Бессонница

Время легко текло голубым ручьём,
Шло, расстоянье меря, годами-вёрстами,
Птицей летело, солнечным жгло лучом,
Вдруг – улеглось ковром под ступнями стёртыми.

Ляжет кровать послушно тебе под бок,
Тень от плакучей ивы – настенной росписью.
Выбрось проблем и мыслей тугой клубок,
Спи-почивай: в кровати – чай, не над пропастью.

Хочешь Илюшей – русским богатырём?
Тридцать три года хватит поспать-опомниться?
…Словно сквозняк, сквозь щёлку в дверной проём,
В сумрак пустой квартиры придёт бессонница.

Мир заоконья сжат перекрестьем рам,
Месяц дрожмя дрожит на небесной простыни.
Время, очнись, давно на рассвет пора –
Птицей, ручьём, лучом – догоняй, навёрстывай.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Бессонница: 58 комментариев

    • Сергей, спасибо! А хотела передать вот что: человек вдруг ощутил время, причем не тогда, когда оно бежало, летело, шло, а когда замерло. Посреди бессонной ночи, когда мягкая постель не кажется мягкой, когда ночь кажется бесконечной, зябкой и одинокой, когда даже двурогий месяц за окном дрожит и тоскует, ему стало страшно, что время упущено, что все зря, раз он один, в неуютной комнате, где бессонница, как сквозняк, проникает в каждую щель. А медлить, ждать, лежать на печи, как Илья Муромец, — нельзя никак. И хочется скорее утра, нового дня — как спасения. И надеется человек, что снова будет полет, бег, ход времени, спасающий от бессонницы, от этих мыслей — и от самого себя. Как-то так я чувствовала.

          • Ира, красивое стихотворение. В поэзии сюжет не важен, это чувства, прежде всего, симбиоз чувств и мыслей. Поэзия многолика, а сюжетная — лишь одна из… Сюжет важен для рассказа, романа, и поэмы, без него там — никуда. Я с Игорем согласна. Вы передали свое настроение, свою эмоцию, и она для многих будет зрима и многими пережита — это оно и есть, это — и есть поэзия. Есть поэзия с развернутым сюжетом — лиро-эпическая. А есть — лирическая, где сюжет играет меньшую роль. Есть стихотворение, где использован один образ, а есть, где различными образами передано ощущение, предмет и т.д… Сейчас все в основном воспринимают сюжетную поэзию, потому что ее проще понять… Но это вовсе не значит, что если лирическое произведение кто-то не прочувствовал — оно не является поэзией. Является, и порой оно сильнее, чем просто сюжет…

            Я в своей поэзии давно разочаровалась, но не писать — не могу. ))Я думаю, у вас то же… Не бросайте, все равно не получится, а рассказы пишите в дополнение к поэтическим поискам или во время поэтического неурожая )

          • Ні в якому разі,(ни в коем случае), пані Ірино. Не втрачайте віру в свою поезію. Пан Сергій, звісно «дока» в поезії. Але у мене, як читача, точка зору інакша на сюжет у віршах. Мені подобаються не стільки сюжети, скільки образи у віршах, коли читаєш і відразу перед очима виникає така собі яскрава картинка, наповнена емоціями і враженнями, які тобі близькі. Наприклад, у «Нарцисах» Вордсворта, чи в того ж таки Єсеніна.

                  • Ідея — плинність часу вночі, його тягучість, монотонність, томління людини,яка не може заснути, а десь там у щілину вже пролазить безсоння, ну я так це розумію. ( Идея — текучесть времени ночью, его монотонность, человек мается, не может заснуть, а где-то там в щель уже просачивается бессонница, ну я это так понимаю. Прошу прощения за мой плохой русский. В школе когда-то очень давно была четверка.)

                    • Це тема, кума, не ідея.

                      А Єсенін часто був «поетом красивостей». Пека, як сказав би Олег. У шинку б під горілку да під його пісню да сльозу пускати. «Біла береза» — це так, начерк, а не вірш. А ось Клен ти мій опалий — це хоч і теж пеку, але сюжетне

                • От у Заходера є такий чудовий восьмивірш

                  Шел — и встретил женщину.
                  Вот и все событие.
                  Подумаешь, событие!
                  А не могу забыть ее.
                  Не могу забыть ее,
                  А она забыла.
                  Вот и все событие,
                  Вот и все, что было…

                  Начебто дрібниця. І конфлікт простий: між не забув і забила.А скільки сенсу. Яка глибина ідеі.І композиційна побудова сюжету. Майже по рядках. Зав’язка: йшов і зустрів, розвиток дії — не можу забути. Кульмінація — а вона таки забула. Розв’язка: от і все.

                  Іграшка ніби. А я от як той ЛГ ту жінку не можу забути це стихо з 14 років, приблизно тоді я його в «Юності прочитав». Ось це — те, що вірш «чіпляє» залежить саме від грамотності спілкування з китами: темою, ідеєю, сюжетом.

                  • Бориса Заходера дуже люблю читати,трьох китів також поважаю, але не завжди поет описує подію, іноді він просто передає своє враження, емоції. І тоді сюжета може і не бути, буде просто опис побаченого в образах поета. Ну який сюжет у вірші Єсеніна «белая береза под моим окном…»? Стоїть собі береза у снігу, а «заря лениво обходя кругом, обсыпает листья новым серебром». Але ж так чіпляє!

    • поэзия и есть прежде всего образ, а не мораль, и не сюжет. это моё мнение. поэзия — различна. Вот поэтому кто-то Бродского любит, а кто-то Бродского не любит, то же с Пушкиным, Есениным, Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским, Высоцким и т.д. Их поэзии между собой несравнимы, но равно велики… А жанр колыбельной по-вашему — не поэзия что ли? Еще какая…

      • Анна, в поэзии, в литературе, в творчестве существуют законы, не менее строгие, чем в той же геологии, скажем.В 60-е годы очень много копий ломалось по поводу того: имеет ли право на жизнь так называемое бессюжетное искусство. Лагери интеллектуалов (во всем мире, кстати) спорили до хрипоты, чуть не до драк. Но как всегда, в споре рождается истина. В моду у «бессюжетников» тогда вошла техника или метод письма а ля «корпускулярный поток сознания». Типа каждый абзац пишу спонтанно. Потом следующий. Что на ум придет и как-бы никакой связи с предыдущим абзацем. Но в ХОРОШИХ произведениях такого плана, читаемых всеми, сюжет все равно отчетливо прослежиивался, несмотря на все понты.

        В конце концов сторонникам сюжетности удалось полностью доказать, что произведение искусства НАЧИНАЕТСЯ с сюжета. По умолчанию.Нет сюжета — нет произведения. Хотя больше всего это доказал спрос читательской аудитории. Не имела спроса и быстро забывалась бессюжетная «нетленка». И примерно к началу 80-х дискуссияугасла и бессюжетные абстракции стали забываться.

        Просто сюжет иногда отнюдь не сразу виден. Он далеко не всегда представляет собой борьбу хорошего завлаба с начальником-ретроградом, или перестрелку красных партизан с фашистскими белогвардейцами. Конфликт может быть и у человека с самим собой или с воспринимаемым им окружающим миром,да какой угодно. В малых формах — конфликт цветов, конфликт звуков,конфликт контрастов. Но фишка в том, что сюжет определяется идеей произведения и этот конфликт должен развиваться в логике этой идеи. И когда поэт пишет не думая ни о чем таком, часто все получается у него просто инстинктивно.

        А иногда инстинкт не вывозит. Вот и все.

        • Сергей, почему вы считаете, что ваше мнение и мнение Милы может быть профессиональнее мнения Саши и Игоря, например? Я не сказала, что сюжет не нужен, я написала, что в лирике он второстепенен. И почему вы не допускаете, что можете что-то не увидеть? Например, чтобы понять поэзию Бродского и года мало, а вы хотите за 1 вечер все увидеть? Если Ирина перекроит это произведение под сюжет, оно станет другим произведением, но не факт, что оно станет лучше. И не надо мне геологию приводить в пример, у меня другая специальность… В данном конкретном произведении мне сюжета хватило. Это не облизывание. Чтобы я поставила ту оценку, что я поставила поэзия должна со мной говорить (в отличие от попсы, что все постят), это во-первых, во-вторых — язык, рифма, образ… Здесь я часто наблюдаю поставленные тридцатки за сюжет с корявым языком, банально рифмой, а еще этот сюжет, порой, не несет оригинальности никакой… Так это обсуждение ни о чем. Олег выставил шкалу, я ей руководствуюсь и не смотрю на других, кто что увидел, а кто что не увидел.

          • Анна, вот только Бродского не трогайте. Он идеен и сюжетен абчсолютно безукоризненно.Он именно РАБОТАЛ со словом как никто и никогда ничего не писал спонтанно. В 17 лет я с самиздата познакомился с его дивным стихотворением «Описание утра». Кстати, оно для меня из всего Бродского и до сих пор осталось самым близким.Помните?

            Соскочить с трамвая
            и бежать к заливу,
            бежать к заливу,
            в горизонтальном пейзаже
            падая, утопая.

            И вы знаете, когда я переехал в Питер я быстро нашел это место,где писалось стихотворение. Случайно там оказался, но тут же ощутил, что ни с какого другого места такого описания не сделать. И где бы он физически не писал это стихотворение , но перед глазами у него был конец улицы Савукина на пересечении со Школьной — тогшда это было предместье. Сейчас там все по-другому, вероятно, все застроено, но как только я туда попал — всем существом ощутил:оно. Хотя как-то и не задумывался над этим, воспринимал стихотворение волне абстрагированно.

            Пассажиры твои —
            обобщённые образы утра
            в современной песенке
            общественных отношений.

            Но это мое самое самое любимое у него. Но покажите мне такого Бродского,котопый бы не был предельно сюжетен.

            А вот про облизывание я НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛ. И признаю за вами ПОЛНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ право оценивать ЛЮБОЕ стихотворение в силу вашиего восприятия. И признаю право на любые комментарии даже на восторженные (если вдруг когда-нибудь у вас возникнет желание восторгаться)

            • Сергей, про облизывание, я приношу извинения, я поспешила, это Мила написала про облизывание. Мне свойственны такие нападки — сначала напишу, потом подумаю, потом подумаю — а кому это я написала. У меня ужасный характер, я это знаю. Слушать других не умею и всех перебиваю… Бродского не трогаю — в плане сюжета, трогаю в плане понимания… Мне было проще. У меня подруга считала, что он слишком сложно пишет, пока не стала читать его постоянно. Теперь — он ее любимый поэт.

  1. Ирина, я вот с Сергеем согласна. Он метко про бессюжетность сказал. Невыстроенное в этом плане стихотворение. Вот вы объясняете, что вы хотели передать в стихотворении, а в самом стихе я этого не увидела, не почувствовала.
    «В сумрак пустой квартиры придёт бессонница» — над этой строкой нужно поработать, мне кажется. Не очень удачный ряд: «сумрак пустой квартиры». Сумрак пустой?
    «Месяца бьёт озноб на небесной простыни» — здесь тоже явно что-то не так с русским языком.
    Я немножко жёстко сейчас говорю — это не в ваш адрес, ни в коем случае. Это я так недоумеваю просто насчёт высоких оценок и восторженных отзывов. Читаю и думаю: ребята, разве вы не видите ошибок в стихотворении? Откуда восторги-то?
    Ирина, в вашем стихотворении, действительно, есть классные строки, здесь я аж остановилась и несколько раз перечитала:
    «…Словно сквозняк, сквозь щёлку в дверной проём,
    В сумрак пустой квартиры придёт бессонница» — если доработать — это же такая вкусняшка получится!
    Но чтобы стихотворение стало «уже произведением» — над ним нужно ещё работать!
    Серьёзно, я аж расстроилась, когда прочитала комментарии. Мы же здесь не для облизывания друг друга собрались, а для работы над собой. Что же вы человеку не подсказываете, где ему можно лучше стать и красивее?
    Знаете, мне такая картинка видится сразу: …девушка, красиво одетая… сумочка в тон туфлям… шляпка в тон перчаткам…всё аккуратно, всё продумано… и тут вы замечаете, что на юбке у неё пятнышко. Скажете вы об этом? А если эта девушка — ваша близкая подруга и она к вам в гости в таком наряде пришла?
    Останавливаюсь, а то меня уже понесло.
    Обидно просто.

    • Мила, спасибо! Не переживайте Вы так, конечно же, это не произведение, я согласна. Про месяц я сейчас поправлю. Слово пустой меня как-то не смущало до того, как Вы написали, подумаю. Только есть ли в этом смысл, коли всё равно бессюжетно?!?

        • Сергей, но у стиха есть тема и идея. Озвучу:
          Тема — о душевных терзаниях, которые особенно остро дают знать о себе во время бессонницы.
          Идея — одиночество и душевная неустроенность человека не дают ему возможности быть счастливым и заставляют/гонят вновь и вновь бросаться в поток жизненных событий, чтобы обрести смысл и понимание, ради чего он жил/живёт. Время остановилось — а в жизни-то ничего нет, кроме холодной кровати, теней на стене и дрожащего месяца в заоконном мире.
          Сюжет:
          1. Мысли ЛГ о движении времени — то идущем, то текущем, то обжигающем, то летящем.
          2. Ощущение, что время остановило свой ход.
          3. Попытка ЛГ успокоить себя на сон грядущий, отвлечься, выбросить из головы дневные проблемы, суматоху дня забыть — лег в кровать, рассматривает причудливый рисунок теней на стене, всё вроде бы привычно и спокойно.
          4. Ночь кажется бесконечной, как 33 года, которые Илья лежал на печи — сначала это казалось славным — спи-отдыхай себе!
          5. Сон не пришел. Теперь пустая молчаливая квартира пугает — ночь, один/одна.
          6. За окном — неприветливый мир, который видится будто из клетки (через перекрестье рам). Там, в том ночном мире, даже месяцу холодно.
          7.Герой зовет время, чтоб закончилась эта бесконечная ночь.
          8. Надежа на то, что догонит шагом, бегом или как-то еще вместе со временем то, что искал, ждал в жизни — спасение от одиночества.

          • Не увидел сювашей идеи. А то, что вы называете сюжетом, это скорее фабульный план-конспект По-моему, разумеется, без претензий на всеобъемлющую истину. Впрочем,я, кажется со всеми договорился давно что мои слова надо понимать как мои личные мнения, а не мировые истины.

            • Не увидели её воплощения, реализации в стихе, да? Так это опять моё скудоумие.
              А сюжет я специально так подробно расписала. Училка, одно слово. Как говорит мой муж, «пИдагог — чё скажешь! на лесоповал бы я вас всех отправил, бездельников».

      • «В сумрак пустой квартиры придёт бессонница» — строка красивая, не знаю что смущает… пустая квартира, в ней сумрак… Этакий образ безнадежного одиночества… Лично я эту строку, наоборот, отметила…

    • Мила, дорогая, Как Вы не поймёте, что никто никого тут не «облизывает»?
      Просто у людей разные вкусы и восприятие поэзии (пусть и громкое слово). Ведь это во всём так: люди слушают разную музыку, носят разную одежду, им нравятся разные животные и еда…Одни — домоседы, другие в горы лезут. Что тут непонятного-то? Если я сказал «класс!» — то это потому, что я так считаю, а не потому, что хочу в ответ слышать то же самое! Когда мне не совсем по вкусу стих- я или промолчу, или в корректной форме своё мнение высказываю.
      А если я не вижу каких-то ошибок, значит, у меня зрение так устроено.
      Мне близка точка зрения Анны. Сергей. наверное, правильно говорит, но (я высказывался уже по этому поводу) по мне — поэзия с алгеброй плохо уживаются. Не могу я по плану писать, не умею и не хочу.
      Про бессюжетность.Пейзажная лирика. Вот люди рисуют пейзажи. Можно сказать:»Зачем? Повесь фотографию, да и дело с концом, чего столько трудов-то тратить на это: Смысл какой? Сюжет где?»

      • Э, друг. Ты куда-то не итуда заехал. Есть просто фото. А есть фотоискусство. И в картине и в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ фотографии непременно есть сюжет. Только там разглядеть его много сложнее, чем в стихотворении и уж тем более, чем в большом полотне. Но когда тебя одна фотография цепляет за живое, а другие — нет, это именно сюжета «вина». Сюжетный конфликт не обязатеольно ведь в том — кто кого топором перемашет. Конфликт света и тени, конфликт круга ит квадрата. Конфликт объема и пустоты, композиционные конфликты, конфликты красок, да мало ли. Далеко не каждый фотограф девушку, глядящую с берега на трехмачтовый бриг, превратит на фотографии в Асоль. В 999 случаев из тысячи это будет лишь девушка, глядящая с берега на трехмачтовый бриг. И только в однолм случае фотохудожник поймает сюжетное решение и каждый увидит в фото свою Асоль.

        • ФотоХУДОЖНИК — это чушь собачья. Художник есть художник. А фотограф — всего лишь фотограф — плохой. хороший . посредственный, но — фотограф. Человек, не создающий что-то руками. Почему ручная работа всегда больше ценится, чем фабричная штамповка? Потому, что она несёт в себе энергетику, заложенную в неё мастером! Тепло его души, тык сизить!

          • Э, брат, в тебе загноворил эстетствующий сноб. Я ему о фотоХУДОЖНИКЕ, а он о фабричной штамповке. А я тебе так скажу: закладывай в свое полотно сколько угодно тепла, хоть целый кипятильник. Но если в полотне не будет сюжета, и разрешающих его механизмов: колорита, композиции, и прочих прибабахов, то это будет все равно мазня. А понты колотить, дескать «мы художники», а эти там фотографы вшивые…Этого я наслушалься за жизнь вдоволь. В суть того, о чем я тебе говорил ты так и не въехал. И даже не собирался. Ну лвдно, проехали.

            Делал я, кстати, неоднократно эксперимент: Между фоторепродукций не очень известных работ Шишкина или Левитана подсовывал парочку фотографий (не своих, естествественно, а высокого художественного уровня). И предлагал выбрать что больше всего понравилось ни один (одна) из понторезов, утверждающих что фотография фуфло перед кистью и красками, ни разу(!!!) не заметил(а) подмены, и большинство(!!!) выбирало именно фото. А эксперимент я начинал еще в конце 70-х, сделал подборку журнальных вырезок. А завершил перед переехав в Питер — тут круг общения резко сократился по сравнению с южанским. Но стататистика все равно значительная.

            Да и самсейчас, если приходится решать вопрос: что на экране компа, иллюстрация или фота — НИКОГДА не даю категорического решения. И тебе не советую: на спор ошибешься 8 раз ихз 10.

            • Тут же, кстати, на Дуэлите парочка «профессиональных» членов СП, приглашенных Олегом на судейство в разные конкурсы, тоже понты колотили — дескать есть профессиональная поэзия а есть любительское рифмоплетство. Непохоже, нет?

    • Мила, иногда подсказки «стать милее и красивее» приводят к обратному. А автор, если он сложившийся автор, а Ирина именно такой автор — даже если тысячи человек оближет ее произведение, не перестанет над ним работать. Вы не дооцениваете авторов, Мила. И переоцениваете дающиеся здесь на Дуэлите «замечания». Автору надо учиться в них разбираться самостоятельно, как с положительными, так и с отрицательными, потому что принимать все — это сделать свое произведение — ничем.

      • Хм… а вот это уже весьма интересный момент, Анна.

        Вопрос к Ирине: Ирина, а как вы сами считаете — вы уже сложившийся автор или ещё нет?

        Ко всем: участвуйте в обсуждениях. Это не перебранка и не полемика для избранных или старожилов сайта. Это просто жизнь Дуэлита. Для того, чтобы принять участие в любых обсуждениях на сайте достаточно наличие только двух факторов — быть пользователем Дуэлита и иметь своё мнение.

  2. Время текло легко ручьем ( пусть, образно ) Зачем, ему другие действия добавлять….и в то же время шло, это не одно и то же.
    Летит, оно летит ..это общее, хоть тресни.
    Вдруг , улеглось ковром…под ступнями…Стоп, оно что встало ?

    Ирина, я своим языком обьясню….у вас вышла цельная картина, с яркой краской по краям, но внутри в ней лишние краски..которые не дают выльется главному .. ..Самое простое, пишите слово от него вопрос…к следующему.

    Время что делало? — текло ..кем ? ручьем ..

    • Света, спасибо!
      Смотрите: действия времени — текло, шло, летело — это восприятие времени героем стиха в разные моменты жизни, а сейчас ЛГ рефлексирует просто. И происходит это в тот момент, когда ему показалось, что время остановилось/замерло.
      Текло (как?) ручьём.

  3. Птицей летело, солнечным жгло лучом,
    Вдруг – улеглось ковром под ступнями стёртыми. ( Допустим, для ЛГ время остановилось)
    Ляжет кровать послушно тебе под бок, ( вот здесь ..непонятно, если бы он вдруг, с остановкой как-будто времени глаза открыл..и увидел , —
    Тень от плакучей ивы – настенной росписью.

    это другое дело , а кровать под бок не, не пойдет, )

    Выбрось проблем и все остальное — это кто же у него диктатором вдруг стал, почему ЛГ сам своей головой не хочет дойти до всего.

  4. Ирина, а логика у всех разная. Всем угодить еще никому не удавалось. Слушайте в первую очередь свой внутренний голос и не ломайте под кого-то одного конкретного свою логику. Потому что логика человека работает в том направлении, в каком человек идет. А еще не забывайте, что логика часто ошибается (апории Зенона). Сергей — человек, и Мила часто ошибается… Потому что на Дуэлите выражают мнение, а не приговор. Об этом тут многие забывают. Если вы считаете нужным доработать стихи, то дорабатывайте, если вы увидели конкретные ошибки. Если же вы не видите их — будете все править, метаясь из стороны в сторону….

  5. Вот удивительно — Ирина подробно в комментарии изложила сюжет своего стиха, и сюжет этот вполне четко читается в стихотворении, и дальше продолжается длинное обсуждение, есть ли сюжет и нужен ли он вообще… Все же поэзия — жанр особый, где жизненно необходимо прежде всего создать настроение, впечатление, что ли, иначе безукоризненно построенное нечто будет набором правильно зарифмованных строк. Надо ли «поверять алгеброй гармонию»? Так и к Блоку можно придраться — «Девичий стан, шелками схваченный» — как это шелка могут «схватить» и почему стан, а где остальное?… Присоединяюсь к мнению, что автор не должен пытаться выполнить все пожелания и больше доверять самому себе, любимому)) А то вообще ничего не сотворишь. А Ирине спасибо за пронзительное и вполне законченное, на мой взгляд, стихотворение (хотя, конечно, нет предела совершенству)))

    • Вы немного путаете сюжет с темой. Тему — да — Ирина изложила. Но тема — это как раз самый маленький из трех китов
      Вкратце ежели не разводя теоретизирование:

      ТЕМА — о чем хотел сказать автор.

      ИДЕЯ: что хотел сказать автор.

      СЮЖЕТ: как он это сказал.

      Но это если совсем-совсем примитивно и коротко.

      Вот «о чем» — Ирина обстоятельно пояснила

Добавить комментарий

Войти с помощью: