Люди не бараны, но…

Сегодня я вам расскажу о баранах. Нет, они, конечно, вовсе не главные герои моего повествования. Они вообще в Новой Зеландии родились, там и померли под ножом мясника. А к нам на остров  прибыли уже в сильно замороженном виде. По договору с новозеландцами, вроде. Мы им поставляем торф, которого у нас завались, а они наоборот баранину, которой им просто девать некуда. Впрочем, торф к моему повествованию никакого отношения не имеет. А вот баранина – самое, что ни на есть, прямое.

—  А бараны? — спросите вы. А вот послушаете мой рассказ и сами все про баранов решите.

Хотя дело началось вовсе даже не с этого.  Просто я здорово сцепился с нашим главным инженером. Нет, вовсе не хотел я его цеплять. Знакома поговорка: не тронь, сами знаете, что – и благоухать не будет? Но он распорядился, чтобы я пронумеровал ему зерновые бункера, расположенные метрах в четырех над землей. А в качестве платформы предложил ковш мехлопаты. Мол, я туда залезу, меня поднимут над землей – и рисуй, товарищ художник, полуметровые цифры в свое удовольствие. Ах да, забыл сказать, что я на комбинате всего лишь художником-оформителем работал на ставке слесаря. Вот и представьте – как я в глазах главного инженера выглядел. Козявка, букашка, ладошкой прихлопнуть можно. Выполняй распоряжение и считай, что тебе повезло – пообщался с большим и прекрасным.

Но я пошел в отказ. Нет, я вовсе не трус, но в тот раз мне как-то совсем не захотелось рисковать своей прекрасной и молодой жизнью. Тем более, что я отлично понимал: случись со мной несчастный случай, слети я со скользкой и раздолбанной мехлопаты этой – так мне и производственную травму не оформят. Злостное нарушение производственной дисциплины и техники безопасности на меня же и повесят. Все это я и высказал главному, стараясь быть не только убедительным, но и толерантным. Но мой отказ он все равно воспринял как оскорбление, которое смывается только чем-нибудь тяжелым. Например, тем, что я больше в жизни премии не увижу пока работаю с ним.

Это он от расстройства слабину дал. Ведь помните – я работал на ставке слесаря. А там система премий совсем не как у ИТР. К зарплате 10 процентов премии при отсутствии дисциплинарных взысканий. Все. А дисциплинарное взыскание тогда наложить на слесаря– это, знаете ли, причина нужна серьезная, не с потолка.

Но все равно он меня достал. Художник на производстве – это такая профессия: кистей нет, красок нет, материалов нет – все по бартеру с другими художниками на других производствах. У того бочка сухих белил на складе завалялась чуть ли не с революции. У этого реек чуть бракованных полно, что для подрамников прекрасно годятся. У меня, скажем, обрезки жести всегда имелись в достатке. Вот и гуляем друг к другу в гости. Работа ведь не по времени, а по факту. Плана здесь нет. Заказали стенд – сделал. Не заказали – гуляй себе, пополняй запасы. А враг мой насобачился меня пасти. И лишил возможности выходить с комбината в рабочее время.

Тут уже и финансы страдать начали. На голой ставке слесаря без левых заказов долго не протянешь. Все художники такой подработкой подкармливаются. Тому стендик, этому соцобязательства, тем новый орден к портрету вождя на демонстрацию подрисуешь… Ну и сыт. А коли за ворота не пускают – где же масло на сухой хлеб добывать? Значит надо увольняться.

Но и тут главный на страже. Дело в том, что на нашем острове есть система надбавок. Год проработал – 10 процентов к зарплате начинаешь получать.  Пять лет – пятьдесят процентов. Это уже потолок, но все равно есть что терять, согласитесь. А сохранялись надбавки тогда только при непрерывности стажа. Для этого с работы на работу надо было увольняться по особой методике. Берешь на новой работе письмо «просим отпустить переводом такого то» и несешь к своему начальству вместе с заявлением. И тут-то мой недруг конечно отыгрался. Не отпустим, и баста.

Люди не бараны, но…: 25 комментариев

  1. Просмотрел первую страницу, прочитал вторую…,потом захотелось прочитать и первую.Легко написано,без натуги (как я обычно пишу 🙂 ) Интересный рассказ.Хотя кое-где,на мой взгляд можно и укоротить без ущерба для содержания. Вот можете же мэтр и гибким быть, и вовремя на больничный уйти 🙂

  2. «Художник на производстве – это такая профессия: кистей нет, красок нет, материалов нет – все по бартеру с другими художниками…» — слишком много дополнительных, мелких деталей, которые излишне уточняют.
    Удачно ли избрано поветсование от 1-го лица?
    Возможно, это оформить как диалог двух работяг (из раных мест, случайно подслушанный в поезде и проч…) Тогда да, можно бы этот диалог сдобрить «колоритом2 живой речи. 🙂 И, кстати, детали бы юыли не лишними. А так слишком долго объясняет, батенька. Очень уж на мемуарную литературу тянет. 🙂
    Это как у тов. Жукова: «понимаете, товарищи, ситуация в советской стране была такая и я вынужден…» Хотя что я, ему ж мемуары не один писака редактировал и правил… И то… 🙂

    • Не знаю, удачно или нет. но от третьих лиц не получается.Сразу теряется динамика и собственно, эффект присутствия читателя в ситкации. Скажмие, вот в поезде случайной пассажиркой,или ам в очереди вы стали бы прислушиваться к такому диалогу? Насчет колорита живой речи — в Кобре ваше замечание было бы куда уместнее. А здесь у меня ели и не получилась, то начала вырисовываться живая речь литературного героя. Но в Кобре вы к этому почему- то не обратились. Вообще с этим сюжетом штука сложная. Я к нему приступаю периодически последние 15 лет — и пока удалась (в принципе) первая из попыток.

      Кстати, у мемуарной литературы свои характерные отличия. Я уже писал. В мемуарах пишущему важны все детали одинаково. Там непременно были бы строчки о том — сколько именно мяса герой купил и какой шикарный чакапули он сразу приготовил.

  3. Мне только не понравилось обращение товарищи-господа ..в одно лицо , трудно уместить . Товарищи , это не считая прошлого века , в обиходе скорей всего и останется другом . Женщины так не говорят , а вот для мужчины обычное выражение .. Мой товарищ по работе , ..А , вот если скажет вдруг мужик .. Я к господам вечерком загляну , ты меня рано не жди .. Понятно, что он имеет ввиду кого-то кто на ранг выше . А , читается очень легко , правда некоторые места можно и чуток сократить .

  4. Мне тоже понравился рассказ…своеобразный гимн изобретательности советского трудяги…когда неповоротливые законы начинают работать против себя самих же….с такими способностями можно было и где «повыше» работать в то время….))))))))

    • И вообще, непонятно, почему так странно, пренебрежительно относятся к мемуарной литературе? Живой, правдивый, уникальный, можно сказать, жанр литературы….а здесь, у Сергея, вообще больше похоже на «рассказ, основанный на реальных событиях»…где есть все, и правда и может, чуток вымысла, про который никто и не узнает…а кусочек фантазии — только добавляет колорита….

      • Елена. давайте не буджем смешивать рассказ, основанный на реальных событиях и мемуары.Повторюсь: автор мемуаров всегда (исключений я не всетречал) теряет чувство реальности. Для него самого важны все подробности и за кадлую он потом упорно бодается с редакторомю. Разумеется, сюжетное построение мемуаров всегда на двойку, композиции как таковой не, остается нудная линейная повествовательность, отягченная деталями о том что герой ел на обед и что было написано на тех папиных листах, из которых он мастерил самолетики. Каког цвета была стена в ванной комнате и какой из выключателей в квартире плохо включался….ну и так далее.Тогда как в рассказе все (независимо от фактуры) подчинено идее произведения и, соответственно, сюжету. А у вашей тезки просто…насроение с утра было не очень 🙂

        • Сергей, то как вы даете характеристику мемуарам, так я бы вообще отнесла к дневниковедению…где и вправду важны, но только для самого пишущего, все детали, — все -от утренней чистки зубов до взбивания подушки перед сном….а мемуары все таки нечто другое…ну мне так так кажется….более масштабное по замыслу…ведь какие то важные события своей жизни можно так подать читателю, что ни в жизнь от качественного романа не отличишь….сколько читала мемуаров — ни одного автора занудой назвать не смогла бы. Не было такого дотошного увлечения собственным жизнеописанием, все таки оглядка на читателя была…. и как результат они становились интересны всем…

        • Хотите сказать, что одним слесарем не прожить было, что остатнее доели? Что з/п даже на еду не хватало? Сами же знаете прекрасно, что деньги у людей, в общем-то, были, а вот попробуйте купить! Впрочем, на поесть-выпить денежки всегда находились, а иначе как понимать Вашу фразу «сидеть голодным»? Ясно, что не в самом прямом смысле, но как?

          • Вы правы, Евлампий, это совершенно моя мысль. Похоже, что вы в пролетариях не состояли и не улавливаете разницу между ставкой и зарплатой. У слесаря она, как правило, сдельная. А ставка служит только базой. Так, имея ставку меньше ста рублей, не редкость получка и выше трехсот — если наряды выгодные, плюс переработки, то-се. А тупо получать по ставке — все равно получать меньше ста рублей. Ну ладно, на Сахалине еще 50 процентов надбавки и 40 процентов кэф. Минус подоходный — рублей 160 на руки.Но учтите и цены. Про одежду и говорить нечего: к нам сплавляли самую дорогую заваль, какую в Москве никто не купит. Но вот очень показательно. Картофель в Москве стоил 10 коп, а у нас 19. Помидоры, даже самые паршивые, никогда не опускались ниже рубля. Ну и так далее. Так что семейному человеку, у которого жена в декрете и только что понесены громадные расходы по всяким там прибабахам -коляска, кроватка, , и пры и дры, да и вообще обустройство семейного очага. про выпить даже с приличной зарплатой не очень то мечталось. А уж со ставкой сторублевой — хоть вешайся.Пархивая активаторная стиральная машинка — 70 рэ. Холодильник — как раз месячную кгхм…ставку отдай. Женские сапоги…если за 60 купили — это значит повезло, потому что обычно за 70 и до ста… В общем, поверьте на слово — жинь на ставку слесаря — жизнь хреновая. А до этогокак раз я работал натом же комбинате реально слесарем в цеху и на ту же ставку и получал почти в два раза больше. И не сказал бы, чтоб от такой получки мы жили шибко богато.
            .

            • Ну так, Сергей, из Вашего рассказа совсем не явствует, женат был ЛГ или холост, были у него дети или нет. Если один он жил, то, наверное, ему бы с горем пополам хватило бы? А пролетарием я был, правда, уже не в СССР — годами не вышел)))), и сторожем работал, и дворником, и санитарным техником приходилось, совсем чуть-чуть, правда. Но все это были подработки к основному заработку, а так сложилось, что я практически всегда работал одновременно на двух работах, даже сейчас.

              • Хорошо, Ватсон, давайте рассмотрим другую версию. Допустим, герой холост. Сразу же чуткое государство начинает забирать у него 6 процентов дохода налогом «на яйца». Холостые мужчины в СССР платили «за бездетность» (ну, или платили алименты — это круче, 25 процентов с заработка на одного ребенка). Налог «За яйца» был отменен лишь Горбачевым в качестве реформенного «пряника».
                Вы следуете за ходом рассуждений, Ватсон. Скажите — вы любите готовить? Я люблю и презираю общепит с молодости. Но я — исключение, от которого женщины тают как пластилин и думают «мне бы такого мужа, а уж любовников я себе найду». А мужики крутят пальцем у виска. Ведь,насколько мне известно, среднестатистический российский мужчина, хоть и умеет на 8 марта сварганить вполне приличную хавку, но готовить не любит категорически, предпочитает всякие рыгаловки общепита. А там еда много дороже. чем дома.
                Идем дальше. Известно ли вам, что любовь свободной женщины обходится дороже, чем любовь проститутки? А физиология требует. И чтобы хоть пяток раз в месяц пообщаться сексуально с женщиной, нужно было слегка и потратиться. Пусть не на брульянты-сапфиры, но на цветочки-шоколадки, шампанское и всякие там деликатесы внарезку, когда приглашаешь женщину домой — непременно. Можно, конечно, жить монахом. Носить рубище м питаться волчцами и акридами. Но согласитесь, это уже извращение.
                Идем дальше. Холостому надо ведь и с друзьями потасоваться. Это женатики потихоньку вылетают из круга друзей. А тусовки — это дополнительные расходы.
                К тому же понятно, что ни тусоваться, ни девушков кадрить в прозодежде не пойдешь. Это супруги могут себя убедить: мы,мол, друг другу дороги в шалаше и в любой одежке.А в холостом социуме так не получится. А прилично одеться — это особая песня. Приличные джины с рук стоили до 300 рублей. Надо заметить, что в конце 70-х приличная девушка ни за что не стала бы тусоваться с парнем без джинов. Я уж не говорю о чем-то большем. Иначе говоря, подкатываться к молодой морковке без должного прикида было примерно то же по бескультурности, как ломиться в спецовке в партер театра на премьеру. А приличные шузы — от 50-60 рэ. Батничек…Продолжать? Поэтому и ПОЛНОЙ зарплаты слесаря никому никогда не хватало. Все крутились как могли. А голая ставка — это реальная нищета. Надо учесть еще и то, что на Сахалине, поскольку КЭФ и надбавки нельзя отменить, делали хитро — ставки были самые минимальные. Общая то зарплата все равно выше. А вот цены винтили максимальные.Если из Москвы из командировки мне отец раз привез синтетическую дубленку за стольник, то на Сахалине такие же почти (немного другой арикул) продавались по 240. Почувствуйте разницу.:)

                • Вот и получился Ваш комментарий размером с сам рассказ! Да ясное дело, на то, на это надо, и затрапезно выглядеть не хочется, и в рыгаловках питаться, и т. д. Но я ведь не об этом. Скажите, из тех, кто прочитал, сколько произвели расчет примерной зарплаты слесаря 70-х и произвели соответствие ценам в СССР третьего ценового пояса?
                  К тому же Ваше «сидеть голодным» вовсе не то же самое, что «не подкатить к красивой девушке в джинасх за 300 р.». А про молодежь Вы подумали? Они и вовсе в справочник по ценам в СССР не полезут… Это, значить, чтобы рассказ Ваш понять, вот эдак надо быть философски и экономически подкованным? Миль пардон.

                  • Нет. Евлампий, я комментарий написал лично вам.Чтобы доказать что моя правда абсолютно правдоподобна. Вы сами признаетесь, хоть вам и хочется поспорить, что на одну зарплату никогда не жили — прирабатывали.
                    И вот когда я даю в художественном произведении не только правду, но и правду ПОРАВДОПОДОБНУЮ, вот ИМЕННО ТОГДА меня мало волнует читатель, который пожелает «не поверить». Заметьте, сейчас разница между ставкой и зарплатой гораздо выше, Мурат вам об этом тоже сказал, кстати. Часто ОФИЦИАЛЬНАЯ ставка сдельщика равна официальному же прожиточному минимуму. А остальное идет «в конвертике». А сдельщиков — заметьте, многобольше чем окладников, каковым вы сейчас, по-видимому, являетесь. Зато у ИТР и премии совсем другого порядка, Как в мое время, когда я перейдя на другой комббинат на ставку ИТР, первую же квартальную премию(не проработа и года) получил в объеме тройной зарплаты.А Зарплата опять же была таки выше голого оклада. Сейчас все еще контрастней.Сейчас голая ставка означает, повторюсь, прожиточный миминиму. А он как извесдно у нас в России за чертой бедности. Вот и весь наш спор. Ни о чем.

                    • Я разве подвергаю Ваши выкладки сомнению? Я говорю лишь о восприятии Вами написанного — заметьте — конкретно моего восприятия. Согласитесь, как ни шельмуют сейчас СССР, но это была едва ли не единственная страна, где на одну зарплату (любую) нельзя было умереть с году (с вычетом оплаты жилья и прочих непременных расходов). Вы согласны, что слесарь, работая на одну зарплату, не умер бы с голода? Вот и весь спор.

                    • Отвечу цитатой из моего же расказика: «А коли за ворота не пускают – где же масло на сухой хлеб добывать? «. Это как бы не совсем то, чтобы умереть с голоду, нет? 🙂

                    • Кстати, как ни шельмуютсегодня буржуазную Россию, но я не знаю случая, чтобы в ней работающий человек умер с голоду.. Как правило, жалобщики на нищету пользуются для жалоб компьютерами и интернетом а то и айфонами последних моделей 🙂

  5. Нельзя было написать проще — сколько ни плати, а все равно охота больше? А то у нас такие все прямо честные (и поэтому бедные) бессребреники, что им на хлеб-то, может, и то не хватает, а на масло и подавно — приходится на двух-трех работах работать. Как слесарь — так обязательно нищий, как провинция — так дыра-дырой. Обрыдло.

Добавить комментарий

Войти с помощью: