Не надо бояться крови

Была в советские времена такая славная студенческая традиция. Всех поселяющихся в общежитии, непременно гоняли в венерический диспансер сдавать кровь на реакцию Вассермана.  Это такая проба на сифилис. В стране, где повсеместно во всех автоматах газировки стояли стаканы, ополаскиваемые лишь бог знает какой холодной водой, а по ночам их использовали бичи для своих экзотических напитков, но аккуратно возвращали на место (такой у них был договор с милицией), забота о нашем здоровье выглядела, конечно, странновато. Те автоматы мы так и называли меж собой «сифилис за три копейки». Но с другой стороны – не хочешь в общаге жить, так тебя никто и не заставляет.

Эту пробу сейчас берут каким-то одноразовым приспособлением – тоненькая иголочка, пластиковый пакетик. Просто игрушечка. Где клиника попроще, используют обычный одноразовый шприц. А в начале семидесятых везде в вену тыкали весьма внушительной иглой, с виду что десятисантиметровый гвоздь. Особенно страшной в глазах и так перепуганного пациента. И кривой еще, что еще страшней. Ведь иглы делают из мягкой стали. Чтоб не обломился конец и не остался там, где ему не положено. А за многолетнюю многоразовую службу некоторые из них принимают такие зловещие очертания – пробочник позавидует. Да еще и чернеют при этом.

Ну я, понятно, вовсе не герой. И у меня коленки подрагивали, когда я направлялся на эту экзекуцию. Но то, что я увидел в кабинете, сразу надуло меня героизмом как автомобильный баллон. Представляете – сидит юная девчонка в белом халатике выше коленок, моложе меня (а я то сам еще до полных восемнадцати не дожил) Симпатюшка – обалдеть. Мне как то сразу захотелось с порога воскликнуть: « А хочешь, всю кровь мою забирай, если нужно». Больше то предложить нечего. В кармане три копейки на трамвай, а в сумке пирожок с китовым мясом – мы их звали тошнотики»

Ну и девчушка моя сидит — смущается. Стажер, что ли? Ладно, не демонстрировать же ей дрожащие коленки. Впрочем, при виде этой прелести они и дрожать то уже закончили. Подхожу, значит, этаким видавшим виды старым утомленным волком, даю руку на растерзание. Все путем. А задача сестрички – вшпарить мне этот гвоздь прямо в вену и нацедить с другого конца примерно два с половиной кубических сантиметра драгоценной, стало быть, влаги. А у нее – гляжу – руки трясутся, как у меня давеча коленки. Хотя гвоздь свой она в меня вогнала добросовестно, прямо как хороший плотник. Ну и пробирку вовремя подставила, потекла моя кровушка. Пора заканчивать сеанс и тут…

Хлопнул сквозняк сзади форточкой, девчонка вздрогнула вместе с пробиркой. И та плеснула кровью ей прямо на белый халатик, на коленки. Она дернула рукой – и расплескала по себе вообще все содержимое. А из иглы кровь таким неторопливым тоненьким ручейком потекла по моей руке. Не, честно, я – ничего. Я изо всех сил старался, чтобы на моем лице это все не отразилось. В общем, изображал Штирлица перед Мюллером. И тут деваха как то странно поглядела на меня, и спросила: « А вы крови не боитесь»? Голосок оказался милый – под стать всему остальному. Что я хотел ответить – вы сами уже поняли, правда?  Хотел, но не успел. У девчушки начали закатываться глаза, и  она стала заваливаться прямо на меня.

Не, я, конечно, никогда ничего не имею против, если славная девушка  вдруг падает в мои объятия. Но тут случай особый. Она навалилась как раз на руку с иголкой, дополнительно испачкав в крови свой халат и (так мне показалось, во всяком случае) значительно усилив текущий ручеек. Так что пришлось перевалить ее в кресло. Но кровь-то текла. Левой рукой я пережал себе вену подмышкой, а правой стал оживлять сестричку, похлопывая ее по щеке. И вы знаете – добился неплохих результатов. Она совсем было ожила, открыла глаза…И первое, что увидела – мою окровавленную пятерню у своего лица. Левая то чистая рука была занята другим, не менее важным делом..

Не надо бояться крови: 27 комментариев

    • Всяко бывало. Я сам подрабатывал санитаром в психушке и морге. Много бы вам мог рассказать про разницу между «должно быть» и «было на самом деле». Плановые проверки студентов всегда были геморроем,к которому медики относились как и положено — как к идиотской обузе. Во Владивостоке, например, в портовом городе был зафиксировано лишь один случай сифилиса за три года. В Южном — ни одного за 10 лет. Так что важность и значимость профилактических анализов была нулевой. А студенты (почти как солдаты) — хороший расходный материал для натаскивание стажерок.(ну кто и отсеется конечно, так уж лучше на этом этапе) За руку же в медицине никто никого никогда не держал. Случай реальный, лично мной пережитый. Но я б мог рассказать вам такой же реальный случай из более взрослой жизни. Когда в стационаре мне пришлось «воскрешать» молодую мамочку, решившую (дура) подглядеть в щелочку, как ее семилетнему сыну делают эндолюмбальную пункцию. Примечательно, что она свалилась буквально под ноги целой бригаде приезжих врачей (все разных клиник, практикующие детские соматики), приехавших в столичное отделение детской гематологии РДКБ на семинар, и обходящих больницу с экскурсией. А на посту сидело три сестрички. И вот десяток врачей стоял в шоке, когда я оживлял эту мамочку, подзывал к себе сестричку с нашшатырным спиртом, гонял другую за подушкой под голову…В общем аки Христос над Лазарем, сказал в конце концов мамочке:»Встань и иди». Ведь это даже в рассказ не вставишь — настолько идиотская ситуация.

      • Помнится, здесь есть мое стихотворение «Реакция любви» — там упоминается приснопамятная RW (реакция Вассермана), которую я сдавал регулярно на протяжении более чем 10 лет. Да, так и было — сначала кровь сдается из вены, сейчас технология позволяет брать ее из пальца (я сдавал и так, и эдак). Так вот, меня, помнится, С. Благинская долго пытала — что это за реакция такая?! Т. е. у нас народ совсем не санпросвещенный)))… Так что здоровых людей не бывает — бывают недообследованные! 🙂

        • Главная фишка том: еще в 1998 примерно году делал я обширное интервью с начмедом вендиспансера. С громадным удивлением узнал от нее что сифилис уже не считается чем то более серьезным чем насморк и от него есть средства -таблетки или капсулы (дорого правда), которые могут вылечить и за однократный прием, а не то что.Впрочем, бюджетные схемы лечения не сложнее чем всовковые времена триппер лечить.Есть и таблетки серии «до и после»(полового акта) полностью гарантирующие от вензаболеваний. Кстати на инструкции цифрана. который я с успехом пользую при кишечных бактериальных отравлениях, в перечне лечимым им недугов тоже есть шокирующая старого совка строчка: «Гонорея. 0,5 мг (одна таБлетка) ОДНОКРАТНО(!!!)». Так что может сегодня и не обязательно всем подряд знать что такое RW. Со времени того интервью еще 18 лет пррошло, слава Богу.

          • Есть-то они есть, но тут важно вспомнить вот о чем: реакцию свою Вассерман придумал в начале ХХ века, с тех сифилис, мягко говоря, уже не тот, что сто лет назад, диагностика теперь должна быть другой (и она есть, и с успехом применяется). Второе. Вылечить-то можно, и даже однократно, но страшно то, что не лечатся же ведь! И к врачу не обращаются до самого последнего — в этом коренное отличие нашего человека от европейца и американца. Можно сравнить с туберкулезом — в других странах болеют ничуть не меньше, чем у нас, но там ситуация не такая ужасная, как у нас, потому что профилактика и своевременное лечение великая вещь. Третье. Если бы меня насчет RW спрашивали 15-летние дети, я бы понял, но когда такие вопросы задаются людьми, которые старше меня — я не знаю, почему они не знают! 🙂

              • Во-первых, т. н. бытовой сифилис в советской сифилисологиии никогда не отрицался. Подтверждения были. Хотя и оспаривались отдельными патриотами СССР как некачественный анамнез. Те же патриоты установили, что в СССР нет проституции. наркомании, а при Познере выяснилось, что в Союзе и секса нет. 🙂

                Во-вторых отгнивающего носа никогда не видел. Больше перебитые боксерские. Обычно в паре с отбитыми как ромштексы ушами.

                А угрозу сифилиса нам как раз навевали эти самые справки для общаги. Впрочем, на межполовые отношения это не влияло. И презервативы были совершенно не в чести, потому что их качество родило еще одну шутку:»Лучше лизать мед через стекло, чем любить в презервативе».

              • То-то и оно, что санпросвещения в Вас ни на грош!)))) Опасное заблуждение, что сифилис передается только половым путем — если пить/есть с сифилитиком из одной посуды и даже курить с ним одну сигарету, пользоваться одним и тем же бельем (постельным) — можно заразиться сифилисом. А что до прогнивших носов — это, извините, высшая и последняя стадия сифилиса, к ней люди идут годами, а то и десятилетиями — гораздо больше вероятности помереть от сифилиса через год-два, чем дожить до провалившегося носа.

      • Меня, честно говоря, этот момент с молоденькой девчушкой без спец. образования напряг как-то.))
        Может, она просто молодо выглядела, а?
        И про чуть ли не ржавую страшенную иглу, Сергей, перебор маленько, по-моему.
        Как прозаик прозаику.)))))))))))))))

        • Да отчего ж без спецобразования? Я сам мартовский. Школу (десятилетка тогда была) закончил в 17. Даже после первого семестра мне так 17 и было, нетрудно посчитать. А медсестры спецобразование получают после восьмого класса.К тем же 17 годам уже полный специалист. А бывало что и шестилетки в школу попадали.
          А иглы были не ржавые а черные — чернели со временем от многократных кипячений. Ведь сапонимаешь, кипятили их в обычной водопроводной воде а там постоянныйкомпот из срединеий хлора с соляими железа и всякой прочей байдой. А вот шлифовать-полировать их и вообще механичкески воздействовать категорически воспрещалось. А новые иглы как и многое другое всовке перманентно были в жестком дефиците и запасы обновлялись, только когда становились совсем уж неприличными. А у страха, сам понимаешь, глаза художник — он еще больше зловещности таким вещам придает 🙂

          Впрочем, правда должна быть правдподобной. Для того и развешано на дуэлите чтобы собрать замечания. а потом отрихтовать непоятные кому-то места. В этом рассказике совершенно безболезненно можно повысить возраст ЛГ, ну и, разумеется. героини.Финал все-равно надо менять, пока он мне еще не нравится. Но с иголками…погодю других отзывов в общем

          • Ну, дак ведь читатель-то разный попадается, как и повар.)))
            Вот ты у меня в тексте об ремень кожаный споткнулся, а он и не кожаный вовсе. Причём в черновике именно кожаным был, да я это слово убрал из рассказа. Потому-то кожаный ремень порвать — это надо не знаю, какой силищей обладать! А солдатский ремень ( в тексте и меня именно солдатский, не офицерский) из кожзаменителя изготавливается, я сам такой два года носил.
            Вот и я к твоему «гвоздю» пририсовал эпитет «ржавый» мысленно. Он сам напрашивается.))
            Вообще, как мне показалось, слишком ты на ентом предмете внимание заострил. Прости, что яйцо курицу учит.)))

            • Сань, ты пишешь о детстве. Кожзам это примета обнищавшей армии, близкой уже по времени к Горбачеву. А нищая армия ДО Хрущева носила брезентовые ремни наподобие как из пожарных рукавов (поди вообще порви, на такой стропе можно было Т-34 за передок вздернуть). Вражий Штирлиц ( да и я на мах) теперь вычислю твой возраст по энтому ремню. А ты пишешь примерно о послехрущевщине, когда еще был свекольный колотый рафинад (просто недостаток сахароразделочной техники), да и пиленый. в пачке из синей (дореволюционной по технологии) бумаги потом почти что вытеснил кубинский тросниковый. Как раз про силищу сомнений нет, я всяких фокусов в этой жизни навидался и, как правило, помогает не сила, а в каждом случае какая-то хитрая техника. Для понта и подрезать незаметно ремень можно, сам такое проделывал в школе перед пацанами, правда с огрызками толстых веревок (сплетал их так хитро, а потом на публике руками рвал). Ну и далее: сколько у Бати могло быть пусть и тех кожзамовых ремней? Пять ? Десять? Копил спецом для фокуса? Может быть и так, что он перед пацанами показывал фокус одним единственным, давно постадавшим совсем по иной причине) ремнем, который склеивал снутри лейкопластырем, а пацанам просто разглядеть не давал. Тогда и материал не важен, хоть бы и из капронового троса. Все может быть, но возникает множество совешенно лишних вопросов без ответа у читателя, которые снимаются простой ТЕХНИЧЕСКОЙ заменой слова: «раз» вместо «иногда». На художественные достоинства это никак не влияет, а вопросы снимаются.
              Ну а про «гвоздь» я тебе ответил — жду второго похожего замечания и перестругаю нах. Более того, чем дальше, тем больше мне разонравливается само слово «гвоздь» думаю, точнее было б ( да и забавнее) обозвать предмет цыганской иглой. Просто не спешу.

            • Про чересчув заостренное внимание обдумаю, кстати. Мне нужно было объяснить причину этого обморока. Тоже, знаешь. не каждая девчонка от пятна крови на халате в обморок бякнется. А вот в совокупности: здоровая игла, которой вену порвать нефиг делать, общая ответственность.еще и разлитая кровь неизвестно чем обернется — вдруг за такое увольняют. НУу и спеклась на всем этом компоте.

              При мне кстати раз военный майор на соседнем донорском кресле в обморок бякнулся — чуть только к нему игла прикоснулась. Наверняка заранее себя накручивал и готовился к чему-то запредельно-неведомому. А тут еще сеста, видя, что мужик напряжен, решила его расслабить милой шуткой: дескать, ну что, не боитесь молодой человек? А он дополнительно напыжился и рукой дернул… ну тут его собственная напыженность, видать и сломала. Думаю, он, как любой мужик в майорских годах и покруче всякого испытал, чем иголка в руку.

              А сестричка одна меня колола когда я с небоьшим инфарктом в больничке припухал — просто чудо.Уже в летах-за 30. Единственная в мире болючий дибазол ухитрялась так ставит, что я и не чувствовал ни начала укола ни конца. А вот в вену колоть все равно трусила отчаянно. Ссто раз переспрашивала: как ты, да что. да голова не кружится ли. Вот до такой смертушки боялась анафилактического шока, что ажется — сама бы поперек в обморок бякнулась, если б мне вдруг дурно стало.

              Ну вот. А объяснить пока не очень получилось. Будем думать.

              • Не отмазка. Девушка закончила медучилище. Значит, прошла ой, какую практику, уколов ентих навтыкала уже хренову тучу. Да ты и сам написал, что в вену она лихо попала враз.))

                • Случаи разные бывают… и на старуху, как говорится))))… Вот я одного знаю, он 20 лет проработал санитаром в морге, считался абсолютно невозмутимым человеком, и работой своей был весьма доволен, и зарплатой… а тут я его как-то встретил и с удивлением узнал, что он уволился. Спрашиваю — что случилось? А он: понимаешь, привезли ребенка мертвого, лет трех. Меня паталогоанатом попросил присутствовать (что-то случилось у них, он ассистировал, подай-принеси). Вот вскрыли ребенка этого… Я ,говорит, еле выдержал, а потом побежал в туалет и проблевался. А на следующий день написал заявление по собственному. А Вы говорите — медучилище!

                • Я своему ЛГ свои вены подарил — а у меня они еще лучше стихов, слепой с трех метров попадет 🙂 Слушай, ты часом не американский шпиён? В какой стране жил ваще та, колись?Где ты видел такую практику? Практика это когда тебя садят с тетрадкой в угол и приказывают не путаться под ногами.Для любой профессии, хоть среднеспецуры. хоть вышки. В медицине особенно. Потому что случись что — практикант не отвечает — он без диплома. Считай без допуска. А диплом-допуск получил — вертись уже сам как знаешь. Хто ж ей дасть кучу уколов колоть?

                  • да все медработники — отъявленные циники. Кроме моей мамы. ))
                    И на трупах тренируются. Ты скорей в обморок упадёшь, чем ента хрупкая (притворяется) девочка.))

                    • Ей просто хотелось, чтобы ты её в объятиях подержал.))

                    • (Меди)циниками не рождаются, ими становятся. Студенты медвузов начинают в морге завтрак свой кушать начинают примерно с конца 3-го курса только. а то и с начала четвертого.А сестричкам из медульки в морге бывать вообще не приходится — они уже на основной работе заалку получать начинают.

          • Вот иглы — знаю. Правда!
            А шприцы кипятили тут же, ну, к примеру, в другом помещении. И стериллизаторы такие продолговатые лоханки. Просто кипятили. И запах пенницилина висел в воздухе. А его пары приводили к аллергиям у мед. работников. Что-то вроде проф. заболевания было. 🙂 Точные факты.
            И иглы в диаметре большие были.

            • Да, но шприцы стеклянные. Они такой жизни не выдерживали. И при большом количестве заборов их просто заменяли пробирками%: они и дешевле и их не надо тщательно стерелизовать, следы содержимого не контактируют с пациентом. А чтобы кровь тела без подсоса — брали иголки увеличенного диаметра.Сейчас тоненькой иголочкой и хорошим шприцом как бы насасывают.

Добавить комментарий

Войти с помощью: