Такое смещение акцентов в современной мультипликации отражает, к сожалению, более широкую тенденцию в обществе, где материальный успех часто ставится выше духовных ценностей. Это может привести к формированию у детей, особенно у девочек, потребительского отношения к браку и отношениям в целом. Они могут начать воспринимать партнёра как средство достижения финансовой стабильности, а не как личность, с которой можно построить крепкую и счастливую семью, основанную на любви, взаимопонимании и уважении. В советских мультфильмах, даже если и присутствовали элементы социального неравенства, они, как правило, не являлись определяющими в выборе партнёра. Главным было то, какой человек, его моральные качества, его отношение к труду и к окружающим. Важно помнить, что мультфильмы — это мощный инструмент формирования мировоззрения, и необходимо критически оценивать контент, который потребляют наши дети, чтобы они не усвоили искаженные представления о ценностях и приоритетах в жизни. Необходимо показывать им примеры здоровых отношений, где любовь, дружба и взаимопомощь ценятся выше материального благополучия.
Это отражает сдвиг в ценностях, который произошёл в современном обществе. В советское время акцент делался на коллективизм, равенство и моральные качества. Сейчас же, в эпоху капитализма, материальное благополучие часто ставится во главу угла, и это, к сожалению, проникает и в детскую культуру. Важно помнить, что мультфильмы — это отражение, а не всегда руководство к действию, и критически оценивать увиденное, формируя собственные ценности.
Вспоминая «Ну, погоди!», мы видим не просто погоню волка за зайцем, а урок о том, что злоба и агрессия не приводят к желаемому результату. Волк, несмотря на все свои ухищрения, постоянно терпит неудачи, а заяц, олицетворяющий доброту и находчивость, всегда выходит победителем. «Крокодил Гена и Чебурашка» учат дружбе, взаимопомощи и принятию тех, кто отличается от других. Чебурашка, с его необычной внешностью, находит друзей и становится полноценным членом общества, доказывая, что внешность не имеет значения, главное — доброе сердце. «Простоквашино» показывает ценность семьи, даже если она состоит из необычных членов, и учит самостоятельности и ответственности.
Современные мультфильмы, к сожалению, часто грешат упрощением моральных дилемм, акцентом на развлечение в ущерб воспитанию и даже пропагандой сомнительных ценностей. Герои становятся более агрессивными, эгоистичными и ориентированными на материальный успех. Добро и зло размываются, а поступки персонажей часто лишены логики и моральной основы.
В современном мире эта ситуация подпитывает цинизм и недоверие, заставляя людей постоянно ставить под сомнение искренность слов и мотивов окружающих. Стремление к личной выгоде и успеху любой ценой выходит на первый план, отодвигая такие фундаментальные ценности, как сострадание, честность и порядочность. В конечном итоге, общество рискует потерять свою моральную опору, превращаясь в поле битвы за ресурсы, где каждый преследует лишь собственные интересы.
© Айдар Замальдинов
Мда. Это сурьёзно.
Вот только Чебурашка нашел всего лишь одного единственного друга — такого же урода для других, как он сам — крокодила Гену. Вот и вся мораль. А Дядя Федор из Простоквашино просто из семьи ушел на фиг. Лишь потому, что мама не разрешила сию же минуту взять домой приблудного кота. (мог бы и поуговаривать недельку, а?) Вот и вся семейная ценность, вот и весь урок для детей. Не согласен с мамой — ну и пошла она нах. Ну и так далее — по всем мультяшкам.
Пожалуй, самый позитивный персонаж Волк. Уж сколько ему каждый раз достается от подлого (находчивого, как вы сказали) Зайца- но он несгибаем духом и продолжает вести свою линию.
И уж как тут не вспомнить мульт «Голубой щенок» Помните? «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой» Это как раз о нравственных ценностях. Но дело в том, что щенок-гей здесь как раз положительный персонаж. Кстати, песня из Чебурашки не о том же? «Катится, катится голубой вагон». И Чебурашка и Гена ведь одного пола и невест у них по сюжету никак не предвидится. И сидят они в ГОЛУБОМ ввагоне в обнимку.
Ну, собственно, какой советский мульт не возьми — мораль везде сомнительна и даже очень.
Чем кончается «Вовка в тридевятом царстве»? А тем, что герой взялся помогать старухе, но с превеликой радостью забыл о школе. А «Антошка»? «Пойдем копать картошку» — это вместо уроков, что ли?
Эт цетера, эт цетера.
Какой советский мультик ни возьми — и все мораль какая то… не такая. И несоветская и даже не буржуазная. «Бременские музыканты» Опять о том, что родителей слушаться ни к чему. Особенно в вопросах преждевременных сексуальных отношений. Винни Пух — вообще левый какой то персонаж и уж никак не образец для детского подражания. «Чего хочешь, меда или варенья.? Всего. можно без хлеба. Совершенно вредительский подход к детскому питанию. Ну в общем можно километрами эти мульты перечислять. Незнайку вон возьмите. Хорош образец? Он ведь не высмеивается — он в той группе — лидер. Да мало ли кого.
Вообще советскую мультипликацию как целостное явление нельзя рассматривать только в идеальном контексте, как нельзя ее рассматривать в сугубо черных тонах. Да, там были и шедевры, и откровенная белиберда. Это уж каждый на свой вкус найдет. Что касается приведенного здесь Чебурашки — меня что мультик, что книга всегда бесили — во-первых, повествование откровенно скучное, без каких-либо значимых действий. Во-вторых, какие-то малоприятные персонажи: бомж, непонятно откуда взявшийся, и крокодил Гена (типичный советский бич), маргинальная старуха Шапокляк и т. д. Все ищут себе друзей. Для чего такие ищут себе друзей? Правильно, чтобы «культурно закирять». Такое впечатление, что они в итоге на этой почве и сошлись. В-третьих, сама трактовка: поиск друга… в СССР?! Да ладно! Тут все друг другу братья, сестры, друзья и подруги! В СССР нет «бездрузьевых» граждан! Чему такой мультик учит — судите сами.
Заяц и Волк — известная дихотомия из «Ну, погоди!» культового советского мультсериала. Здесь противостояние «бич — цивильный» подчеркнуто еще сильнее: маргинал Волк гоняется за успешным добропорядочным Зайцем, причем непонятно, зачем. Съесть? Ну, если он протяжении такого времени ничего (никого) больше не съел, то ко второй серии должен был бы протянуть лапы. Но нет — как справделиво заметил тов. Чинаров С. Е., волк в любой серии бодр и свеж. Вообще мультфильм спасается только непрерывным драйвом, постоянным действием, вот этой погоней ради погони. На этом фоне забываешь задать себе вопрос — а кто они такие вообще, Заяц и Волк? Чего они, собственно, хотят? Пусть один бесконечно ловит другого, иначе кина не будет, и если поймает — то тоже не будет. Чистый экшн.
В этой связи хотелось бы заострить внимание вот на чем. И в случае с Чебурашкой и Геной, и в случае с Зайцем и Волком мы имеем странную «пропаганду» семейных ценностей в СССР — все эти персонажи без флага и родины, без детей, родителей, иных родственников. Это не только тут, а практически везде — дядя Федор, действительно, уходит из дома по пустяковому поводу, в мультфильме «Самый маленький гном» у гномика Васи только дедушка и бабушка, которые вечно сидят в креслах и подобно Конфуцию изрекают какие-то жизненные истины, комментируя поступки Васи. Где его родители и почему обязанности по воспитанию несовершеннолетнего не исполняют — ответа нет.
Незнайка, хоть и иной несколько случай, там коротышки вообще как «взрослые дети», но кто они, что они, кто их родители и прочее — остается за кадром, типа, этот вопрос не главный, поэтому Н. Н. Носов его легко обходит. Жили себе малыши-коротыши, каждый был ростом с небольшой огурец — и всё, больше ничего про этот народ знать не полагается. Интересно, что коротышки двуполы — а вот зачем двуполы — просто гендерные стереотипы: есть-де мужские профессии, есть женские, и на этом опять всё. Никакой сексуальной подоплеки, даже самой минимальной. Что это — сатира на коммунистическое общество, где даже размножаться не нужно, или такое совсем уж грубое упрощение для детей? Но дети-то эту тему «секут на раз»! Попробуйте сами найти ответ. Вообще эта асексуальность пронизывает все советское творчество, а мультипликацию особенно: вот вам ответ на вопрос, почему советские режиссеры-мультипликаторы старательно обходили родственников, пап/мам и прочего — дети принесены аистом, аист в нашей сказке не участвует, поэтому с этим снова всё, раз и навсегда.
P. S. За сим закругляюсь, ибо если я на любимого конька сяду, так и не слезу, пока он не издохнет, загнанный) Интересующимся этим вопросом могу порекомендовать сборник эссе М. Ю. Елизарова «Бураттини. Фашизм прошел», где автор достаточно профессионально рассматривает всякие подобные сюжеты и у которого я, каюсь, кое-что заимствовал. С ним можно соглашаться/не соглашаться, но вот чего не отнять, так это того, что данный автор дает толчок к критическому осмыслению вроде всем понятным и простым произведениям. Sic, quod erad demonstrandum)