Синяя, синяя осень.
Рыжие листья, красные.
Нежное многоголосье
Зелени. Хоры контрастные
Звучны и трогают душу.
И на холме вдохновения
Хочется слушать и слушать
День, или – час, иль – мгновение.
Принято. Оценка эксперта: 27 баллов
Синяя, синяя осень.
Рыжие листья, красные.
Нежное многоголосье
Зелени. Хоры контрастные
Звучны и трогают душу.
И на холме вдохновения
Хочется слушать и слушать
День, или – час, иль – мгновение.
Принято. Оценка эксперта: 27 баллов
Хоры (если речь идет не об открытой галерее, а о музыкальном многоголосье) имеют ударение на «ы», а не на «о».
«Кончен пир, умолкли хОры…» (Ф. Тютчев) ))))))))))))))))))
А вы уверены, что Тютчев имел в виду именно многоголосье? А мне думается, под хОрами подразумевалась галерея (галерка), где размещался оркестр. Откуда вы решили что на пиру вдруг звучало хоровое пение, да еще во множественном числе? Это ж не церковь.
Есть, правда и иная версия. ХОры рифмуются с амфОрами.Поэтому совершенно неважно, какие именно хоры имел в виду пламенный поэт, все равно просто поломал двум словам ноги под общую рифму. Как и вы, товарищ Тютчев в ударениях не стеснялся и в правописании себя не ограничивал. Если вы помните, далее рифмуются корзины и вины (в значении вина). Все та же тема, что далеко не все творчество «великих» заслуживает высших оценок.
Возможно, всё дело в том, что грамматика прошлых веков отличается от нынешней. Я эти «вины» (не конкретно их, подобное) много где встречал, даже в прозе. А уж перенос ударений в поэзии — сплошь и рядом. Вольница была 🙂
Не совсем грамматика. Вольности большей частью имеют именно поэтический характер. Дело в том, что стихосложение только-только входило в пору становления. И во главу угла ставилась не грамматика, а форма, в том числе совершенство рифм, никаких там аллитерацций и ассонансов.
Но и грамматику полностью исключать нельзя. Вспомните Женитьбу Гоголя. «наши матросы в три ДНИ каких-нибудь стали совершенно понимать друг друга».Ну, или «Будто не знаете, как теперь строятся ДОМЫ».
Третья составляющая: зачаточное состояние тогдашнего языковедения как такового.
И ни одна из этих составляющих не является полноценным оправдание для современного поэта. Разумеется, стилизации допустимы.Но только когда стилизацию можно все-же отличить от граматической ошибки.
Вы всё перепутали. «На хорАх» — это как раз в церкви.)))))))))))))))))))))))))))))))))))
-если речь о строительном архитектурном элементе,то правильно делать ударение на первый слог,то есть произноситься как хОры,.(с)
А это из Даля. Специально вам про церкви ну и про пиры тоже
Хоры
(архит.) — в церквах, галерея, устроенная вверху иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении. В публичных и в частных залах, Хоры называются места на арках, столбах, колоннах или кронштейнах, назначенные для помещения зрителей и музыкантов или для какой-либо другой цели.
Ну вот вам еще цитатка из методички для школьников.
Ударение в слове хоры
Слово хоры может употребляться в 2-х разных значениях:
I. хо́ры — галерея, балкон
В таком слове ударение должно быть поставлено на слог с буквой О — хОры.
II. хоры́ — множественное число от слова хо́р
Кстати, Наташенька, память страная штука. Вдруг вспомнился замечательный пример из школьной юности. В вашу пользу, естественно. Дарю.
«Невежи Жуки
Вползли в науки» (А. Сумароков)
А дальше сами как хотите используйте — то ли жУки , то ли наукИ. А можно и так и этак в двух стихотворениях. Ну и для третьего вашего стихотворения оттуда же:
«пчелАм не век молчать»
Всё дело в том, ЧТО делается, КАК и ДЛЯ ЧЕГО — если возникнет вдруг какой-то грандиозный смысл или явится какая-то неземная красота этой вот или вот той строки — тогда смена ударений и проч. оправданы. Но когда что-то с чем-то не рифмуется, «нельзя, но очень хочется» — искусственно сдвигать эти самые ударения не считаю достижением. Наоборот — попытка решения проблемы в лоб — помните, у Маяковского? «…а оно не лезет — нажал и сломал» (это о слове так)…
«Иль мгновение» не звучнулось мне (лмгн).
Всем — спасибо.)))))))))))))))))))))))
После «всем спасибо» обычно следует «все свободны». 🙂
Тютчев и пустота.)))))))))))))))))))))))
Синяя, синяя осень.
Рыжие листья, красные. — осень синяя, а листья рыжие и красные. 🙂 Синь не описана. Но задана. И читателю не понять: откуда она взялась… Так же можно сказать: «серая, серая осень…» И эту будет равновесно.
Стихотворение рассчитано на восприятие читателя стихов, а не на — убожество дундука стоеросового.))))))))))))))))))))))))))))
Хотел об же этом сказать. Но удержался. Решил: давайте позволим автору самому выбрать доминирующий цвет. Типа: «невыносимо горят на синем твои прощальные апельсины» (с)