Сочельник

Как под крестом – тесно и многолюдно.
Тише, постой-ка, не уходи, послушай,
Плачет ли кто или это играет лютня –
Дышит, витым перстом ковыряет душу?

Рядом стоят чашки и канделябры.
Всё, что наплачут свечи, впитает скатерь.
Тени двоятся, пахнут вином и амброй –
В праздничный вечер то и другое кстати.

Кстати, о кофе – что нам расскажет гуща?
Чу! Мне во сне ведь что-то такое зналось…
Чей это профиль выступил чёрной тушью
На белизне чуть жёсткого от крахмала

Простенького ситцевого платочка?
Да или нет – поди-ка пойми, что хуже…
Ну на кого мне злиться, коль ставит точку
Суженый – мне ли? – в мире, который сужен

До габаритов плюшем подбитой двери,
Что разделила жизнь на была и нету?
«Да» говорит мне гуща, а я не верю…
С воском поворожим – он верней ответит…

Зáполночь… Заполошно столпились гости
В узкой прихожей, кланяясь и прощаясь…
Завтра, возможно, ты мне напишешь просто:
«Буду немного позже, но – обещаю!»

Принято. Оценка эксперта: 28 баллов

 

 

Сочельник: 42 комментария

    • Ахматовские интонации. Особенно там, где «плюшем подбитой двери» и «пахнут вином и амброй «. Где в современности такая дверь? Стилизация «под…»
      И про «Как под крестом – тесно и многолюдно». Речь идёт о гадании. Выходит, что тесно и многолюдно во время гадания в доме? Массовка?

      • Еленушка, вы какой-тостранной молодостью молодились. У нас с супругой, пока ребенок не появился, бывало к полночи человек до 15 могли скопиться. Просто так, пообщаться. Без гаданий, вина. Чай и общение. Ну гогот конечно на весь дом — не без этого. Пара гитар, то-се. Иногда заводились и погадать — не всерьез. для веселья. Иногла всей толпой вываливали куда-нибудь в ночь, звезды посчитать…Ну и сами так же к друзьям ходили, не одни мы такие «клубники» — обычная молодая жизнь.

  1. На была — предлог перед глаголом не употребляется ..Поди-ка, Постой-ка , Нету..жаргонизмом бытовым дышит…Профиль тушью , или профиль в гуще ?….C воском поворожим ( Это напару с кем )
    И почему поворожим ..это что все гости что-ли гадали ..Гадают вроде бы в одиночестве.
    Буду немного позже , но обещаю …Вообще сложно понять , на чем напишет, что обещает, позже чего,
    Если, короче то над текстом еще работать и работать.

    • Не знаю, как у вас, а у нас дома много лет подряд в сочельник гадают именно так — приходят друзья-подруги (отличный повод увидеться, новый год уже давно все со своими семьями встречают, вместе никак не собраться), кофе приносят, вино, свечи, маленькие подарочки «со смыслом» для каждого из гостей. Столы накрываются, песни поются и, конечно, все по очереди гадают — и все вместе смотрим, расшифровываем, кому что гуща и воск показывают. Эти сочельники долго потом вспоминаются, особенно если у кого-нибудь что-то увиденное сбывается.

      Да, жаргонизмы — а почему Вас это смутило? Сам ритуал, пение колядок, общая атмосфера кануна «очень русского», старинного праздника и настраивают на подобный лад.

      На чём напишет — не всё ли равно здесь? СМС напишет, сообщение в контакте — это не принципиально, принципиально, что ведь обещает! А позже чего, это уж как ЛГ повезёт))

      «Чей это профиль выступил чёрной тушью» — здесь образ абсолютно ясен, мне кажется. Выливаешь кофейную гущу на белый платок и на ткани проступают тёмные очертания. Тушью художники рисуют подобные профили, силуэты и проч.

    • Светик, а как же «как то раз под вечерок девушки гадали»? 😀
      Вообще на Руси любительские гадания всегда были коллективнымм делом как у простонародья, так и в образованных кругах Причин собственно этому несколько. Но едва ли не главная а том, что в одиночку боязно было иметь дело с потусторонними силами. Для православных это была такая адреналиновая игра, домашний экстрим. Вроде в черта и не верится — а ну как появится.
      Вторая причина — кино нет, интернет не придумали, книжки дороги. Чем заняться зимним вечером? Вот и занимались гаданиями. Ну и третья — хочется свой результат тут же сравнить с другими. Всегда ведь интересно знать что там у людей. К тому же чем больше чужих результатов, тем лучше оценивается достоверность своего.
      Но главная причина таки первая. В одиночку быть готовой к встрече с нечистиком не каждая девица отваживалась (а гадали в основном девицы, практически все любительские гадания — на суженого)

      • Сравнение «Как под крестом» — в данном случа неудачное… Оно, возможно и отсылает к традициям церковным (и как приём в рамках стилизации — подходяще (на первый взгляд)), но гадания происходят в компаниях (это понятно), но слово МНОГОЛЮДНО прдполагает большое скопление ЧУЖИХ людей. Толкучку. Не забывайте, что церковь запрещает гадания… 🙂

        • Это вы мне? Я тоже считаю, что под крестом — неудачный образ. Но вовсе не пор тем причинам. Я их в комментах изложил. Просто в церкви не говорят под крестом. Там выше символы имеются, и в первую очередь лик Христа на потолке или витражом в прикупольном фонаре.Так что крест отдыхает по малозначимости. Но вот насчет запрещенных гаданий: найдите мне россиянку, которая ходит в церковь, но никогда не гадала и гадать не будет. Это, извините, как девственницу в персонале публичного дома отыскать — нереально.
          Ну а насчет многолюдно и чужих, точнее СЛУЧАЙНЫХ людей — так в любой молодежной компании это частенько. «А мы с такими рожами возьмем да и припремся к Элис. Стой! А кто такая Элис?».

    • «Нету» не является жаргонизмом, или просторечьем. Это всего лишь разговорная форма слова «нет» — употребление разговорной лексики вполне логично когда стихотворение представляет по форме как бы монолог ЛГ — его разговор с самим собой.

  2. Владимир сами приучили меня в словари нырять , и дотошно думать где должна быть запятая , а теперь хотите чтоб я на жаргонизмы пусть даже по неопытности «незакавыченые» глаза закрыла .
    Нет, уж ..Русский язык , он для всех одинаковый . И позже употребимо там где рядом как минимумом следствие позже чего ?

    • Света, Вы правы безусловно, что русский язык, он для всех одинаковый. Однако, читая Ваши стихи, ловлю себя на мысли, что мы с Вами всё-таки говорим на несколько разных русских языках. Через Ваши сюрные образы мне, увы, проникнуть к смыслам, которые Вы в них вложили, так ни разу и не удалось. Разница восприятия, «трудности перевода»… Но кто сказал, что все должны мыслить одинаково?

      А кавычки поставлю, конечно.

      • По поводу «нету» вклиниться хочу. А кто сказал, что это какое-то не такое слово для такого стиха? Всегда ведь вопрос в контексте. Оно не подойдет для чтения бизнес-доклада по продажам, когда все в белых рубашках и при галстуках, а в речи только финансовые термины. И где люди строят из себя не весть что. Но даже для такого же доклада о финансах на филфаке, где люди чуть более иронично относятся к своему отношению к сфере финансов, оно прекрасно подойдет, если выделить его соответствующей интонацией.
        А уж подобном стихотворении — и подавно.

    • Светлана, я Вам и написал, и автор это, наверняка, уже прочёл, да и сам знает прекрасно, что в данном контексте в этом предложении «разделила жизнь на: «была» и «нету»» только препинаков не хватает, причём я их сам ставлю по наитию, возможно, филологи лучше расставят. А вот само это «нету» мне здесь совсем не портит впечатление.

      • Давайте расставим все точки над i. Вот что имеется в словаре Ушакова:
        НЕ́ТУ, неизм. (разг.).
        1. То же, что нет в 1 знач. «Голова, какой во всей России нету.» Грибоедов. «- Хозяйка! нет ли в избе другого угла? — Нету, родимый.» Пушкин. «Слишком много пришлось бы говорить, а времени нету.» А.Тургенев.
        2. То же, что нет во 2 знач. (устар. и обл.). «- Ты шутишь? — Нету.» Пушкин.
        Если слово употреблено в первом значении (а оно, думается, в нем и употреблено), то имеет разговорную форму — т. е. свойственную для языка, принятого в речи — если рассматривать стихотворение как повествование от какого угодно лица (а мне показалось, что ЛГ как раз рассказывает), то употребление «нету» вполне оправдано — ни упрощением, ни отступлением от литературной нормы это слово отнюдь не страдает — а здесь применено в качестве противопоставления между сакральным «была» и профанным «нету». Что-то вроде: «Не соблаговолите ли вы, уважаемый сударь, уступить не слишком молодой даме место?», а в ответ слышит: «Пошла на…, карга старая!» — что ж, ситуация вполне жизненная и встречается сплошь и рядом.

  3. Как под крестом – тесно и многолюдно. Имеете в виду церковь под крестом? Достаточно спорно. Авот воспринимается «под крестом» как могилка на кладбище и сразу в голове строится дикий оксюморон..

    Витым перстом? ВИТЫМ пальцем? Гм.

    С воском поворожим – он верней ответит… эта строка оказалась совершенно случайной. Ну поворожим с воском ну ответит…что именно? Ружье не выстрелило.

    А́МБРА
    Ароматическое воскообразное вещество, образующееся в пищеварительных органах кашалота (применяется для придания стойкости запаху духов в парфюмерии). (с)
    Заметьте — это вовсе не ароматическое вещество, оно, собственно, само особого запаха не имеет. Именно потому и применяется в духах, что не нарушает ароматическую композицию, лишь делает ее стойкой.

    Кстати, о кофе…Очень неожиданно. Пахнет вином и амброй, да, кстати,поговорим о кофе.

    плюшем подбитой двери,…Кгхм…Ну ладно. Ваша дверь, чем хотите тем и подбиваете.

    говорит мне гуща…Несколько анекдотично. Или мультяшно. Лучше б что-то не связанное с органами речи, типа Да — мне вещает гуща или мне покажет гуща, еще как.

    Вот пока примерно так. Оценка без аванса. Поставил бы на пару баллов выше.

    • Могилка))) Нет, конечно! Крестный ход, которого в ночь на рождество обычно не бывает. А раз толпиться вам нынче негде — пожалуйте-ка к нам в гости)))

      Витым перстом — да! Потому же, почему и лютня — ей-то откуда взяться, когда мы всё больше с гитарами и с шумелками всякими?

      «С воском поворожим» совершенно не случайно. Со свечами не только гадают ведь…

      Что такое амбра и всякие прочие вещества, я хорошо знаю. Ароматические смеси с амброй «на нюх» узнаваемы, хоть сама амбра не просто практически не пахнет, а — брр — вещество достаточно противное. Композиция, «лежащая на подушке» из амбры в парфюмах имеет выраженный «животный», витальный оттенок. Это я и имела ввиду: «тени двоятся, пахнут вином и амброй» — про вино-то забыли?))

      Немножко жалко мне трогать строчку «Да» говорит мне гуща», потому как в первой строке катерна с ней в паре звучит «До габаритов»… Тут много анекдотичного, и не только в данной строке, вся атмосфера стиха такова. Так и само по себе гадание — вещь не шибко серьёзная))

      • Вот про крестный ход вообще никак в голову не торкнуло. В крестный ход люди не ПОД крестом. а ЗА крестом. Что могилка вам в голову не приходила — тоже понятн. Но воспринимается именно так. Потому что «под крестом» достаточно устойчивая и распространенная идиома.

        Да почему витый палец то?
        витый
        крученный, свитый, скрученный, витой, сплетенный, завитый (с)
        Какое отношение скрученный палец имеет к лютне? На ней вообще больше плектром играли. И только гитара дала развитие пальцевой полифонии и через гитарную технику — современной полифонии для лютни. Но все равно скрученным пальцем много не наиграть

        “С воском поворожим” -совершенно тупиковая ветвь. Ни на чем началась , ни на чем и закончилась. Не выстрелило.

        Амбра в значении «животный запах винной композиции»? Однако. То-есть ваше толкование: нажрались как скоты? Кгхм. Я то про вино не забыл, но как-то не воспринял его в таком плане.

        • Сергей, в Вашем прочтении это «Как под крестом — тесно и многолюдно» уже чем-то зловещим начало отдавать… Очень смеялась! Такая трактовка весь смысл как раз и ставит на своё место. Гадание вообще считается забавой бесовской и ортодоксами весьма порицаемой. А тут ещё и картинка такая встала перед глазами: с переполненного кладбИща повставала и потянулась на запах всякая нечисть)))

          Хотя, конечно, никто как скот и не нажрался — так, слегонца окуклились)))
          Но винным надышали, взопрели — вот и букет ароматов)) А у кого и двоилось, но это больше с перепугу, чем от вина.

          Палец (перст) витой, кручёный, потому как никто эту самую лютню и в руках отродясь не держал, а на гитаре поди-ка такой звук сымитируй — вот и крутили так и эдак замысловатые мудры))

          Тупиковая ветвь про ворожбу с воском. Говорите, не выстрелило? И слава богу! На церковных свечах не только гадают, на них привороты делают всякие «профессионалы», а то и просто любители. Девочки знают, а мальчикам оно и ни к чему — это женская магия)) Вот почему воск ответит вернее, чем гуща. Гуща что — вылил на платок и сиди разглядывай. А вот свечи как раз дело другое, они не только подскажут, но и помогут, если уж ну совсем никак дело не ладится. А что не выстреливает подобный метод — это хорошо, нечего судьбу гневить)) Я вообще таких вещей большой противник, но здесь упомянула, потому как эти гости мои не совсем простые обыватели, методиками разными владеют. Вот и думаю теперь, а с чего бы это первая строчка мне вдруг в голову втемяшилась?.. )) А сама и не заметила…

          • Опять мы с воском не разобрались. Воск вернее и…что? Что воск то говорит? Иначе зачем мне читателю сведения о том, что ЛГ больше воску вериТ? Просто так, для энциклопедичности?

            винным надышали, взопрели … а это вообще при чем? Это ваще принципиальный штрих? Знаете же, небось, мудрое правило: чтоб в доме чесночным перегаром не воняло, просто надо есть чеснок со всеми вместе.Вот и насчет взопрели.Нормальный и неощущаемый практически фон застолья. Но к гаданию по-любому отношения не имеет. Ксати, ваш рассуждения про амбру относятся только к дешевым туалетным водам, изготавливаемым в Париже на Малой Арнаутской кустарным методом. Причем излишек чаще пытаются (с успегом)заглушить ударной дозой мускуса. В хорошие духи ее такое количество не вбухивают, излишек все равно излишней стойкости не дает. Вот помню до сих пор зато свое первое впечатление, когда (в третьем класе примерно) понюхал чистое неразбавленное розовое масло. Тоже ведь гадость неимоверная если нюхать в такой концентрации.

            А тени двоящиеся ни к пьянке ни к страху не отнес — это всего лишь «оптика» канделябров, подчеркивающая, что электричество вырублено.Ээтот штришок как раз к месту и оживляет картинку, делает ее зримей.

            В общем, ощущение такое, что вы сами себя пытаетесь в чем то уговорить и сами с собой не во всем согласны, но работать над текстом лень. Ну и не работайте. Работать над текстом надо как и писать — только когда блоха внутри зудит, кусает и покоя не дает, а не когдв читатели губу наморщат. Работа ведь эта поэту нужна (если нужна) а не читателю 😀

            • Работать над текстом не лень. Иначе зачем бы я выкладывала его именно на Дуэлит? Просто пока нет никаких приемлемых идей, как заменить те фразы, о которых мы говорим.

              Все остальное — это уже просто размышления на тему, к тексту прямого отношения не имеющее.

              Меня саму, кстати, больше беспокоит четвёртый катерн, вот там точно не всё гладко, но его как раз никто не прокомментировал.

  4. С воском поворожим и т . д . ..кавычки это понятно — Все это требует доработок, И, не язык у нас с вами разный а форма восприятия .. Но знаете , если несколько коров вдруг встанут и упрутся на одном месте как ослы . То перед ними преграда , и вы им хоть пойте, хоть кричите , все равно препятствие есть препятствие ..И, если мысленно, оно никак не жуется то как минимум нужно задуматься.

    • Ну вот хоть убейте Вы меня, я даже сейчас ничего не поняла из того, что Вы сказали… Корова я или осёл?)) И отчего они друг напротив друга встают через препятствие-то?
      И как это «мысленно жуётся»?..

      Не обижайтесь, но мне это одну историю, абсурдную до смешного напомнило.
      Выхожу я из квартиры, а соседка моя, председатель домового комитета, стоит на площадке и всех с утра на работу спешащих оповещает (фразу воспроизвожу дословно, я запомнила её на всю жизнь наверное):
      «Засорилась канализация! Кто-то смыл в унитаз огурцы, а отравленные мыши с полей набежали и стали тонуть! Так я на первом этаже вёдра с водой буду ставить, чтобы в них тонули!»
      Я как рот открыла в изумлении, так на работу и пришла с открытым ртом, вообще не понимая, что это было)))

  5. Перевод . Восприятие имеет разные формы ..слыша стук колес — кто-то вспоминает о маме , кто-то подсчитывает убытки , некие совсем ни о чем не думают . Читая фразу; кровожадная любовь — кто-то поморщится , кто-то представит перед глазами симпатичную красотку , кто-то ведьму ..но в любом случае когда мы большинство из нас читает что-то,а именно любой текст наверняка образно перед глазами созревает четкая картинка , И, вот если вы читая кого-то видите , что там написано, Огонь — это вода ..вы поверите ?, Нет, и даже вообразить это невозможно, так как это два абсолютно разные явления ..( Попробую еще проще обьяснить , не всегда воспринятое вами сможет понять и другой ) .
    Дальше, не буду пояснять, что читатель в первую очередь это лицо посредственное , и как правило с фантазий у него такого перебора нет ..В данном случае ..С воском поворожим — чтимо будет как глупость всандаленная наугад , а не находка .. Да говорит мне гуща — тоже кстати сомнительная фраза .. ..может приукрасит ..Гадание на гуще , это все же в первую очередь рисунок ей положенный , а не рассказ.

  6. «Читатель в первую очередь это лицо посредственное , и как правило с фантазий у него такого перебора нет»… Так Вы что же, мне советуете ориентироваться именно на такого читателя, лишённого фантазии? А вместо мелодически сложно построенных и нагруженных смысловой составляющей композиций послушать на досуге Ваенгу и Стаса Михайлова? В моём ближайшем окружении людей, которые, не морщась проглотят подобную наивную простоту, к счастью, не имеется. Что-то мне совсем грустно стало от этого «лицо посредственное»…

  7. Ну вот и у меня появилась персональная Муза)) S.B.:

    «Не можете — не пишите!
    Чего ваши строки стоят?»
    Всех верящих в дауншифтинг
    Пинками сгоняют в стойла
    Сторонники строгих правил,
    Поклонники чёткой мысли:
    «Смотрите, я всё исправил
    Теперь вам понятны смыслы?
    Ну как вам, теперь годится?
    Достаточно ли форматно?»
    «Коль выпало Вам родиться
    Безудержным графоманом,
    Смените свои настройки —
    Как будете дальше жить-то?
    На курсы шитья и кройки
    Пойдите и запишитесь…»

  8. Прикольно , только вы опять ничего не поняли ..Если, в тексте написано .С воском поворожим ..Значит в любом случае представляешь как они , а в данном случае все с ВОСКОМ ворожат , а гуща говорит ..
    Воск — это еще не свеча , а гуща не говорит . Про остальное не стану больше вам разжевывать, вы автор вы и решайте, что лучше ..Сюрреализм впиханный в реальность наугад. Или реальные действия выбранных в данном сюжете неодушевленных предметов ..

    • Ну так и представьте, как ВСЕ они с воском ворожат — не сложно представить))

      Гуща не говорит. Так ведь и ветер не воет (воют волки и собаки) и солнышко не смеётся (ни губ у него, ни лицевых мышц), и тучи свинцом не нависают (а то попадали б давно бедным писателям на головы) — но ведь все понимают, о чём идёт речь…

        • Не обессудьте, я эту Вашу фразу аж вынесла в статус к себе на страницу в контакте (без указания источника, естественно). Если каждый создатель чего бы то ни было, начиная от самых простых обиходных повседневных товаров и заканчивая интеллектуальным продуктом, будет ориентироваться на такого вот усреднённого, посредственного потребителя, то что же мы получим в итоге? Плохо скроенные, не сидящие по фигуре, костюмы, изначально протекающие смесители, ненадёжные машины, бездарные фильмы, бульварные книжонки… Ну, раз потребитель — посредственность, ему и так сойдёт? А если фантазию включать придётся, то поленится до конца дочитать, бросит? Для чего тогда создан этот сайт, где все мы учимся и стараемся выйти на более высокий уровень мастерства, чем тот, который был у каждого из нас изначально (у кого-то больше, у кого-то меньше)? Для среднего-то, посредственного, читателя и так бы прокатило…

  9. Я очень люблю этот прием когда живой и ветер, и солнышко улыбается .я уж сама даже не рискну сосчитать кого и с кем сколько раз сравнивала .., Это образность ..красивость если хотите . Очень прекрасный материал .Дальше,совсем по другой теме ; при создание товара для потребителя создатель вкладывает инструкцию ..это для тупых. Смесители каждый выбирает по своему достатку , средство передвижения тоже ..Тут промышленность никак не сможет предугадать сколько единиц нужно дорогой техники, сколько нужно на внутренний рынок нашлепать китайских машин с копеечной ценой . Но если, уж взялись за перо, то в любом случае вам лучше сразу понять для чего ??? …Поэзия — это не продукт ориентированный на покупателей .Это прежде всего доступность и понятность со всех ракусов .

    Стихотворение у вас сложилось правда не без огрехов ..А, долбаю я вас по одной простой причине ..Стихи — это не только порывы , это еще и трудоемкий труд ..И, дурак тот поэт который считает, что Бог послал тому и быть.

    • Смотрю, тут экономику с поэзией стали сравнивать, и неудачно — экономика не занимается вопросом «для кого производить». Как производить и что — занимается, а кто это купит или не купит — не занимается, ибо спрос рождает предложение. Упомянутые тут же Ваенга Елена и Стас Михайлов никогда не появились бы как певцы, не будь на них спроса. А спрос на них есть. Поэтому считать их чем-то невысокого класса — ну, это дело предпочтений, ведь и дешевый товар бывает качественным, а дорогой — увы — из рук вон плохим. Идем далее. Если поэзию рассматривать как некую услугу (а услуга это и есть товар), то она, однозначно, имеет и цену, и своего покупателя-читателя. Ведь когда мы покупаем книгу, что нам понравилась, мы платим ведь не только за полиграфию, переплетные работы и услуги торговой сети — мы платим также и собственно за то удовольствие, которое нам доставляет чтение этой книги. Заметьте — если вы купили какую-то книгу, которая вам совершенно не понравилась, то вернуть деньги за нее не получится — как не получится получить обратно деньги за билет на неудачный с вашей точки зрения кинофильм. Но дело не в деньгах — выставленные на том же Дуэлите произведения доступны самой широкой общественности совершенно бесплатно, а читатель все равно платит — временем, чувствами, даже здоровьем….

Добавить комментарий

Войти с помощью: