Советские мультфильмы заслуженно славились своей добротой и поучительностью. Они прививали детям важные моральные ценности: уважение к старшим, независимо от их социального статуса или успеваемости, честность, преданность, настоящую любовь, отзывчивость и крепкую дружбу.
В современном обществе всё отчётливее проявляется тревожная тенденция: нравственные ориентиры теряют свою чёткость. Лицемерие, обман и ложь проникают в различные сферы жизни, а искренность становится всё более ценной и редкой. Создаётся впечатление, что XXI век ознаменовался кризисом морали, где негативные проявления всё чаще заслоняют собой позитивные.
Этот контраст особенно заметен, если обратиться к воспитательному потенциалу советских мультфильмов. В них доброта и честность были не просто темами, а самой сутью повествования. Мораль преподносилась в лёгкой и ненавязчивой форме, но при этом формировала у юных зрителей ясное представление о добре и зле.
Современные мультфильмы, к сожалению, нередко транслируют сомнительные ценности, особенно в вопросах выбора партнёра. Часто можно заметить, как родители внушают своим дочерям, что финансовое благополучие будущего мужа — дорогой дом, престижный автомобиль и высокая зарплата — должно быть главным критерием. Добрые качества, порядочность и достойные поступки при этом, к сожалению, отодвигаются на второй план. В советских мультфильмах, напротив, акцент делался на уважении к личности и построении отношений, основанных на взаимной симпатии и человеческих качествах, а не на социальном статусе.
Действительно, подобный акцент на материальном благополучии в современных мультфильмах вызывает обеспокоенность. Он формирует у юных зрителей, особенно у девочек, искаженное представление о ценностях в отношениях. Вместо того, чтобы учить их ценить доброту, честность, взаимопонимание и поддержку, им подсознательно внушается идея о том, что финансовая стабильность — это залог счастливой жизни.
Это может привести к тому, что, взрослея, девушки будут оценивать потенциальных партнеров исключительно с точки зрения их материального достатка, игнорируя важные личностные качества. В конечном итоге, это может привести к несчастливым бракам и разочарованиям, ведь деньги не могут заменить любовь, уважение и взаимопонимание.
В противовес этому, советские мультфильмы, такие как «Аленький цветочек» или «Морозко», демонстрировали совершенно иные ценности. В них герои выбирали друг друга не за богатство или социальный статус, а за доброту, смелость, честность и готовность прийти на помощь. Эти мультфильмы учили детей ценить внутреннюю красоту и человеческие качества, а не внешние атрибуты.
Важно отметить, что проблема не только в транслируемых ценностях, но и в отсутствии альтернативы. Современные мультфильмы, пропагандирующие здоровые отношения, основанные на взаимном уважении и любви, встречаются гораздо реже. Однако сейчас никто не будет больше создавать и поддерживать хорошие проекты, которые будут учить детей правильным ценностям и формировать у них адекватное представление о том, что действительно важно в отношениях.
Мда. Это сурьёзно.
Вот только Чебурашка нашел всего лишь одного единственного друга — такого же урода для других, как он сам — крокодила Гену. Вот и вся мораль. А Дядя Федор из Простоквашино просто из семьи ушел на фиг. Лишь потому, что мама не разрешила сию же минуту взять домой приблудного кота. (мог бы и поуговаривать недельку, а?) Вот и вся семейная ценность, вот и весь урок для детей. Не согласен с мамой — ну и пошла она нах. Ну и так далее — по всем мультяшкам.
Пожалуй, самый позитивный персонаж Волк. Уж сколько ему каждый раз достается от подлого (находчивого, как вы сказали) Зайца- но он несгибаем духом и продолжает вести свою линию.
И уж как тут не вспомнить мульт «Голубой щенок» Помните? «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой» Это как раз о нравственных ценностях. Но дело в том, что щенок-гей здесь как раз положительный персонаж. Кстати, песня из Чебурашки не о том же? «Катится, катится голубой вагон». И Чебурашка и Гена ведь одного пола и невест у них по сюжету никак не предвидится. И сидят они в ГОЛУБОМ ввагоне в обнимку.
Ну, собственно, какой советский мульт не возьми — мораль везде сомнительна и даже очень.
Чем кончается «Вовка в тридевятом царстве»? А тем, что герой взялся помогать старухе, но с превеликой радостью забыл о школе. А «Антошка»? «Пойдем копать картошку» — это вместо уроков, что ли?
Эт цетера, эт цетера.
