По крестьянской привычке до света встаю,
Обряжаюсь в охотку. Без щучьих велений
В печке с треском весёлым займутся поленья,
Старый кот запоёт у шестка на краю.
Как говаривал дед, у хозяйки худой
До обеда дымок из трубы не струится.
Над сервантом на фото любимые лица:
В тёмной кофте бабуся, мой деда седой.
В этот час предрассветный особую связь
Ощущаю с крестьянской своей родословной
У огня русской печки и без суесловий –
Со времен стародавних, без устали длясь,
Эта связь не прервётся, хоть годы пройдут.
То, как дратва, груба, то ажурна, как прошва, –
Это связь поколений грядущих и прошлых
С настоящим – и счастье, что я в том ряду.
Это счастье, что в доме есть русская печь.
Даже солнцу сквозь стёкла в морозных узорах
У тепла её греться совсем незазорно.
Дров подкину. Суббота. Блины время печь.
Очень хорошее стихотворение. Несколько мест как-то режут слух. «Обряжаюсь в охотку – без щучьих велений» — а почему тире? Мне показалось, перечисление продолжается. Как-то знаки немного не так расставлены, на мой взгляд. Дед и деда — получилось, как будто это разные персонажи. Может, так и есть, каждого деда по-разному называли, но в стихе режется. И «блинЫвремя печь» мне не звучится. Незазорно — точно слитно?
Спасибо. Тире уберу. Поставлю точку, соглашусь с Игорем. Дед и деда один — и в воспоминаниях, и на фото. «БлинЫвремя» — да, слитно звучат. Но не хуже, чем твои дактилические рифмы, Володя.
После «обряжаюсь в охотку» точка просится.
Ок, согласна, спасибо.
Мне прочиталось , что вторая строфа ничего не дополняет . Ну, и концовку не смогла сглотнуть ..Причем , здесь суббота .Выходит, что в другие дни все по другому.
По крестьянской привычке до света встаю,
Обряжаюсь в охотку – без щучьих велений
В печке с треском весёлым займутся поленья,
Старый кот запоёт у шестка на краю. ( И, о том
………………………………………особую связь
Ощущаю с крестьянской своей родословной
У огня русской печки и без суесловий –
Со времен стародавних, без устали длясь,
Эта связь не прервётся, хоть годы пройдут.
То, как дратва, груба, то ажурна, как прошва, –
Это связь поколений грядущих и прошлых
С настоящим – и счастье, что я в том ряду.
Это счастье, что в доме есть русская печь.
Даже солнцу сквозь стёкла в морозных узорах
У тепла её греться совсем незазорно.
……………………………………………………….
Вторая строка как раз важна, Света. Там и о предках ЛГ, и слова дедовы о крестьянских делах.Почему суббота — так выходной же, а героиня все равно до света поднимается, в крови это у неё. Кроме того, родительская суббота. Кстати, ближайшая — 5 марта. Блинами и помянуть можно.
Светик, в деревне блины кажинный божинный день не пекут. А суббота — небольшой праздник. Может и родня с детишками из города приедут. мало ли.
«Светик, в деревне блины кажинный божинный день не пекут».
Ха! Ещё как пекут.
Я из деревни. А что ж они едят по-Вашенски ж?
Если Вы о деревне 19 века, то там — по достатку.
Если о деревне сер. 20 ст. — то рацион совсем другой. И от местности он зависел. Оладушки, блины на всю сквороду для маканки, драники — это отнюдь не праздничные уже блюда. 🙂
А у Вас, Сергей, стилизация какая-то получается. Деревенского быта.
К тому же суббота праздничный ддень у евреев. 🙂 никак не у сельских жителей-славян земледельцев (а в сер.20 ст. — колхозников).
Обоснование Кемаковой мне больше понравилось. «Родительская» суббота. Но блины не поминальное блюдо. Поминальные: каша, клёцки, кутья и проч.
Но захотелось ЛГ блинов, пусть себе печёт. Кому какое дело.
Ай, бросьте. Делать хозяйке больше нечего как каждый день блинами заниматься. Блины вещь достаточно времяемкое.А кашу поставил — она сама себе преет, не отвлекает от дел.Ну а в стародавней деревне главное мучное блюдо был таки хлеб. Напеченный опять же сразу на неделю. Японских хлебопечек еще не было, чтобы кажинно утро себя свежей булочкой баловать.
А суббота вообще-то по КЗоТ выходной день примерно года этак с 1967.
Насчет поминальных блюд опять же …вы давно кутью то пробовали? Кутья — это ячмень вымоченный в медовой сыте.Накрайняк(за неимением оного) -цельнозерновая пшеница.Изначально ее не варили. И только в советское время, в век распространения керосинок, электроплиток и тотального атеизма замоченное зерно стали заменять отварным. Так вы давно такое кушали? А рис с изюмом нонешний — это вообще суррогат, поскольку рис — крупа сугубо нерусская и еще в первую мировую войну солдаты что из деревни от рисовой пайки — сарачинского (сарацинского) пшена — отплевывались и считали дополнительным угнетением злой солдатчины. Ну а насчет блинов: не знаю как в вашей персональной деревне, а на Сахалине. где в миниатюре вся Россия собралась, блины (блинчики, настоящие квасные блины то забылись в общем по всей стране именно в силу нерациональной ВРЕМЯЕМКОСТИ)- непременный атрибут всех поминальных ритуалов и покойнику на могилку обязательно везут.
«Обряжаюсь в охотку» — т. е. пока не надоест. Можно пить в охотку, есть — а как обряжаться? И веление щучье тут при каких делах?
В охотку и работать можно. Просто слово имеет разговорно-фамильярную окраску, но это не грех.
По щучьему велению при делах. Видимо, ассоциативно выплыла сказка про Емелю на печи. Там по щучьему велению все дела делались: и вода носилась, и дрова кололись, и из леса возились. А ЛГ не лень самой все делать, в охотку дела хозяйские. Как-то так.
Дык можно встать нечесой и в ночнухе да и заняться домом. А можно обрядиться
У нас обряжаться — править дела, хозяйничать, обихаживаться. Диалектное.
Тем более
Допустим, про субботу ясно ..Вернусь ко второй строфе
Как говаривал дед, у хозяйки худой
До обеда дымок из трубы не струится.
Над сервантом на фото любимые лица:
В тёмной кофте бабуся, мой деда седой. ( Вот, это не обязательно из деревенского быта . Т. есть я вот что имела ввиду она — строфа описание деревенского быта не добавляет ) к тому же Дед, и деда применимо к одному и тому же ) . Мне кажется , можно за что-то другое зацепиться , что более расскажет о быте тех людей с которыми особая связь в предрассветный час.
Светик, смешная вы. А что, деревенский быт вообще ни на что не похожий? Так и печки в городе тоже встречаются. Я сам маленьким в двухэтажном доме с печным отоплением жил квартира, кстати. на втором этаже, а батареи поставили когда ме уже лет шесть стукнуло. И в больничке с печкой лежал в пять лет. Значит тоже подделка, а не деревенский быт?
Просто у Ирины есть хваткий взгляд, вот и мне подумалось, что уж она то могла найти, то, что есть только в деревенском быте ..И, это всего лишь мое мнение . Попробовать можно, но это не обязательно, что нужно.