Замолкаю

Выпадаю из колыбели голодного сна.
Эта жизнь в плотном теле –
Предельна, невзрачна, тесна.
И слово моё, изначально творившее мир,
Превращается в слово, сворачивающее этот мир
До габаритов зашторенного окна…

Сколь себя ни терзай, не увидишь того, что вблизи.
Закрывая глаза, наблюдаю: безвинный Сизиф
Катит камень на гору
Себе же на скорое горе –

Потому бесполезно вещать о природе вещей.
Как болезный безумец, под складками драных плащей
Прячу радости Пигмалиона,
Плюясь на иконы.

То небесная манна, то рис… То Коринф, то Памир…
Кто-то первым обманет – строптивца смирить бы плетьми,
Но людьми здесь вскипают изломы
Проулков знакомых.

День кури́тся дымком, за которыми иные миры,
Подчиняясь законам прожорливой чёрной дыры,
Только множат пространства пустот
С постоянством простого
Пустотелого множества чисел несложных натур,
Чёрно-белых божеств, порождённых слияньем культур
И моральных устоев.

Неустойки уплачены разом на годы вперёд.
Неустроенный плачется разум – никто не берёт
Ни за ломаный грош на поруки.
В хорошие руки
Я отдал бы и даром, за так –
Словно старому другу.

Жизнь уже не важна, коль не важно,
Живу ли ещё.
Так познавший свой мир стал его мировым палачом,
Воссоздав себя снова игрою теней
В глубине
Амальгамы.
Это новая грань,
За которой окончен полёт.
Здесь словами играть –
Всё равно, что толочь в ступе лёд.
…И я замолкаю…

2005
(отредактировано: 2018)

 

Замолкаю: 32 комментария

  1. Уф. Впервые не стану тебя ругать за длинный текст. В котром . конечно же. наблюдается некоторая рыхлость и его надо бы слегка подсушить…но не все сразу. Лежало стихо с 05 года ,ну еще теперь доработанное пусть полежит, отлежится для сушки и шлифовки. пусть полежит. Ты к нему все равно вернешься — это стихо из тех. которые автора не отпускают. В общем, очень круто и мощно. Это уже бесспорно Поэзия.

    • Этот текст не отпускает, ты угадал. С момента написания я уже много раз пыталась к нему возвращаться, так что от первоначального варианта в нём остались только ключевые моменты. Изначально он был более «по-юношески злым», что ли — сейчас над некоторыми местами оригинала впору самой посмеяться. Но вычистить его и от ключевых образов я всё-таки не решаюсь — сейчас мне так уже не пишется, как бы ни хотелось выдать что-то похожее по эмоциональному накалу. Образный ряд, конечно, смешивается в некую сумбурную кашу из мифологем, однако они в тексте совсем не случайны. И прятать этот стих в столе мне, конечно, слишком уж жалко.
      Думаю, что в этом варианте его всё-таки можно уже вытащить на свет. Не исключено, что через пару лет он подвергнется процессу естественной усушки и утруски ещё на несколько строк или даже строф 🙂

      В папочке за тот период лежат ещё несколько опусов, которые я время от времени пытаюсь привести в читабельный вид и очень надеюсь, что мне это когда-нибудь удастся.

      • Я не угадывал. Я знаю. Иногда я тебя очень хорошо чувствую через стихи. Практическая телепатия — одно из моих многолетних увлечений. А ты некоторыми своими стихо просто открываешь канал связи 🙂

      • Кстати. меня сходу поцарапала фраза «не веря своим глазам» — в мою (медитационную) концепцию восприятия твоего стиха она никак не укладывается. Отчего не верю. Всему остальному верю. а вот только Сизифу фиг? Как говаривала моя мама: верю всякому зверю. одному сычу верить не хочу?

        • Вот как раз эта строка про Сизифа мне покоя и не даёт! Что-то тут не клеится. Продолжаю думать над ней.

          Точно телепатия! Ты прямо почувствовал мои метания и сомнения 🙂

        • Мне кажется, что в медитативную концепцию вместо «Я, не веря глазам» больше вписалось бы «Закрывая глаза». И тогда получится такая конструкция:

          «Сколь себя ни терзай, не увидишь того, что вблизи.
          Закрывая глаза, наблюдаю: безвинный Сизиф
          Катит камень на гору
          Себе же на скорое горе».

          Как ты думаешь, будет ли лучше увязываться по смыслу? Пока в тексте не заменяю, мало ли, что ещё вдруг в голову придёт.

            • Спасибо за ценный совет! Действительно, стало лучше восприниматься. Теперь, думаю, не будет возникать вопроса, откуда вдруг этот Сизиф вообще взялся в обычной обстановке городской квартиры 🙂

          • Вообще ты очень здорово и самобытно передала состояние. которое мне очень хорошо знакомо. Это не совсем медитация, а скорее вхождение в нее из какого-то нервного срыва. Вот распсиховала ситуация — и заскакиваешь в АТ, чтобы успокоиться и стабилизнуться. Но путь к погружению лежит через предбанник. Вот сначала — как закроешь глаза — обрушивается дикая суматоха каких угодно образов. Может, Сизиф, а может марсианин. А может и хихикающая молекула дезорибонуклеиновой кислоты. Вообще похожие состояния удачней всего фиксировал на полотнах Босх. А через минуту вселенная в голове проясняется. разрастается…впрочем. ладно. это уже другая тема.
            Несложно, правда, при достижении определенного навыка. глаза не закрывать — просто отключить внешнее видение.Но,очевидно. у ЛГ это вообще спонтанный, неспланированный ступор после хорошего психа.

            • Ага, из нервного срыва я как раз тогда и провалилась в состояние какого-то спонтанного транса. Никакой осознанно практикуемой медитации там не было и в помине. Было состояние шока, перешедшего в довольно длительное ощущение какого-то расщепления сознания. Я вообще плохо помню, как тогда протекала моя обычная повседневная жизнь (скорее всего, совершенно обыденно), было такое чувство, что вся жизнь происходит, случается со мной только внутри моей же головы. Больше ни разу в подобное состояние мне войти не удавалось — ни спонтанно, ни сознательно, с помощью всевозможных практик.

              • Могу научить. Только цена вопроса — время. Как и в любом другом деле навык приходит постепенно и при регулярных упражнениях. Для достижения определенной ступени понадобится не меньше года. Зато моя техника АТ не требует длительных занятий. Собственно я ее разрабатывал для себя,став молодым папой — чтобы высыпаться более-менее полноценно ( а с утра перед работой приходилось нестись за полтора километра в молочную кухню, да и ночью с младенцем в комнате какой там сон).Так что в «техническое задание входили два обязательных пункта: легкость освоения и кратковременность применений, потому что каждая секундочка свободной жизни тогда приобретала отдельную ценность — уж очень мало их оставалось. Цели я достиг. Но потом оказалось,что это лишь самая малая часть возможностей АТ, что инструмент АТ применять для того чтоб выспаться все равно что андронный коллайдер использовать, чтобы поджарить себе семечек.
                Так что возникнет желание — пиши в ВК.

  2. И снова здравствуйте) Получается, опять я к вам. Текст, вижу, довольно старый, и не уверена, что вам захочется снова, а то и значительно, его перерабатывать, потому не стану размениваться на частности и выскажусь в целом.

    Первое, что хочется отметить — это старательная, любовная даже, работа над звуком текста, местами даже полностью строки рифмуются. Есть в этом плане и моменты, которые смущают, например, помещение значимых слов в безударные промежутки, что читается как сбой, или аллитерация на ж, жужжание обычно не очень благозвучно, но в целом видно, что автор старался.

    По смыслу. Писать от имени бога/богочеловека — задача, несомненно, сложная. Тут она, имхо, сыграла с текстом злую шутку, потому как начинается он с предельно конкретной ситуации («мир свернулся до размеров зашторенного окна»), а дальше ЛГ отправляется в разнос по местам, временам и персонажам — то Коринф, то Памир, то куча плащей на голое тело, и возникает диссонанс с этой маленькой закрытой комнатой, с которой всё начинается. Ну и отдельная ложка дёгтя у меня по интертекстам — раз уж задумка, на мой взгляд, не вполне сработала, то и всё пространство текста превращается в какое-то общекультурное и общепоэтическое месиво, не хватает ему конкретики в этом плане. Сизиф, которого видно из (зашторенного) окна, служит первым тревожным звоночком, потому что он никак особо не обыгрывается и существует тут чисто символически (а символы такого плана норовят показаться штампами), дальше идёт ряд из природы вещей-Пигмалиона-икон-небесной манны- Коринфа с Памиром-Иуды-иных миров с чёрными дырами-неустоек-продажи мозгов (а мне казалось, что вера к разуму имеет мало отношения, так что не особо понятно, зачем он тут оказался, хотя с ломанным грошем в контексте тридцати серебренников получилось любопытно), ну а заканчивается всё это безобразие амальгамой, о которой в окололитературных кругах шутят, что поэты вспоминают о ней, только и исключительно когда садятся писать стихи. В общем, всё это пространство лишено конкретики, герой без видимой причины свободно перемещается в пространстве-времени, хотя начало было многообещающим. Хотелось бы более ограниченную ситуацию и более конкретизированное переживание, с моей точки зрения, писать какие-то общепоэтические штуки — не лучшая традиция, сложившаяся в сетературе, хочется чего-то более интимного, не прикрытого стыдливо фиговыми листочками поп-культурных явлений.

    • «и возникает диссонанс с этой маленькой закрытой комнатой, с которой всё начинается»

      Дашенька, вы явно никогда не пробовали не то что медитацию по любой из многочисленных восточных религиозных и псевдорелигиозных методик, но даже и добрый старый европейский аутотренинг. А зря. Исключительно полезная штука. если только вы ее имеете, а не она вас. 🙂 Но о чем я? Именно из большого открытого мира много трудней попасть во все эти места. чем из тесной аскезы маленькой обшарпаной комнаты. Я вот могу даже с пляжа Петропавловки, там. где через Неву практически весь Питер одномоментно виден. Но у меня не только исключительно заточенная под себя вариация АТ (как тот ножик, помните. я давеча рассказывал) 🙂 , но и, дай Бог подсчитать… О! 47 лет пользования этим вполне простым и доступным каждому инструментом.
      Простите меня, зануду, но тут вы очень напомнили нашу Елену суждение о том что типа «моря нет потому что в деревне, где она обитала в юности, оно никогда не появлялось» 🙂

      • Сергей, у вас, несомненно, замечательная способность делать ложные выводы о других людях, но, пожалуйста, избавьте меня от необходимости иметь с ней дело, ваши выпады изрядно надоели. В остальном — я вроде буквами по белому объяснила, чем мне не нравятся подобные общефилософские размышлизмы, объяснять ещё раз не буду, потому как не вижу у собеседника желания во что-то въехать.

        • Отвечу вашими же словами: вы. по сути ничего и не сказали. 🙂 Но я вам конкретно разъяснидл одну из ваших СОВЕРШЕННО ОШИБОЧНЫХ посылок в стиле Елены. Про диссонанс. который на самом деле вполне себе приличная гармония сосуществования Сизифо, Коринфов и тесной келейки. Ваш ответ опять ни о чем. У вас к себе иные стандарты чем к нам?

    • герой без видимой причины свободно перемещается в пространстве-времени,

      Дашенька. этот мир ВНУТРИ ЛГ. Это не он перемещается в своем сумбурном мир, а мир перемещается в нем самом. Вы в планетарии бывали?Планетарий тоже не скачет по Млечному пути :). Вот это все меня лишний раз и убеждает. что вы мечтаете в поэзии стать камерным теоретиком и жизнь гоните от своего творчества и от своего восприятия подальше подальше, чтоб не оскверняла своими спирохетами, панимаешь. Но это временно. Я не Нострадамус, но знаю.

        • Да хоть Петенькой. 🙂 Я ж не знал. что вам ваше полное имя дорого как память. Раз вы того желаете — больше не буду. Мне нравится имя Дашенька — много больше. чем Даша и Дарья. мне приятно его произносить. Проблема была только в этом, а не в том. чтобы вас как то ущемить. Но в данном случае я. естественно. не могу не признать ваше требование приоритетным.

    • Дарья, благодарю за отзыв. Действительно, этот текст достаточно обобщённый, интимность переживаний в нём очевидна, наверное, только самому автору 🙂 Не знаю, хорошо это или плохо, но мне кажется, что размышления ЛГ на общекультурные темы и не должны носить слишком интимный характер. Излишняя интимность, вполне уместная в любовной лирике, например, прозвучала бы здесь диссонансом. Всё-таки здесь ЛГ размышляет о более глобальных вещах — о мире, который он создал для себя в своём воображении и о целесообразности его создания вообще.

      Хотелось бы возразить Вам в ответ на Ваше высказывание по поводу термина «сетература». В чём её принципиальное отличие от литературы? Разве не только в том, что произведения размещены не на страницах книг или журналов, а на интернет-ресурсах? Так вся классика сейчас есть в сети. И предостаточно графоманов имеют свои печатные публикации.

      • Под интимностью я имею в виду предельную персонализированность переживаний, то есть чтобы было понятно, что они личные, а не общие, сказанные общими словами. Ну да, кажется, такой диалог уже был) То, что мир, о котором идёт речь, находится в воображении ЛГ, имхо, не считывается, последние три строки первой строфы, имхо, как раз разделяют их, да и он этому миру, существующему теперь (как мне показалось) помимо его воли, что-то активно пытается доказать (и сдаётся в итоге).

        Ну, насчёт сетературы вопрос хороший) Часто, в моей среде, по крайней мере, термин употребляется, чтобы отметить специфическую сетевую моду, полозковщину там, к примеру, но это, конечно, не столько о сетевой литературе, сколько об определённых стихийных течениях внутри неё. Просто очень многие авторы прибегают к разного рода аллюзиям, особенно библейским и древнегреческим, но без переосмысления и творческой обработки таких образов, а за столетия и тысячелетия их существования они уже успели стать штампами, поэтическими условностями. Да сама грешу, чо уж там. Но я бы сказала, что это путь наименьшего сопротивления, а, раз уж так делают все, такие штуки обезличивают текст, делают его похожим на многие другие. В данном конкретном тексте есть несколько образов, которые мне понравились, но они теряются на общем фоне такого рода.

        • На «то, что мир, о котором идёт речь, находится в воображении ЛГ», указывает первая строка второй строфы, идущая следом за упоминанием отделяющего ЛГ от внешнего (реального) мира зашторенного окна. В реальном-то мире те персонажи и события, о которых ЛГ размышляет, закрывшись в своей комнате, конечно, существуют (как часть его обыденной личной истории), но только трансформируясь в сознании ЛГ, они обретают (опять же, лично для него) черты мифологических персонажей либо аналогии с событиями, описанными за много веков до его рождения. Так ему видится, так мыслится в данный момент времени — он ведь, ни много, ни мало, Творцом себя в этот самый момент возомнил. И сдаётся в итоге, да — в этом его личная драма как раз и состоит. И как раз-то пафосные аллюзии человеку в подобном состоянии сознания и присущи, мне кажется. Не будет же он, примеряя на себя роль самогО Создателя, выражаться простыми словами 🙂

          А «специфическая мода» существует в любой литературной и окололитературной среде — и не только в интернет-сообществах. У каждого лит.объединения есть «приоритетные» авторы, чей стиль и задаёт в нём некий общий тон, на который негласно «настраиваются» его участники. И совсем не обязательно этот «приоритетный» автор — Вера Полозкова. Современных поэтов — огромное множество, и многие из них весьма и весьма интересны. И что с того, что первые их публикации состоялись в сети? Время сейчас такое, буквально всё в сети, все сферы жизни, не только литература. Но об этом уже достаточно сказано, незачем повторяться.

          • М, мне эта фраза ни о чём не сказала просто. То ли потому, что это расхожий речевой оборот, то ли потому, что обозначает он слепоту по отношению к очевидным (в данном случае, как мне показалось, в физическом смысле) вещам, и в контексте следующих строк оно видится больше как прозрение — де, я был слеп, а тут, оказывается, Сизиф, как я его раньше-то не заметил — это, естественно, очень грубая формулировка, не учитывающая подтекстов и прочая, но, думаю, суть ясна.

            Вообще, по мне, тема языка травмы и соответствия языка текста его содержанию очень интересна, тут можно было бы много говорить, например, как передать языковыми средствами состояние сна или там невроз какой-нибудь. В этом плане я, похоже, не очень улавливаю настроение текста — с одной стороны, он написан нейтрально-безличным языком, будто здесь идут отрешённые размышления, с другой, речь ведётся от лица ЛГ и всё сказанное ему очень болит, что с отрешённостью, в свою очередь, не очень вяжется.

            Да я ничего не имею против сетевых авторов, речь же не о том совсем, ну да неважно)

  3. Жизненный опыт приходит с годами поэтому и не понять в молодые годы что лучше отдать другим .а что оставить при себе , и что бывает за гранью окончен ли полет , или опять расправляешь крылья . Чтобы иметь жизненную философию но в стихах нужно не школу поэзии пройти а получить некую бумагу о пройденном от властвующего и вездесущного времени, которое лучше не торопить .

  4. В общем, «вывалила» всё, что знала. От Пигмалеона до Сизифа. 🙂
    То Коринф, то Памир… Весь Древний мир в одном флаконе. 🙂
    Ну и плюс всё тоже «страдательное страдание невесть о чём» у ЛГ.
    Возможно, о том, что недоучила историю Древнего мира? В своё время.
    🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: