Синяя, синяя осень…

Синяя, синяя осень.
Рыжие листья, красные.
Нежное многоголосье
Зелени. Хоры контрастные

Звучны и трогают душу.
И на холме вдохновения
Хочется слушать и слушать
День, или – час, иль – мгновение.

Принято. Оценка эксперта: 27 баллов

 

Запись опубликована автором Natalia Troyantzewa в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Natalia Troyantzewa

Поэт, искусствовед. Автор книг "Стихи и переводы", "Слово о строгой страсти", "Остров Мусорного Христа". Автор очерка "Философия жизни Виктора Захарова - скульптора, живописца, графика, поэта". Готовлю к изданию книгу "Сей чудной Адрии устойчивая радость..." Публикую статьи на интернет-ресурсе MAYDAY.ROCKS. В прошлой жизни, поэтапно: инженер-конструктор, кандидат экономических наук, журналист.

Синяя, синяя осень…: 19 комментариев

    • А вы уверены, что Тютчев имел в виду именно многоголосье? А мне думается, под хОрами подразумевалась галерея (галерка), где размещался оркестр. Откуда вы решили что на пиру вдруг звучало хоровое пение, да еще во множественном числе? Это ж не церковь.

      • Есть, правда и иная версия. ХОры рифмуются с амфОрами.Поэтому совершенно неважно, какие именно хоры имел в виду пламенный поэт, все равно просто поломал двум словам ноги под общую рифму. Как и вы, товарищ Тютчев в ударениях не стеснялся и в правописании себя не ограничивал. Если вы помните, далее рифмуются корзины и вины (в значении вина). Все та же тема, что далеко не все творчество «великих» заслуживает высших оценок.

        • Возможно, всё дело в том, что грамматика прошлых веков отличается от нынешней. Я эти «вины» (не конкретно их, подобное) много где встречал, даже в прозе. А уж перенос ударений в поэзии — сплошь и рядом. Вольница была 🙂

          • Не совсем грамматика. Вольности большей частью имеют именно поэтический характер. Дело в том, что стихосложение только-только входило в пору становления. И во главу угла ставилась не грамматика, а форма, в том числе совершенство рифм, никаких там аллитерацций и ассонансов.
            Но и грамматику полностью исключать нельзя. Вспомните Женитьбу Гоголя. «наши матросы в три ДНИ каких-нибудь стали совершенно понимать друг друга».Ну, или «Будто не знаете, как теперь строятся ДОМЫ».
            Третья составляющая: зачаточное состояние тогдашнего языковедения как такового.
            И ни одна из этих составляющих не является полноценным оправдание для современного поэта. Разумеется, стилизации допустимы.Но только когда стилизацию можно все-же отличить от граматической ошибки.

          • А это из Даля. Специально вам про церкви ну и про пиры тоже
            Хоры
            (архит.) — в церквах, галерея, устроенная вверху иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах, Хоры называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.

          • Ну вот вам еще цитатка из методички для школьников.

            Ударение в слове хоры
            Слово хоры может употребляться в 2-х разных значениях:
            I. хо́ры — галерея, балкон
            В таком слове ударение должно быть поставлено на слог с буквой О — хОры.
            II. хоры́ — множественное число от слова хо́р

    • Кстати, Наташенька, память страная штука. Вдруг вспомнился замечательный пример из школьной юности. В вашу пользу, естественно. Дарю.

      «Невежи Жуки
      Вползли в науки» (А. Сумароков)

      А дальше сами как хотите используйте — то ли жУки , то ли наукИ. А можно и так и этак в двух стихотворениях. Ну и для третьего вашего стихотворения оттуда же:

      «пчелАм не век молчать»

  1. Всё дело в том, ЧТО делается, КАК и ДЛЯ ЧЕГО — если возникнет вдруг какой-то грандиозный смысл или явится какая-то неземная красота этой вот или вот той строки — тогда смена ударений и проч. оправданы. Но когда что-то с чем-то не рифмуется, «нельзя, но очень хочется» — искусственно сдвигать эти самые ударения не считаю достижением. Наоборот — попытка решения проблемы в лоб — помните, у Маяковского? «…а оно не лезет — нажал и сломал» (это о слове так)…

  2. Синяя, синяя осень.
    Рыжие листья, красные. — осень синяя, а листья рыжие и красные. 🙂 Синь не описана. Но задана. И читателю не понять: откуда она взялась… Так же можно сказать: «серая, серая осень…» И эту будет равновесно.

Добавить комментарий

Войти с помощью: