«Лики творчества»
Окончание YIII ukfds
(Н.М.Карамзин)
—
Автор: Михаил Караванский
—
…Труд непомерный утомлял,
Но страсть к работе не исчезла…
Родных и близких умилял
Свои поглаживая чресла…
И за столом порой дремал
Не покидая все же кресла.
…По истеченьи восьми лет
Покинул свой он кабинет,
Чтоб к императору явиться
Не для того, чтоб поклониться,-
Собственноручно поднести
Не адрес с здравицей, не стих,
А труд с восьми томов*) пока что
С пометой дарственной на каждом
И этикет тем соблюсти.
Взамен получит новый чин**)
В придачу орден святой Анны
Его неслыханный почин
И для монарха был нежданным.
И в ореоле славы он
Не прекращал свой труд тяжелый,
Хоть был заботой окружен,
Но организм уже был квёлый.
Все чаще стал он уставать
Всё чаще над столом склонялся,
Но от работы оторвать
Его никто и не пытался.
В те дни монарх и покровитель,
Историографа рачитель,
Проведав как-то стороной,
Что подопечный столь больной
Принудил тут же переехать
С семейством в Царское Село.
Что он не станет в нем помехой,
И всех обрадует зело.
Еще три тома вышли в свет,
А на двенадцатом все ж сдался
И сам себе уже признался,
Что для работы силы нет.
Участник утренних прогулок,
Он обожал свой закоулок,
Но вхож в «Зеленый кабинет»***),
Где с императором общался,
В последний раз с ним попрощался
С его отъездом на тот свет.****)
Смерть императора сразила
Историографа вконец,
Она с собою привносила
Кончину любящих сердец*****)
На императорский престол
Брат Николай был коронован,
Историографу дарован
Рескрипт монарха с двух листов,
Весьма его обогативший
И милость царскую проливший
На членов всех его семьи.
Тем самым в души их вселил
Любовь и преданность Отчизне
До дней последних своей жизни…
Уже беспомощный, больной
Монарха чувствуя заботу,
Стоя в гробу ногой одной,
Вдруг вспомнив прежнюю работу
Письмо ему он все же пишет,
Слова достойные он ищет,
Чтоб чувства в них свои вложить,
И вместе с ними завершить
И жизнь и труд без продолженья,
Надеясь лишь на всепрощенье…
Без церемоний, как просил
Был в древней Лавре******) похоронен
Письмо монарху огласил
Воздав хвалу пред тем короне.
Сам патриарх и погасил
Свечу покойного ладонью…
—————————————————
*) Восемь томов «Истории государства Российс-
кого» были завершены в 1816году.
**) Чин статского советника.
***) « Зеленый кабинет»- Так император Александр
прозвал большую аллею Царско-
сельского сада.
****) Император Александр 1 уехал в Таганрог,где
пребывала на излечении его супруга и
скоропостижно скончался 19 января
1825 года
*****) В начале 1826 г. последовала смерть
императрицы Елизаветы
******) Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
похороны состоялись 25 мая 1826 года.
30.У11 – 2014г.
Принято. Оценка эксперта: 26 баллов.
У меня появилось что сказать.
Насколько я понял задумку, перед нами галерея портретов на фоне эпохи. Замах грандиозный, задача невероятно трудная, и я снимаю шляпу перед отчаянной смелостью автора. Сам здесь и сейчас на такое не решусь. За попытку — низкий поклон и благодарное спасибо.
Результат меня, увы, не впечатлил. Образцы, на которые я ориентируюсь, таковы. Во-первых, прозаическое жизнеописание Аристотеля Фиораванти, опубликованное в не помню каком номере журнала «Знание — сила» за прошлый год. Узнал не только о многогранном таланте (он не только зодчим был, а и начальником русской артиллерии, и много ещё какие обязанности исполнял), но и о том, что великого итальянца так и не отпустили домой, и умер он в тоске на чужбине. Во-вторых, поэма Вознесенского «Авось». Самый необходимый минимум биографических сведений, предыстории — а в центре один яркий эпизод, раскрывающий характер и личность Резанова. В сравнении с образцами представленная нам поэма проигрывает.
Но это мои тараканы, возможно, своего читателя этот труд найдёт. Но первоначально надо привлечь редактора и изрядно поработать над текстом. Чисто технически хотя бы. Впечатление портят уже отмеченное (и неоднократно встречающееся) «на жаль» и конструкции типа «костяк журнала состоял С поэтов». Я считаю, что в поэме о русских поэтах такой суржик недопустим категорически. Встречаются сломы ритма. На некоторых длинных фразах я мысль терял (каюсь, торопыжничаю за недостатком времени, при более медленном чтении, авось, не потерялся бы). Это всё поправимо, но требует большой редакторской работы. В чём и желаю автору успеха.
Ещё раз выражаю своё восхищение героизмом автора. У него есть шанс своротить гору. Только не отчаиваться и не опускать руки.
Хороший взвешенный аналитический комментарий, Игорь. Во многом с ним, согласен. Я смотрю на всё это, в целом, примерно также. Мы с Милой предложили Маргарите отредактировать книгу её мужа «Руссалии» (418 стр. / 303 171 знаков) за почти символическую плату в 7580 руб. (25 руб. за 1000 знаков). Но, увы, ей это показалось слишком дорого. …Жаль, конечно. Можно было бы довольно приличную вещь попробовать сделать. С неё сейчас эти деньги выкачают на стихире практически «за воздух». Но осознание этого факта придёт значительно позднее (как приходит ко всем, кто, так или иначе, позволил стихире себя «подоить»).
Огромное Вам спасибо за предложения! Я просто не осилю тот
вариант, который Вы мне предложили: иду по курсу наименьшего сопротивления: публикуюсь как есть и всё. И всё оставить как есть? Ну читается оно в первозданной «красе». .Мне главное, что бы нашелся читатель такой как Игорь, спасибо Вам, Игорь за хороший комментарий, я уже писала, что если найдётся хоть два читателя, которые заинтересуются этим трудом, я буду счастлива, значит не даром писалось. Ни на какую «стихиру» я перебрасываться не собераюсь, и вообще, мне очень уютно быть с Вами! Не судите меня строго….
Подождите-ка, подождите, уважаемый председатель.
“Знание – сила” за прошлый год?
А ведь «Русалии» будто бы принадлежат мужу Маргариты, давно умершему.
В принципе, в данном (весьма активно публикуемом на «Дуэлите») произведении содержаться общеизвестные исторические факты, которые учат в средней школе. К примеру, об Александре 1: «Всю жизнь провёл в дороге — умер в Таганроге.»
Большинство сведений легко (!) можно почерпнуть из Интернета, не напрягаясь, по первой ссылке.
А Карамзин Н. — был не таким уж хорошим поэтом. И по мнению современников, и по мнению литературоведов. Да и как историк он был типичным царедворцем-прихлебателем, задачей которого было прославить трон. Тем и знаменит.
Что касается литературного исполнения (я имею ввиду поэтической техники), то увы… Описательное повествование, стилизация то ли «под Пушкина», то ли ещё под кого из золотого века, это, впрочем не важно.
Теперь о пользе.
Изысков поэтических — нет.
Познавательная польза — сомнительна, т.к. если уж читатель захочет прочесть о судьбе того ж Карамзина, он обратиться к прозе (желательно к научным изданиям). А не к поэтическому пересказу официальной редакции биографии известных людей.
И ещё. Строителям коммунизма было некогда зарифмовывать историю Государства Российского.
Кстати, полное издание Карамзина появилось в перестроечные (возможно, даже постперестроечные) времена, как и повышенный интерес к «царским» историографам.
Опять нестыковка… Хотя, чтобы написать представленный текст полное издание не нужно…