ВОЛЬНОСТЬ

Прокляни самовластье. Назначь себя нынче пророком

Поэтапного краха монархии. Вычисли злую кончину

Венценосной семьи, век спустя от провидческой оды.

И столетие собственной смерти отметь вместе с лагерной пылью,

В чьём составе – немалый процент столь ценивших твой пламенный гений.

Принято. Оценка эксперта: без оценки.

Запись опубликована автором Natalia Troyantzewa в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Natalia Troyantzewa

Поэт, искусствовед. Автор книг "Стихи и переводы", "Слово о строгой страсти", "Остров Мусорного Христа". Автор очерка "Философия жизни Виктора Захарова - скульптора, живописца, графика, поэта". Готовлю к изданию книгу "Сей чудной Адрии устойчивая радость..." Публикую статьи на интернет-ресурсе MAYDAY.ROCKS. В прошлой жизни, поэтапно: инженер-конструктор, кандидат экономических наук, журналист.

ВОЛЬНОСТЬ: 47 комментариев

      • Мда. Это сурьезно. Пушкин, обращенный в лагерную пыль вместе со своими почитателями. Мне почему-то кроме Мандельштама никто на ум не пришел, да и тот с большой натяжкой…Рупь дам тому, кто здесь Пушкина кроме вас увидел.

          • Только слово «вольность» не он изобрел.
            Понимаете, Наташенька, вы зачарованы своими словами и видите в них один единственный смысл. Увы, читателю вы своего Пушкина не передали. Почему мелькнул Мандельштам? Да потому что у вас очень явная фабульность. Даже более чем явная для такой миниатюры.
            Проклял самовластье, напророчил ему кончину через сто лет. И что? А то что через эти же самые(!!!) сто лет ты отмечаешь вместе с лагерной пылью сто лет своей собственной кончины. Вот оттуда некоторые ассоциации с «мы живем, под собою не чуя страны»Как раз проклинается самовластье. нет? И тут же поэт обращается в лагерную пыль и через сто лет может отмечать вместо пвденния власти столетний юбилей собственной кончины.
            Зато Пушкина даже после ваших слов не разглядел ни в микроскоп ни в лупу ни в бинокль. Вы ж не будете утверждать, что его убило самовластье? Александ Сергеич был такой уж ерник, особенно в отношеннии женщин, что навскидку сотни цинично и грубо оскорбленных им на весь мир в эпиграммах жаждали смерти поэта. А вот самовластье его смерти совсем не жаждало, он ему не мешал.А при желании его всегда можно было забить в долговую яму, причем пожизненно — он был весь в долгах как лягушка в болоте. Долговая яма, кстати, много больнее смерти а решимости и политической воли у царя было вдоволь.

              • Надеюсь, что вы не вдова. Но все=-же попробуйте примерить на себя:

                «Ты наказана сегодня,
                И тебя пронзил Амур,
                О чувствительная сводня,
                О краса молдавских дур.
                Смотришь: каждая девица
                Пред тобою с молодцом,
                Ты ж одна, моя вдовица,
                С указательным перстом.»

                Вот вообразите, что это писано про вас и пущено ао всем гостиным. У вас не возникнет желание убить автора?

                А если вы молдаванский помещик Тадарашка, ославленный в том же стихотворении еще более оскорбительно — так тоже полезете в кубышку за деньгами — нанять бретера.

                  • Вот один из стихов, мне посвященный.

                    Любящий более

                    Черной вспышкою стихло ненастье,
                    Затаилось Тайнинкой лукавой.
                    Напрягаюсь, ломаю запястья
                    Отчужденьем обиды кровавой.

                    Звездный царь трехлучёвою жертвой
                    Надо мной свои крылья забавит.
                    Корчусь я на доске доли смертной-
                    Лишь любовь эти боли убавит.

                    Отзовись! – призываю сквозь темень. –
                    Мне твой образ в награду достался!
                    … Легкой тучкой малиновый ливень
                    Под обломками неба скитался…

                    Так и сердце мое истекало,
                    Растворяя злосчастность, жестокость,
                    А душа не спеша обретала
                    В желчи жеста словесную строгость.

                    Огоньки потаенного смысла
                    Осторожное время включало.
                    Хаос медно разглаживал числа…
                    Ты. И – жизнь. Сотворенье. Начало.

                    Свет – враспах, чисто небо, деревья…
                    Я не бусинки слез испаряю –
                    Жаровою долиной безмерья
                    Новый смысл в себе сотворяю.

                    Скарабеи-завистники взвыли,
                    В золоченую бездну рванулись –
                    Ах, какими же глупыми были,
                    Лихом в собственной тьме захлебнулись.

                    Ну а мы без усилий упорных,
                    Чуткой жизни согретые взором,
                    Сняв смущение мыслей просторных
                    Сокровенно простым разговором,

                    Колесницей восходною правим.
                    Не тоска разливается в душу –
                    Одиночество высшее славя,
                    Чистым сердцем безверие рушим.

                  • Так ведь и вам посвятил стих отнюдь не Пушкин, а простой рабочий паренек, как в песне про Гагарина (не князя) пелось, сын столяра и плотника. Не зарекайтесь. У Пушкина все убогие. И знаете почему? Вечная трагедия бездельников: такой умный и такой бедный. Все, кто богаче — жирные свиньи. Вы видели дом на Фонтанке 186, где он жил? Самый нищиенский домишко. В ряду фонтанских домов как бедный родственник в барской прихожей. Вот он и злобствовал На всех подряд. все перед ним были»убогие мещане».
                    Но знаете, даже откровенной малознакомой дуре номальный человек не скажет ни с того ни ссего, что она дура.Только потому что ему скучно и деньги кончаются. Ну ладно, проехали. Не суть важно.
                    Просто НЕ ЗАРЕКАЙТЕСЬ, в жизни все бывает.

                    • Мне стих посвятил исключительно талантливый художник. Это стихи художника, яркие, сочные, звучные.
                      А Ваше мнение о Пушкине соответствует Вашему представлению о себе самом. Вот и все. Каждый мерит на свой аршин, как известно.

                    • Ну если художник, это конечно меняет дело. Хотя я предпочитаю от художников получать картины. Но это, понятно, всего лишь дело вкуса. А образ воющих скарабеев мне понравился. Пушкин бы не догадался.

                    • Да желаний то особо не было. Это, знаете ли, такой геморрой в моей маленькой студии место на стенках находить. Ну и дырки сверлить муторно. Знаете как сейчас домы то строют. Фиг засверлишь. Но и не откажешься ведь, когда подарок душу греет.

  1. Как-то оно традиционно и общо. Но от души, как говорил герой Броневого, сельский доктор в фильме «Формула любви».

    «В чьём составе – немалый процент»… — а вот это бы заменить стоило. Вам, экономисту — обиходный словарь. А со стороны бюрократизм ухо царапает, поверьте.

  2. Сначала русские из русских же организовали лагеря. Душили друг друга, убивали и насиловали морально и физически. А затем с таким же энтузиазмом бросились воспевать страдания, сожалеть, гневиться, протестовать, клеймить гнойное прошлое и проч.

    А это не стихи.
    И эмоции — сублимированные.

  3. И столетие собственной смерти отметь вместе с лагерной пылью,
    В чьём составе – немалый процент столь ценивших твой пламенный гений. — получается, в лагерной пыли немалый процент кого/чего? Пылинок или всё же людей? Смысл понятен. В составе пыли — пылинки как остатки людей, но неопределённость какая-то неустранимая чуть режет.
    Мне показалось, сложно это изменить. Но вот последнюю строку явно портит это «в чьём» — и по звучанию, и по смыслу, ну и «немалый процент» по стилю не подходит. Может, как-то так:
    «В ней немало найдётся ценивших твой пламенный гений».

    • Вот у меня как раз оборот «вместе с лагерной пылью» сомнений не вызвал. «Пророк» обращен в лагерную пыль — в ту массу. в которой все становяьтся равны, Маршалы и вожди, пролетарии и люмпены. И те, кто ценил «пророка» и те, кому он был до лампочки». Очень сильно и вряд ли нуждается в стихотворном расширении. По-моему мнению(!)

      «Упекли пророка в республику Коми,
      А он и — перекинься башкою в лебеду.
      А следователь-хмурик получил в месткоме
      Льготную путевку на месяц в Теберду» (с)

    • Вы, уважаемая Татьяна, можете служить кому (и чему) хотите. 🙂
      Вы написали несколько строк банальных измышлений и решили, что это, вероятно, гениальнейшее творение.
      Довожу до Вашего сведения, что русская литература по теме революции, смерти царей, советской эпохи, лагерной советской жизни весьма богата и разнообразна от исторических научных изысканий до художественных произведений, ставших известными во всём мире, переведённых на многие языки. 🙂

    • Наташа.
      Во-первых, я разговаривала с Сергеем.
      Во-вторых, как раз ни Фрейд, ни я тут ни при чём. Термин «сублимированный» имеет много оттенков значения. Я указала Сергею на то, что он придал слову не совсем то значение, которое вкладывала я. Только и всего. 🙂

      И речь идёт не о каких-либо школах в психологии, а о пяти весьма скромных строчках, с большой претензией, выставленных на данном сайте к обсуждению. 🙂

      • Беги, сокройся от очей,
        Цитеры слабая царица!
        Где ты, где ты, гроза царей,
        Свободы гордая певица?
        Приди, сорви с меня венок,
        Разбей изнеженную лиру…
        Хочу воспеть Свободу миру,
        На тронах поразить порок.

        Открой мне благородный след
        Того возвышенного галла,
        Кому сама средь славных бед
        Ты гимны смелые внушала.
        Питомцы ветреной Судьбы,
        Тираны мира! трепещите!
        А вы, мужайтесь и внемлите,
        Восстаньте, падшие рабы!

        Увы! куда ни брошу взор —
        Везде бичи, везде железы,
        Законов гибельный позор,
        Неволи немощные слезы;
        Везде неправедная Власть
        В сгущенной мгле предрассуждений
        Воссела — Рабства грозный Гений
        И Славы роковая страсть (с)

        Стесняюсссс спросить: а где ЗДЕСЬ ПРОРОК? Где предсказание краха монархии, да еще ПОЭТАПНОГО? Где сто лет до кончины венценосной семьи? Где вообще хоть какие-то предсказания? Где проклятье самовластья, в конце то концов? Где всё? Разве что в книжках пушкиноведов 33-37 года, соратников Ефимки Придворова. Ой, и дурют нашего брата.

        • Хохотала от души над собственной самоуверенностью!!! Спасибо, Сергей!!!Разумеется, имела ввиду строчки, от них и отталкивалась,

          Самовластительный Злодей!
          Тебя, твой трон я ненавижу,
          Твою погибель, смерть детей
          С жестокой радостию вижу.
          Читают на твоем челе
          Печать проклятия народы,
          Ты ужас мира, стыд природы,
          Упрек ты Богу на земле.
          Еще раз — СПАСИБО!!!!!

          • Бытует мнение литературоведов, что смерть детей в этой строфе (аж восьмой по счету и, кстати, вовсе не основополагающей для Оды, а лишь приостанавливающей для достижения вящего эффекта стремительный переход к развязке), смакуется поэтом по уже свершившемуся факту, а вовсе не про некоему прогнозному пророчеству. Имеется в виду конкретный Павел 1 и три его дочери, которые умерли задолго до написания Оды (последняя в 1803 году).Развитие этой сюжетной линии идет в последующих двух строфах.Ну и последняя, 11 строфа — мораль. Цари, не будьте такими тиранами и не подохнете как собаки под забором, а народ вас будет любить, жалеть и оберегать. Так что ни проклинания ни пророчества нам Сергеич так и не явил. «Печать проклятия» — это нечто совсем совсем иное. согласитесь.
            Правда, некоторые исследователи из за «Калигулы» склонны приплести к образу злодея еще и Александра 1, который подбно Калигуле, имел в любовницах сестру. Но это так, усердие пушкинистов не по разуму. Александр,хоть и слыл по некоторым версиям отцеубийцей, в тираны никак не годился, зато кровосмесительство в древнем Риме встречалось едва ли не чаще, чем соловьиные печёнки в тимьяновом меду и не могло служить особой отличительной приметой гражданина Калигулы. Между тем в 9-10 строфах описана конкретно смерть товарища Павла от рук махровых реакционеров и наемников антанты. 😀

Добавить комментарий

Войти с помощью: