Спасибо, уважаемые судьи. Было очень интересно со стороны наблюдать за работой литературного жюри. Кто-то пытался быть объективным, а кто-то поразил своей непоследовательностью. Кое-кто просто вылил свое негативное отношение к данному тексту.
Жаль, что Анастасия ушла из жюри. Непонятно, по какой причине. Мне кажется, наберись она опыта, из нее вышел бы неплохой критик. Единственное, чего ей не хватает - чуть большей основательности - проверять места, что ей непонятны как-то еще. У меня также возникло желание покинуть литературное жюри. Но я, пожалуй, пока в нем останусь, ибо на поэзию у меня взгляд, отличный от всех. И это не плохо, это - хорошо, что мы разные.
Но хотелось бы пробежаться еще раз по тем замечаниям, что здесь звучали. Объяснять смысл стихотворения я не буду. Думаю, что не смотря на то, что половина судей написала о трудности понимания, восприятие текста состоялось у всех, кроме одного, и то, я сомневаюсь. Человек наехал на пунктуацию, не приведя ни одного примера... Будем считать, что человеку не понравилось совсем читать это произведение. Что ж, это нормально.
Над строками "бабули строже одернет (поправит, направит) дядя, схватив за косы, к пруду и лейке и т.д." была проведена огромная работа. С ней все ясно. Стихи трудные - может быть. Но если оставляют сильный след - сильное впечатление - не это ли задача поэтического текста. Он не предназначен для того, чтобы быть на 100% логически объяснимым.
На грани фола место "где на макушке прошу в подарок ко дню рожденья, чтоб папа с мамой зажили мирно, сквозь шорох слыша:..." но эта ошибка воспринимается только при внимательном "поиске ошибки"..., ее можно ошибкой и не считать, так как запятые выдержаны, а если поставить скобки "где на макушке прошу в подарок ко дню рожденья /чтоб папа с мамой зажили мирно/, сквозь шорох слыша:..." - от нее и следа не останется... Но то, что трудно понять, кто слышит сквозь шорох - родители или ЛГ - контекст и еще раз контекст, это первое подобное замечание - большинство интуитивно улавливает, о ком речь. Соглашусь, что работать над точностью длинных сложных предложений мне еще придется очень долго, раз я пишу чаще всего в таком ключе.
У всех судей вызвало подозрение пунктуационное оформление места с временным переходом: "Колодца веко открыв со скрипом, черпну мгновенья – и в два ведёрка; по гибким веткам, наверх, за вишней"... Оно не поддаётся стандартной пунктуации... Все равно оно рассчитано больше просто на восприятие, а не на поиск знаков препинания, что сделают за читателя его работу и все слова встанут на свои места. Эти две строки и есть поэтический текст. Соглашусь, что воспримут не все, но представьте, как это могло бы звучать: "открыв со скрипом веко колодца, черпну (из него) мгновенья и (перелью) в два ведерка... (представлю, как ползу) по гибким веткам наверх, за вишней..." В таком ключе работает проза. Но и в прозе есть приемы очень сильного опущения членов предложения. Убрать эти строки, и сильного впечатления от текста не останется. Останется текст, к которому не будет ни одной претензии. Нет, одна все же будет - его никто поэзией не назовет. Это место намеренно сделано таким. И читатель, который не пытается отсудить текст, а просто его читает, понимает о чем речь, не умом, не логикой - сердцем. И ради него это сделано. Я не осуждаю никого за непонимание свих текстов.
Соглашусь, мне немного обидно, что этого произведения не будет в литературном жюри. Но его отмечали неоднократно. И я знаю, что не смотря на пару корявостей, которые могут вызвать в ком-то подобие ошибок, это сильный текст, а не "выплеск эмоций"... Эти корявости делают текст поэтичным и именно из-за них у многих вызывает эмоцию, оставляет в сердце читателя что-то, сильное впечатление.
Текст, гладко написанный, но ничего не оставляющий в сердце, поэзией не является, а, следовательно, литературой тоже. Хочу отдельно поблагодарить Ирину и Игоря. Ваше мнение ценно для меня. Ирина, "сбежала звонко" - это может быть чем угодно "сбежала звонко (смеясь)", "сбежала весело", "сбежала беззаботно"... "сбежала, смеясь, от своих обязанностей"... это разве существенно конкретизировать?
Я никого не агитирую судить по-другому. Я просто написала здесь то, что думаю я. То, что меня волнует. Кому-то, может быть, это окажется полезным, а кто-то посчитает, что это "махание кулаками после драки"... Я просто хочу, чтобы и авторы, и критики, и люди, которые просто пишут отзывы, и члены литературного жюри росли в своем мастерстве понимать поэзию, воспринимать ее.
Всем удачи!
Ваша Анна Михайлова!
|