Иисус как основоположник либерализма

Считается, что всякие там презренные либеральные ценности вроде прав человека не совместимы с истинным православием. Оно и верно — какие такие права могут быть у раба, пусть даже Божьего? Однако, православие, как и прочие христианские конфессии, зиждется на высказываниях самого Спасителя, запомненных многочисленными свидетелями и позднее зафиксированных в протоколах уголовного дела, именуемых ныне евангелиями. И внимательное изучение этих показаний приводит порой к изумительным находкам.
Как-то в субботу шёл Иисус с учениками мимо возделанных полей. И те взалкали — говоря по-русски, захотели жрать. Неимоверно. Урожай созревал, злаки колосились вовсю, вот апостолы и потащили в рот эти колосья. Откуда ни возьмись набежали фарисеи и заверещали, что день субботний надлежит почитать, а всякие тут трудятся и тем оскорбляют религиозные чувства.
С абстрактной точки зрения фарисеи были правы. Суббота в иудаизме — это Шаббат. Суббота с очень большой буквы. Тот самый седьмой день, когда Творец почил от трудов своих, — и потому творческий труд, почётный в иные дни, в священную Субботу есть зло. Иудаизм в этом отношении, кажется, уникален. Многие религии воздают почести безделью, но табу на труд — впрочем, весьма избирательное по видам деятельности и к тому же с нехилой философской подкладкой — существует, по-моему, только у иудеев.
Повторюсь: абстрактно фарисеи были правы, поскольку в поедании колосьев прямо с корня можно усмотреть признаки и жатвы, и молотьбы, и помола — тех самых запретных для субботы трудов. Но если вникнуть в детали и посмотреть в лицо таящимся в них дьяволам, ситуация приобретает оттенок анекдота. Хотя бы потому, что деяния апостолов юридически логичнее было бы квалифицировать как мелкое хищение. Поэтому возможны варианты. Например, фарисеи слегка переусердствовали с празднованием, почему и приняли Иисуса с учениками за сборщиков урожая. Или же фарисеи уже в те времена в совершенстве освоили манеру наших гаишников. Пикантность ещё и в том, что сами фарисеи, блюдя чистоту духовных скреп, некоторым образом тоже нарушали. Поэтому Иисус вполне мог бы ограничиться советом насчёт бревна в собственном глазу. Но сказал он совсем другое. По свидетельству Марка, было изречено: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть, Спаситель заявил, что человек главнее субботы. Субботы, Карл!
Я затрудняюсь найти в христианстве что-то сопоставимое по значимости с Шаббатом. Разве что сама Церковь. Представьте: Патриарх, епископы, архимандриты, дьяконы, целая армия рядовых священников, монахи и настоятели, приходские старосты, наконец, Энтео с его «Божьей волей» — всё для человека. И вот этот человек, перекошенный от тяжести принятого на грудь, вваливается посреди богослужения и на просьбу оставить снаружи хотя бы вскрытую банку с пивом, языкаясь заплетыком и перебивая перегаром запах ладана, изрекает: «не человек для Церкви, а Церковь для человека». Представили? Если бы такое представил Иисус, он бы, наверное, благоразумно промолчал или нашёл бы другую формулу. Но он сказал то, что сказал. И эти слова, упав в обильно удобренную пеплом грешников почву Европы, проросли и вымахали в буйную поросль либеральной крамолы прав человека. Такая вот гримаса истории.

22 — 28 сентября 2015
CC BY-SA

Запись опубликована автором Игорь Панасенко в рубрике Проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Игорь Панасенко

Родился в конце марта 1958 года у подножия горы Кукисвумчорр, поэтому ушиблен Хибинами с детства. Поэтому там же и остаётся практически безвыездно, за вычетом шести студенческих лет. Впервые с авторской песней встретился в четыре года, когда родители купили первый магнитофон и бросились переписывать всё, что было доступно в ближайшем окружении - Визбор, Высоцкий, Кукин, Лобановский... далее везде. Уже потом, в институте (знаменитый Ленинградский Политех), узнал о существовании КСП, случайно забредя на конкурс "Топос". Далее везде... Ленив и неорганизован. Книг не издал. В союзах не состоит. Копирайт не признаёт. В миру успел поработать в академической науке, на государственной службе, в коммерческой фирме, на старости лет вернулся в науку. Везде занимался одним и тем же - дрессировкой компьютеров. А это уже диагноз.

Иисус как основоположник либерализма: 5 комментариев

  1. Ну вы, как бы, не договорили.

    [Мк.2:27] И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

    Верно. Сказал. Вот только это не вывод а посыл. А какой же вывод? А вот:

    [Мк.2:28] посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

    Ну в современных реалиях это приблизительно так может звучать:

    «Не человек для Конституции, а Конституция для людей,
    Поэтому человек, который президент (работающий по определению на благо других человеков), может не обращать на нее внимания»

    Вот такой вот «либерализм»

    • Шикарное следствие! Мне нравится.
      Кстати, замечательное указание на избирательность и тоенденциозность различных толкований. Почти любую идею можно обосновать соответствующими текстами, вырывая фразы из контекста.

      P.S. А у Матфея про «суббота для человека» вообще нет. Есть про священников, которые в храме нарушают, но невиновны. Явно у евангелиста была нелюбовь к этой социальной группе.

  2. От Луки гл. 6 ..Фарисеи хотели найти обвинение против Него. Но Он зная помышления фарисеев.( все же исцелил беднягу в субботу)
    От Луки гл. 6. . Cын человеческий и есть господин субботы .
    Так, что в борьбе за свои права , на мой взгляд этот момент одной из важнейших книг в истории и призывает.
    Очень многое можно подчерпнуть оттуда…А, вот » все для человека » — это пожалуй, хорошая шапка для других либералов — в основном тех, кому выпадает править.

Добавить комментарий

Войти с помощью: