Детской ручкой тоненькой до матицы
Дотянуться хочется – скорее бы!
Подрастёт мальчоночка – и схватится*
По рассветам радостным, апрелевым.
Утяпом** – к двери! «Куда, шкелетина?» —
Бабка вслед. В ответ: «Пока – до ужина!»
У забора каждая штакетина
Палкой по хребту с утра разбужена.
Хрусткий лед ногой на вешних лужицах
Сапожком разбить – и брызги веером!
Что над речкой чайки с криком кружатся?
Побежать, узнать — держите семеро!
В сумерках одёжка бабкой выжата:
Весь промок, нанёс весенней сырости.
К матице рукой – не стала ближе-то?
Мальчик поскорее хочет вырасти.
*схватится (северн., диал.) — заскучает
**утяпом (северн., диал.) — сломя голову, очень быстро, без оглядки
Прослушать в исполнении Олега Чабана: Ñàíüêèíà âåñíà (ñòèõè Èðèíû Êåìàêîâîé).
Годится.
Угу, спасибо, Сергей!
Я этот стих очень люблю. Сегодня доработала. Это посвящение мальчишкам, особенно одному из них — моему племяннику Саше.
Да мне то за что спасибо? За то что всегда говорю без политесов, то, что думаю? Гм. Хорошо, принимаю. 😀
Ещё как годится-то! Близко и знакомо всё очень.
Ира, мне только рифма «скорее бы» — «апрелевым» не глянется. И вообще эта строчка с «апрелевым» смушшат чё-то.
Это очень грамотный и изящный ассонанс. Точнее — безукоризненная ассонансная рифма Причем протяженную, на 4 слога выстроить весьма сложно. Но Ирине удалось.
Да хоть горшком назови, только в печь не совай.
Если всё остальное гладко. зачем портить стих этой закавыкой?
Тем-более, что для Иры большого труда бы не составило по-другому написать, так, что комар носа не подточит.
Моё мнение. Не обязательно к нему прислушиваться, присматриваться и принюхиваться.)) Ведь каждому дураку (читателю, то исть) не станешь объяснять, что это, понимашь-ли, така-сяка рифма изящна. да протяжённа, да на 4 слога…
Саша, может, Вас больше смущает само слово — «апрелевым»? Это апрельский+сиреневый+свирелевый+еще бог знает, что (детское творчество).
Нет, Ира, мне сама строка во-первых, непонятна:»По рассветам радостным апрелевым». Перед этим:»Подрастёт мальчоночка и схватится.»
О! Кажись, начало что-то доходить. «Схватится» у Вас в другом смысле применено? — Побежит, полетит…
А читается в связке с предыдущей строкой, что он схватится за матицу, когда подрастёт! Трудновато тут понять смысл, однако.
А насчёт рифмы я высказал своё мнение.
Саша, схватится — северное диалектное — соскучится, стоснётся…
Вот и попробуй разберись у Вас, что к чему!))
Требуются сноски тогда.
«Стоснётся» — что за зверь опять же?
Заскучает, соскучится!
Думаете, сноски и вправду сделать — схватится, утяпом? Мне, кстати, в «Деревня Порма» и матицу пришлось объяснять.
Утяпом — очень редкий диалектизм. Думаю, он локальный — на район, а то и на пару деревенек. Матица — общеупотребительное слово.
Наверное, Сергей. А Вы правильно поняли мои утяпом и схватится? И впрямь сноски сделать, как в «Тёте»?
Про схватится — не сразу. Сперва репу почесал — как же он до матицы то достанет? Что за избушонка такая низенька? А дальше со прямым значением слова «схватится» получается полная белиберда. Вот только тогда до меня стало доходить.
С утяпом то попроще, там и по смыслу фразы любой читатель уловит.Ну как в хрестоматийном «глокая куздра бодланула бокра»
Счас сноски сделаю. Спасибо за помощь, Сергей!
