Похолодало

Как-то нежданно –
Зá две недели –
Похолодало.
Похолодели
И задрожали,
Сжались в комочек
Звонкие жала
Солнечных строчек.
Плавают мысли,
Как снулые окуни
В ериках кислых,
По слёзным протокам и
Мнится минутным,
Нелепым, случайным
Всё, что кому-то
Наобещало
Бабье-не бабье,
А всё-таки – лето.
Озеро рябью
Ряски одето…
Клёны желтеют,
В ноги бросают
Листья и тени…
Мы замерзаем
И с непривычки
Бродим, аскáем
С миру – по спичке,
С пиру – по капле,
Сопротивляясь
Смене сезонов.
Серая слякоть
В городе сонном
Новой хозяйкой
Ходит по следу
Бледных, озябших
Призраков лета.
Сыщет их, тронет –
И больше не слышно:
Ровно-не ровно
Дышат-не дышат…

Похолодало: 25 комментариев

  1. Очень классно. Понравилось! На одной тонкой ноте, без фальши. Каждая строчка — новый накат, новая серебристо-чистая волна… «Звонкие жала Солнечных строчек» — и ещё многие находки удивительно свежи, ярки и живописны.

    • Он и должен был)) Мысли ведь, как снулые окуни — замедляются, затормаживаются, пока не доходят до «ровно-не ровно дышат-не дышат».

      Благодарю за оценку)

        • Евлампий, да Вы прикид свой уже и не сымайте, ходИте уже так 🙂

          А если серьёзно, то мне не понятно, почему у Вас мои тексты с рэпом ассоциируются. Не растолкуете?

          • Да растолкую, чего уж тут — и не ассоциируется, а им и является!
            Долго, что ли, написать такой вот рифмованный поток сознания, где всё рифмуется со всем, и красота будто бы есть, а смысла никакого. Вот снулые окуни в ериках кислых — не более как украшательство, можно подумать, видели Вы тех окуней и кислые те, да еще ерики! На вкус пробовали, что ли? Снулые окуни плавают кверху брюхом, ибо дохлые, хоть в ериках кислых, хоть в Ладожском озере. Т. е. мысли сдохли? Мысли только вместе с мозгом сдыхают. И прочее подобное. Жаргонизм «аскать» (не знаю, на моей памяти произносился с ударением на первое «а») к чему бы? И т. д.
            Смотрите сами, пара минут требуется, чтобы написать такое:
            Молодо-зелено в банке с капустою,
            в бочке гнилой ананас маринованный.
            Месяц сегодня какой-то искусственный,
            в небе висит и гугукает совами.
            Мы же сидим под сосною огромною,
            пиво бежит водопадом за щеки нам —
            это конец утопающей Родины,
            это попытки ее щекотать… и т. д.
            Дальше интересно?

            • Не соглашусь. Вы подняли интересный вопрос: отличие стихотворчества от верификации. Да, чаще это отличие определяется на вкус. Как букет дорогого вина от суррогата. Но есть и безусловные признаки. В суррогатном вине — запах спирта, которым его бодяжили, гнили и технического уксуса вместо винного. В поэтическом произведении присутствуют основные «киты творчества» — тема, идея, сюжет. Порой сюжет бывает так вялотекуще размазан, что на каком-то локальном отрезке произведение ощущается бессмысленной верификацией — это можно говорить и о признанных классических шедевров, которые «не зацепили» и лень читать от корки до корки — в общем, на грани фола.
              Но не в данном конкретном случае. В стихотворении Ирины есть все конструктивные элементы: тема, идея, сюжет. Четко отслеживается композиция.Очень динамично отработано развитие действия. Так что бессмысленным набором слов это не назвать. Понравилось — не понравилось. Вот критерий, применимый здесь. Вам — не понравилось. Мне — понравилось. Все это субъективно. Объективно то, что стихотворение в любом случае состоялось. Хотя, и в теме и в идее Ирина достаточно однообразна, на мой взгляд. Многие ее стихи представляют собой лишь вариации одного и того же сюжета. Но это не грех. Даже аеликие композиторы не гнушаются писать вариации на музыкальные темы других композиторов. А уж на свое вариации отработать…
              На мой взляд, как раз это стихотворение является особо удачной вариацией.Возможно, кстати, в результате длительно варки автора в котле Дуэлита.

              • Ну да, вариации 🙂
                Так уж вышло, что не многое сейчас меня заставляет взять в руки бумагу и карандаш. Писать на темы, которые меня совсем больше не волнуют, не вдохновляют — не вижу смысла. Что пишется, то пишется, значит, тема ещё не прожита, не пережита до конца. И если какая-либо из вариаций оказывается удачной — уже большое дело. Значит, не зря варилась в котле 🙂

                У многих на персональных страничках вижу «пишу стихи уже пять (десять, пятнадцать — не важно) лет». Могу сказать, что я пишу дольше, но… Иногда так хочется вытащить на свет что-нибудь из старенького, очень мной любимого и, как я долгие годы считала, «знакового». Но на поверку оказывается, что в тех стихотворениях всего лишь пара строф, а то и строк — удачны. Всеми этими папками только печь топить, больше ни на что они не годятся. Стихи, за которые мне не пришлось бы краснеть и которые, читая где-то, не нужно править на ходу — в основном только из моего «дуэлитовского» периода. Так что, думаю, лучше уж качественные вариации на пару-тройку тем, чем сотни текстов, над которыми теперь даже нет смысла работать — в них практически нет ничего ценного. И слава богу, что я хотя бы научилась это понимать 🙂

              • Я же не ругаю ругьмя автора, что он(а) такой-сякой, немазанный, сухой! Речь идет исключительно о творчестве, и я сказал ровно то же, что и Вы — Вам понравилось. а мне — нет. Вы не любите манную кашу ,допустим ,а я ее обожаю — что теперь, Вы гондурасец, а я — Д’Артаньян?! 🙂

            • Написать не долго, естественно. Я же не либретто пишу для оперы в четырёх актах, а стихотворение, передающее моё настроение в определённый момент времени.

              Не знаю, есть ли в тексте красота, но «украшательств» в нём точно нет.

              С этих снулых рыб всё и началось в данном конкретном случае, фразу услышала, что как холодно стало, настроение снулое какое-то, даже мысли вялые, как дохлые рыбы.

              Кислый Ерик — вот он, прямо под боком, в паре часов езды. У нас в Волго-Ахтубинской пойме этих ериков несколько — Кислый, Гнилой, и т.д. Названия как на подбор, вот Вам и «конец утопающей Родины» ))

              Термин «аскать» прочно вошёл в обиход с ударением на второй слог, и не только у нас, а по всей стране — нигде «а́скать» не говорят, хоть эта форма и правильная. Но слово изначально, как Вы верно подметили, является жаргонизмом, а живой язык всегда быстрее претерпевает изменения, нежели литературные формы слов. К чему здесь это слово? К тому лишь, что для меня и моего окружения оно вполне органично. Вот если воду из ериков я дегустировать действительно не отваживалась (да и кто бы в своём уме рискнул?), то аск для музыкантов в небольших городках — дело очень даже обычное. Но смысл, конечно, не в том, чтобы какой-то там мелочи в футляр от гитары наскрести, просто центр города вечером, когда люди на прогулку выходят — неплохая площадка для того, чтобы джем устроить, пообщаться с «коллегами по цеху», какими-то идеями интересными обменяться. Иногда после таких асков новые совместные проекты появляются, да и людям нравится, когда живая музыка в городе звучит.

              А что касается рэпа как музыкального направления… Возможно, у Вас слегка предвзятое мнение на этот счёт. За последние годы появилось много очень интересных групп, чья музыка в общем напоминает рэп — и тексты у них совсем не низкого качества. И многие признанные рок-музыканты в этом жанре экспериментируют, тот же Ревякин, например.

              Но я всё-таки рэп не пишу. Думаю, всё дело в том, что Вам мои стихи просто не нравятся. Ну не читайте их, на Дуэлите достаточно авторов, чтобы каждый смог найти произведения, которые его лично цепляют. Я для себя не ставлю задачу делать то, что нравилось бы абсолютно всем, да она и невыполнима в принципе. У меня тоже есть на нашем сайте любимые авторы, а есть и те, чьи произведения мне совсем не близки.

              • Но пойди и догадайся, что Кислый Ерик — это топоним! Из Вашего текста это никак не следует, да и «кислый» у вас с маленькой буквы. Вы говорите, что слышали такую вот фразу и захотели ее в стихотворение вставить. А смысл понятен ли Вам? Или Вы не допускаете, что кто-то может иметь иное толкование, чем Ваше? Понятно, что Вы пишете, как думаете — как же иначе?! И я пишу, как думаю, и мне бывает обидно, когда ночь не спишь, делаешь, обдумываешь, себя не жалеешь, чтобы, понимаешь, выразить, сказать единственно верным словом, порывом, чувством — ан раз! выходят из темной подворотни С. Чинаров и В. Шелест в обнимку, оба, причем, совершенно трезвые, что характерно, и строго так: «Стой! Это ты, что ли, очередную пургу на Дуэлите выложил? Стыдно, товарищ! Иди и подумай, нужен ли ты новой власти с таким отношением к жизни и литературе!» 🙂 и так на душе делается хреново и тоскливо, что и не сказать. А тут одно средство — собака лает, а верблюд идет. А что не понравилось мне в стихотворении Вашем, я про то сказал. И конъюнктура ,и «королевская рать» на Дуэлите есть, не бывает так, чтобы не было, другое дело, чтобы баланс был положительный… здесь не так уж и не прав Д. Волчек, есть и личные симпатии/антипатии — ну никуда без этого — кто-то Вам просто поставит легко 30 с гаком, только потому, что Вы — женщина, а мне 20 с небольшим только потому, что я не полит корректен бываю))))… Насчет рэпа — так я ж его уважаю, даже прикид соответствующий надеваю… только не сильно часто. А Ваши стихи, как и стихи многих, мне бывают не близки по одной простой причине: мне более близки произведения «сюжетные», где четко очерчен ЛГ, круг действий, место, обстановка. Вот почему стихотворения И. Кемаковой, например, выгодно отличаются от стихотворений, ничуть не хуже по технике, но бессюжетных (это взгляд со своей колокольни). И я стал сейчас тяготеть именно к сюжету. Меня уже не удовлетворяет рифмованный поток сознания, хотя и он сам по себе ничего плохого не содержит. Но все хорошо в меру.

                • Ну а как вот автору nandyoz заранее догадаться, что Евлампий, оказывается, кислого не любит, а любит манную кашу? 🙂
                  И должно ли это её (как автора) волновать?

                  Вас не удовлетворяет рифмованный поток сознания, а я как раз такие стихи и люблю, выискиваю по разным пабликам в сети. Для меня самой писать таким вот «потоком сознания» — техника достаточно новая, ещё практически не освоенная, поэтому мне подобные эксперименты как раз интересны в отличие от чтения и написания сюжетных стихотворений. Вот Вы здесь Ирину Кемакову приводите в пример. Мне тоже её стихи очень и очень нравится, она настолько мАстерски работает со словом, что вряд ли кого-то вообще может оставить равнодушным, однако тематика её стихотворений мне не совсем близка и я бы точно не смогла написать, как она — не только потому, что мне не хватит техники, но и потому, что я иначе мыслю и чувствую. Какой смысл мне что-то себе не свойственное из себя пытаться выжать, чтобы понравиться какому-либо отдельно взятому читателю? Каждый из поэтов работает в своей конкретной нише, в которой он может реализовать свои задумки — лично я не вижу в этом ничего плохого.

                • А это высказывание мне особенно понравилось: «Вы говорите, что слышали такую вот фразу и захотели ее в стихотворение вставить». Прямо представила себе такую картинку: как только что-то где-то услышала, так сразу побежала записывать)))
                  Просто некоторые образы, слова, выражения могут запасть куда-то глубоко-глубоко и в какой-то момент вылиться в рифмованные размышления, которые захочется записать. У Вас так не бывает разве? Или у других поэтов есть какой-то определённый план — на этой неделе написать на такую-то тему, на следующей — на такую-то? 🙂

  2. «…подняли интересный вопрос: отличие стихотворчества от верификации». 🙂

    Серёжа, вероятно, имел ввиду слово «фальсификация», а не «верификация,» т. к. это несколько разные понятия. Для примера даю цитату из Вики:
    «Под верифика́цией (от лат. verus — «истинный» и facere — «делать») могут подразумеваться разные понятия, например:
    проверка, потверждение, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком.
    подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям;
    методика распознавания лжи (укрывательства, искажения).»

    Есть и словари. 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: