Всё по старинке

Всё по старинке: добротно, тепло, сообща.
Ужин за крепким столом в немудрёной посуде,
Чёрный чугунчик густого мясного борща,
Миска глубокая с трещиной в старой полуде.

Жарко натоплено, душно в крестьянском дому,
С фото на стенке глядит на семейство божатка,
В рамах – гуденье осенних назойливых мух,
Тонко свистит самовар у печного жаратка.

Хлеба ломоть подставляешь под ложку – и в рот
Тащишь на пару с сестренкой похлёбку из миски.
Спят на лежанке трехшерстная кошка и кот,
Слушаешь походя речи неспешные близких:

О поросёнке – к Покрову бы надо забить,
Об урожае, о хлебе, коровушке стельной.
Всё хорошо и привычно, но душу свербит
Тайная мысль о тарелке – не общей, отдельной.

Долго ли будем из общей посуды хлебать
С мамой, сестрёнкой и папой, бабулей и дедом?
Прошлый же век! Ничего не хотят понимать!
Целым колхозом из миски совместной обедать…

Вот и сбылось. Только это хотелось ли мне?
Взрослая жизнь, и желанья – практичны и мелки.
В собственной светлой квартире сижу в тишине,
Стынет нетронутый ужин на личной тарелке.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Всё по старинке: 30 комментариев

  1. да уж, Ира, и ни добавить, ни прибавить, надеюсь, что у ЛГ все измениться, она ж все осознала ) хорошие стихи… меня эти деревенские зарисовки нравятся, единственное, над чем можно было бы поработать это:

    «Долго ли будем из общей посуды хлебать
    С мамой, сестрёнкой и папой, бабулей и дедом?
    Прошлый же век! Ничего не хотят понимать!
    Целым колхозом из миски совместной обедать…» — хлебать — понимать, глагольная рифма при, на мой взгляд более слабо 3-ей строке, не оправдана

    и строка «Вот и сбылось. Только это хотелось ли мне?» — не очень нравится формулировка «это хотелось ли мне», я знаю, что так говорят, но хочется большей гладкости.

    Всё это мои докопашки, если вы ощущаете, что они не по существу, ничего не меняйте. Автор ощущает свое произведение намного полнее, чем читатель.

    Спасибо за стихи, у меня на половину кровь деревенская, скабарская, мне это все очень близко и больно ) это нужно, сохранять деревню, мы, поэты, можем ее постараться сохранить в стихах… нашу самобытность. Правда, псковские словечки немного от ваших отличаются… например, полуда, божатка — новые слова. Посмотрела, божатка — крёстная, вроде… в псковской области так не говорят, может раньше, а сейчас точно нет… О как…

    С уважением,
    Анна

    • Анна, спасибо. Вот вообще не использовала глагольную рифму, а в этом стихотворении как-то так решила. И сразу — на тебе! Чем же она слаба?
      «Только ЭТО хотелось ли мне» — Вы считаете, только «Этого» возможно, да?
      А насчет диалектизмов — их здесь нет. Все слова общеупотребительные, только устаревшие. В моем активном словарном запасе их тоже нет. Но вспоминаю речь деда и бабушки — и хочется воскресить эти слова, вытащить их из прошлого на свет.

  2. Ирина , предпоследняя строфа — вы меня простите , но другое выражение трудно подобрать ..КАк бельмо в глазу ..( Это же люди , а хлебают из общей посуды не они , а те кто в хлеву , по крайней мере мне почему то даже обидно , если до сих пор хлебают в деревнях люди из больших таких тарелок общаковых ) ..И даже выше желательно исправить .. — ей хотелось , отдельно ужинать за своим столом …в своем доме — понятно о чем вы хотели написать , но исполнить в этом месте нужно по другому .

    • Светик, сразу видно. что вам не приходилось…из общей миски. Собственно хлебают не из миски. а из ложек.Знаете, такие, большие,деревянные.Сейчас их на сувениры продают»под Хохлому» Резанные из четвертинок осиновых полешек,они по сути задумывались, как миниатюрные мисочки на длинных ручках. В отличие от «цивильной европейской ложки», которая на один глоток, из деревянной, в которую входит по объему 5-6 «цивильных» еще надо выхлебать щи. Потом старший за столом дает отмашку — и опять все в котел ложками строго по кругу, по очереди. Взяли по новой порции и хлебают. Собственно деревянная русская ложка и «затачивалась» специально под общую миску. Так что насчет хлебать — элементарный поэтический прием, перенос действия на верхний уровень объектов. Именно этот прием позволяет уложиться в два слова в стихотворении, а не описывать так детально все, как я сейчас делаю.
      Да что далеко ходить! Ведь есть русское национальное блюдо «похлебка». Есть еще от нее некогда общераспространенный вульгаризм «хлёбово». Все произошло как раз от глагола «хлебать», в котором для русского человека нет ничего оскорбительного.

  3. Ирина , это стихотворение и я всего лишь сейчас написала , то что увидела , очень много что в нашей жизни у нас есть …И я не исключение из этих жизненных правил , но к сожалению не всю поднаготную можно выносить напоказ ..( Это , касаемо стихов , конечно ) ..Можно , и чуточек приукрасить ведь .
    Но , общая миска все равно в стихотворение вашем мне не нравится …

    • Никаких обид. Это целый пласт народной культуры, заметьте. Можно хлебать из одной миски и оставаться людьми, а можно есть из тонкой фарфоровой тарелки и быть изрядной скотиной. Красивостей надуманных в стихе нет, но и низменного ничего нет тем более. Удивили Вы меня.

    • Общая миска — это основа русской семьи, русской общины, русской артели. Как она может не нравиться, Светик?Ведь стихотворение же не только про частную семью: оно гораздо шире. Оно про общину, про русский уклад жизни. Но, если хотите, еще и про дружбу.Мне вот ко всему прочему по прочтению вдруг очень болезненно вспомнилась студенческая жизнь в общаге. Нас четверо и еще постоянно у нас толклись до 8 «нелегалов». Кого из общаги выгнали, кому просто ночевать негде.Рекорд был когда на столе, под столом, на стульях, под кроватями разместились на ночь 15 человек, считая нас «легальных». Вот такой компот.И понятно, если варилась вечером в большой кастрюле какая-то снедь, так же ее из кастрюли и хлебали сообща. Благо, алюминиевых ложек мы в столовках тырили всегда с запасцем. И как же надоедала такая сумбурная жизнь! И как же мне сейчас не хватает этой безалаберной но предельно искренней жизни и моих тогдашних корешков.

  4. Я всего лишь высказала свое мнение . Из посуды хлебать ..Если , бы не из посуды , тогда более глубокий смысл . А , если я читаю и мне почему то видится такая огромная миска , похожая на корыто , вот и залегли в голову из за этого сомнения . Вам увидилось так , так как вы это вживую видели , а я нет ..И хлебать поэтому как — то добавило …бр . бр .

  5. Вот , как раз о ложках то ничего и не сказано ..если б, они были задействованы в действие сего сюжета , тогда и восприятие было бы совсем иное .. Я ж , не виновата что все что читаю практически всегда ( конечно , если автор еще и мастер в этом ) встает живой картинкой перед глазами.

    • Ну, тут вы, Светлана, просто невнимательно, наверное,проанализировали. «Хлеба ломоть подставляешь под ложку – и в рот Тащишь на пару с сестренкой похлёбку из миски.» — вот эти ложки, задействованные при еде. А «хлебать», да, мне, городскому жителю тоже при первом прочтении навевает разные ассоциации, а потом сразу приходит на ум «хлебни-ка ушицы», и всё становится на место. А вот «Только это хотелось ли мне?» — мне по-настоящему режет, тут уже не привяжешь эту фразу к высказываниям деревенских старожилов, и ЛГ, у которого сбылось в итоге то, к чему он стремился, в финале должен, по моему мнению, подчеркнув, что что-то сбылось, сказать уже грамотным языком » Вот и сбылось. Но хотелось ли ЭТОГО мне?»

  6. Вы, как и Сергей про ложки — ….подставляешь под ложку – и в рот . Но , это ваши домыслы , а по тексту даже конкретней в той строфе которая предпоследняя про них ничего не сказано . .У , вас ассоциации про ложки возникли , при прочтение а у меня совсем другие ..Уж , извините раз домысливать пришлось и вам , значит все равно есть неточности по тексту.

    • Светик, ну давайте обратимся к словарям.(надо было это сразу сделать и мне и вам)
      Даль:ХЛЕБАТЬ, хлебнуть, хлебывать , есть, черпая ложкою,
      Ушаков: Есть (жидкое), черпая ложкой.
      Ожегов: то же самое
      Ефремова:Есть жидкое, быстро и небрежно черпая ложкой.
      Как видим, везде присутствует НЕПРЕМЕННО ложка, даже в варианте Ефремовой(самом современном).Так что скотина в хлеву из корыта хлебать попросту не может

  7. Ну , да . Щей нет ( похлебали молока ..по сл. Даля — второй строкой ) + ( из общей посуды ) ..Если , использовать это выражение отдельно , то по словарю оно оправдано . Если из общей посуду все равно лезут домыслы ..Ведь , даже что из общей посуды хлебали не написано ведь .

    • Написано,Света. В самой первой строфе: семья за столом, на котором миска с густым борщом. Кстати, в крестьянских семьях наваристый суп из русской печи заменял и первое, и второе. В нем было много мяса и картошки.

      • Забыла: моё глубокое убеждение — докапываться нужно, если ты знаешь(уверен, думаешь), что автор не прав. А если ты впервые услышал о чем-то, не докопашки нужны и такие грубые достаточно заявления, а если заинтересовало — просто спросить у автора. Вы ведь, Света, согласны, наверное, что я жизнь деревенскую изнутри знаю, а не понаслышке? Мне не нравится, что приходится оправдываться. Вот объяснить заинтересовавшемуся читателю — это да, другое дело. А то не написано, что хлебали, понимаете ли. Ну, конечно же, не телячье пойво (пойло) из корытца под столом рылами немытыми.

  8. Еще раз перечитала ..
    Всё хорошо и привычно, но душу свербит
    Тайная мысль о тарелке – не общей, отдельной.
    Вот и сбылось. ..

    Тогда , зачем вообще нужна предпоследняя строфа , если все действия с ложками и посудами были выше ..она тогда вообще не нужна .Она здесь ничего не меняет , а только добавляет домысла ..и посуда , и миска .

  9. А , оправдываться и не нужно . Я всего лишь не поняла некоторый момент ..В деревне потому что наездами жила ..А , те кто с бытом знаком они все поняли , только простите но стихотворение не для отдельной аудитории пишется , а для всех ….И , не у всех есть под рукой словарь Даля . И , это не грубые докопашки , а то , о чем я написала выше мне и представилось после прочтения .. Простите , лукавить не люблю . Да , и к себе не терплю лукавства . Но , и понимаю что заносится высоко при том когда творишь нельзя ..Если , ты автор то должен быть доступен читателю ..В самом прямом смысле , а чем выше себя автор видит , тем дальше отдаляется от него .. Надеюсь , что вас никогда не занесет . И , на любой вопрос возникший у читателя …кем , я сейчас и являлась вы сможете ответить не таким образом .

  10. Сергей , интернет иногда и тупит ..Я только , что с неделю как с тупым интернетом была можно сказать что в деревне . Захотелось почитать , почитала кое что ..потом трафик исдох , и уже например если мне и нужен был бы словарь Даля , он — создание нашего времени , мне бы все равно его не открыл .

    • Света, а что, если я никогда в городе не жила, мне недоступно понимание городской лирики будет, так? Или я не смогу найти непонятное мне в словарях и справочниках? Я-то Вам и говорю не про докопашки, а про прямые вопросы о том, что непонятно. Автор доступен и открыт к общению (это я про себя). Моё образование позволяет мне много о чем писать. Вот прошлым летом Вам не понравилось про град Китеж в стихах про небо. Но если Вы об этом не знаете, вовсе не значит, что я об этом писать не могу, Светочка.

  11. Хорошо , попробую по другому обьяснить …Это стихотворение о деревне , о быте людей ..вы его создали кстати . Для чего , показать нам положительную сторону деревенского быта так , это хорошо , но в то же время ..( простите , но я так вижу ) ..
    Что люди , быт людей живущих в деревне выглядят с помощью предпоследней строфы не в лучшем свете .. Если , вы с этим не согласны оставляйте как есть .

    • Это лирическая героиня, вся насквозь такая передовая, революционная и нетолерантная, не лучшим образом выглядит. А потом приходит понимание, что это подростковый максимализм, через который все проходили.

  12. Светлана, а я думала, что поэзия — это зеркало, честность… и отражает не только хорошее, но и плохое, правду жизни, так сказать, пропущенную через себя… хотя нет ничего плохого хлебать щи из одной миски деревянными ложками — это же общность, единение, атмосфера… Ирина, это здорово — сохранять для себя и читателей быт деревни, ее особенности и ее язык. Это приятно, когда поэзия обогащает. И хорошо, что она правдива. Если она о чем-то умалчивает — какая же это поэзия? «Только это хотелось ли мне?» — можно и так, но хочется «этого» или чего-то еще… но не обращайте на меня внимания…

  13. Если , представить что все кто принял участие были бы редакторами , готовящими книгу Ирины в свет ..я бы , все равно до последнего убеждала каждого , что строфа предпоследняя ничего не меняет . Абсолютно , ничего и только удлиняет и усугубляет представление о деревенской жизни людей несведущих о ней . А , если не в книгу еще , то допустима она здесь .

Добавить комментарий

Войти с помощью: