Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)—великий русский художник.
А много ли мы о нём знаем?
Его картины украшают залы Эрмитажа и Русского музея. Ученик Боровиковского, он создал школу рисования для крепостных мальчиков в своём имении Сафонково и в Петербурге. Одно из его первых начинаний – издание «Журнала карикатур», на страницах которого он бичевал тогдашние пороки общества: французоманию и чужебесие.
В начале 1820-х годов Венецианов окончательно решил посвятить себя живописи, оставив работу землемера. Он не устремился в Италию на учёбу , как Брюллов, а поехал в Сафонково писать дворовых крестьян. Это уже само по себе показательно. Ему суждено было в русском искусстве (да и не только в русском) поднять целину: в то время никто с такой подкупающей искренностью не показал человека труда — крестьянина. Художник к своим моделям относится без барского, высокомерного налёта — крестьянские образы наполнены у него истинным человеческим достоинством. Он стал первооткрывателем, сумев показать в простом прекрасное. Это теперь, после передвижников – Саврасова, Васильева, Сурикова, открытия Венецианова кажутся такими естественными и очевидными.
В 1820 -1830 годы королём живописи считался Брюллов, Пушкина упрекали за «низкий штиль» и нелегко было отрешиться от представления о трубных звуках и чопорных жестах как непременных атрибутах «высокого» искусства. Потому-то жизнь и творчество Венецианова стали действительно своего рода подвигом.
Для художника в понятии «бесхитростного воззрения на натуру» (ставшее его девизом) заключалось не только то, КАК нужно писать, но и ЧТО писать. Венецианов не был бы такой крупной фигурой в истории русского искусства, если бы все его открытия сводились к правилу: «Пиши, что видишь, не мудри».
Он открыл нечто большее: целый мир поэзии и правды там, где его не хотело замечать аристократическое искусство. Свою музу художник вывел на просторы полей, привёл её на гумно и в избы обыкновенных крестьян. Его признали современники-патриоты: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного , на представление предметов его окружающих, близких его сердцу и нашему», — писал П. П. Свиньин в «Отечественных записках».
Вопрос о проблеме национального в русском искусстве стоял тогда особенно остро. В 1819 году в Петербурге открылся первый музей отечественного искусства—Русский музей им. П.П.Свиньина. В Эрмитаже была основана «Галерея художественных произведений Русской школы». В их коллекции вошли и произведения Венецианова. О его полотнах заговорили. Самобытность, свежесть сюжетов привлекли внимание, позволяли надеяться на успех русской школы.
Венецианов был одержим мыслью о создании своей школы, не останавливался перед расходами, которые намного превышали его возможности. На собственном опыте и на примере своих учеников он знал как тернист путь русского художника в России, сколько препятствий на этом пути и как далеко не всегда достигается выбранная им цель. Именно поэтому и посвятил Алексей Гаврилович свою жизнь ученикам.
Неизвестно, как бы сложилась судьба его школы, если не поддержка государя. Проходя анфиладой дворцовых палат, Николай первый заметил молодого художника Денисова, рисующего перспективу старой Эрмитажной галереи. Картина понравилась императору, что стало восприниматься как одобрение деятельности венециановцев вообще.
Признание Венецианова главой школы, его дружеские связи со многими писателями и художниками, поощрительное отношение к нему Николая первого—всё это привело к тому , что у художника появились тайные недоброжелатели. Ему завидовали. Успех школы Венецианова не смог обеспечить ей безбедного существования. Вскоре он с горечью назовёт её «бывшей».
Спасибо, Геннадий. Такие записи очень нужны. И не только непосредственно Дуэлиту…