Какой советский мультик ни возьми — и все мораль какая то… не такая. И несоветская и даже не буржуазная. «Бременские музыканты» Опять о том, что родителей слушаться ни к чему. Особенно в вопросах преждевременных сексуальных отношений. Винни Пух — вообще левый какой то персонаж и уж никак не образец для детского подражания. «Чего хочешь, меда или варенья.? Всего. можно без хлеба. Совершенно вредительский подход к детскому питанию. Ну в общем можно километрами эти мульты перечислять. Незнайку вон возьмите. Хорош образец? Он ведь не высмеивается — он в той группе — лидер. Да мало ли кого.
Вообще советскую мультипликацию как целостное явление нельзя рассматривать только в идеальном контексте, как нельзя ее рассматривать в сугубо черных тонах. Да, там были и шедевры, и откровенная белиберда. Это уж каждый на свой вкус найдет. Что касается приведенного здесь Чебурашки — меня что мультик, что книга всегда бесили — во-первых, повествование откровенно скучное, без каких-либо значимых действий. Во-вторых, какие-то малоприятные персонажи: бомж, непонятно откуда взявшийся, и крокодил Гена (типичный советский бич), маргинальная старуха Шапокляк и т. д. Все ищут себе друзей. Для чего такие ищут себе друзей? Правильно, чтобы «культурно закирять». Такое впечатление, что они в итоге на этой почве и сошлись. В-третьих, сама трактовка: поиск друга… в СССР?! Да ладно! Тут все друг другу братья, сестры, друзья и подруги! В СССР нет «бездрузьевых» граждан! Чему такой мультик учит — судите сами.
Заяц и Волк — известная дихотомия из «Ну, погоди!» культового советского мультсериала. Здесь противостояние «бич — цивильный» подчеркнуто еще сильнее: маргинал Волк гоняется за успешным добропорядочным Зайцем, причем непонятно, зачем. Съесть? Ну, если он протяжении такого времени ничего (никого) больше не съел, то ко второй серии должен был бы протянуть лапы. Но нет — как справделиво заметил тов. Чинаров С. Е., волк в любой серии бодр и свеж. Вообще мультфильм спасается только непрерывным драйвом, постоянным действием, вот этой погоней ради погони. На этом фоне забываешь задать себе вопрос — а кто они такие вообще, Заяц и Волк? Чего они, собственно, хотят? Пусть один бесконечно ловит другого, иначе кина не будет, и если поймает — то тоже не будет. Чистый экшн.
В этой связи хотелось бы заострить внимание вот на чем. И в случае с Чебурашкой и Геной, и в случае с Зайцем и Волком мы имеем странную «пропаганду» семейных ценностей в СССР — все эти персонажи без флага и родины, без детей, родителей, иных родственников. Это не только тут, а практически везде — дядя Федор, действительно, уходит из дома по пустяковому поводу, в мультфильме «Самый маленький гном» у гномика Васи только дедушка и бабушка, которые вечно сидят в креслах и подобно Конфуцию изрекают какие-то жизненные истины, комментируя поступки Васи. Где его родители и почему обязанности по воспитанию несовершеннолетнего не исполняют — ответа нет.
Незнайка, хоть и иной несколько случай, там коротышки вообще как «взрослые дети», но кто они, что они, кто их родители и прочее — остается за кадром, типа, этот вопрос не главный, поэтому Н. Н. Носов его легко обходит. Жили себе малыши-коротыши, каждый был ростом с небольшой огурец — и всё, больше ничего про этот народ знать не полагается. Интересно, что коротышки двуполы — а вот зачем двуполы — просто гендерные стереотипы: есть-де мужские профессии, есть женские, и на этом опять всё. Никакой сексуальной подоплеки, даже самой минимальной. Что это — сатира на коммунистическое общество, где даже размножаться не нужно, или такое совсем уж грубое упрощение для детей? Но дети-то эту тему «секут на раз»! Попробуйте сами найти ответ. Вообще эта асексуальность пронизывает все советское творчество, а мультипликацию особенно: вот вам ответ на вопрос, почему советские режиссеры-мультипликаторы старательно обходили родственников, пап/мам и прочего — дети принесены аистом, аист в нашей сказке не участвует, поэтому с этим снова всё, раз и навсегда.
P. S. За сим закругляюсь, ибо если я на любимого конька сяду, так и не слезу, пока он не издохнет, загнанный) Интересующимся этим вопросом могу порекомендовать сборник эссе М. Ю. Елизарова «Бураттини. Фашизм прошел», где автор достаточно профессионально рассматривает всякие подобные сюжеты и у которого я, каюсь, кое-что заимствовал. С ним можно соглашаться/не соглашаться, но вот чего не отнять, так это того, что данный автор дает толчок к критическому осмыслению вроде всем понятным и простым произведениям. Sic, quod erad demonstrandum)