Девочка и вечер

Синий вечер прятку* нашёл в кустах
Сонных и озябших озёрных ив.
Хлипкие лавинки** в сырых местах
Под ногами быстрыми «чив»да «чив».

Девочка на берег взбежит крутой,
Волосы – небрежно рукой с лица.
За притихшей к ночи густой трестой***
Чёрной точкой – лодка её отца.

Озеро загнало барашки волн
До рассвета спать в потаённый хлев.
Ветер тоже стих, впечатлений полн,
Напоследок песню негромко спев.

Девочка помашет отцу рукой,
Пронесётся эхом девчонкин крик
И стыдливо смолкнет. Хранит покой
До рассвета войско – густой тростник.

Путь назад. Знакомо «чив-чив» звучит …
Вечер осмелеет – во тьме вольней! –
К впадинкам прильнёт тоненьких ключиц,
К счастью и мечте – девочке-весне.

*тайник (северн., диал.)

**мосточки (северн., диал.)

***тростник (северн., диал.)

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Девочка и вечер: 9 комментариев

  1. Хорошо. Но диалектизмы по-прежнему надо снабжать сносками.

    вечер прятку нашёл — это я так и не понял. Ни в словарях не отыскал, ни по смыслу не подобрал,
    Разве предположить, что «нашел прятку» — это спрятался. Хотя нет. Ведь «ветер тоже стих» — это будет дальше, лишь в третьей строфе.

    За притихшей к ночи густой трестой
    Чёрной точкой – лодка её отца. — вот тут незнакомое слово «треста» и тоже смысловых объяснений трудно подобрать. Ну и вопрос — какого черта отец К НОЧИ на лодке поперся?

    И стыдливо смолкнет: хранит покой
    До рассвета войско – густой тростник. — что, до рассвета ветер так и не подымется? Вообще здесь слово «войско» не совсем к месту. Во-первых — с кем война? Во-вторых «СТЫДЛИВО смолкнет войско»ю Застыдившееся войско — это просто сюр какой-то.

    Ну и к началу:

    Под ногами быстрыми: «чив»да «чив».
    Девочка на берег взбежит крутой,

    Может я и не прав применительно к вашему ландшафту. Но обычно на крутизне сухо, а всякие чивы по низинкам. Да и вообще, неужели там тропочки нет, что она по бурелесью чертоломится на папу глянуть?

    Это я к тому, что хоть и красиво и приятно все, а вот картинка не складывается, словно в ненастроенном ламповом телевизоре.

    • Сергей, спасибо!
      В основе — рассказ мамы о детстве, пошедшем на берегу чудесного озера Лекшмозера (ныне относится к Кенозерскому национальному парку).
      «вечер прятку нашёл — это я так и не понял. Ни в словарях не отыскал, ни по смыслу не подобрал,
      Разве предположить, что «нашел прятку» — это спрятался. Хотя нет. Ведь «ветер тоже стих» — это будет дальше, лишь в третьей строфе».
      Прятка («Охучёк») — тайничок; спрятаться — «сохутиться» (и так, и так у нас говорили: «Он все прятки в доме знает», «Валентина нашла Лёнькин Охучёк». А ветер ТОЖЕ стих — потому что тиха вода и треста.

      За притихшей к ночи густой трестой
      «Чёрной точкой – лодка её отца. — вот тут незнакомое слово «треста» и тоже смысловых объяснений трудно подобрать». — трестА (трЕста) — тростник (северное диалектное слово (Поонежье). Там дальше я специально использовала общеупотребительное тростник с тем же определением «густой».
      «Ну и вопрос — какого черта отец К НОЧИ на лодке поперся?» Не придумала ни слова. Из рассказов мамы — вечером проверял сетки на озере, возвращался поздно, она уж спать ложилась, сбегав к озеру. А утром надо было встать рано и согреть самовар, потому что мать (моя бабушка Александра Ивановна, пекарь) с пекарни приходила и пила сразу чай, не согреешь к её приходу — ругалась.Это ведь в болотистом леске темень (там-то вечер и прячется), а на воде долго видно.

      «И стыдливо смолкнет: хранит покой
      До рассвета войско – густой тростник. — что, до рассвета ветер так и не подымется?» — да, ночной ветер не всегда поднимается, он утром задует с новой силой, отдохнув.
      «Вообще здесь слово «войско» не совсем к месту. Во-первых — с кем война? Во-вторых «СТЫДЛИВО смолкнет войско»ю Застыдившееся войско — это просто сюр какой-то» — стихнет не войско, а эхо, устыдившись шуметь над притихшим озером. Почему тростник — войско? Потому что он клином растет в озеро, а сейчас, лет через 40-50, так и вовсе заросли тростника вместе с ольхой.

      «Ну и к началу:

      Под ногами быстрыми: «чив»да «чив».
      Девочка на берег взбежит крутой,

      Может я и не прав применительно к вашему ландшафту. Но обычно на крутизне сухо, а всякие чивы по низинкам. Да и вообще, неужели там тропочки нет, что она по бурелесью чертоломится на папу глянуть?» — нет, как раз сырой болотистой тропкой от заднего крыльца дома и бежит, а доски (мосточки, лавинки) через самую мокредь кинуты. А потом тропка идет резко вверх, на высокий берег аэродрома над озером. Самолетов уж давно нет, а берег зарос травой, и хозяйки пасут там своих овечек, помеченных цветными тряпочками, чтобы не перепутать.

      • Ириночка, а о чем мы с вами дого говорили как то не очень уж давно? Стихотворение — не фотография. Его нельзя писать как иллюстрацию к локальному рассказу. Можно. впрочем. Но сперва надо написать рассказ и проиллюстрировать его стихами. Так иногда делается в книгоиздании. Правда, удачных (на мой взгляд) экспериментов мне не попадалось.
        Стихотворение всегда требует обобщений. А насчет такой вот детальной конкретики видите что получается: у вас своя, а у меня своя, а у других своя. Все равно что предъявить китайские иероглифы для прочтения корейцу или японцу. не знающим китайского. Иероглифы — пиктограммы, там вроде все нарисовано. Ан нет, каждый увидит свое и прочтет по своему.

Добавить комментарий

Войти с помощью: