«Русалии». 8, 9, 10 части

Продолжение главы о М.Ломоносове

Их досконально изучил
Адьюнкт Михайло Ломоносов.
При посещении заводов
Лабораторий, мастерских,
На что ушло почти полгода,
Возникло множество вопросов,
Но не всегда ответ на них
Мужи ученые давали,-
Они, похоже, отставали
От жизни, окружавшей их.
** *
По возвращении в Россию
Он стал воистину Мессией
Своей разбуженной страны.
Пять лет учебы за границей
Окупит все он со сторицей
Немыслимой величины.
В науку, технику, искусства
Свой гений яркий, свои чувства,
Свои он знания вложил.
Во всех деяниях,- новатор,-
Изобретений многих автор,
Стихов и прозы реформатор
И, как подвижник, заслужил
Признания своих потомков
И славы истой, славы громкой.
Он подвиг жизни совершил
Идя путем Петра в науке,
Но лиры он в другие руки
Не передал. Терновый путь
Не устрашил его ничуть.-
И в Академии озвучил
Он Оду*) звонкую свою
И разогнал мгновенно тучи
И над собой и в том краю,
Где годы юны протекали
И пересуды не смолкали
О сказочной его судьбе.
Теперь к нему благоволили,
Ему дворцы доступны были,
Напоминали о себе
Особым даже приглашеньем
В знак добрых чувств и уваженья.
И при дворе он был в фаворе
И академиком стал вскоре,
Высоким званьем увенчал
Свой вклад в науки многогранный
Воспетый в одах филигранных,-
Таков помора был причал.
———————————————
*) Ода-Слово похвальное императрице
Елизавете Петровне.

***
При стихотворчестве столкнулся
С дилеммой очень не простой,
Когда впервые прикоснулся
К словам, сверкавшим красотой
Иноязычных по природе,
Без русских видимых корней,
Но всем знакомым в обиходе,
И слов, казалось, нет верней.
И сопоставил с словесами,
Что породили, видно, сами,
Но неказисты так на слух,
Хотя по смыслу однозначны
Своим соперникам удачным,-
Но предпочесть всё ж что из двух?-
И как бороться с славянизмом
Или с открытым полонизмом,
Что противопоставить им?
И есть ли в том нужда на деле,
Коли их слышать мы хотели,
Иль предпочтенье дать своим?..
Пришлось заняться поневоле
Литературным языком.
С работой этой он дотоле
Был совершенно не знаком,
Немало сил ушло на это,
Но виден был- таки успех,-
Он проложил стезю поэтам,
Его словарь устроил всех-

И в громозвучных его одах
Размер и слог иного рода
В строфах понятных зазвучал.
Стих благозвучный и душевный
Рождал в сердцах огонь священный,-
О том любой поэт мечтал,
И в героической поэме
(Что признано, похоже, всеми)
Петра Великого портрет
Поэтом высветлен умело,
Глубоким чувством он согрет,-
Заслуга в том – его всецело.
В иной, отличной уже теме,
Но близкой, видимо, душе
Он в драматической поэме
Расскажет образно уже
О бегстве в Крым из поля боя
Мамая – темника*) татар.
Лукавства полный, за героя
Себя он выдал. Что удар
Нанёс он Дмитрию смертельный
Угнал он в рабство сотни пленных,
К тому ж потребовал у Хана,
Как верх преступного обмана,
Чтоб отдал в жены ему дочь.
———————————————-
*) Темник – Татарский полководец

Лики творчества. Окончание

Обман раскрылся весь в итоге,
У лжи короткие ведь ноги
И был убит своими в ночь.
Восторг с науками сливая
И их значенье воспевая,
Звучала в одах им хвала.
Хвала звучала просвещенью,
К нему возможность приобщенья
Всех пожелавших чтоб была,
Убрав ненужные рогатки,-
Лишь к знаньям были бы задатки,
Чтоб страсть к учебе их вела.
Он дань любви платил природе
И не в одной воспето оде
Её явлений волшебство,
При изученьи скрупулёзном
Открыл причину молний грозных,-
То было мысли торжество.
** *
Велик и воистину славен
Предтеча русских Поэтов!
Но вот,
озаренный рассветом
струн лиры косну Державин.

20.YШ.2010.

Принято. Оценка эксперта: 21 балл.

«Русалии». 8, 9, 10 части: 2 комментария

  1. Маргарита, повторю, куски опубликованного произведения должны как-то отбираться по смыслу. Разбивать произведение на части для его дальнейшей публикации — это ответственное мероприятие. Без этого сложно поставить произведению адекватную оценку….
    Как-то так.

Добавить комментарий

Войти с помощью: