К тебе, через первый снег…

К тебе, через первый снег,
Не выпавший в декабре,
От холода побледнев,
Ссутулившись на ветру,
У ярких твоих огней
Озябшие пальцы греть
Не я ли бреду во сне?
…Слезами тревожить грудь,

По нотам играть февраль –
Один затяжной пассаж,
Звучать за твоей стеной
На разные голоса
Минором глуши́ лесной,
Мерещиться по утрам
В наборе привычных нот
И в скрипе оконных рам?

…И делать огонь ручным,
И терпким – несладкий чай…

Мне только бы до весны
Не видеть, не замечать,
Как в песне твоей печаль
По кви́нтам идёт на круг…

…Ссутулившись на ветру,
Не зная, с чего начать,

Ко мне – сквозь постылый снег
И холод со всех сторон –
Не ты ли, беды гонец,
Средь ясного неба гром,
Приходишь теперь во сне?

…И мнится, что оба мы
Пропали в том первом дне
Приснившейся нам зимы…

К тебе, через первый снег…: 27 комментариев

  1. Очень понравилось. В этот раз объем соответствует содержанию, лишней воды не обнаружил. Возможно и есть какие-то блохи, но копаться не хочется. Стихо проглатывается целиком без комочков и першинок. И не хочется его тормозить в своем восприятии для детального анализа.

        • Тю! Сам знаешь за что 🙂 За то, что половина блошек до дуэлитовской странички с черновика не допрыгивает 🙂 А кто ж меня научил их самостоятельно вытряхивать, а?..

          И за то. что первым оценил. Как же я соскучилась-то по Дуэлиту и его обитателям!

          • Ирин. мы по тебе тоже скучали. Я во всяком случае.
            Но тут разговор о чае пошел. Непринципиально в общем то, но это как раз то местечко, на котором я при первом же прочтении слегка тормознулся. Дело в то. что я с детства чаехлеб. Ну, в титестеры не гожусь. но трохи разбираюсь. В общем терпкость — это свойство. которое в той или иной степени присуще чаям по умолчанию. Особенно несладким. потому что сахар микширует эту самую терпкость. Так что превратить несладкий чай в терпкий это примерно то же что превратить несоленое сливочное масло в жирное. Как-то так.
            Но в принципе мелочь.

            • Так ведь примерно так оно и есть — ЛГ ни огонь ручным сделать, ни к чайному вкусу нового свойства прибавить не удастся, хоть убей 🙂 Пусть уж так и остаётся.

              Я вот совсем не любитель чая, вообще его не пью, потому и не разбираюсь в нюансах вкуса. Буду знать теперь.

  2. Ну, знаете даже и одни прекрасные стихи могут быть лицом автора . — Мне нравится такое лицо . Открытое , взгляд не щерится , — ощущение сказанного на одном дыханье не покидает по всему тексту , поэтому и моя оценка высокая . А , кто больше время покажет , не торопите события Владимир.

  3. «Звучать за твоей стеной
    На разные голоса» — что за «твоя стена» у визави ЛГ есть личная стена?
    «Стена имени меня любимого…» 🙂
    Вообще, слушала, что именем любимой/ого называют остров, планету, город и проч., но чтобы стену(!!!)
    «Звучать» — ЛГ собирается это делать? На разные голоса? И при чём, тогда, «Минором глуши́ лесной» ? ЛГ = лесная глушь? Типа как: «Тундра, ты Маша, тундра…» 🙂
    «Приходишь » — что делаешь (то ли наклонение глагола?) потому что писать текст и спать одновременно ЛГ явно не может. 🙂 А действие длящееся сейчас, продолжающееся.

    • Елена, благодарю за отзыв. Попробую объяснить те места, на которые Вы обратили моё внимание.

      Ну не на улице же живёт тот, кому стих адресован 🙂 В доме со стенами. Вот Вы сама разве из-за стены в своей квартире ни разу никаких звуков не слышали? Телевизор у соседей громко работает, ребёнок плачет, дрель жужжит, наконец — множество звуков иногда доносится, но адресат ЛГ в этих отголосках-то ищет знаки присутствия ЛГ. То “миноры глуши́ лесной” ему почудятся, то ещё что-нибудь, что об ЛГ напомнит 🙂

      “Приходишь во сне” — вообще достаточно распространённое выражение. Это и есть действие, которое длится и продолжается, ибо совершается неоднократно (и продолжает повторяться на протяжении какого-то времени). Не понимаю, что Вам здесь показалось нелогичным.

  4. Двойственное впечатление от текста, будто автор хотел рассказать мне что-то очень интимное, но в последний момент испугался и решил отделаться общими фразами. Потому в некоторых моментах он чудо как хорош, но в целом есть ощущение, что — не доделано, не дожато, не по-настоящему.

    Для начала о хорошем. Есть очень точные образы, затяжной пассаж февраля — в десятку, например, по мне, очень. Композиционно тоже скорее удача, чем нет, к середине, когда ЛГ переключается с разговоров о себе на рассказ о втором, начинает чувствоваться что-то неправильное, нереальное, и это ощущение, нарастая, разрешается в финале — и это оправдывает мотив моего/твоего сна.

    Что не понравилось. Штампы, много штампов. Чай, к примеру, давно уже притча во языцех, обычно он, правда, остывший или некрепкий, но, в общем, разницы никакой, одна автор вообще написала про отсутствие чая, но вышло настолько пошло, что лучше бы про присутствие писала) Знаю только два текста (один из которых мой :D) и одного автора с тематическим циклом стихов, которым удалось избежать ореола сетературщины при упоминании окаянного.
    Греть пальцы у твоих огней, слезами тревожить грудь, делать огонь ручным (тот самый огонь, у которого раньше грелись пальцы?), беды гонец, средь ясного неба гром — зачем всё это? Маета, общие слова.
    Лесная глушь действительно не вписывается: я, как типичный городской житель, могу представить за стеной максимум соседа с перфоратором, стоило бы подобрать более подходящий ситуации образ; этот, имхо, высосан из пальца.
    Ну и самое-самое начало текста — отрицание, на место которого ничего не приходит, опять же, желательно избегать подобного.

    Несмотря на, пожалуй, резковатый тон комментария, хочу добавить, что здесь, пусть не в полной мере, пусть не до конца, пусть даже совсем немного, но всё же есть то, ради чего стоит писать (и читать) стихи, иными словами, здесь есть поэзия. Уже одно это делает текст стоящим внимания.

    • Дарья, благодарю за очень подробный анализ текста — это дорогого стоит!

      Не соглашусь с Вами насчёт штампов. Возможно, чай — действительно уже притча во языцех, но и «чай», и «лесная глушь» в данном стихе (и в некоторых других моих же стихотворениях) появились отнюдь не для красного словца. Они — маленькие, но очень значимые для автора штришки к портрету персонажа, к которому обращается ЛГ. Как и «не выпавший первый снег»… Однако, кое о чём Ваше критическое замечание мне всё же посылает тревожный сигнал: либо снова не удалось избежать слишком личных деталей в общей, предельно вроде бы обобщённой, картинке, либо… ну и банальный же у ЛГ (здесь: у самого автора) адресат, если почти ничем, кроме блуждания по лесам и прихлёбывания чаю из кружки ей не запомнился! Ах, да, он ещё и снега в декабре наобещал 🙂

      А «делать огонь ручным» — да, именно тот, у которого пальцы греть собиралась. Вы верно всё подметили. Даже то, что я немного осеклась к концу стихотворения, свернула повествование раньше, чем что-то слишком интимное успело бы прорваться. Испугалась слишком откровенного порыва, Вы правы…

      • Эхъ, мне прямо стыдно теперь — говорите, подробный анализ, а я токмо по верхам пробежалась) Просто я придерживаюсь мнения, что о личном надо говорить так, как никто до тебя не, иначе личным это уже не будет — многим знакомы, к примеру, боль на сердце, любовная тоска там, бабочки в животе, но если отдельно взятый человек возьмётся описывать свою любовь именно этими фразами, текст в итоге получится максимально обезличенным. Даже если все эти фразы взялись не на пустом месте, а может, именно поэтому.

        Ну, есть такая штука, как стёртая метафора, когда изначально сильный образ из-за частоты употребления превращается в символ, не несущий эмоциональной окраски — та же боль в груди, или Снежная Королева, примеров можно найти много. Естественно, от них никуда не денешься, но надо каждый раз думать, как заставить их заиграть новыми красками. Даже если в результате оно будет немного ложью)

        • Вот только если говорить так,как никто до тебя, есть опасения, что никто и не поймет — о чем, собственно, речь.Этакая стертая метафора наизнанку часто получается. Вопрос. наверно, все же не столько в затертости, сколько в чувстве меры и уместности. Вот у Бориса Заходера есть изумительное совсем коротенькое стихо. Написанное. совершенно банальными словами. А у меня оно в голове как заноза еще в юности засело (в «Юности» и прочитано 🙂 ) — не стирается.

          Шел — и встретил женщину./ Вот и все событие. /Подумаешь, событие!/ А не могу забыть ее./ Не могу забыть ее,/ А она забыла./ Вот и все событие, /Вот и все, что было.

          • Чувство меры — да, вот что главное.
            В сети встречается немало поэтов, которые о привычных вещах говорят так, как до них, возможно, никто не говорил. Иногда это воспринимаешь как прорыв в какую-то другую реальность, аж дух захватывает. Но чаще звучит полным бредом или неумением выразить мысль.

        • Да, к сожалению, не всегда это удаётся. И, пока стихотворение в процессе написания, для автора эти стёртые метафоры ещё полны смысла. Видишь огрехи только когда первоначальная эмоция уже остыла.

          • Ну, тут разве что взращивать внутреннего Белинского) Эдакий цензор, который работает вне зависимости от эмоционального состояния автора и помогает отбрасывать не очень удачные варианты, иногда один за одним сто раз подряд. Так-то я вообще сторонник подхода, что на эмоциях можно разве что костяк набросать, а когда они остынут — долго и нудно допиливать. Всё же качественный текст зачастую — это совсем чуть-чуть вдохновения и очень, очень много работы.

            • Ой, только не Белинского. Берия от литературы. Спасибо. не было у него права и возможности расстреливать, а то б мы многих классиков сегодня не досчитались.Если не всех. Чахоточный Белинский постарался бы тогда уйти из жизни позже своих именитых и популярных современников
              Ну а насчет чуть-чуть вдохновения — не скажите. Работы — да. А вдохновения надо не меньше. Возьмите Бродского. Я его, зарубежный период почти не воспринимаю за стихи. Точено, шлифовано, полировано скрупулезно…а вдохновение-то в Ленинграде осталось. Те стихи ленинградского периода не так совершенны технически. зато вдохновенны. Или Бунина возьмите — вот уж кто без вдохновения. хладный ремесленник, но — высшего разряда.

  5. Ирина, мне понравилась целостность — я не умею оценивать с лупой , да и не буду так как считаю так поэзия либо есть , либо ее нет .
    По поводу несладким чай сделать терпким . — Терпкий — эпитет применимый к винам , и вы здесь, обыграли многих авторов которые злоупотребляют слова о пьянстве . .
    О маете добавлю отдельно — ну, какая лирика без маеты .

  6. Хорошо. Местами — очень хорошо, и даже — замечательно. Но стиш всё же ещё сырой. С ним обязательно надо поработать, он того стоит…

    Мне кажется, ты никогда до меня не дойдёшь,
    печальную фугу зима отыграет сполна.
    Ворвётся стремительно март, расплескав в лужах дождь,
    неся с собой новые запахи, звуки, тона.

    Отбросив сутулую тень, зарыдает февраль,
    завидуя марту, весне и всему, что сначала.
    Качнется печально вокзал, засмотревшись на чаек,
    как будто вернувшийся с долгой войны ветеран.

    И грянет оркестр. Он, поверь, обязательно грянет.
    И вновь зазвучит веселей самый грустный пассаж.
    И матовость улицы вытеснит мартовский глянец.
    И солнечной губкой отмоет Творец небеса.
    …………
    P.S.
    Ты верь, это всё случится, коснётся руки рука.
    И взгляд твой лучистый вспыхнет любовью… ну а пока…
    глаза фонарей слезятся, а окна домов слепы,
    и пальцам твоим озябшим в ладонях моих не быть.

Добавить комментарий

Войти с помощью: