Каникулы

Новый день наступил на чистой, зелёной земле,
И, срастаясь с безмолвием, звук летел в облака.
Оживляя простор нехоженых, диких полей,
Дождь из пчёл зашумел на клевере и васильках.

Чёрный дрозд взмыл над морем, слетев со ржавых путей.
Задрожали, забились рельсы, зафыркал мотор:
На дрезине, ещё не забывшей век скоростей,
Едут трое, любуясь на виды моря и гор.

В целом мире одни – муж, жена, семилетний Джим –
Бесконечны каникулы этих людей троих.
«Вот бы мир опустел!» – никакой не нужен нажим:
Помечтали – утром людской муравейник затих.

И молчат Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Монтеррей.
Нескончаемо лето в зарослях трав и цветов,
Лишь они в этом царстве птиц, насекомых, зверей.
Мир вокруг – с глазами наивными глупых коров.

Только вскоре стал пресен и скучен безлюдный мир,
Где гуляет лишь ветер по улицам городов,
Раем кажется им механический ад квартир,
Детский смех так желанен из опустелых садов.

Опостылел маршрут, и горька мужская слеза –
Не признаться в этом ни сыну, ни милой жене.
Мальчик пишет желанье с мольбою в грустных глазах,
А бутылку с запиской отдаст зелёной волне.

На пустой планете без друга ребёнок устал,
Может, люди появятся вновь на грешной земле.
Солнце рельсы настроит, запахнет дёгтем от шпал,
И покатится мир по наезженной колее.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Каникулы: 36 комментариев

  1. Тема идея сюжет. Я их не увидел, не понял. О чем? Что хотел сказать автор об этом? Как он это сделал? Три кита произведения. И чем длиннее стихотворение, тем надежнее должны быть киты. Где центральный, стержневой конфликт? Нет конфликта — нет сюжета. Красиво но…вялотекуще. Если вся мысль лишь о том, что без людей на земле плохо, а с людьми хорошо — то вы как бы залепили из гаубицы фугасом по воробью.

    По мелочам. Как то не доводилось слышать о скоростных дрезинах. Дрезина может быть ручной, может быть на движке от мопеда. А вообще дрезина — это подсобное средство для перевозки небольшохо количества людей и грузов на малые расстояния. Ей незачем быть скоростной, чтобы проехать 5-10-20 километров.
    Шпалы пахнут креозотом, а не дегтем. Деготь по сравнению с ним — французские духи.

    • Сергей, спасибо за комментарий! Это моё восприятие одного из любимых рассказов Р. Брэдбери — «Каникулы». Насчет конфликта — да, соглашусь. Не показала, почему эта семья хотела, чтобы мир стал пустым. Думаете, если добавлю строфу, это спасёт ситуацию? Что-нибудь типа:
      Без насилия люди исчезли с лица земли,
      На которой охотились, хоть и не голодны,
      Люди, что беспричинно жестокими быть могли,
      Что несли в мир нелепости, шум и ужас войны.
      Про дрезину — она и не была скоростной. Просто это единственная техника, которая осталась на земле, а век — 20-ый. Семья на дрезине путешествовала — запланировала каникулы на 30 лет, папа вооружился картой, составил маршрут, взял канистру с бензином. Они проезжали от привала до привала километров по 90. По-моему, рассказ написан был в 1965 году.
      Насчет шпал и креозота — цитирую перевод, который у меня:
      «Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал, и мужчина легонько постукивал пальцем по своему карманному атласу».

      • Думаю оставьте жэто как техническое упражнение. Если хотите произведение — надо все переделывать и в первую очередь выстраивать сюжет. Начиная прямо с фабулы. У вас и фабула провальная. Вот смотрите. Фабула. На земле никого.Пустынная така идиллическая природа. По ржавым (!!!) рельсам пошла мотодрезина. Это означает, что семья отправилась в путешествие по старой заброшенной ветке -такие прокладывались к дальним рудникам или чему-то подобному.Людей там заведомо давно уж нет — разве какой самогонщик вдали от народа прятался в сухой закон. Потом оказывается, что эти трое дружно мечтали, чтобы мир остался без людей. И вот когда получили желаемое, зачем-то отправились в безлюдную гнлухомань, любоваться видами моря и гор. Другоо маршрута они принципиально не выбирают, потому что хотя этот им опостылел, они не делают попытки поехать куда-то еще, а лишь мечтают(там же на заброшенной ветке в горах), чтобы люди вернулись. Заметьте, фактографические ссылки на Бредбери некоррректны. У вас нигде не написано, что на дрезине можно выстроить маршрут на 30 лет, да еще и на ордной канистре бензина. А вот 90 километров на марш — это примерно скорость велосипеда (14 км в час). Только дрезина много тяжелей автомобиля, потому уже в 1965 мотодрезины были дизельные. Но это уже не важно. Важно то, что вы описали лишь фабульно пепречисленное мной.А в дрезине меня удивило — почему она должна помнить век скоростей.
        То-есть у вас получилось краткое и несовершенное изложение рассказа Бредбери. Хотя сами его рассказы — не совсем проза, это синтетика прозы и поэзии. Там, как в поэзии, очень большую роль играет мелодика слова, скрытые ассоциации — почти весь набор поэтических приемов. И пересказывать ТАКОЕ в жанре изложения — дело безнадежное. Надеюсь, мое мнение вас не очень расстроило.

          • И не надо расстраиваться, потому-что пишете Вы хорошо. Фабула-мабула…»Маймуну я не понимаю! Ты цак вставляй!» — тоже фантастика. Китов не считал, потому-что не умею. А фантастикой в своё время зачитывался, да и сейчас люблю.иногда полакомиться чем-нибудь этаким…Не сочтёте за наглость, если я своим стишком поделюсь, по рассказу К.Саймака написанным когда-то?

              • Автор:

                Егармин
                Автор оригинала:
                егармин
                Жанр:
                Вне разделов
                Опавший
                Опавший лист покажется мне странным,
                Хоть все на месте: жилки, черешок…
                А дворничиха, жаворонок ранний,
                Зевая, запихнет его в мешок,

                И не заметит (вот стальные нервы!) —
                Что на листе, сквозь золото и медь,
                Виднеется:»500, примерно, евро.»
                И подпись: «Клиффорд Саймак.»
                О — хре — неть!

                25.12.2013.

                    • А мне вот «Денежное дерево» шибко понравилось.С юмором написано. Этот стишок у меня не был ни задуман, ни запланирован так. Начал писать про осень, обычное такое что-то. И ни с того, ни с сего вспомнил рассказ Саймака. И вот пофантазировал на тему фантастики. А Вы меня заставили про это вспомнить.

                • Почему дворничиха жаворонок то? Птичка тем приметнаяя, что носится вверх — вниз и песенки при этом распевает. Странное сравнение. Ну не встречал я поющих поутру дворничих. Может в Литве так полагается?

                  • Ну, не сова же! Я вот «сова» по отношению к времени суток.
                    Кроме того, в Литве, например, громко разговаривающие рано утром дворничихи часто встречаются.А ежели рэп к пению относится, то и их к певицам причислить можно.))

                    • Ты жаворонок употребляешь не в тех смыслах. Тем более с прилагательным «ранний». А классифиукация сова-жаворонок здесь вообще не катит. Будь ты хоть семь раз сова,а на вахту небось вскакивал в любое время суток. Так что ж тебя каждую раннюю вахту жаворонком обзывать?

                    • Каг говаривала герцогиня из Зазеркалья, видала, мол, я таких сов по сравнением с которыми эта сова просто крокодил

                  • Но по факту-то всё-равно жаворонком являешься, коль рано встал. Кстати, со временем привыкаешь, меняется режим, биочасы перестраиваются. Я уже теперь полусовой — полужаворонком стал.

                    • Да ладно! Я встаю в 6.15. И от этого я не стала жаворонком даже в мыслях. В выходные я честно дрыхну до 11-12, и горе тому, кто заставит меня встать раньше. И никакие часы у меня никуда не перевелись 🙂

                    • Дак ведь какие Ваши годы-то? Настанет время — переведутся!

                    • Ну, за 20 лет школы-института-работы чего-то как-то не перевелись. Думаете, 20 лет — это еще не достаточно?))

          • Стоп стоп. Вот здесь слово неудачное — неуместно. Для упражнения очень хорошо. Упражнение по чистописанию. Написано то очень чистенько, мелодично, красиво (без красивостей). В общем как упражнение — полный зачет.

            Такие вещи очень полезно иметь под рукой. Когда достигнете определенного ТЕХНИЧЕСКОГО уровня, будете оттуда фрагменты заимствовать в новые реальные стихи.Иногда бывает, так ложится — лучше и не придумаешь. Я как на комп перешел — ничего не выкидываю. Ни набросков, ни упражнений,. ни неудач…Бывает — очень пригождается.

              • А хочется, так начинайте с сюжета. Кстати, изложения до вас и велкие поэты писали ни о кого не получалось достойно.А в данном случае лучше попробуйте свою версию этой истории написать. Не гипсовый слепок, а свою, самостоятельную. Знаете сколько Гамлетов было написано в свое время. Но только один — Шекспира.

                  • Кстати вот вам примерно та же тема, Роберт Рождественский

                    По стебелечку
                    вверх и вверх
                    ползет
                    травяная вошь…
                    Зачем живешь,
                    человек, —
                    если так
                    живешь?..
                    Представь,
                    что атомный кошмар
                    двоится
                    и дрожит.
                    Земля пуста,
                    как твой карман.
                    А ты, допустим,
                    жив.
                    Удачлив,
                    будто царь царей.
                    Как финн,
                    невозмутим.
                    Ты выжил.
                    Вышел.
                    Уцелел.
                    На всей Земле —
                    один.
                    Один
                    среди песков и льдин,
                    куда б ни заходил:
                    идешь —
                    один.
                    Заснешь —
                    один.
                    Печалишься —
                    один.
                    На этой лучшей из планет,
                    разорванной, как нерв,
                    законов —
                    нет,
                    знакомых —
                    нет
                    и незнакомых —
                    нет.
                    Нет на Земле
                    на все
                    края,
                    на длинные
                    года
                    ни захудалого
                    кота,
                    ни пса,
                    ни воробья.
                    Все выметено.
                    Все мертво.
                    От сквозняков
                    храпя,
                    пустые
                    станции
                    метро
                    ждут
                    одного тебя.
                    И этот мир необратим,
                    никем
                    необратим.
                    Идешь —
                    один.
                    Поешь —
                    один.
                    И видишь сны —
                    один.
                    Ты сам —
                    на шесть материков,
                    в дожди,
                    в жару,
                    в снега,
                    на все моря
                    без берегов,
                    на пароходы
                    без гудков,
                    на телефоны
                    без звонков.
                    (И даже нет врага.)
                    Ты сам —
                    на двадцать первый век…
                    «Не надо!!
                    Чур-чура!!.»
                    Зачем кричишь,
                    о человек?
                    Ведь ты молчал
                    вчера.

  2. А почему про женщину, лишь одно упоминание, Папа плачет, ребенок — бутылку отдает…..Если стихотворение — это почти проза но зарифмованная конечно ,и вы начинаете писать о трех ЛГ ..и если представить, что условно я прочитала рассказ, то вот мне например непонятно, что с женщиной..

Добавить комментарий

Войти с помощью: