Еврейские мансы

Румынско-австрийско-немецкий  стиль небольшого городка завораживает маленькими проулочками-улочками мощенными брусчаткой, предназначенными для конок, а не для потока машин. О городе можно говорить с любовью часами: каждая улочка и дом –раритет!

В этом небольшом городке до 70-х годов жило 80 процентов евреев. Большей частью это были ремесленники, портные, рабочие маленьких заводиков, продавцы и провизоры.

Жили дружно, влюблялись, женились, и очень редко расходились.

Наш двор был большой, в нем жили четыре молодые семьи и две семьи взрослого поколения. Снаружи дом огромный, а внутри маленькие комнатки, неудобные кухни, ни воды, ни туалетов в квартирах нет. Все приходится делать во дворе. Рождаются дети.

Во дворе устраивается прачечная. Веревки развешаны по всему двору. Все почти одного возраста. Родители как-то старались быть в тени. Изподтишка помогали чем могли, но никогда не вмешивались и не командовали.

Затем идет осенняя пора. На огромный двор выносится картошка, разделенная досками на четыре части. Затем выносятся столы и начинается время закруток. Откуда-то достаются огромные ванны, моются огурцы, помидоры, шинкуется капуста… и полные ванны опят… Ах, молодость, ах энергия! И успевали, правда, по очереди, ходить на вечера, на концерты, в ту пору еще был модным театр, филармония, где выступали молодой Кобзон, Сиди-Таль, много певцов и «блуждающих звезд» ))). У нас все это получалось как у зверей, земноводных.  Создавались мини-ясли в доме, собирались в кучу все дети. Их родители бегали на концерты, собирались в компании, встречали праздники… По очереди. Одна пара,- муж с женой, оставались с кучей детей, кормили, мыли, читали сказки, укладывали спать. И это было справедливо! Иногда и соседи этого двора подкидывали нам своих отпрысков…

И вдруг двор опустел! Старшее поколение осталось, а молодые разъехались кто-куда.

«Эпидемия!» мама моя говаривала. Молодость, энергия, дети из пеленок выросли, стали ходить, начали наравне со старшими преодолевать своими ножками километры.  Вот тогда не усидишь на месте… Но!…

Многие схватив своих чад под-мышку начали искать счастья в другой стороне, где не надо было делать сумасшедших заготовок, стирать белье во дворе… Ну не знаю, от добра добра не ищут , но тогда мне казалось, что это самые главные  два аргумента: вода, туалет и заготовки… Наивность…

Что там говорить о дворе,- город весь опустел в очень короткий  срок! Началась «эпидемия» миграции! Кобылянская, это наша главная улица, для пешеходов- опустела! Это улица, по которой прогуливалось все население, и стар и млад, в субботу и в воскресенье. Там назначались серьезные деловые встречи. Если ты не выходил на Кобылянскую, значит что-то случилось, и по цепочке, еврейской почте узнавали, в чем дело. Там можно было встретить желаемого и не желаемого человека. Незнакомых людей в эти дни на Кобылянской не встретить, а если встретишь, то встречному знакомому вопросительно-многозначительно поднимаешь подбородок, поджав губы. Смотрим друг на друга , пожимаем плечами и расходимся в разные стороны. Одевались самые лучшие костюмы, наряды женщин тут же обсуждались и умилительно, утвердительно провожались взглядами.

И вдруг всего этого не стало! Как в заколдованном фильме! Что случилось ?! Кто же  вас гонит табунами опять? От чего люди бегут?  К чему стремятся?

Это я узнала только через 50 лет, когда сама приехала в страну, где меня ждали все эти годы и не сомневались, что рано или поздно мы встретимся на этой благословенной Земле.

Принято. Оценка эксперта: 24 балла

Еврейские мансы: 8 комментариев

  1. «Румынско-австрийско-немецкий стиль» — я не знаю такого стиля.
    Вероятно, сами Вы придумали, на ходу. Но что-то трудно представить в чём он выражается. Тем более, я так понимаю, это о сов. эпохе.
    А те, кто жил в провинциальных городках, явно не могли сравнить, потому что не бывали. Это уж точно!
    Что за миграция? Куда? Уж не в землю ли обетованную? 🙂

    Текстик Ваш слабенький.

    Вот поройтесь в интернете и найдёте этаких текстиков с «сионистской окраской» очень и очень много. То уехавшие (и понявшие, что в кибуцах не так и сладко, как, к примеру, в лавчонке по сбору вторсырья) вспоминают былое, то мечтающие уехать — «кажут талант». 🙂
    А те, что у власти были, имена поменяли и фамилии на «революционные клички» и им и ехать-то не нужно! Всё в порядке! 🙂
    Идея понятна. Она в простом народе тремя словами обозначается:
    «Давней с***ли ровней.» 🙂
    Я не поняла, (лично и это моё мнение сугубо, так сказать…) для чего же эти все буквы? Ну, да, давней… И трава была гуще, и деревья выше, и люди (понятное дело!) лучше… И что? Что дальше?

    Беда вот в чём, жить-то нужно здесь и сейчас для будущего. А не перемалывать (тем более без идеи и толку). 🙂

    • А вы про Австро-Венгрию что-нибудь слышали? Про Трансильванию, некогда входившую в ее состав. Частичку Трансильвании в свое время откусил товарищ Сталин под Молдавию. Вот он и стиль, Еленушка. 🙂

  2. Ой, ребяты! Спасибо! Дяревня! Однако смею заметить, что выражаясь не понятно на каком языке, я хочу отстоять свою точку зрения насчет Австро-Венгро-германского стиля. Когда 600 лет тому назад наш городок начал строиться, губернатор , которого назначила тогда Австрия, выдал указ о том, что он снимает все налоги на строительство города в течение 20 лет. И вот тогда все, кому не лень стали строить дома, церкви , устилать красочным булыжником дороги, да так, что наши рабочие , у которых две левые руки, если разберут эту брусчатку, уже обратно как было положить не могут. Дома сейчас все с табличками: какая страна, когда построила этот дом. Наша резиденция митрополитов и театр славятся на весь мир. Городок маленький, половина Львова , наверное, но раритетные дома сконцентрированы в центре города и улочками можно пройти и повидать все прекрасные строения с неповторимыми балкончиками.

  3. Леночка! Не в упрек Вам сказано, сравнить свой город я ни с каким другим не могу. Это маленький Париж. В Америке по чьему-то проекту строят город Черновцы, уже построили, только резиденцию митрополитов достроить не могут, больно хлопотно и сметная стоимость превысила все потолки. Сергей, я обязательно пересмотрю эту белиберду и вставлю пропущенные слова. Спасибо!

  4. Да, еще Елена! Про «сионистскую пропаганду» Я не пропагандирую, я этим живу! Я еврейка с полным родословным древом. Миграция еврее со всего Советского Союза была самая большая в 1972 году. Если нельзя писать ностальгические «сионистские» «мансы» — тогда — увольте, но я пока сама не знаю чего я больше хочу: очень скучаю по Украине, в которой прожила почти 70 лет, в которой сейчас творится что-то не понятное, или пожить свои последние годы в стране, с которой меня связывало и связывает очень много: родственные, дружеские и, наконец, этнические связи..

Добавить комментарий

Войти с помощью: