Вся эта многоколёсица катится мимо нас, спешит вон из города. Тем, кто въезжает в город, спины своих мостовых подставляют другие улицы. Наверно, один только старьёвщик въезжает в город со стороны переезда. Сам по себе он для нас не был бы интересен — обыкновенный замызганный старик, совсем не воинственного вида, — если бы не его красавица лошадь. Вот она — другое дело. Лошадь в разноцветных воздушных шариках, ими украшен её хомут, над корытообразной телегой также гроздь шаров. И ещё, где-то у старика спрятаны надувные пищалки.
Старьёвщик появляется в тихие дни, когда наша улица отдыхает от потока машин. Четыре вихляющих колеса медленно перекатывают телегу по мостовой, ощупывают каждый её булыжник-позвонок, давят, стучат по смещённым, перекошенным, выщербленным бульникам. Лошадь мерно топчет камни, а камни подтачивают её подковы.
Глядя на выскакивающие из-под копыт редкие искры, я жду огня, жду превращения Сивки-бурки в красавца коня, у которого «из ноздрей пламя пышет». Но при мне ни разу огонь не вспыхнул. Бывал только пар. Ну, тот, что от конских яблок. Лошадь кладёт их тут же на мостовую. Старьёвщик дёргает вожжи, повозка останавливается. Облезлым берёзовым веником он сгребает свежак на совковую лопату с короткой ручкой и отправляет в болтающееся под телегой ведро. Собирать за лошадью для него привычное дело.
Я смотрю на лошадь. Она тянет телегу и непрестанно кивает головой. Бабушка Соня часто повторяет мне: «Будь вежлив. Вежливость ещё не сгубила ни одного человека». Я уверен, и лошадь не сгубит. Она кланяется всем без разбора, мотает головой туда-сюда — кусочек сахара может оказаться у любого из нас. Я не вспомню ни одного случая, чтобы лошадь покинула наш двор без угощения. Даже если задолго до её появления сахар успевал растаять за чьей-нибудь щекой, всё равно мы вспоминали, что лошадь-то надо угостить. За сахаром срывались сразу несколько ребят. Не суетились только те, кто боялся, что «загонят», не выпустят больше из дому. Сахара не жалели — уж его-то хватает, и нашего, и кубинского: недавно началась дружба нашей страны с сахарным Островом свободы.
Мы ласковы с лошадью, каждый старается показать, как он любит её и знает, чего ей больше хочется.
Ешь, бедненькая.
Подкармливаем лошадь и искоса наблюдаем за старьёвщиком.
Он не похож ни на одного из наших дедов, непонятный. Этот человек — хозяин лошади и не делает ей зла. Но всё же для него она целыми днями тащит тяжеленную телегу, похожую на громадный глубокий гроб без крышки. Мы втихаря говорим об этом и, обступив лошадь, трогаем её морду — совсем не страшно. Морда тёплая и мягкая. Меня будоражит лошадиный запах, настораживает и привлекает. Я глубоко вдыхаю смесь лошадиного пота, соломы, сыромятной сбруи — задорный, крепкий дух сильного существа.
Ещё удовольствие — нюхать бензин. В баке отцовского мотоцикла «Иж» аромат, не сравнимый ни с чем: ни с «Тройным одеколоном» отца, ни тем более с какой-нибудь блеклой «Гвоздикой». Да и сам мотоцикл пахнет что надо. У него серьёзный, бодрый запах накопившейся скорости, не то что тоскливая вонь — дуст в саду или шваберно-ведёрный настой, которым отдаёт кафельный пол на кухне, или хуже того — назойливый запашок влажного угля в наших сараях. Эти постылые ароматы будней — спутники зарождающейся скуки и жалости. К самому себе, родителям, ко всей нашей улице.
Ничего хорошего не предвещал запах кипящего белья в цинковом баке. Хозяйственное мыло, сода в коричневом пакете, тусклый синий огонёк горящего керосина и клубы пара — на кухне идёт стирка.
Бедная бабушка Дуня. От керосинового угара у неё помутилось сознание, она упала на плиточный пол и вскоре умерла.
Серый бельевой бак на керогазе — кипячёная скука. Нет, я люблю весёлые запахи, сильные, обещающие движение. Но они как назло скопились там, за переездом, на шоссе. А туда, в большой, настоящий мир, путь нам строго заказан. «Со двора — ни шагу!» Без этого заклинания мама не выпускает нас из дому…
(Александр Медведев. «Ни коня, ни сабли!». Санкт-Петербург, 2013г.)
Ни коня, ни сабли!
Этот конкурс мы, не мудрствуя лукаво, решили назвать “Ни коня, ни сабли!”. Именно так называется книга санкт-петербургского прозаика Александра Медведева. Задание следующее…
Я — взрослый. Обыденность серая
Размыла мои чудеса…
Едва ли не кончики белые
Просвечивают в волосах…
Веселье сгорело за трассою,
Расплавился угольный шлак…
Но звёзды, горящие, красные,
В руках не забуду никак.
Трепещут листвою обочины,
Грунтовые спины не спят.
Быть может, нам смерть напророчена
От ухарства пацанят?..
Покрыта глубокими ранами,
Дорога пылищей поит.
Мы выйдем на путь хулиганами,
Расставив объятья свои.
И встречное стадо кипящее
Взмычит, подобая быкам,
Увидевши звёзды блестящие,
Алеющие в руках.
Ремнями солдат опоясаны
И с саблями наперевес,
Кричим мы — хоть было нам сказано
На трассу большую не лезть.
Моторы взрычат, поругаются,
И ринется грозный табун.
Ребятами мы разбегаемся,
В затылках заплещется шум.
И в кровь беспокойную, юную,
Ударит и счастье, и страх,
Как будто бы жизнь наша бурная
Запреты рассыпала в прах,
Как будто бы, взрослым, уверенно
Нам мать разрешенье дала
Туда, за шоссе, где потеряны
Такие, как мы, до утра,
Где быстрый пропеллер куражится,
Где земли под грузом гудят.
Ты знаешь, ночами мне кажется,
Что слышу я хохот ребят,
И та же дорога железная,
И пар от потресканных трасс…
Тебе — баловня бесполезная.
А мне — задушевный рассказ…
А, дважды ничего уже не будет
А, дважды ничего уже не будет
Однажды позабудем что давно
Смогли б, уплыть и даже на посудине
Мечтой своею вырывая дно
Той жизни где казалось став вдруг взрослым
Где будет все легко, но только, вот….
Зачем-то в легких застревает воздух
Когда ты рвешься в рев наоборот.
граница
Всегда граница; до нее — тюрьма,
а после — счастье, что всегда вне дома.
Но стоит пересечь — накроет мрак
тоски, и будто свежий лист двудомной
крапивы обожжёт… она и тут…
обыденность… рюкзак откроешь только,
чтоб вещи разложить… присев на стул,
что за границей был желанной ёлкой,
с подарками и счастьем до ушей…
И вспоминаешь то, как пролетели
столбами верстовыми, мной взашей
гонимые — в окне вагона ели;
сад-школа, школа-институт, учеба-труд,…
к самостоятельности падающий сокол…
Мечты, что плети, жизнь — будто батут;
хоть до одной звезды… глядишь в бинокль…
а по пути разбросанных громад
не замечаешь — сколько накопил их?
Из дома тянется знакомый аромат
через преграды, пропасти и мили…
Ж\д пути, большак, леса, овраг…
манящая приманка горизонта…
Внутри увидеть звездочку сперва,
потом вселенную, стерев границы к чёрту…
–Ни коня, ни сабли!
Ни двора, ни дома.
Горд я и ограблен.
Как сокол я голый.
Керосинка, примус –
Все скарбы от деда.
Может, тару примут?
Вот бы пообедать, –
Здесь мужик в ненастье
Так живёт веками.
Критикуешь власти?
От него же камень!
Жаль его, и сердце
И болит, и сжалось.
Вот бы самодержцы
Ноне посмеялись!
Боль моя берёза,
Что молчишь, родная?
Сок твой, словно слёзы,
Памятью больная,
Так же, как и ты я…
Верю, день настанет:
Русь расправит крылья.
На коне. Без сабель.
© Copyright: Елена Соколова, 20.07.15.
Где ты, дядька-старьёвщик из детства?
Приезжай, забери лишний хлам.
Он в квартире моей много места
Занимает, его я отдам.
Привези мне пищалку простую
И со стёклами калейдоскоп,
И девчонку с косичкой смешную
Привези мне хотя б на денёк.
И я вспомню, как шумной ватагой
Выбегали с друзьями во двор,
Где в войнушку играли ( в атаку
Каждый по-настоящему шёл),
Где я корочку чёрного хлеба
С постным маслом в ладонях держа,
Убегала гулять до обеда,
На качелях качалась, визжа.
А ещё помню старую лошадь
И телегу, что вечно скрипит,
Запах сена и запах навоза,
Голос мамы: «в овраг не ходи!»
Чёрно-белый «Рекорд» телевизор
Стройку века показывал нам.
Мы ж, со временем чувствуя близость,
Проложили в овраг свою БАМ.
Привези мне, старьёвщик, секреты
Тех далёких, утраченных лет,
А взамен забери все скелеты,
Что в шкафу…Жаль, что сабли там нет.
Ах, вы, мои улицы,
Улицы из детства!
Солнце в небе жмурится…
Никуда не деться!
Двор, подковой кованой,
Бадминтон и мячик,-
С танком бронированным
На проспекте Стачек.
И Форель дворцовая,
Словно мира садик.
Магазин, столовая,
Пустыри в засаде…
С молодой картошкою,
А в подвале ящик,
Манка с манной крошкою,-
Детство моё тащат.
Лето разноцветное.
Львиный Зев зевает.
Тропку сандалетную
Дворник поливает.
А точило грошевое
Нож дворовый точит.
Эй, старьёвщик, лошадь — то
Пить, наверно, хочет!
Повернулась, вялая,
Голову склонила.
Барахло кудрявое
Высунуло рыло.
Двор мой заколдованный
С летом и дождями.
Улицы, как боровы,
Скачут вместе с нами.
В казаки — разбойники
Весело играют.
Жизнь моя подойником
Счастье наливает.
В нём — мороз сиреневый
И коньки — снегурки,
Пруд и лёд шагреневый,
Валенки и бурки.
И Весна. С капелями
Трубы водосточные.
Школьный двор — с качелями.
Скважины замочные.
Самое старинное
Солнечное средство,-
Запах керосиновый
В керосинке детства.
Тени жизни длинные,
Золотые грабли…
И все мы, невинные,-
Без меча и сабли…
В тишину уходили кони.
В пыльных окнах дрожали лица.
Кто-нибудь это, может, вспомнит,
Может кто-то и вновь повторится.
А пока нет надежды на чудо:
Все уходят в рассвет холодный…
Может, в будущем что-то и будет,
Только все-таки это поздно.
Кто-то жалко вздохнет от страха,
Спрячет голову за занавеску.
И от ужаса взмокнет рубаха…
Конь всхрапнет и поскачет в бездну.
Это только, наверно, казалось,
Что она в никуда, навечно —
Не бывает бездонной жалость
И имеет конец бесконечность.
И бесшумно ступают кони,
Лишь негромко звенят уздечки…
Уходите, пока не поздно.
Но вернитесь… с утра… под вечность.
На окраине города
Есть посёлок один.
Быстрым шагом от холода,
Я спешу близ картин.
Прохожу я по улицам,
Элеватор пройду.
И по всем этим лужицам
Я зигзаг проведу.
По грунтовой дороженьке
Я пройду чрез пустырь.
По шоссе скачут ноженьки,
Сам себе поводырь!
Ежедневно машинный ряд
По шоссе вдоль летит.
У проезда стоит наряд
И детей тормозит:
-Детки, вам не положено!
Строгий дан нам наказ!
Для того мы поставлены
И у нас есть приказ!
Скоро взрослая жизнь у вас
Вон за тою чертой!
А пока нужен глаз, да глаз
За дорогой родной!
Только звёзды появятся
Всех загонят домой.
Что-нибудь приключается:
«Слава Богу, живой!»
Наша улица крайняя,
Всё охватит мой взгляд.
И дороженька дальняя
В дальний путь всех подряд!
Дети машут им ручками,
Те в ответ невпопад.
И бросаются штучками.
Мол, значки от солдат!
Нет коня, также сабли нет,
Мотоцикл у отца.
Поскорее отец уснёт,
Не узнать вам юнца!
По дороге широкой той
Я несусь за звездой!
Освещается ночь луной,
Наслаждаюсь тропой!
С уважением Айшат Мальсагова.
Приём конкурсных работ завершён.
Наши участники:
1. Adelinda_Schwarz – «Я – взрослый. Обыденность серая»
2. Sveta Blaginskaya – «А, дважды ничего уже не будет»
3. Анна Михайлова – «Граница»
4. Elena Sokolova – «Ни коня, ни сабли»
5. Галина Сёмина – «Где ты, дядька-старьёвщик из детства»
6. Galina Shpynova – «Ах, вы, мои улицы»
7. IrinaT – «В тишину уходили кони»
8. Ayshat Malsagova – «На окраине города»
Ждём судейских решений!
Результаты будут опубликованы через неделю — 2 августа 2015 года.
Итак, начинаем публикацию судейских решений!
Всего будет 5 протоколов.
Протокол №1.
Евгений Попов, поэт, автор Дуэлита.
………………………………………………………………………………………………………………….………
1. Adelinda_Schwarz
Ей первое место. Она раскрыла тему профессионально с ощущением времени и места.
2. Sveta Blaginskayа.
Света заслуживает второе место. Сочинение глубокое, в нём отношение к общей теме (на мой взгляд).
Я бы, если счёл себя способным к результату, эту тему изложил с таким отношением к персонажу:
Постказак*
Песня удалая,
голова хмельная —
постказак, в котором есть
от традиций только спесь,
дом, коса и грабли,
нет коня и сабли.
Постказак? Простой ответ:
бурка есть, а службы нет.
Постказак* – потомок казаков.
3. Галина Сёмина
Галине. Дам третье место, не за профессионализм, а за созвучие с тематическим отрывком. Наверное, это её давнее сочинение, подработанное для конкурса, где сабля совсем не к месту.
4. Анна Михайлова
Границы мы определяем сами,
порой объединяя с миражами.
Препятствия везде, но пригодиться
поэта дар везде, когда родиться.
И, Анна, не сочти здесь за лесть,
в твоих стихах уже надежда есть.
Мне не хватило раскрытия темы. Может быть, я не всё понял.
Остальных претендентов прочитал с интересом, оставив им последние места по списку.
Протокол №2.
Елена Гайдамович, поэт, автор Дуэлита.
………………………………………………………………………………………………………………….………
К №1 «Я – взрослый.» Начало понравилось. Но нюансы испортили впечатление.
«Едва ли не кончики белые /Просвечивают в волосах…» — волосы седеют с корня, а не с кончиков. Слава Богу, что автор ещё этого не знает…
«Быть может, нам смерть напророчена /От ухарства пацанят?..» — вот это очень сложно понять. Повествование идет от 1-го лица (в начале стиха: «Я – взрослый.»). Понятно, что речь идёт о взрослом человеке, бывшем ребёнке. Он вспоминает какие-то звёзды. Но при чём тут вкраплённое «НАМ смерть напророчена»? Кто это говорит: дороги или звёзды? И почему смерть?
Ну а дальше – та же «болезнь неопределённости»: не может решить сочинитель от какого же лица вести повествование: «Кричим мы – хоть было НАМ сказано /На трассу большую не лезть» «Как будто бы, взрослым, уверенно / НАМ мать разрешенье дала» и тут же: «Ты знаешь, ночами мне кажется, /Что слышу Я хохот ребят».
Загадкой для меня осталось как можно осуществить данное действие: «Ребятами мы разбегаемся» и от лица кого говорит автор.
К №2 «А дважды ничего не будет» — зачем в названии после «а» запятая?
Очень уж кратко. Звучит как предисловие к чему-либо… Есть и слабые места: «уплыть и даже на посудине / Мечтой своею вырывая дно» — зачем дно рыть-то, это что способ обычного плавания? А понимаю: «мечтой надувая паруса» — это понятно, но дно… «Когда ты рвешься в рев наоборот» — «рёв наоборот» – это новинка в физиологических процессах человека. Может, запатентовать? В целом, ощущение, что автор размахнулся сказать много, но что-то оборвало его на полуслове: «наоборот…»
К стиху №3 «Граница»: первая строчка мне показалась излишне мрачной. Особенно слово «тюрьма» приводит к ассоциациям с «тюремной лирикой». Но, слава Богу, при дальнейшем прочтении, опасения не подтвердились. Первые два строфы весьма смутные, такое ощущение, что автор не решил, о чём же писать. Об этом говорят и многоточия.
Трудно связать между собой первую часть стиха и вторую, границей между которыми является строка: «сад-школа, школа-институт, учеба-труд». Зачем об этих этапах вообще говорить? Во-первых, не у всех эти звенья присутствуют, во-вторых, как они связаны с жаждой приключений?
«К самостоятельности падающий сокол» — весьма сомнительное сравнение.
«не замечаешь – сколько накопил их?» — не понять кого накопил: звёзд, громад, мечтаний?
Умиляет используемое для краткости в бытовой речи «Ж/д пути», которое автор сумел вставить в стихотворение. И концовка смущает. Вроде стихотворение о жажде странствий: «манящая приманка горизонта», а тут неожиданно ещё одна концовка: «Внутри увидеть звездочку сперва…» Внутри чего? И слово СПЕРВА мне не нравится.
К стихотворению №4. Долго думала о чём же стихотворение. О том, что власти всегда грабили простых людей? Так мужики (крестьяне) не были служивым сословием. Служивыми были дворяне. Это у них должны были быть и кони и сабли. Правда, были ещё казаки. Но то особая категория. Про них – ни слова. А есть слово «мужик». Далее. Опять про сокола, как и стихотворении №3. Но более уместно: «Как сокол я голый».
«Критикуешь власти? /От него же камень» — возникает логичный вопрос от кого «ОТ НЕГО»? Если от власти, то «от неё»…
«Керосинка, примус – /Все скарбы от деда. / Может, тару примут? /Вот бы пообедать» — даже боюсь спросить от чего тара… От примуса, что ли? Читается как единое целое. Нет ни логического разделения, ни какого другого (например, как цитата).
От самодержцев к берёзе… мыслью по древу… И с чего самодержцам смеяться? Они ж тоже радели а народное благоденствие…
Ну и «эпохальное» заключение, про птицу-Русь на коне…
Как видим, по поводу данного стихотворения больше вопросов, чем ответов. В плюсах только неожиданный (не по общей схеме «ностальгия по детству») взгляд автора на поставленную задачу.
К стихотворению №5 «Где ты, дядька-старьёвщик из детства?» Понравилось больше всех, скажу сразу. И старьёвщиков, которые за вторичное сырьё выдавали игрушки, прекрасно помню. Было, было. Рифма «скрипит/не ходи» – не идеальная, конечно. Вот эта строчка мне показалась слабой и непродуманной: «Мы ж, со временем чувствуя близость, /Проложили в овраг свою БАМ». И относительно концовки: «…скелеты, Что в шкафу…Жаль, что сабли там нет» — т.е. ЛГ хочет отдать старьёвщику и саблю, которой зарубила этих бедняг, чьи скелеты хранит в шкафу… избавиться от орудия преступления, так сказать… А я уж думала, что сабля – символ с положительным ностальгическим зарядом предмет, как из детства игрушка…
Специально для автора: «Скелеты в шкафу» что означает знаю. Но, посмотрите на последнюю строку не как автор, а… как читатель, с юмором…
Стихотворение №:6
Встретилось в этом стихотворении и непонятное, загадочное. К примеру «золотые грабли». Детство во дворце? Или вот ещё загадочная фраза: «Манка с манной крошкою,-/Детство моё ТАЩАТ». Это как?
Заметьте, уважаемые коллеги, как один только элемент может раскрыть возраст автора: «Бадминтон и мячик». В мячик играли ещё со времён древних инков, а вот бадминтон – стал популярен ближе к Ельцыновкой эпохе.
С ударениями не всё гладко и смысл не особо уловим, не оформлена прямая речь: «А точило грошевое /Нож дворовый точит. /Эй, старьёвщик, лошадь – то /Пить, наверно, хочет!» Далее о ком это: «Повернулась, вялая, /Голову склонила. /Барахло кудрявое /Высунуло рыло». О лошади? Но разговор же вёлся со старьёвщиком. Логично, что это он повернулся в ответ на вопрос…
В целом, мне показалось, что автор увлёкся описанием картинок из детства. Уж слишком длинно получилось. Как бы за витиеватыми фразами смысл не затерялся.
Так и получается: «Тени жизни длинные, / Золотые грабли…/ И все мы, невинные,-/Без меча и сабли…» а кто с саблей, тот что «виноватый»? И в каком смысле «невинные»? Обвинения в стихе не было. Опять же, повторюсь, грабли тут при чём?
В целом, концовка подкачала. Но я бы дала этому стихотворению 2-е место.
Стихотворение №7. Определённая музыкальность стихотворения подкупает. Недостатком является туманность: описывается то ли сон, то ли кошмарная явь времён Гражданской войны между «красными» и «белыми» в России: «И бесшумно ступают кони, / Лишь негромко звенят уздечки…»? Всё-таки, на мой взгляд, предложенный для «затравки» отрывок он, прежде всего, о детстве, о детских мечтах, а не о кошмарах с конями… За неожиданный взгляд на тему – плюс.
Стихотворение №8. Так поняла: стихотворение о взрослении. Идёт ребёнок, затем – юноша, который без разрешения берёт у отца мотоцикл. Нет завершённости. Ну поехал он по дороге, а что дальше? Есть строчки, над которыми можно и посмеяться: «И бросаются ШТУЧКАМИ. / Мол, значки от солдат!» — какими это такими «штучками» бросаются и кто? В прозаическом отрывке дети демонстрируют солдатам солдатские атрибуты, мол и мы тоже солдаты… Из стихотворения этого абсолютно не следует.
«Быстрым шагом от холода, / Я спешу близ картин» — каких таких картин? Почему картин? «Пейзажей местных», в смысле. Очевидно, что автор не доработал данный момент, как и некоторые другие.
Итак, всего я прочла 8 стихотворений.
На мой взгляд, наиболее техничным и выдержанным в рамках темы является следующее:
Стихотворение №5 Галины Сёминой – 1-е место.
Стихотворение №:6 «Ах вы, мои улицы» Galina Shpynovа — 2-е место.
Стихотворение №:8 Ayshat Malsagova – 3-е место.
Не берусь утверждать, что мои оценки совпадут с мнением других. Однако, желаю всем участникам творческих удач и роста!
С уважением, Елена Гайдамович.
Протокол №3.
Владимир Аролович, поэт, автор Дуэлита.
………………………………………………………………………………………………………………….………
1. Irina T — «В тишину уходили кони»
2. Sveta Blaginskaya — «А, дважды ничего уже не будет…»
3. Анна Михайлова — «Граница»
Протокол №4.
Михаил Парамонов, поэт, автор Дуэлита.
………………………………………………………………………………………………………………….………
лучшие: 1, 2, 7.
Adelinda_Schwarz, очень сочное приведение, звучит свежо. Sveta Blaginskaya, на мой взгляд стихотворение лишено лишних слов, просто прекрасно. IrinaT – «В тишину уходили кони» картинное и живое.
Хотелось бы от конкурса и участников больше фантазии и экспериментов.
… лучшее, …на мой взгляд это под №1 конечно.
Подведём промежуточные итоги:
Евгений Попов
1 место — Adelinda_Schwarz
2 место — Sveta Blaginskayа
3 место — Галина Сёмина
Елена Гайдамович
1 место — Галина Сёмина
2 место — Galina Shpynovа
3 место — Ayshat Malsagova
Владимир Аролович
1 место — Irina T
2 место — Sveta Blaginskaya
3 место — Анна Михайлова
Михаил Парамонов
1 место — Adelinda_Schwarz
…У нас остался ещё один протокол. Ещё одно судейское решение. Сохраним интригу до завтра. То есть уже до сегодня.
А пока — всем спокойной ночи! =)
Уважаемая Мила!
Разрешите поправить: Михаил отдал 1 место стихотворению №1 судя по последним словам в его протоколе:
«… лучшее, …на мой взгляд это под №1 конечно.»
А, ну да, конечно… описалась… сейчас поправлю. Спасибо.
Протокол №5.
Александр Медведев, прозаик, член Союза Писателей России
………………………………………………………….…………………
Когда-то мне подумалось, что детство – это быстро прочитанная хорошая книга, цитатами из которой пользуешься всю жизнь. Пользуешься по-разному: что-то присваиваешь, что-то, наоборот, приписываешь кому-то другому, какие-то мысли, ощущения пытаешься перевести на язык взрослой жизни. Трудности перевода − это не только о лексических соответствиях/несоответствиях иностранных языков, это и о способности высказать несказáнное, но, тем не менее, явленное тебе в один прекрасный миг, то, чем непременно хочется поделиться.
Так или иначе, всё происходит по открытому кем-то давно правилу: книга рождает книгу. Тронутая струна резонирует с другой, третьей, извлекая из них нечто, готовое поначалу быть лишь вздохом, всхлипом, стоном, но затем нечто становится чем-то.
Порой тебе кажется, что тебя не так или не вполне поняли – может быть. А если взглянуть на это как на чью-то попытку расширить, углубить или возвысить твою мысль, чувство, фантазию?
Я читаю стихи, присланные на конкурс «Дуэлита» по теме отрывка из моей небольшой повести «Ни коня, ни сабли» и радуюсь встрече с чуткими читателями и авторами, способными создать не столько стихотворную вариацию текста, интерпретацию, сколько взять свой неожиданный аккорд, необыкновенным образом отзывающийся с моим мотивом, порою удивительно развивающим его.
У каждого автора получился свой образ, сложилось вполне внятное высказывание об ускользающем времени, о радости и грусти в теме детства.
Возможно, у меня специфическое понимание поэзии: для меня поэзия начинается там, где показано то, о чём невозможно рассказать, более того, о чём невозможно говорить обыденным языком. Лотреамон сказал грубо: «поэзия есть везде, где нет человека с его глумливой улыбкой и утиной рожей», − нормальный юношеский максимализм: там, где обнажены тела и души, там нет места обыденному. Исходя из этого, хочу выделить следующих авторов: IrinaT, Elena Sokolova, Галина Сёмина, − по-моему, их произведения наиболее цельные.
Ни в коем случае не хочу, чтобы мои замечания были восприняты, как высокомерное поучение, нет – «ничего личного», просто знак внимания и уважения к ремеслу, которое авторы, безусловно, будут совершенствовать, в чём я не сомневаюсь и желаю всем успехов. И, тем не менее.
Adelinda_Schwarz живописует лёгкой кистью, образы сочные, но… часто не точные: это «звёзды, горящие, красные» (я-то понимаю, о каких звёздах речь – о тех, что с солдатских пилоток, но этого не видно из текста, отсюда странные ассоциации – «гори, гори, моя звезда», например); это «Взмычит, подобая быкам», «Моторы взрычат, поругаются»; это «сабли наперевес», хотя испокон веку – сабли наголо, и только винтовки наперевес. При должном внимании появится точность.
Не могу не оценить краткости стихотворения Sveta Blaginskaya, это хорошая тенденция, её надо развивать в сторону ясной образности.
Анна Михайлова прихотливо выстраивает строки, и подобный приём вызывает у читателя особое внимание, он ждёт чего-то – ведь ради чего-то же обнажён приём? – но ожидания напрасны, высказывание выливается в тривиальную житейскую мудрость. Впрочем, с автором не поспоришь, особенно, когда говорится о неоспоримом. Может быть, обратившись к чему-то парадоксальному, автор заставит спорить с собой? Подождём.
Galina Shpynova сразу же радует свежим началом, яркими созвучьями:
Ах, вы, мои улицы,
Улицы из детства!
Солнце в небе жмурится…
Никуда не деться!
− это подкупает. Именно подкупает, потому что вскоре становится понятно: яркость ослепляет – уж не для того ли, чтобы скрыть невнятность ряда образований:
И Форель дворцовая,
Словно мира садик.
Магазин, столовая,
Пустыри в засаде…
«В пустырях – засады» было бы, наверно, логичнее. При всём при том, у автора не отнять жизнерадостного запала, и это вызывает добрую улыбку.
Ayshat Malsagova, вероятно, увлеклась ритмической стороной в передаче образа Жизни как Пути. Однако ритм может и должен быть составной частью композиции, если нет достаточно ясной композиционной основы (завязка, кульминация, финал…), то возникает ритмизированная бесконечность, когда можно (нужно ли?) нанизывать одно общее место на другое.
___________________________
IrinaT — первое место
Elena Sokolova — второе место
Галина Сёмина — третье место
___________________________
С уважением и благодарностью к авторам
и инициаторам этого конкурса,
Александр Медведев
Итак. Результаты конкурса.
Четвёрка лидеров:
1-2 места: Adelinda_Schwarz и Irina T
3-4 места: Галина Сёмина и Sveta Blaginskaya
Мы тут посовещались и решили… раз такое дело… раз уж так получилось (два равнозначных победителя)… выйти из этого положения следующим образом: не определять, кто из этих двух победителей будет первым, а кто вторым, а просто озвучить обоих.
Но ежели вдруг Аделаида или Ирина предпочтут вместо озвучки пиар, то – никаких проблем, отпиарим по полной. =)
Поздравляем победителей!
Огромное спасибо за поздравления, я очень рада) Признаюсь честно, не ожидала своей победы) Предпочту озвучку.
Еще раз большое спасибо за неожиданное признание. Очень приятно. Если можно, выберу пиар (только не надо, пожалуйста, «отпиаривать» — как-то не по себе от этого глагола). Просто для меня это действительно новый способ общения и представления моих стихов — обычно для себя, в стол, ну или для близких…
Мои поздравления победителям!!! ..
И, большое спасибо организаторам конкурса !
Знаете, иногда бывает такой дурацкий период , когда вообще ничего не хочется , он наверно у всех бывает..А, тут бац ..и, шикарная возможность выразить эмоции по прочитанномуcразу на беловик .., так вот, когда выдохнешь все это махом , и вроде легче сразу дышать .
Творите, дорогие авторы , и будьте пожалуйста поактивней , а то как ни конкурс, так участники почти одни и те же.
и победители — тоже) Поздравляю. Всем — удачи!
Поздравляю!
Поздравляю всех участников, молодцы! Особая благодарность за то, что мне лично запомнится надолго, Аделине — за эту «Тебе – баловня бесполезная» из глубокого детства, и Галине за сандалетную тропку.
Друзья, спасибо большое за высокую и, главное, неожиданную для меня оценку. Случайно увидела информацию о конкурсе, решила поучаствовать и вот… Пишу давно, но все как-то для себя. Очень приятно, что вам понравилось.
Да, и конечно, я очень тронута оценкой Александра Медведева. Если сам автор нашел созвучие моих строк со своими — это высшее признание. Спасибо!
Уважаемые организаторы и члены комиссии!
Спасибо за организацию конкурса!
Поздравляю всех победителей и участникорв конкурса!
Далее, выражу свое мнение относительно этого конкурса.
В целом, команда сработала не собранно с некоторыми нарушениями.
Было всенародно на сайте объявлено, что результаты конкурса будут выставлены 2 августа. Второго августа оценки были объявлены 2 рецензии из 5.
У нас на Кавказе говорят:»Красивое слово гору расплавило». Можно было принести организаторами извинение за несдержанное обещание.
3 августа я написала рецензию на сайт, мне было сделано предупреждение. Я считаю, что с моей стороны нарушения не было. Есть нарушение со стороны рецензентов, которые вовремя не выставили оценки.
Далее, после первой рецензии Евгения Попова и Елены Гайдамович я написала рецензию и выявила множество ошибок у поэтов, которым присуждались первые места Евгением Поповым.
Но мою рецензию убрали, а почему? Да, потому что некоторым правда глаза колет.
Была дана тематика: из книги Александра Медведева «Ни коня , ни сабли», используя ниже приведенный отрывок написать стихотворение: Причём, совсем необязательно использовать для стихотворения весь отрывок. можно использовать лишь часть его или какие-то выборочные места. Так же нет жёсткой установки тупо зарифмовать прозу. Это может быть аллюзия / думаю, что здесь опечатка -А.М./или смесь прочитанного со своим детством… или “по мотивам”… или “под впечатлением”… и даже пародия… ну и т.д. Но всё-таки ваше стихотворение, так или иначе, должно быть тесно связано с приведённым ниже отрывком.
…Произведения, как это принято на Дуэлите, должны быть уникальными (ещё не размещёнными в интернете). Напоминаем также, что конкурсное произведение нельзя размещать где-либо ещё, пока не закончится конкурс и не будет оглашён победитель. За нарушение данных правил – дисквалификация автора и снятие его произведения с участия в конкурсе….
Дается текст:»
Наша улица окраинная, город выталкивает её на пустырь, и дома упираются в железнодорожный переезд. Пупырчатая булыжная мостовая обрывается сразу за шлагбаумом, и от путей к элеватору начинается короткая грунтовая дорога, усыпанная кусками застывшей серой пены, угольным шлаком. По дороге через пустырь можно выбраться к асфальтированному шоссе. На его обочинах стоят высокие липы, видные уже от переезда.
Ежедневно в сторону шоссе мимо нашего дома спешат машины. Мы можем смотреть на них сколько угодно. Стоять во дворе и смотреть. Ходить к переезду и шоссе нам нельзя, детям туда запрещено строго-настрого. Там взрослая жизнь. Она полна опасностей, и самая большая из них – дорога.
К шоссе под своды деревьев спешат мимо нас самосвалы и мотоциклы; туда же мчатся юркие газики, почтовые, хлебные и милицейские фургоны и самый причудливый воинский транспорт: тягачи с прицепами, зачехлённым вооружением и походными кухнями. Часто движутся весёлые колонны бортовух, и сидящие в них солдаты иногда поют.
Мы выбегаем на тротуар к самому поребрику и машем руками. Повторяется однажды заведённый ритуал: мы демонстрируем колонне свои причиндалы, свидетельства нашей воинственности. Есть что показать. Кто-то подпоясан солдатским ремнём. Пряжка устроена так, что регулирует длину ремня, поэтому его может носить даже самый худосочный пацан. Часто лишний кусок ремня кривой саблей свисает из-под пряжки до колен. Так ходят братья – Юрок и Скелет. На голову Толика напялена пилотка, вылинявшая, с тёмным пятном от звёздочки. Сама звёздочка на тюбетейке у другана, соседа Серёги. У каждого что-нибудь солдатское, хотя бы пуговица. Мы машем игрушечным оружием и палками, кричим: “Солдат, дай значок!”
По всей улице ровный гул. Сухой треск протекторов мешается с бряцаньем бортовых цепей, визгом и прерывистым мычанием моторов, дрожью земли. Ветер хлещет по крышам и брезентовым бокам машин, гонит прямо на нас едкие, невозможно вонючие дымные выхлопы свирепо ревущих тягачей. Шофёры, поравнявшись с нами, газуют. Мы – врассыпную, а они смеются. Как только рычащие громады минуют двор, наша команда опять у дороги.»
Хотела пожурить, почему не был введен Александр Медведев в состав жюри. Кому, как ни ему, лучше оценить раскрытие темы отрывка из его же книги. Тогда думала, больше будет объективности, лучше оценить и значимость книги Александра Медведева»Ни коня, ни сабли!», а также и значимость конкурса.
Но не тут-то было. Видимо, Александру Медведеву понадобились дополнительные 2 дня, чтобы написать мне ответ:»Ayshat Malsagova, вероятно, увлеклась ритмической стороной в передаче образа Жизни как Пути. Однако ритм может и должен быть составной частью композиции, если нет достаточно ясной композиционной основы (завязка, кульминация, финал…), то возникает ритмизированная бесконечность, когда можно (нужно ли?) нанизывать одно общее место на другое.
Уважаемый Александр Медведев! Думаю вам не мешает прочитать ещё раз мой стих:
На окраине города
Есть посёлок один.
Быстрым шагом от холода,
Я спешу близ картин. / вы пишите об окраинной улице. о поселке, о живописных картинах/.
Прохожу я по улицам,
Элеватор пройду.
И по всем этим лужицам
Я зигзаг проведу. Александр, разве не вы пишите об элеваторе, о грунтовой дороге, о пустыре?/
По грунтовой дороженьке
Я пройду чрез пустырь.
По шоссе скачут ноженьки,
Сам себе поводырь!
Ежедневно машинный ряд
По шоссе вдоль летит.
У проезда стоит наряд
И детей тормозит:
-Детки, вам не положено!
Строгий дан нам наказ!
Для того мы поставлены
И у нас есть приказ!
Скоро взрослая жизнь у вас
Вон за тою чертой!
А пока нужен глаз, да глаз
За дорогой родной!
Только звёзды появятся
Всех загонят домой.
Что-нибудь приключается:
“Слава Богу, живой!”
Наша улица крайняя,
Всё охватит мой взгляд.
И дороженька дальняя
В дальний путь всех подряд!
Дети машут им ручками,
Те в ответ невпопад.
И бросаются штучками.
Мол, значки от солдат! Мы жили в Грозном неподалеку от воинской части и когда проезжали солдатские машины, они нам кидали значки в подарок.
Нет коня, также сабли нет,
Мотоцикл у отца.
Поскорее отец уснёт,
Не узнать вам юнца!
По дороге широкой той
Я несусь за звездой!
Освещается ночь луной,
Наслаждаюсь тропой!
С уважением Айшат Мальсагова.
В данном случае я , как в конкурсе и указано, следовать за вашими мыслями, я указываю окраинную улицу, о которой вы пишите, о пустыре, о живописных картинах сельской природы.
К шоссе под своды деревьев спешат мимо нас самосвалы и мотоциклы; туда же мчатся юркие газики, почтовые, хлебные и милицейские фургоны и самый причудливый воинский транспорт: тягачи с прицепами, зачехлённым вооружением и походными кухнями. Часто движутся весёлые колонны бортовух, и сидящие в них солдаты иногда поют.
Вот обо всем, что вами написано в тексте, я описала.
А к вечеру дорога освобождалась и ребята, после того, как родители засыпали, втихаря открывали замки и катались на домашнем транспорте.
Я понимаю, Александр Медведев, что вам хочется поддержать чью-то кандидатуру, ну тогда давайте хотя бы писать русским слогом. Вот стих Ирины Т.:
кони — вспомнит,
чудо — будет,
холодный — поздно,
Уздечки — под вечность.
Если ставить высший балл, может это новое веяние в русскую поэзию?
Мне понравилось из 5 рецензий Елены Гайдамович, которая обстоятельно раскрыла содержание каждого стихотворения.
Извините, друзья, но больше я не буду участвовать в ваших подтасовочных конкурсах на Дуэлите, потому что и здесь не вижу честности.
Просьба : восстановить мою рецензию, которую вы убрали или она наносит вред вашему здоровью?
С уважением Айшат Мальсагова.
Cпасибо Александру Медведеву за высокую оценку. Тронута. Удачи всем в творчестве, вдохновения.
Для IrinaT — Полноценный пиар победителя!*
* одна из причин, по которой участвовать в конкурсах на Дуэлите не только интересно, но и выгодно.
https://my.mail.ru/community/duelit/multipost/3A04000074AA5803.html
https://my.mail.ru/community/my_worlds_poets/multipost/5C150000A8E1C800.html
http://ok.ru/duelit/topic/64156962712495
http://ok.ru/poetyodnoklassniki/topic/64107194982538
https://vk.com/duelit?w=wall-54068780_1756
https://vk.com/dompoeta?w=wall-37467976_3691
Я еще , и еще раз внимательно прочитала все протоколы . И, пожалуй именно мнение прозаика Александра Медведева здесь очень точное . Большое спасибо вам, и за хорошую прозу и за мнение.
………А , поэзия — это прежде всего свой индивидуальный взгляд, и как ни странно он у победителей есть — особенный, и с этим трудно не согласиться . И , пусть Айшат ругается по поводу каких-то подстав , здесь такого не бывает, и быть не может.
Александр Медведев с интересом прочитал все отзывы и очень тепло отозвался о проведённом конкурсе. К слову, участие в качестве одного из судей конкурса для него самого оказалось совершенно неожиданной новостью.
А это сообщение он попросил разместить к комментариях к проведённому конкурсу лично для Айшат Мальсаговой:
«Здравствуйте, Айшат!
Хочу поблагодарить Вас за Ваше стихотворение, оно очень эмоциональное и к отрывку имеет самое прямое отношение, я бы сказал, безукоризненно Вы ответили на условия конкурса. Но, так как речь идёт о стихотворном ответе, то я оценивал с точки зрения поэзии, а здесь, по-моему, можно было поработать над образной стороной произведения. Но! Я в своём комментарии написал, что мнение моё субъективно, так что не обижайтесь, пожалуйста.
Желаю Вам успехов!
С уважением,
АМ»
… и всё-таки? Кому досталось 2-е место? Согласно оценке А. Медведева, оно моё? Или нет? Прошу обозначить. С уважением, Е. Соколова.
Елена, в этом конкурсе 2 равнозначных победителя. Мы не стали делить между ними первое и второе места. И дали им возможность самим выбрать приз. Адела выбрала озвучку, IrinaT выбрала пиар. Вот и всё.
Победители в конкурсе определяются не одним судьёй, а всеми в совокупности.
Результат этой самой совокупности был опубликован на этой странице. Читайте его, пожалуйста, выше.
Уважаемый Александр Медведев!
Я восстановила свою первую рецензию, которую аннулировали. Просьба: еще раз ее прочитать и высказать свое мнение. Будет ли оно расходиться с вашим? Жду ответа. Заранее благодарна.
А вот и рецензия:
Дорогие Члены комиссии!
Я ознакомилась с комментариями Евгения Попова и у меня сложилось впечатление, что автор не ознакомился с Условиями конкурса, отсюда и поспешные выводы.
Я ни с кем лично не знакома из 8 претендентов, не знакома с Аделиндой Шварц. Но меня удивляет заявление Евгения Попова.
1 место присуждено Аделинде Шварц.
Разбираю ее стихотворение.
Я ингушка, не русская. Если ,Евгений, вы считаете, что этому стихотворению можно присудить первое место, ты себя дисквалифицируете. Почему?
1. 1 строфа серая – белые,
чудеса – в волосах.
2 строфа: за трассою – красные,
4 чтрофа поит – свои.
5 строфа: кипящее – блестящие,
бычкам – руках.
6 строфа опоясаны – сказано.
7 строфа : поругаются – разбегаемся.
2 место присуждается Свете Благинской.
В стихотворении всего 8 строчек, тема не раскрыта.
1 строфа: не будет – посудине,
2 строфа взрослым – воздух.
Уважаемый Евгений Попов!
Если в вашем понимании эти стихи заслуживают призовых мест, меня удивляют ваши познания в поэзии. Обязательно зайду на вашу страницу и ознакомлюсь с вашим творчеством.
С уважением Айшат Мальсагова.
Вы согласны со мной, Александр Медведев, или моя рецензия непонятлива русскому читателю?
Жду ответа.
С уважением Айшат Мальсагова.
Для Adelinda_Schwarz — озвучка стихотворения победителя!*
https://vk.com/ozvuchkastihov?w=wall-37660020_489
* одна из причин, по которой участвовать в конкурсах на Дуэлите не только интересно, но и выгодно.
И ни шашки ни коня? В общем , это все х@ня