Кстати, я здесь с Александром согласен. Первое впечатление «схватится за балку». Не очень удачно слова расположились рядом.
Как быть???
Без сносок не обойтись. По меньшей мере к двум словам «схватится» и «утяпом». Ну и ладно, матицу до кучи добавьте. Только уж с пометами «северный ли диалект, поморский ли. Если будет над словом звездочка — знак сноски, то оно и читаться будет чуть по-другому
Э. не. Тут твоя неправда. И остальное гладко и это гладко. НЕПРИВЫЧНО для тебя, может быть. Так привыкнешь, в чем дело. Данная ассонансная рифма применена к месту и ко времени и работает НА стихотворение, а не против. Тут контрастное звучание согласных, перетекание «р» в «л» слегка контрастирует, отделяет два периода — домашнее сидение и детскую забубенную уличнуювесну. А если сюжетно, завязку — от начала действия. Кстати, веером — семеро тебя не затронуло? А тоже ассонанс однако. Но еще и с частичной обратной аллитерацией. (-ером — меро». Не думаю, что Ирина специально так подбирала, но ее талант ведет, как автомобиль….Когда она не забывает о руле и педалях.
Может, и неправда моя. Но я говорю о впечатлении, которое такая рифма производит на читателя, не такого грамотного, как Чинаров. к примеру. Веером-семеро заметил, конечно. Однако тут по звучанию более удобоваримо. А вообще — уговорили. Пускай остаётся. как есть.Разрешаю.))))))))))))))))))
Помнится, у меня кака-то така закавыка тож была примерно. Тогда я наоборот защищал её, закавыки, право на существование.))
Тем-более, Ирине шибко самой по ндраву стих в том виде, как есть. Она — начальник.))
Ну нас Ириной в этом деле уже как минимум двое. А ты знаешь мое болезненное восприятие «нерифм». Когда реально не рифма. 😀
Вообще-то, выражения достойны уважения. Стиль выдержан в «том» ещё времени. В Вашем возрасте уже нужно копаться в «прошлом», чтобы так вот написать. Вообще-то, мне очень нравится всё что Вы пишете. Единственное пожелание — тщательнее искать рифмы. Для меня в стихах это главное Многие со мной не согласятся. Но потому они и стихи! Вы очень хорошо раскрываете темы. Но делать это с хорошими рифмами очень сложно. Но Вы смогли бы.
Спасибо, Евгений! Я сейчас изучаю северные сказки и предания, может, оттуда и «говоря».
А рифма — даже и не знаю, мне так понравилось это апрелевым-скорее бы, что не могла удержаться!
Ира, я очень люблю сказки «оттуда»! Очень жду стихов в «том» стиле.
Спасибо! Из прошлого, да? Из детства?
Ирина, один вопрос : Утяпом — что, это за зверь , я о таком не слышала .
Света, утяпом — без оглядки, со всех ног, очень быстро. Поморская говоря.
Очень хорошо. Коротко, ёмко, образно, а вместе с тем — целый пласт жизни! Стихотворению нужно всего несколько штрихов (мазков) и оно уже станет литературой. …Но это потом… чуть позднее… со временем… А если продолжите расти такими темпами, то это время не за горами. Главное, не сбивайтесь с пути (точнее, сбивайтесь, но снова выбирайтесь на нужную дорогу… падайте, но поднимайтесь, и, слегка поскуливая, снова вперёд…). Вечное движение (точнее, жажда, желание этого стремления) вперёд — вот основа любого творческого роста, да и творчества в целом. Почивание на лаврах — смерть для художника. …Временное почивание — временная смерть:)
И то, что бережёте и сохраняете русский язык — тоже замечательно.
Олег, спасибо! Мне очень приятно, что Вы оценили моё стихотворение, любимое за последние два месяца. Сбиваться я горазда весьма, «путало» ещё то. Но мне чертовски нравится это удивительное дело — стихотворчество.
Вставил аудиозапись стихотворения.