Связи

По крестьянской привычке до света встаю,
Обряжаюсь в охотку. Без щучьих велений
В печке с треском весёлым займутся поленья,
Старый кот запоёт у шестка на краю.

Как говаривал дед, у хозяйки худой
До обеда дымок из трубы не струится.
Над сервантом на фото любимые лица:
В тёмной кофте бабуся, мой деда седой.

В этот час предрассветный особую связь
Ощущаю с крестьянской своей родословной
У огня русской печки и без суесловий –
Со времен стародавних, без устали длясь,

Эта связь не прервётся, хоть годы пройдут.
То, как дратва, груба, то ажурна, как прошва, –
Это связь поколений грядущих и прошлых
С настоящим – и счастье, что я в том ряду.

Это счастье, что в доме есть русская печь.
Даже солнцу сквозь стёкла в морозных узорах
У тепла её греться совсем незазорно.
Дров подкину. Суббота. Блины время печь.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Связи: 17 комментариев

  1. Очень хорошее стихотворение. Несколько мест как-то режут слух. «Обряжаюсь в охотку – без щучьих велений» — а почему тире? Мне показалось, перечисление продолжается. Как-то знаки немного не так расставлены, на мой взгляд. Дед и деда — получилось, как будто это разные персонажи. Может, так и есть, каждого деда по-разному называли, но в стихе режется. И «блинЫвремя печь» мне не звучится. Незазорно — точно слитно?

    • Спасибо. Тире уберу. Поставлю точку, соглашусь с Игорем. Дед и деда один — и в воспоминаниях, и на фото. «БлинЫвремя» — да, слитно звучат. Но не хуже, чем твои дактилические рифмы, Володя.

  2. Мне прочиталось , что вторая строфа ничего не дополняет . Ну, и концовку не смогла сглотнуть ..Причем , здесь суббота .Выходит, что в другие дни все по другому.

    По крестьянской привычке до света встаю,
    Обряжаюсь в охотку – без щучьих велений
    В печке с треском весёлым займутся поленья,
    Старый кот запоёт у шестка на краю. ( И, о том
    ………………………………………особую связь
    Ощущаю с крестьянской своей родословной
    У огня русской печки и без суесловий –
    Со времен стародавних, без устали длясь,
    Эта связь не прервётся, хоть годы пройдут.
    То, как дратва, груба, то ажурна, как прошва, –
    Это связь поколений грядущих и прошлых
    С настоящим – и счастье, что я в том ряду.
    Это счастье, что в доме есть русская печь.
    Даже солнцу сквозь стёкла в морозных узорах
    У тепла её греться совсем незазорно.
    ……………………………………………………….

    • Вторая строка как раз важна, Света. Там и о предках ЛГ, и слова дедовы о крестьянских делах.Почему суббота — так выходной же, а героиня все равно до света поднимается, в крови это у неё. Кроме того, родительская суббота. Кстати, ближайшая — 5 марта. Блинами и помянуть можно.

      • «Светик, в деревне блины кажинный божинный день не пекут».
        Ха! Ещё как пекут.
        Я из деревни. А что ж они едят по-Вашенски ж?
        Если Вы о деревне 19 века, то там — по достатку.
        Если о деревне сер. 20 ст. — то рацион совсем другой. И от местности он зависел. Оладушки, блины на всю сквороду для маканки, драники — это отнюдь не праздничные уже блюда. 🙂
        А у Вас, Сергей, стилизация какая-то получается. Деревенского быта.
        К тому же суббота праздничный ддень у евреев. 🙂 никак не у сельских жителей-славян земледельцев (а в сер.20 ст. — колхозников).

        Обоснование Кемаковой мне больше понравилось. «Родительская» суббота. Но блины не поминальное блюдо. Поминальные: каша, клёцки, кутья и проч.
        Но захотелось ЛГ блинов, пусть себе печёт. Кому какое дело.

        • Ай, бросьте. Делать хозяйке больше нечего как каждый день блинами заниматься. Блины вещь достаточно времяемкое.А кашу поставил — она сама себе преет, не отвлекает от дел.Ну а в стародавней деревне главное мучное блюдо был таки хлеб. Напеченный опять же сразу на неделю. Японских хлебопечек еще не было, чтобы кажинно утро себя свежей булочкой баловать.
          А суббота вообще-то по КЗоТ выходной день примерно года этак с 1967.
          Насчет поминальных блюд опять же …вы давно кутью то пробовали? Кутья — это ячмень вымоченный в медовой сыте.Накрайняк(за неимением оного) -цельнозерновая пшеница.Изначально ее не варили. И только в советское время, в век распространения керосинок, электроплиток и тотального атеизма замоченное зерно стали заменять отварным. Так вы давно такое кушали? А рис с изюмом нонешний — это вообще суррогат, поскольку рис — крупа сугубо нерусская и еще в первую мировую войну солдаты что из деревни от рисовой пайки — сарачинского (сарацинского) пшена — отплевывались и считали дополнительным угнетением злой солдатчины. Ну а насчет блинов: не знаю как в вашей персональной деревне, а на Сахалине. где в миниатюре вся Россия собралась, блины (блинчики, настоящие квасные блины то забылись в общем по всей стране именно в силу нерациональной ВРЕМЯЕМКОСТИ)- непременный атрибут всех поминальных ритуалов и покойнику на могилку обязательно везут.

  3. Допустим, про субботу ясно ..Вернусь ко второй строфе
    Как говаривал дед, у хозяйки худой
    До обеда дымок из трубы не струится.
    Над сервантом на фото любимые лица:
    В тёмной кофте бабуся, мой деда седой. ( Вот, это не обязательно из деревенского быта . Т. есть я вот что имела ввиду она — строфа описание деревенского быта не добавляет ) к тому же Дед, и деда применимо к одному и тому же ) . Мне кажется , можно за что-то другое зацепиться , что более расскажет о быте тех людей с которыми особая связь в предрассветный час.

    • Светик, смешная вы. А что, деревенский быт вообще ни на что не похожий? Так и печки в городе тоже встречаются. Я сам маленьким в двухэтажном доме с печным отоплением жил квартира, кстати. на втором этаже, а батареи поставили когда ме уже лет шесть стукнуло. И в больничке с печкой лежал в пять лет. Значит тоже подделка, а не деревенский быт?

  4. Просто у Ирины есть хваткий взгляд, вот и мне подумалось, что уж она то могла найти, то, что есть только в деревенском быте ..И, это всего лишь мое мнение . Попробовать можно, но это не обязательно, что нужно.

Добавить комментарий

Войти с помощью: