Мою бабушку зовут Анна Николаевна. Сорок лет она проработала в средней школе учителем литературы и русского языка. Ей 81, хотя выглядит значительно моложе. Женщина она интеллигентная и даже добрая, но слишком уж любознательная. Мне кажется, что ба интересуется моей жизнью больше, чем я. В её маленькую, заставленную всяким жизненно необходимым хламом квартирку, я прихожу как на очную ставку.
Продвигаясь по узенькой тускло освещённой прихожей, я неизменно роняю шаткую подставку для зонтов. В этот момент является ба. Она целует меня в щёку губами, шершавыми как сухофрукты, и привычно и беззлобно отчитывает за неуклюжесть.
Немного нехотя и отстранённо она предлагает мне выпить чаю с липкими от глазури пряниками. Такое чувство, что она каждую минуту ждёт кого-то в гости, потому что чайник у неё всегда горячий. Я сажусь, она степенно разливает чай и взгромождается на стул напротив. Первый пряник я съедаю в тишине.
С чувством выполненного долга по части гостеприимства бабушка начинает:
– Ну, как поживаешь?
– Да ничего… А у вас с дедом как дела?
– Какие у нас, стариков, дела? Живы, и слава Богу. Дед в гараже как обычно пропадает. Ты лучше про свои дела расскажи.
И сканирует меня, как рентген. Допрос методично продолжается:
– Ты всё на заправке?
– А где ж ещё.
– Вот говорили мы тебе с матерью твоей: учись! Был бы сейчас Человеком, а то как бездарь распоследний… тьфу, прости Господи!
– Ба, кончай…
– А что, что я не так говорю? Всё, как есть, говорю. Я тебя, может, уму-разуму учу.
– Да уж тридцать с лишним лет учишь. Толку что-то маловато. Видимо, всё-таки преподавание – это не твоё.
Я знал, что это заденет её за живое. Уже жалею, что так сказал. Минутная пауза. Я успеваю проглотить второй пряник, почти не разжёвывая.
– Ты всё еще с этой Маринкой?
«С какой Маринкой? – недоумеваю я. – Уже не помню, что я ей наврал в последний раз». Ну, не хочется мне объяснять бабушке, что более-менее стабильные отношения у меня складываются только с одной особой – кошкой Симой. Я её кормлю, а она греет мне голову, когда зимой спать холодно.
Утвердительно киваю, прихлёбываю крепкий чай.
– И откуда она? Кто родители? Образование есть?
– Нн..не знаю. Не успел спросить.
– Отчего же не успел? В кровать торопился? Толя-Толя… Жениться тебе пора. Уже вон – волосы седые пробиваются, а ты всё неприкаянный болтаешься.
– Ммм…
– Да кто только и позарится на тебя такого? Ни положения, ни профессии, ни денег. На физиономию твою разве что какая-нибудь дурочка поведётся. Парень-то ты видный у нас. Красавец… А маленький уж до чего хорошенький был! Волосёнки курчавые, глаза огромные, голубые…
И бабушка пускается вспоминать всё, что было во времена моего младенчества, а также до моего рождения, и, кажется, доходит до событий, имевших место ещё до рождества Христова. Тут же она приплетает что-то из классики, к чему-то вспоминает Обломова.
Продолжается это минут двадцать. Я молча грею руки о чашку. Холодно тут у них, хотя и топят. Надо бы обогреватель купить.
Наевшись пряников и бабулиных нравоучений, я встаю, собираюсь идти. На прощание мне достаются поцелуй из сухофруктов и заботливое «Застегнись, не май месяц». Что делать, застёгиваюсь.
Уже на улице расстёгиваю куртку и думаю: «Может быть, она греет чайник так часто в надежде, что каждую минуту в гости может забежать её единственный внук?»
Ба – исключительный человек. Я её даже очень люблю. Но с годами мне становится всё понятнее, почему дед так часто пропадает в гараже. Я боюсь, как бы он совсем в нём не пропал.
Принято. Оценка эксперта: 22 балла.
Не-не-не… это не рассказ… это затравка для рассказа…. но язык неплохой…)
Очень даже хорошо. Концовка как-то не очень, на мой взгляд. И про дедушку задумался: в таком возрасте (а мужчины, как правило, или ровесники жёнам, или старше) по гаражам уж не шастают. Вообще редко доживают до 81. Но это — докопашки. А рассказик понравился. Жизненно.
Спасибо за отзывы!
Затруднялась с определением жанра, отнесла к рассказам. А вообще, это цикл… хм.. Чего? Заметок-рассказов-ситуаций-дневниковых страниц. «Из жизни Толика» 🙂 Ранее опубликованные здесь не выкладываю.
PS Меня как-то судьба сводит с активными и очень взрослыми бабушками и дедушками. Вот поэтому на года и не поскупилась 🙂
С удовольствием прочитала!
«Женщина она интеллигентная и даже добрая, но слишком уж любознательная» — как-то не вяжется у меня образ интеллигентной женщины с выпирающей любознательностью. Интеллигентность сразу теряется как-то. Вот читаю сейчас первый абзац — и бабушку не вижу. Не прорисована она.
«Немного нехотя и отстранённо она предлагает мне выпить чаю с липкими от глазури пряниками,» — вот пряники вижу, а бабушку нет.
И вот здесь:»– Вот говорили мы тебе с матерью твоей: учись! Был бы сейчас Человеком, а то как бездарь распоследний… тьфу, прости Господи!» — ну совсем не похоже на речь интеллигентного человека.
Автора я увидела и почувствовала. Автор есть. А бабушки нет.
Поцелуй из сухофруктов отметила — красиво, но слишком очевидно (вначале и вконце).
И Олежа правильно говорит — как затравка для рассказа. Хорошее предисловие. Думаешь, что сейчас начнётся — а, оказывается, это всё. Дописывать надо. =)
Только вот собралась прочитать. Если будет цикл заметок — будет хорошо.
Кстати, не согласна с замечаниями Вам: моему дедушке за 80 и он ходит в гараж, и машину водит и в сад ингда без бабушки ездит. И у меня тоже есть две интеллегентных бабуши, которые — по настроению — на нас ворчат и вечно обо всем расспрашивают — тут не в интеллигентности дело, это просто особенности возраста и отсутствия разнообразия собственной жизни (у них уже сил нет на разнообразие, вот они его от нас и получают). Тут прямо собирательный образ моих двух бабушек)) В общем, очень хорошая заметка, на мой вкус!
Благодарю всех за комментарии и замечания. Всё осмысливаю и беру на заметку.