Василий Геронимус О поэтической абсурдософии Юрия Тубольцева

Стихотворный размер несёт в себе смысловую нагрузку. Так, в русле учения известнейшего специалиста по русскому и европейскому стиху, Михаила Гаспарова две строки — строка Лермонтова, с одной стороны, и Пастернака с другой — сходны по значению. «Выхожу один я на дорогу» — написал Лермонтов, подразумевая и скалистые извивы своей судьбы, а не только горную тропу. И спустя примерно столетие Пастернак сказал: «Гул затих — я вышел на подмостки». Подобно пути ввысь у Лермонтова, подмостки у Пастернака, означают не только приспособление для актёров, но и трагическую сцену, на которой разворачиваются события судьбы поэта. Дорога — судьба-восхождение — вот что сближает Пастернака с Лермонтовым. Не надо договаривать, что пятистопный хорей, которым написаны обе великие строки, ведёт едва ли не к их окончательной унификации, пусть они исходно принадлежат различным авторам. Их смысловая общность подкрепляется метро-ритмическим путём. Считая ударные и безударные слоги, можно усомниться в том, что перед нами именно хорей. Однако в том, что у Лермонтова и Пастернака единый метро-ритмический рисунок, усомниться трудно. Вот это единство метра и смысла потенциально ведёт к тому, что русская (да и мировая!) поэзия представляет собой гипертекст, написанный в соавторстве множеством людей, чья индивидуальность теряется, становясь частью крупного целого. Так, к примеру, уже нет Пастернака и Лермонтова по отдельности, а есть единое представление о кремнистом пути поэта. Или о некоторых трагических подмостках, где разыгрывается всё та же неутешительная пьеса.
Учитывая так же то, что силлабо-тоника заунывно повторяема, как удары маятника или ход часов, становится понятен в современном мире запрос на верлибр. «Колокольчик однозвучный утомительно гремит» — писал Пушкин. Для иных сторонников верлибра утомительно гремит и силлабо-тоника в своём нынешнем виде.
Чтобы перестать утомительно греметь, русская поэзия должна высвободиться из прокрустова ложа силлабо-тоники, — коллективно убеждены сторонники верлибра. Впрочем, встречаются и другие аргументы в его пользу. «Задолбала силлабо-тоника» — порой говаривала Людмила Вязмитинова, — знакомый автору поэт. Причём вместо «задолбала» она использовала более крепкое слово.
Однако существует — пусть и не всегда выговаривается — не менее мощный аргумент в пользу силлабо-тоники. Дело в том, что слоговая структура русского слова и главное, присущая ему система ударений очень располагает к силлабо-тонике. И это поразительно! Силлабо-тоника — это исходно европейское снадобье, распространившиеся в России лишь в XVIII веке, в столетии европеизации, начатой Петром и продолженной Екатериной. Но фактически роль силлабо-тоники в России была двойственной. Слоговая и ударная структура русского слова (система ударных чередований) способствовала не только литературному импорту. Она позволяла обрусить европейский метр, в результате чего русская поэзия стала частью поэзии всемирной…
Вдобавок хочется заметить, что сторонники силлабо-тоники сегодня подсознательно опасаются отколоться от русской поэтической традиции. Они втайне желают стоять на одной полке с Пушкиным или хотя бы оставаться приблизительно рядом с ним, тогда как верлибр фактически требует с футуристическим радикализмом «сбросить Пушкина с парохода современности». Некоторые нынешние авторы к этому морально не готовы и настроены плыть на одном пароходе с Пушкиным (пусть и в разных каютах). Согласитесь, читатель, и у друзей силлабо-тоники имеется свой резон!

Запись опубликована автором Юрий Тубольцев в рубрике Проза с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Юрий Тубольцев

Об авторе Юрий Тубольцев

ТУБОЛЬЦЕВ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, Родился и живет в Москве. С 2004 по 2018 год жил и работал в г.Регенсбург (Германия). Юрий Тубольцев — известный современный поэт-неврифмист и минькатурист, писатель, афористик и эклектик, философ и публицист; амбассадор минимализма, Участник Фестиваля Литературного Эксперимента, член Московского Союза Литераторов, Московского Клуба Афористики, член Западноевропейского отделения Союза писателей «Новый современник», Международного литературного клуба «ИнтерЛит», Международного союза писателей «Фракция Эпатажистов» и Сообщества Минькатуристов; Состою в литгруппе "Творческий Участок Абсурдософия", участник арт-группы «Бронзовые караси», лауреат Второго этапа Третьего международного конкурса «Вся королевская рать» литературного портала «Что хочет автор», лауреат 2-го Интернет-конкурса Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, главный редактор сетевого журнала «Речевые игры», член редколлегии журнала "Русский эпатажист", яркий представитель современного сюрреализма и основатель течения абсурдософии в литературном авангардизме XXI века. Лауреат олимпиады «Свежая Строка»(2016-2017) в номинации Афоризмы. Финалист Международного Фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида – 2019» (Турнир Прозаиков). Лауреат конкурса авторских афоризмов «Житейские мудрости» (2021 г). Лауреат конкурса «Сатира» Московского Клуба Афористики (2021 г.) Участник сборника "Ларец афоризмов" (автор-составитель Н. Векшин). Официальный представитель медийного проекта "Интеллигент". АБСУРДИСТСКИЙ МИНИМАЛИЗМ Мнение автора может не совпадать с мнением, высказанном в его миниатюрке или стихе. Юрий Тубольцев автор книг: "Абсурдософия" Серия "Сигнальный экземпляр" Выпуск 2 (50), Издательство Роса, Москва, 2020 г. «Параллели парадоксов», Издательство Роса, Москва, 2022 г. Ведет блоги в социальных сетях. Юрий Тубольцев в журнальных залах: 1. Журнальный зал: https://magazines.gorky.media/authors/t/yurij-tubolczev 2. Читальный зал: https://reading-hall.ru/autor.php?id=7354 3. Журнальный мир: https://журнальныймир.рф/avtor/tubolcev-yuriy 4. Евразийский журнальный портал: http://www.promegalit.ru/personals/763_tuboltsev_yurij_anatolevich.html 5. ЛитБук https://litbook.ru/writer/1018/ Юрий Тубольцев в Абсурдопедии: http://absurdopedia.net/wiki/Участник:Tuboltsev Скачать бесплатно книгу Гари Зорба о минимализме http://garyzorba.ru/aff/free/100917/tuboltsev/

Добавить комментарий

Войти с помощью: