Эта птичка золотая.
И поёт, грустит и плачет, –
То ли с горя, то ль в удаче.
Это иволга запела.
Что сказать всем захотела?
Перепел
«Спать пора», – кричит нескромно,
Всех укладывает спать.
Сам не спит. Ему довольно
Уложить других в кровать.
Камышовка
Трескуче поют камышовки в болоте,
Такая у них, камышовок, работа.
Нетрудно им петь, камышинку сжимая,
Комарики тучей над ними летают.
Лови их и кушай! Какая забота.
Трескучие песни звучат над болотом.
Горлица
Словно голубь. Но слишком для голубя мал.
Да и голос его словно чуть подкачал.
И характер бывает излишне суров –
Ни за что, ни про что сразу в драку готов.
Нежно горлицей, горлинкой птицу зовут.
Что им ссориться, птицам? Пусть мирно живут.
Кукушка
Слышится громко в округе «Ку-ку».
Это кукушка сидит на суку.
Каждый «Ку-ку» – это год на удачу.
Может, печаль свою так она прячет?
Кто же накормит её кукушат?
В гнёздах каких её дети лежат?
Вот и «Ку-ку» словно плач по ребёнку, –
Просьба помочь своему кукушонку.
Удод
Красив петушок. Восхитительно яркий.
Хохол-гребешок. Длинный нос как в подарок.
Ловко им ловит жучков, паучков,
Кустам и деревьям помочь он готов.
Только поймать ты удода не пробуй –
Страшная пушка на страже удода.
Только попробуй, так выстрелит в нос
Запах противный. Удод-то не прост!
Выпь
Гул немолчный в камышах,
Словно бык кричит сердито.
Выпь, болотная душа,
В камышах так плотно скрыта.
И стоит недвижно выпь,
Сделав шею камышинкой.
И в болоте можно жить,
Если выглядеть травинкой.
Коростель
Кричит скрипучий коростель.
Так сильно надрывается.
Когда один он целый день,
Один, бедняга, мается.
Но замолкает лишь, когда
Найдёт себе попутчицу.
Уж не скрипит. Молчит тогда,
Рад по такому случаю.
Гусь
Громко гогочет лапчатый гусь.
Чем он доволен? – Сказать не берусь.
Выставил клюв. Уходи, – говорит.
Если укусит, так долго болит.
Филин
Бесподобен ночью филин,
Всех врагов приводит в страх.
Лучше всех во тьме он видит,
Понимает толк в мышах.
Днём его обидит каждый,
Дружно птицы гонят прочь.
Это ночью он отважный.
Только день совсем не ночь.
Он забьётся в тёмной чаще:
«Успокойтесь. Меня нет».
Филин – хищник настоящий.
Но не любит яркий свет.
Утята
Утиный выводок плывёт,
Путь направляет утка-мать.
Пушистый маленький народ, –
Всем им большими надо стать.
Кря-кря – утята все за ней
И дружно скрылись в камышах.
Проворны так они. Быстрей
Укрыться от врагов спешат.
Аист 52
Молчалив. Молчит всегда,
Говорит не часто.
Клювом звуки без труда
Издавать он мастер.
Клацнет клювом и пошло:
Стук, щелчок и трели.
И танцует так смешно –
Вы бы посмотрели…
Журавль
Ходит, бродит по болоту
Длинноногий кто-то.
Что-то ищет он в трясине,
Чем-то промышляет.
Не утонет в топком иле –
Он болото знает.
Может плавать и рыбачить,
Как захочет рыбку.
Для болота много значит,
Если ходишь прытко.
Орёл
Орёл, поднявшись в небеса,
Парит кругами не спеша.
Всё видят зоркие глаза.
Где та несчастная душа?
Наметив жертву, камнем вниз.
Как жизнь несчастной сохранить?
А напоследок жалкий писк
И гордый клёкот:
Я умею жить!
Сова
Летит сова бесшумно меж кустов.
Темно в лесу. Узнать ей как, что в нём?
Есть свойство важное у сов –
Увидеть то, что мы не видим днём.
Вот мышь бежит – лови её, сова.
Быстрей в гнездо, совята ужин ждут.
Вот так всю ночь работает она.
Велик сей труд, но недочётов по-прежнему много. Только на примере первого стиха: «встретится где-то» — здесь слово «где-то» не говорит ни о чём, сорняк. Скакалка — это спортивный снаряд такой. Понятно, что автор хотел подчеркнуть прыгучесть галки, но у меня, например, эта ассоциация не вызвала ни улыбки, ни образа галки как извивающейся верёвочки. «Но голос услышите – это же галка» — а какой у неё голос? Из стиха о ней ничего понять нельзя кроме того, что она летает, как и большинство птиц, что умеет скакать вприпрыжку и что у неё есть какой-то голос.
«Попса бывает через раз» — про дрозда, кажется. Прежде всего определитесь: для кого пишите: для взрослых или для детей. Если для детей, то «про попсу» это лишнее, т.к. детское восприятие чуть отличается от взрослого. Многие критики отмечают «взросление» в детских стишках, это ни есть хорошо. А если для детей не пишите, а для взрослых, к чему «лепетание» типа галка-скакалка?
Есть такие детские книжечки массовые, где картинки иллюстрируются безымянными стишками. Думаю, это из этой оперы. 🙂
А разве это плохо? И про попсу дети многое уже знают, даже то, что мы часто не знаем. Для взрослых так не пишут, им такая писанина не интересна. А детям сейчас мало издается таких раскрашенных хороших книжечек с картинками и хорошо проиллюстрированных,
Есть такое понятие: «возрастные особенности восприятия». 🙂
Советую ознакомится с возрастной психологией. Хотя бы в общих чертах.
Я уже писал, что нельзя в стихотворении описывать все подробно, со всеми пояснениями. Всегда надо оставлять что-то читателю на раздумье, размышления. Написанное и прочитанное Вами заставляет подумать и что-то представить? — это уже хорошо, значит, цель насколько-то достигнута. У меня не было цели описать подробно каждую птицу, я не писал раздел из зоологии (орнитологии).А лишь хотел заинтересовать чем-то.
И не гневайтесь, что не нашли все, что хотели,в полной мере. Вспомните «детки в клетке». там тоже написано очень мало о каждом звере, самое главное, что хотел сказать автор. А если бы он о каждом звере писал подробно, кто стал бы это читать?
Мне кажется, для детей надо четче продумывать ритм. НЕ каждый ритм подойдет для детского восприятия. Во-первых, дети воспринимают на слух, прежде всего, так как им читают, они сами. Взрослому прочитать вслух: «Словно хирург, под корой клювом рыщет» — убиться. Дело не в самом ритме, конечно, а в его реализации в коротких словах, когда лишнее ударение на клЮвом появляется. А во-вторых, вообще не комильфо.