Миф о Великом Критике

Запись вторая. По-прежнему, не очень понимаю, что буду читать  в библиотеке. А деньги уже получены, пресс-релиз написан, дата назначена.

В любом случае, о чём бы ни была основная часть лекции, прежде придётся проговорить некоторые самоочевидные и банальные вещи, расставить аксиомы. А заодно, разберусь-ка я с одним премерзким типом, которого все у нас почитают за самого главного ценителя поэзии, самого умного критика.  Допрашивал сегодня по работе одного директора event-агентства и мимоходом спросил его, читает ли он современную поэзию? В ответ услышал то, что, вероятно, достаточно часто повторяют любители исключительно «классических» опусов: мол, время всё по полочкам расставит, все займут свои места на пьедестале, вот тогда и почитать можно.

Итак, Время у нас назначено самым вдумчивым читателем, и это миф нумер раз. Миф этот происходит от двух, в общем-то, верных посылок, вывод из которых построен с явным нарушением логики формальной, зато в полном соответствии с тем, что принято называть «здравым смыслом», который, в свою очередь, есть главный паразит в любой науке.

Два исходных посыла:

1. Значимость авторов и соотношение их от времени изменяется. Часто популярные авторы забываются совсем, а менее популярные выходят на первый план.

2. Такие авторы, как Пушкин, Пастернак, Ахматова и прочие — и теперь более чем современны, не потеряли своей актуальности и значимости, даже наоборот.

Действительно, места на пьедестале со временем перетасовываются. Действительно, модные сегодня авторы уходят и забываются через десяток лет. А еще через десяток? А еще? Где гарантия, что они не возродятся из пепла, как вернулись громогласно некогда совсем забытые Бах, Вивальди, Блейк? Действительно, тех, кого и не воспринимали первыми, таковыми становятся. Но потом часто уходят на вторые и третьи роли, а потом снова на первые. И постоянно. Вспомните из лекции Веллера, как вернувшийся в культуру Гумилёв вдруг стал заслонять Блока. Действительно, многие авторы прошлого сегодня не потеряли актуальности. Но чем их «актуальность» актуальнее авторов здравствующих? Я сейчас ни слова о качестве, но исключительно о распределении баллов популярности. Да и в конце концов, что такое Время, как не мы с вами?!

Следует признать, что Время никакой не критик, но обыкновенный усреднённый потребитель, воплощение спроса. Даже среди эпического масштаба памятников идёт постоянная грызня за рэспэкт: в один период активно налегают и осваивают античный эпос, в другой — национальный, в третий — на скандинавский налегают.

Нет, конечно, такие стихотворцы, как мы с вами канут навсегда, и слава Богу. Но, если из ряда Воденников, Быков, Полозкова, Степанова (и т.д. и т.п.) следующая эпоха выберет одних, а следующая за ней — других, а первых совсем забудет на неопределённый срок, то это ну никак не показатель качества, но только их актуальности в том конкретном контексте.  Более того, чем их актуальность в сегодня хуже или лучше возможной завтрашней?

Как я и сказал, приходится проговаривать для начала вещи банальные и самоочевидные, но уж слишком часто в разговорах о современной поэзии ссылаются на Миф о Великом Критике. А с верящими в миф этот совершенно невозможно  по существу ни о поэзии, ни о каких бы то ни было критериях критики и отбора.

 

Запись опубликована автором Arseny Ж-С в рубрике Публицистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Arseny Ж-С

Санкт-Петербург. Закончил академию Штиглица, работал кузнецом, художником на реставрации Морского Собора в Кронштадте, выпустил коллекцию интерьерных тканей, коллекцию керамики для известного российского бренда, воплотил несколько архитектурно-дизайнерских проектов общественных интерьеров в Петербурге, читал цикл лекций по литературе в библиотеке им. Гоголя, креативный директор литературного альманаха «Лили Марлен», преподаю дизайн.

Миф о Великом Критике: 36 комментариев

    • С Мандельштамом, кстати, очень показательно. При том, что большим поэтом его считали всегда, можно проследить, как он входит в поле актуальной поэзии, когда его тянет за собой ворвавшийся к массовому читателю Бродский, а после — как меняется восприятие Мандельштама, когда его актуальность начинает проповедовать Воденников.

      • Да вы ведь в общем ничего и не опровергли. Время так и ставит все на свои места. Вот во времени и ищите ответ: почему Мандельштама надо все время тащить за собой (Его еще Эренбург в 60-е вытаскивал, а в 70-е Катаев), а Пушкина все время пытаются разные удалые ребята сбросить с парохода современности…но никому так и не удается даже поколебать его пьедестал. А Блок с Гумилевым разошлись на 70 лет чисто по партейным причинам. Один был признан «наш» потому как «Двенадцать». А второй — голимая контра и враг народу. Через 70 лет время начало ставить на свои места осколки бандитско-большевистского терракта. И все.
        Ошибка многих в том, что бесконечное Время они все время пытаются соизмерить с куцим отрезком своей жизни. Типа Бог по образу и подобию — и никак иначе. НО сегодня мы видим, что Шекспир по-прежнему бодр и неувядаем, а, скажем, А. Островского с успехом заменили обывателю мыльные Марианна и Дикая Роза, а в советское время — Радж Капур.

        • История про Блока и Гумилёва — это не история про то, как один вернулся, а второй не уходил, но про то, как вернувшийся в какой-то момент стал вытеснять оставшегося. Конечно, можно сказать, что это фокус блудного сына, радость возвращения, а вот когда всё устаканится, тогда все рассядутся по местам. Но время находится в постоянном движении. ничто никогда не устаканивается, чтобы проводить окончательную ревизию и оценку. У Шекспира тоже были периоды полного забвения, и нет гарантии, что они не повторятся. Для этого нужно не много. В классицизме сменилась сама идея театрального действия, суть его: и Шекспир не соответствовал. Собственно, легко представить себе такую ситуацию, поскольку в поле массовой культуры она уже происходила, когда у зрителя наступала усталость от чернухи.

          • Неправда ваша, дяденька, про Шекспира.Он был всегда. Мы ведь оцениваем его присутствие в мировой культурной ауре, а не в репертуарах советских театров. Что уж там говорить если шлягер Пугачевой по сонеты №90 на два десятка лет стал культовым даже в попсе. Ну а Пушкин…в плену пушкинского ямба до сих пор находится вся русская поэзия. И маяковские-вознесенские, насильно выгребаясь из этого пушкиноямба, все равно сваливаются туда как муравьи в воронку муравьиного льва.
            Да, возвращение порой не менее насильно, чем и цензурный запрет. Но и возвращение то быстро забывается в таком случае. Пиар — вещь мощная, но никогда не вечная. Распиарили на пикантной смерти недоделанного поэта Николая Рубцоа. Сегодня даже улица есть ав его честь. А многие ли , забыв кумра на час Барыкина — вспомнят хоть одну его строчку? Уровень то у него наш, Дуэлитовский, ничуть не выше. Но пиар был мощщнейший, зомбирование по полной программе. И вот как раз сегодня и того же Рубцова время неумолимо относит в болотистую заводь и оставляет там преть.

            • Шекспир был напрочь забыт в эпоху театра классицизма, когда все сохли по трагедиям Расина. Дело не в пиаре, а нужности для конкретного времени. Для эстетики и пафоса классицизма Шекспир был неуместен. Вспомним «бессмертную» античность. В 19 веке, когда через французскую литературу вернулась мода на античность — помнили всех, кого можно было откопать. Потом остались немногие. Потом только Гомер (да и то — все о нём знают, а кто читает и перечитывает? Ибо — «если автора не стоит читать дважды, то не стоит и единожды». как говорил классик). Потом ленинградская школа, по следам Мандельштама вернула моду на античников, снова всех достали с полок. А после Бродского долго еще не будут трогать снова. И опять есть один Гомер никем почти не читаемый.

              • В эпоху Расина всемогущее время еще не намололло свой помол по этому поводу. Но где сегодня Расин кроме кафедр литературоведения? А Гомер никуда никогда не исчезал: ровно вся древнегреческая мифология и историография — это исключительно Гомер, иных первоисточников попросту нет. И ежели найдется сегодня герой, Гераклу подобный, который переведет Гомера на русский язык пушкинским ямбом — загорится интерес еще как. И надолго. Просто гекзаметр что-то еще значил для людей, получавших классическое образование «с латунью и жреческим», а сегодня — увы. Так же как и Повесть о полку нуждается в современном переводе, потому что старославянское (древнеболгарское)»не лепо ли ны бяше, братие» сегодня куда дальше от народа, чем Канарские острова. А связь Бродского с Гомером я как то проспал. Иосиф больше по латинцам гулял. Да и то обнажая современную «имперскость» СССР и последующей России, а не от любви к латинской литературе.

                • 1. Греческая мифология — это, в основном, театральные трагедии, которые никто не ставит, не перечитывает, а воспринимает только в пересказах сюжета.
                  2. Часто Гомера перечитываете? Я стараюсь время от времени, но по опросам он превратился в «Черный квадрат» Малевича — его не обязательно читать, важно знать, что он есть. Остался на кафедрах. Кстати, читается он достаточно легко, ямб тут не нужен, это Вы зря. Да и написанный ямбом — это уже не Гомер никакой будет: вспомните всю теорию перевода художественного — очень важно приближаться к аутентичному звуку. А вариации современные… Это совсем другое.
                  3. Связи Бродского нет с Гомером конкретно. Есть возрождение интереса к античникам скопом. Да, это была, в основном античность латинская, согласен.
                  4. А слово о Полку, может, и без переводов скоро вылезет: слишком уж неоязычники крепнут. Правда, пока они по фальшивой Влесовой больше, но и Игоря могут прихватить заодно. Вот тут и окажется вся актуальность и модность. Поживём увидим.))

                  • Я вам по секрету. Только вы никому. Я и Пушкина не очень то перечитываю.Но вот когда сам пишу — никак не могу от него избавиться. Хотя по молодости как любой желторотик, пробовал часто и много. 😀 А греческая мифология — это,извините, и Шекспир в том числе. И Ануй, и Сартрт и на советских русских писателей с гимназическим образованием: Платонова, Булгакова, того же Эренбурга влияние грека несомненно. А Слово как вылезет, так и уйдет в тину. По причине полного неприятия «игорева» языка современным читателем.

                  • А перевод — это в первую очередь вопрос читательского восприятия. Вся сложность перевода: добиться восприятия близкого к восприятию оригинала теми читателями, для которых непосредственно писалось сочинение. Вот уровень этой близости и определяет на сто процентов уровень качества ХУДОЖЕСТВЕННОГО, а не академического перевода. А тероия ,она в сущности проститутка. У нас гениальным среди теоретиков считается перевод 90-го сонета Маршаком. А он, собственно как раз ровно поперек всех теорий и является классической околотемной вариацией. ( если даже предположить, что Маршак намеренно уличает Вильяма Джоныча в страстной любви нетрадиционной ориентации)

                    • 1. В нетрадиционной ориентации на основе текстов его сонетов его уличают многие, в том числе англоязычные исследователи, которые анализируют оригиналы.
                      2. Вот, допустим, в 10-е годы (условного века) Слово о полку в тине, в 20-е — на гребне волны, в 30-е снова в тине, в 50-е опять поднимают. И т.д. Дык, почему Вы 10-е и 30-е ставите в какой-то приоритет перед 20-ми и 50-ми? Чем одни лучше/хуже других? Вон, Вивальди сколько в тине провалялся, прежде чем достали. А Блейк — провалялся, достали — восхитились, вдохновились, на знамёна метафизиков подняли, а теперь снова на полочку убрали. Чем одни времена лучше других, чтобы именно их за лакмус принимать?

                    • Повторюсь. Есть ребята которых достают, но даже пыль обдуть толком не успевают. Тот же Вивальди тотлько оттого воскрес, что песню Никитыны смачно спели. И песня то примитивчик, а вот исполнение просто конфетка. Вот Вивальди пока и живет, пока не уйдет в прошлое эта немудреная песенка, на ее популярности паразитируя. Помрут Никитины — и Вивальди вновь помрет. Это, извините за пошлое сравнение, как старый башмак, который старик неводом загреб. А Бах, Чайковский, Вагнер, Мусоргский менее популярны-более, но никогда не утонут назад как старый башмак.

                    • А уличать Шекспира в нетрадиционной ориентации на основе текстов, это примерно то же что уличать в этом Тараса Бульбу после фразы Гоголя «и отец с сыном начали целоваться». О том и речь. что каждое время имеет свои реалии. Оттого переводы и надо осовременивать для адекватности восприятия. В рыцарский век у всех мужиков были глаза на мокром месте, рыдали по любому поводу. А целоваться между собой у христиан всегда было принято и только атеистический 20 век это дело пресек, и то Брежнев, к примеру целовался с прежним дореволюционно-христианским азартом.

  1. Не «врубилась» что-то что собирался ЛГ читать в библиотеке? Если классику (литературную, то её нужно прочитать ещё в школьные годы). И хреновый это критик, который ещё не прочитал весь «обязательный набор.» Если современных авторов, то их в Сети прочитать можно. Библиотека тут ни к чему. А есть ещё и электронные книги. 🙂
    Или библиотека «для антуражу» нужна. 🙂
    Кстати, а чего нового-то сказал автор? Мыслишки затасканы довольно-таки….

  2. Я, собственно, так и не понял — как можно «достать» какого-то автора и как потом его можно «задвинуть» (речь не идет об административном ресурсе). У Вас все время — достали, подняли, понесли, задвинули — кто эти безликие доставатели, подниматели, носители и задвигатели? Вот пишут — ныне модно стало читать Пушкина (Пелевина, Донцову, Пастернака…) — как это — «стало модно читать»? Они что, джинсы, чтобы входить в моду и выходить из нее? Тот же Пушкин, кстати, сильно пострадал от «хрестоматийного глянца» вплоть до полного абсурда: «Как ты посмел сказать, что не любишь Пушкина?! Да как же так можно!» и предлагают ввести чуть ли не статью УК за нелюбовь к Пушкину. И начинается тягомотина, обрыдшая аж по самое некуда — про лицейских товарищей (из коих один Данзас оказался в нужное время и в нужном месте), про няню, про Болдинскую осень… Самое интересное, что про товарищей Пушкина пишут гораздо меньше, а кто их сейчас читает? Может, стоит их «вытащить»? Совсем не понял фразу «расставить аксиомы» — расставляют обычно акценты, аксиомам расстановка ни к чему, их как не поставь, они аксиомами быть не перестанут. Очень неубедительно звучит мысль о таком-то и таком-то — «их никто не читает». Как вообще можно такое утверждать? Быть может, меня, Вас, Васю Пупкина читают не меньше Пушкина? Вы разве проводили социологический опрос? Смею Вас уверить, что каждому писателю — свой читатель, и не читают только тех, кто не пишет.

    • Вытащить — вполне. В середине 60-х «вытащили » Есенина. Целый бум со слаганием песен а ля член ты , ой, простите, клен ты мой туды-сюды, ты жива моя старушка,не жалею не зову, с непременной декларацией Шагане на любом мало-мальски приличном концерте и т. п. Ближе к 70 пошел бум на старину Хэма. Только ленивый(ленивая) фоткой Хеменгуэя не обзавелся и в любой общаге любого вуза на любом курсе натыкаешься на бородатую седую фотоморду и в любой беседе интеллектуалов непременно услышишь про праздник, который всегда с тобой. Ну и так далее. Был еще уж совсем незаслуженный Рубцов, которого сожительница-поэтесса придушила подушкой по общей пьяни. Вот из него сделали таки иконку. Собственно обыватель знал Рубцова по песне Барыкина про велосипед и еще по песне (меня еще от стихотворения коробило) в горнице моей светло, а матушка возьмет ведро и принесет воды, тогда как молодой бугай в горнице на перине так и валяется, паразит.
      Что еще? Незатейливая песенка Тухманова возродила интерес к вагантам, а пара песенок Градского — к Бёрнсу, которого в первый раз оживил переводами Маршак.Ну это навскидку а глубоко вспоминать — лениво.

        • Вам перечислили целую кучу фамилий для примера — от Бродского до Барыкина. Я не пытался отслеживать: случайно ли возникают такие моды или намеренно. Впрочем, вероятней предположить, что чаще случайно: в силу текущего общественно-политического момента. Это как вирусы общества.Человек в себе носит полный комплект всех вирусов имеющихся на земле н вдруг заболевает лишь одним или двумя — так сложилось текущее состояние организма. Вот общество примерно так же подхватывает очередную моду. Иногда человека можно заразит насильно. Общество — тоже. Либо для политических, либо для коммерческих выгод. В такой ситуации найти концы и ответить на вопрос «кто» вряд ли способен точно даже профессиональный аналитик. Кто тот таинственный носитель, что начихал на вас гриппом в автобусе?

    • Достать очень просто.
      Возникает новое течение, направление, мода. Тут же приходят новые художники с новой эстетикой. Но, чтобы не чувствовать себя одинокими они перерывают историю искусств и находят себе предтеч и предков. Например, пишет сейчас Сола про гламур, ссылается на Северянина, писавшего про гламур своего времени. Если движение гламурных-инстаграм поэтов станет еще более массовым, то на флаги поднимут и Северянина, и Вертинского, и еще много кого. Разумеется, поклонники моды начинают любить и предшественников, даже если внутренняя суть совсем другая. Так любители сюрреализма обожают Босха, хотя близость их исключительно визуальная. То же с гражданской лирикой при Советах: понадёргали отовсюду. Очень важно ещё слово «мэтра». Вон, Бродский в речи нобелевской и в разговоре с Волковым сказал, что Батюшков не меньше, а может, и больше Пушкина — и вперёд: все, кто почитает Бродского, давай перечитывать Батюшкова.
      Проходит ли это? Только, если проходит мода или слава мэтра. А иногда несколько таких мэтров создают непрерывный поток интереса. Например: Достоевский считал Пушкина гением первым, Ахматова, Цветаева, Окуджава, Галич… И всё — кто бы тебе из них ни был по нраву (даже, если другие противны) — у тебя гиперссылка на Пушкина. Пирамида такая получается, в основании которой солнце русской поэзии. Это нисколько не умаляет достоинств его текстов, они прекрасны. Но нужно признать. что его неувядающая слава стоит на исторической значимости, трагической биографии и непробиваемой сети гиперссылок от мэтров разных эпох.

      • А можно разве Босха не обожать?
        Прада, сам я почерпнул это имя из пародии на Вознесенского году в 1970-м примерно. Застряло в мозгу из нее «И ныне вошедший в моду Иероним Босх». Но надо отдать справедливость Фортуне: это была середина десятого класса и раньше я все равно до Босха еще не дорос.

        • Еще как можно. Он очень поверхностный, как ни странно. Его картины делались, как ребусы для зрителей того времени. то есть, собиралась публика и давай разгадывать аллюзии Босха: мол, вот это относится к такой книге рассуждений отцов церкви, это к такой. То есть, подлинного глубокого мистического переживания там нет. Это скорее алхимические формулы и игра ума. За это я его недолюбливаю))

          • Поверхностный. Мистификатор. Приколист по большому счету. В общем, мой художник. Кстати, Библия вот так же написана — легко и ернически, если читать ее напрямую, а не через многочисленные толкования и литературизацию эпохи Возрождения. Ну и Босх — прекрасный ее иллюстратор по большому счету.

            • Тогда почему же Вы современное искусство недолюбливаете? Там 80% поверхностных мистификаторов и приколистов. Вон, яйца прибивают к Красной площади. Кстати, тоже очень библейские жесты: то рот зашьёт, то в колючую проволоку завернётся. Тоже в Мухе учился, кстати. Совсем недавно ушёл, не окончив. Собственно, я-то перфомансы люблю хорошие, но этот парень, как Босх)))

              • Да почему ж недолюбливаю то? Искусство и прибивание яиц — это вещи абсолютно не родственные. Мой Бог — Ван Гог. Художник номер один. Сперва по репродукциям, еще со школы. А когда его вживую увидел — даже удивился — насколько я в неи не ошибся. Но поверьте — вовсе не за отрезанное ухо. Как раз к тому автопортрету у меня отношение индифферентное. Просто нет искусства современного и несовеременного. «Открылась бездна. звезд полна». Что, несовременно? Да любой сегодняшний эпатажник за такую строфу последние штаны отдал бы. Или за строчки «Стоит древесно, к стене примкнуто, Звучит прелестно, быв пальцем ткнуто». Только знаете, как в старой дореволюционной пародии на А. Островского. «Иной как бесхвостая собака. Хочется иной раз хвостом помахать — а хвоста то и нету». А Босха зря оскорбили. Босх не как Павленский, а как авторы Ветхого Завета, именно тех мест, где Господь напрямую фигурирует.
                [Быт.3:22] И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
                Ну и выслал, конечно. Прямо как в анекдотах про прапорщиков. А всего то надо было забор вокруг дерева поставить, делов на копейку.
                А вы про Павленского 😀

      • Стало быть, «величие» того или иного автора зависит не только от внутренней силы произведения, не только от формы, не только от харизмы, от количества читателей-поклонников таланта, но и от причин субъективных, к автору и его произведению прямого отношения не имеющих? А разве историческую значимость, трагическую судьбу (не обязательно ,но очень желательно!) придают писателям и поэтам не сторонние люди, так называемые «третьи лица», а то и четвертые? И если о судьбе не может быть однозначного суждения, то уж «историческую значимость» непременно привлекают много после смерти автора обычно — для современников Пушкин (да и кто угодно) был совсем не тем, кем был он для советских людей 70-х гг. прошлого века, например, и совсем не тем, кем для нас сейчас. Мэтрами просто так тоже не становятся — часто «мэтровость» проявляется в виде официальных наград, званий и заслуг — ап копни глубже, чего такого тот мэтр написал — и о-па, когда-то в газете «Крах народа»… в 19-горбатом году… статья про животноводство… гм ,да как вы смеете, Михал Кузьмич заслуженный и «лаурят»! Руки прочь! А известно ли Вам, что И. Бродский, тот самый нобелевский «лаурят», половину своих текстов наглым образом с…л (вместе с З. паперным) у Е. Мятина?

        • «Историческая значимость» часто работает на антипиар.Даже Пушкин как»обличитель царизма» вызывет некоторые рвотные позывы.А уж Лев Толстой как зеркало русской революции вызывает до сих пор ржачную ухмылку.

        • А про Бродского — кухонные сплетни из службы распространения слухов фирмы, именуемой КГБ. Причина понятна: наш ответ чемберлену, или клевета на службе социализма против вражих нападок на на власть рабочих и крестьянинов путем наглого нобеелирования всяких бомжей и тунеядцев.

          • Не-а, современные писатели пишут. И не надо ,если Вам нравится какой-то поэт/писатель, говорить другим ,которым он вообще никак ,что это вы заражены бациллой ЦРУ, КГБ, Моссад…

            • Евлампий, «никак», даже бездарь и плагиатор-банальный воришка — это две немного большие разницы. НУ заодно и нобелевский комитет получается стадом малограмотных идиотов, не знает кто настоящий автор.А современные писатели, это из серии «Новые русские это старые евреи». Думаете на стадии формирования их известности КГБ с ними не работало? Та же служба слухов? Сегодня, кстати, задачи меняются и теперь лауреата нобелевки Шолохова в голимом воровстве винят, типа написал какой-то боевой офицер в перерывах между боями в окопе при свете коптилки на старых портянках и клочках газет своей кровью ранетой четыре тома Тихого Дона, а чуть только вышел из окопа — Шолохов эти исписанные портянки и обрывки газеты накинулся и отнял.Тем более что ребята профи знаю кому слухи совать. ТЕм, кто бесчестен и завистлив не в меру — самый смак. Непременно напишут сенсацию в своих опусах. А простодушные дальше разнесут. «Телевизор же врать не может»

  3. Интеллигентские споры мне напоминают, зачастую, черпание воды решетом: аргументов (усилий) много, а эффект нулевой. Да, молодцы, много привели примеров из мировой художественной культуры. Но для чего это? Чтобы показать друг другу: «а я вот этот фактик знаю», «а я вот этот,» «но у Вас не верная трактовка, сейчас его трактуют не так…» Ну, ещё что б между «фактиками» ввернуть плоды своей больно творческой фантазии…

    • Елена, что вы вечно на весь мир обижены? Ваша критика практически всегда неконструктивна — и забитое-забытое у Вас всё, и то и это Вам читать неохота — банальщина, видите ли! И негодуете Вы все время по поводу «Где литература-то?!» — какая Вам нужна литература и почему кто-то должен писать только для Вас? Кто — литература? Пушкин, Лермонтов, Толстой? Вот и читайте их, раз они — литература. ЧТО там должно быть такого? Чтобы три дня потом есть не хотелось? Ну, так даже Донцова не может)))… И меня Вы все время моей диссертацией попрекаете — Вы ее хоть читали? Я, кстати, один раз только и упомянул про нее, а Вы уже раза три, будто она Ваша, а не моя. И обвинения в том, что я якобы ее купил, ни на чем не основаны и я попросил бы воздержаться от подобных высказываний. Завидуете — завидуйте молча.

    • Еленушка вы не правы. КПД у таких споров не ахти, но они и не предназначены чтоб паровозы толкать. Представьте себе шлифовку и отделку вашего мнения. Вот через такие споры оно потихоньку и шлифуется, отделывается, закаляется, превращается в надежный добротный инструмент из разболтанной безформенной железки.

Добавить комментарий

Войти с помощью: