Утро доброе – раннее – туманное,
Предрассветная дрёма обманная.
Пробежали по клавишам пальцы
Откровенной хочу так казаться.
Прочитала, ныне не модное,
Ваше, помните, то, «Новогоднее».
Стало ли для меня откровением?
«Нет», — отвечу я Вам с сожалением.
Что ж, все смертны. И Райнеры
И те, что не «в теме»,
для примера, комбайнеры.
(Ох, боюсь не поймёте, Марина.
Но и Вы: «как умела, так говорила»).
И язык изменился и время
Остаётся лишь вечною тема.
Так же соломою стелятся
седьмому и двадцать шестому,
Великие и малые жерновами мелются,
Стели – не стели солому.
Значит жизнь есть жизнь, а смерть – есть смерть.
Смысла нет торопить эти встречи.
И открытие, не такое уж «бог весть»:
А Вы знаете: время – лечит!
Принято. Оценка эксперта: 24 балла.
Ритм не смогла поймать, все время сбивалась. При этом, хорошо бы хоть ссылочку на то, о чем пишете.
Имеется в виду, поэма Марины Цветаевой «Новогоднее».
С Новым годом — светом — краем — кровом!
Первое письмо тебе на новом
— Недоразумение, что злачном —
(Злачном — жвачном) месте зычном, месте звучном
Как Эолова пустая башня.
Первое письмо тебе с вчерашней,
На которой без тебя изноюсь,
Родины, теперь уже — с одной из
Звезд… Закон отхода и отбоя,
По которому любимая — любою
И небывшею — из небывалой.
Рассказать как про твою узнала?
Не землетрясенье, не лавина.
Человек вошел — любой — (любимый —
Ты). — Прискорбнейшее из событий.
— В Новостях и Днях. — Статью дадите?
— Где? — В горах. (Окно в еловых ветках.
Простыня.) Не видите газет ведь?
Так статью? — Нет. — Но… — Прошу избавить.
Вслух: трудна. Внутрь: не христопродавец.
— В санатории. (В раю наемном.)
— День? — Вчера, позавчера, не помню.
В Альказаре будете? — Не буду.
Влух: семья. Внутрь: всё, но не Иуда.
С наступающим! (Рождался завтра!) —
Рассказать, что сделала узнав про…?
Тсс… Оговорилась. По привычке.
Жизнь и смерть давно беру в кавычки,
Как заведомо-пустые сплёты.
Ничего не сделала, но что-то
Сделалось, без тени и без эха
Делающее!
Теперь — как ехал?
Как рвалось и разорвалось как —
Сердце? Как на рысаках орловских,
От орлов, сказал, не отстающих,
Дух захватывало — или пуще?
Слаще? Ни высот тому, ни спусков
На орлах летал заправских русских —
Кто. Связь кровная у нас с тем светом:
На Руси бывал — тот свет на этом
Зрел. Налаженная перебежка!
Жизнь и смерть произношу с усмешкой,
Скрытою — своей ее коснешься!
Жизнь и смерть произношу со сноской,
Звездочкою (ночь, которой чаю:
Вместо мозгового полушарья —
Звездное!)
Не позабыть бы, друг мой,
Следующего: что если буквы
Русские пошли взамен немецких —
То не потому, что нынче, дескать,
Всё сойдет, что мертвый (нищий) всё съест —
Не сморгнет! — а потому, что тот свет,
Наш, — тринадцати, в Новодевичьем
Поняла: не без- а все’-язычен.
Вот и спрашиваю не без грусти:
Уж не спрашиваешь, как по-русски
— Nest?1 Единственная, и все гнезда
Покрывающая рифма: звезды.
Отвекаюсь? Но такой и вещи
Не найдется — от тебя отвлечься.
Каждый помысел, любой, Du Lieber,2
Слог в тебя ведет — о чем бы ни был
Толк (пусть русского родней немецкий
Мне, всех ангельский родней!) — как места
Несть, где нет тебя, нет есть: могила.
Всё как не было и всё как было.
— Неужели обо мне ничуть не? —
Окруженье, Райнер, самочувствье?
Настоятельно, всенепременно —
Первое видение вселенной
(Подразумевается, поэта
В оной) и последнее — планеты,
Раз только тебе и данной — в целом.
Не поэта с прахом, духа с телом,
(Обособить — оскорбить обоих)
А тебя с тобой, тебя с тобою ж,
— Быть Зевесовым не значит лучшим —
Кастора — тебя с тобой — Поллуксом,
Мрамора — тебя с тобою, травкой,
Не разлуку и не встречу — ставку
Очную: и встречу и разлуку
Первую.
На собственную руку
Как глядел (на след — на ней — чернильный)
Со своей столько-то (сколько?) мильной
Бесконечной ибо безначальной
Высоты над уровнем хрустальным
Средиземного — и прочих блюдец.
Все как не было и все как будет
И со мною за концом предместья.
Всё как не было и всё как есть уж
— Что списавшемуся до недельки
Лишней! — и куда ж еще глядеть-то,
Приоблокотясь на обод ложи,
С этого — как не на тот, с того же —
Как не на многострадальный этот.
В Беллевю живу. Из гнезд и веток
Городок. Переглянувшись с гидом:
Беллевю. Острог с прекрасным видом
На Париж — чертог химеры галльской —
На Париж — и на немножко дальше…
Приоблокотясь на алый обод,
Как тебе смешны (кому) «должно быть»,
(Мне ж) должны быть, с высоты без меры,
Наши Беллевю и Бельдеверы!
Перебрасываюсь. Частность. Срочность.
Новый Год в дверях. За что, с кем чокнусь
Через стол? Чем? Вместо пены — ваты
Клок. Зачем? Ну, бьет, — а при чем я тут?
Что мне делать в новогоднем шуме
С этой внутреннею рифмой: Райнер — умер.
Если ты, такое око — смерклось,
Значит жизнь, не жизнь есть, смерть не смерть есть,
Значит — тмимся, допойму при встрече! —
Нет ни жизни, нет ни смерти, — третье,
Новое. И за него (соломой
Застелив седьмой — двадцать шестому
Отходящему — какое счастье
Тобой кончиться, тобой начаться!)
Через стол, необозримый оком,
Буду чокаться с тобою тихим чоком
Сткла о сткло? Нет — не кабацким ихним:
Я о ты, слиясь дающих рифму:
Третье.
Через стол гляжу на крест твой:
Сколько мест — за’городных, и места
За’городом! и кому же машет
Как не нам — куст? Мест — именно наших
И ничьих других! Весь лист! Вся хвоя!
Мест твоих со мной (твоих с тобою).
(Что с тобою бы и на массовку —
Говорить?) что — мест! а месяцов-то!
А недель! А дождевых предместий
Без людей! А утр! А всего вместе
И не на’чатого соловьями!
Верно плохо вижу, ибо в яме,
Верно, лучше видишь, ибо свыше:
Ничего у нас с тобой не вышло.
До того, так чисто и так просто
Ничего, так по плечу и росту
Нам — что и перечислять не надо.
Ничего, кроме — не жди: из ряду
Выходящего (неправ из такта
Выходящий!) — а в какой бы, как бы
Ряд — вошедшего б?
Припев извечный:
Ничего хоть чем-нибудь на нечто
Что-нибудь — хоть издали бы — тень хоть
Тени! Ничего, что: час тот, день тот,
Дом тот — даже смертнику в колодках
Паматью дарованное: рот тот!
Или слишком разбирались в средствах?
Из всего того один лишь свет тот
Наш был, как мы сами только отсвет
Нас, — взамен всего сего — весь тот свет.
С незастроеннейшей из окраин —
С новым местом, Райнер, светом, Райнер!
С доказуемости мысом крайним —
С новым оком, Райнер, слухом, Райнер.
Всё тебе помехой
Было: страсть и друг.
С новым звуком, Эхо!
С новым эхом, Звук!
Сколько раз на школьном табурете:
Что за горы там? Какие реки?
Хороши ландшафты без туристов?
Не ошиблась, Райнер — рай — гористый,
Грозовой? Не притязаний вдовьих —
Не один ведь рай, над ним другой ведь
Рай? Террасами? Сужу по Татрам —
Рай не может не амфитеатром
Быть. (А занавес над кем-то спущен…)
Не ошиблась, Райнер, Бог — растущий
Баобаб? Не Золотой Людовик —
Не один ведь Бог? Над ним другой ведь
Бог?
Как пишется на новом месте?
Впрочем, есть ты — есть стих: сам и есть ты —
Стих! Как пишется в хорошей жисти
Без стола для локтя, лба для кисти
(Горсти)?
— Весточку, привычным шрифтом!
Райнер, радуешься новым рифмам?
Ибо правильно толкуя слово
Рифма — что’ — как не’ — целый ряд новых
Рифм — Смерть?
Не’куда: язык изучен.
Целый ряд значений и созвучий
Новых.
— До свиданья! До знакомства!
Свидимся — не знаю, но — споемся!
С мне-самой неведомой землею —
С целым морем, Райнер, целой мною!
Не разъехаться — черкни заране.
С новым звуконачертаньем, Райнер!
В небе — лестница, по ней с Дарами…
С новым рукоположеньем, Райнер!
— Чтоб не за’лили держу ладонью. —
Поверх Роны и поверх Rarogn’a,
Поверх явной и сплошной разлуки
Райнеру — Мариа — Рильке — в руки.
Анесса, рада что подтолкнула Вас прочитать М. Цветаеву. У неё тоже ритм не поймали? Али как?
Ну, с ритмом в этом стихотворении у Вас, Ирина, действительно проблемы, и немаленькие притом. …И с рифмами …и с комбАйнерами… Лично я накинул Вам баллов чисто за посыл к давно не читанной, но любимой мною поэме…)
Спасибо, Олег. Не в балах счастье.
Я и не пытаюсь «допрыгнуть» до М. Цветаевой.
Честно говоря, я Вас не поняла. Ну хорошо, прочитала я Цветаеву, рада, что Вас этим порадовала. Хотя, я не совсем понимаю, почему я должна была о ней догадаться, и почему я не имею права предпочитать других авторов или просто другие ее и не ее произведения, или должна помнить все ее стихи…ну, в общем, не понятно. У меня есть любимые стихи. Я читала многие поэтические произведения, да и в принципе довольно много читаю, просто запоминаются и сразу вызывают ассоциации любимые произведения. Мне вот «Молитва» Лермонтова безумно нравится, или «Прости» Байрона, но мне как-то вряд ли придет в голову, что все без исключения должны меня понять с полуслова. «Очень известное» — это «Евгений Онегин». Остальное — не очень (вне зависимости от начитанности).
Часто на «Дуэлите» люди выкладывают стихи, на которые их вдохновили другие авторы. Здешние, нездешние, классика, современность. Вот и поди догадайся.
С другой стороны, Вы — не Цветаева (уж простите за прямоту). Ее поэму я прочитала на одном дыхании, с ритма нигде не сбилась — он единый на весь стих, а если и есть переходы, то плавные и незаметные, тем более рисунок и смысловая нагрузка очень оригинальные, простота не предполагается. У Вас же совсем иное содержание.
Ну на то она и Марина, а я — всего лишь скромная Ирина.
Желательно сноску внизу под стихотворением дописать , «Новогоднее» -…
Это очень известное произведение у людей, которые хоть как-то связывают себя с литературой. Бродский говорил, что оно открыло целую веху в русском стихосложении. Тем более есть прямые указатели: Марина и Райнер.
А в противном случа напоминет Хлестокова: «Я чужих произведений не читаю, я — писатель.»
P.S.: у меня бабушка — учитель литературы. Она легко цитирует Лермонтова и Пушкина. А вот серебряный век не знает досконально. Собственно, потому, что предпочитает Пушкина. Она, получается, тоже никакого отношения к литературе не имеет?
Бабушка тут ни при чём.
Мне кажется, что говорить нужно о литературе, а не о родственниках и их предпочтениях.
Ну, а я вот например люблю поэтов мужчин, того века читать,хотя так же легко могу процитировать некоторые стихотворения Цветаевой,… некоторые..потому что полностью я ее так и не смогла прочитать,………. меня потому что, депрессивные мысли стали одолевать,…и что я по вашему тоже никакого отношения к литературе не имею.
А я просто люблю хорошую поэзию, вне гендерных маркеров. Но ведь речь не об этом. И не о Вашем творчестве. Не так ли?
Речь (вообще-то) о «темах» в поэзии. Вечные темы в современности звучат по-другому.
И даже не так, как у Марины Цветаевой.
Эпигонство — распространённый приём в стихах. Марина любила творечество Райнера и, не найдя понятливее собеседника, обращается к нему же после смерти. Мне нравится творечство Цветаевой, а пытаюсь сказать ей (ну, конечно же не ей, а читателю. Но это — между нами), что не те времена, и вечность «обесценилась», и всё проходяще, и всё — конечно.
Вы углядели в творечестве Цветаевой депрессию. О вкусах не спорят. Я — нет. Цветаева пыталась открыть миру душу женщины. А она не только из цветных стекляшек состоит.