю, он очень быстро пришел в себя, но больше «чесов» таких не устраивал…

      • Сергей, возможно я ошибаюсь, но вот эти две строки :Посохом взмахнуть волнообразно,Громко крикнуть: «Ёлочка, зажгись!» правильнее звучали бы вот в таком варианте: «Посохом взмахнешь волнообразно, Громко крикнешь «Елочка зажгись!». Хочу опубликовать на своей страничке В ФБ, поэтому хотел бы уточнить как ты на это смотришь.

        • Нет, тут именно взмахНУТЬ. Тут пропущено но подразумевается слово «если».(взмахнуть именно ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС) А взмахНЕШЬ — в данном контексте это то, что ЛГ уже как бы делал. Этакое будущее совершЁнное время. Как там в английской грамматике? Future Perfect В русском языке нет такой отдельной формы глагола, она выстраивается контекстом, подразумевающим дополнительное слово. Посохом (бывало) взмахнешь… И получается вот такая двойственность. Ну типа в прошлые разы получалось, авось и сейчас получится.

          • Зато в русском языке есть виды прошедшего времени, которые никак не удавалось растолковать иностранцам. Например: можно сказать «я сходил в магазин» и «я ходил в магазин» — в немецком языке никакого различия нет, глагол gehen будет стоять в прошедшем времени и не более. Но в русском варианте возможно продолжение: «я сходил в магазин много раз» и «я ходил в магазин много раз» в первом случае совершенный вид, во втором — несовершенный. Или даже однократно — «Ты ходил сегодня в магазин?» — «Да, ходил». То же с приставкой «с». Смысловой разницы нет. А иностранец не может понять: как так, глаголы разные, хоть и однокоренные, а смысл не меняется. Но это еще не все. Где-то встречал упоминание о русском неполном прошедшем времени, так те же немцы вообще вешались — «похаживал в магазин»! 🙂

            • В английском все эти сходих-ходил-приходил по полочкам. Человек 10 к нам у нас с 8 класса перевели из расформированной школы с изучением немецкого. Они всегда хвастались как у них все просто.А у нас как раз все эти перфекты пошли и всякая хрень. Причем там до хрена слов-исключений, которые спрягаются без всяких правил — общем, как хотят себе, так и спрягаются. В Англии то их с детства знают, а у нас вызубрить никак не получалось. Утешало одно: мы со злорадством представляли. как англичане пытаются учить наши падежи. 🙂

  6. Дед-Морозы нам не дарят счастье.
    Знаю. Дед-Морозом был не раз.
    О счастье, даримом Дед-Морозом, лучше знают дети. И хороший Д-М умеет его дарить, иначе дети не ждали бы его с таким нетерпением. Если Д-М этого не умеет, ему лучше найти другую роль в НГ.
    распахнувши (вши в стихах не очень)… поверишь, заходишь – глагол, 2 лицо, буд. вр
    взмахнуть… крикнуть – инфинитив. Глаголы ЗАГУЛЯЛИ?
    «И другая заиграет жизнь» — какая? жизнь пела что ль до этого?
    «Посох стал Палкою волшебной» ?
    «Посох мой – от швабры черенок.» Черенок — это от лопаты. У швабры длинная круглая ручка. Логичней было б увидеть во сне посох в виде протеза. По Фрейду.
    «Маленькая девочка Без ног.» Бьёт на жалость. Логичней выглядит маленький ядерный взрыв за окном в виде салюта. Стих стал бы взрывным, а не безногим.

    • Да не бьет на жалость. Бытовая зарисовка с натуры. Что теперь, не писать про это? А вот маленький ядерный взрыв за окном и выглядит куда как нелогично, да и вообще — будь такое, кто бы про него написал? Взрыв-то за окном! Ядерный. Лучше бы их совсем не было, взрывов этих, ни ядерных, ни обычных, ни больших, ни маленьких.
      Про другую заигравшую жизнь — сначала одна играла, потом другая заиграла. Причем тут пела она раньше или в футбол играла?! Дед Мороз счастья действительно не дарит, его, Деда то есть, не существует. В школе его обычно заменяет физрук/трудовик ,либо кто-то из приглашенных, в других организациях тоже. Он (кто-то в его образе) дарит подарки. Да и, собственно, вся роль Деда Мороза чисто декоративная: кричать — елочка, гори!, водить с ребятишками хоровод да вручать подарки, конкурсы проводить. Тут какого-то сверхталанта не требуется — дети прекрасно знают, что это — Степан Викторович, учитель физкультуры. Наденьте антураж Деда Мороза и обладайте хоть чуть-чуть какими-то человеческими качествами, и ваш Дед Мороз вполне удастся.
      Про глаголы я уже устал повторять: стих ведь не статичен, он состоит из смысловых фрагментов, события в одних уже произошли, в других происходят сейчас, в третьих еще только начнут происходить. Плюс авторское отношение к описываемым событиям. Отсюда и разброс времен, наклонений, лиц и чисел. Не вижу ничего в этом крамольного.
      Вывод: комментарий из разряда «раз начал ругать, то надо ругать, а когда ругать не за что, надо придумать, за что». Точно как в армии — если виноватого нельзя найти, его надо назначить.

  7. Википедия
    Шва́бра (от нем. Schwabber) — инструмент. Чаще всего швабра представляет собой платформу (плоскую рейку шириной около 5 см и длиной около 50 см при толщине не больше 1—2 см), к которой перпендикулярно крепится длинная круглая РУЧКА длиной чаще всего от 90 до 160 см.

    • Давайте, голубчик, коль уж мы работаем со словом, пользоваться таки в первую очередь словарями. а не вики. МЫ не пытаемся доказать друг другу — как называется деталь швабры (кстати, в технологической документации она обычно именуется штоком, а не ручкой). Разговор идет о том. как ДОПУСКАЕТСЯ называть эту деталь.И здесь википедия, дающая в данном случае одно единственное поименование, почти что бесполезна.
      Слово «черенок» имеет словарную помету «разговорное». В данном случае стихотворение стилизовано под устный разговор ЛГ, зафиксированный автором письменно и применение разговорных слов усиливает эту стилизацию.

  8. напомнило почему-то Вертинского «Безноженьку», только более жЫзненно… брутально.
    Кроме пунктуации меня ничего не смутило и всего хватило)

  9. Круууть. Конец очень неожиданный, и всё-таки бьёт на жалость, но как-то очень в тему бьёт, более того, придаёт законченный смысл всему стихотворению. Становится понятно, о каких несбывшихся чудесах стоит сожалеть…

Добавить комментарий

Войти с помощью: