Молитва
О, Бог, Ты есть! Как озаренье,
Как откровенье, как испуг —
В моей душе сплелись в мгновенье
Твоих деяний сотни рук.
Я верил, верил..,хоть не слепо,
Как требует того ислам,
И пусть иман мой был не крепок —
С сомнениями пополам…
Близки мы к Богу в дни страданий,
Когда настигнет нас беда
И наступает испытаний
Тяжелых, горьких череда.
Когда недуг смертельный разом
Перевернет весь мир вокруг,
Понять никак не может разум,
Как жить, когда уходит друг,
Тогда мы вспоминаем Бога.
Но Дьявол тоже в нас не спит –
Бесовских наваждений много,
И, грешным, нам не до молитв.
Метался я в таких сомненьях,
Судьбой несломленный, пока
Не забурлила вдохновеньем
В душе моей любви река.
И мне открылось Откровенье
И вера в Бога моего
Не в дни невзгод и невезенья —
В дни счастья, милостью Его.
О, Справедливый, о Спаситель!
Благодарю за щедрый дар.
Моя душа – Твоя обитель.
Воистину Аллах Акбар!
ПРЕЖНЯЯ РЕДАКЦИЯ:
О, Бог, Ты есть! Как озаренье,
Как откровенье, как испуг,
В моей душе сплелись в мгновенье
Твоих деяний сотни рук.
Я верил, верил..,хоть не слепо,
Как требует того ислам,
И пусть иман мой был не крепок…
Сомнений в нем напополам.
Близки мы к Богу в дни страданий,
Когда настигнет нас беда,
И наступает испытаний
Тяжелых, горьких череда.
Когда болезнь нежданно разом
Перевернет весь мир вокруг,
Смириться не захочет разум,
С потерей – умер лучший друг.
Но мне открылось Откровенье
И вера в Бога моего
Не в дни несчастий наважденья,
Но счастья, милостью Его.
О, Справедливый, о Спаситель!
Благодарю за щедрый дар.
Моя душа – Твоя обитель.
Воистину – Аллах Акбар*!
Аллах Акбар — Бог велик
Принято. Оценка эксперта: 26 баллов
Хорошо. Несколько мест неудачных. «Твоих деяний сотни рук» — вот это не понял. Многорукий Шива сразу всплывает. Что такое руки деяний? В русском языке такого нет. Или это диалект?
«Сомнений в нем напополам». Сомнений с чем напополам?
И это место: «Не в дни несчастий наважденья» — наважденье здесь, по-моему, не клеится.
В ппринципе, самый близкий синоним к рукам твоих деяний — руки твоей работы.
Володя,спасибо за отзыв! Замечания понял.
По поводу «диалекта» — ты не первый раз радуешь вариантами истолкования моего аварского русского (после «воина с перерезанным горлом»)
По поводу «сомнений пополам» — в предыдущей строке говорится «и пусть иман мой было не крепок», иман — это вера, следовательно сомнения с верой напополам.
«Не в дни несчастий наважденья» — здесь все правильно по смыслу, но согласен звучит как-то неуклюже — подумаю.
Нет, Мурат, это не вытекает из текста.
В этой строке «Сомнений в нем напополам» — слово «напополам», кажись, не очень правильно применено, это просторечие применимо, когда надо что-то разделить на две части. А когда уже поровну — пополам, скорее. И вопрос напрашивается — пополам с чем-то? Но и этого чего-то здесь нет (веры, как ты утверждаешь, потому что от «верил» мостик логический, конечно, можно при желании перекинуть, но построение фразы не правильное). Читается так: сомнений и… сомнений в твоём имане было (на)пополам.
И в начале катрена инверсия. Я верил, хоть не слепо, как требует того ислам. Можно прочесть — ислам требует верить не слепо, а можно — ислам требует слепо верить..
Володя,извини, увидел только после выставления отредактированного варианта. Хотя по сути ничего не меняется, потому что слово «напополам» если и не пишется слитно в данном случае, то можно разделить » на пополам…» с многоточием,подразумевая пополам с иманом, о котором говорится в предыдущей строке.
По поводу инверсии в начале — нууу…это надо большое желание иметь,чтобы перепутать ислам требует или ислам не требует,потому что после «верил,верил» там стоит многоточие и дальнейший текст читается ,как единый по смыслу. Да и так понятно,что ислам требует слепо верить,кто хоть немного знает про ислам — у нас «Коран» — это закон для мусульманина, там все на все случаи жизни расписано и отсебятина не приветствуется 🙂
Так что в отредактированном тексте надо только разделить «на пополам» поставив после него многоточие. Спасибо за замечания.
Мурат, не утрируй. Никто и не путает, все это прекрасно знают, не переживай. Я только сделал тебе акцент на том, что инверсия здесь даёт возможность кардинально противоположно прочитать мысль автора, а этого, на мой взгляд, надо стараться избегать. По поводу «на пополам» — раздельно оно никогда не пишется. Игорь нормальный вариант предложил, на мой взгляд, как это исправить.
Хорошо, Володя, раз вариант Игоря подходит,то другого и искать нет смысла.
«Когда болезнь НЕЖДАННО РАЗОМ
Перевернет весь мир вокруг,
Смириться не захочет разум,
С потерей – умер лучший друг» — СОЗДАЁТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО У ЛГ БОЛЕЗНЬ, А ТУТ И ДРУГ УМЕР. Поскольку идёт повествование через запятую. Или это болезнь друга? Или болезнь ЛГ — понять не возможно. Это и делает слабыми эти строчки.
Выделенные мною слова, стоящие рядом друг с другом, текст не красят.
И потом, смысл каков: друг заболел (или умер), а ЛГ открылось откровение. Бац!!! После чего: ой, спасибо, спасибо… За что — не понятно. За то, что друг заболел? Ведь об излечении — ни слова. Т.е. стихотворение страдает от недостатка подчинённости формальной логике.
Если бы формальной. Жизненной логики нет. Я об этом выше пишу.А формальной логикой объяснить можно всегда и все.
Елена, спасибо за замечания, я их понял,постараюсь учесть в отредактированном варианте.
По поводу смысла: вторая строфа начинается строкой:»Близки МЫ к Богу в дни страданий»- здесь и дальше все строки второй и третьей строфы говорится о том, когда МЫ обращаемся к Богу, вспоминаем про Него,начинаем верить в Его существование. Здесь речь не идет конкретно о ЛГ, а говорится вообще о людях — МЫ.. А дальше говорится о том, что конкретно ЛГ Откровенье пришло не в дни несчастий, как всем, а наоборот, пережив несчастья и не уверовав полностью в Него, став счастливым он понял, что Бог есть, раз за его терпение и стойкость Он даровал ему счастье. Каждый приходит к Богу по-разному.
Твоих деяний сотни рук. «Твоих рук дело (деяние)» и «твоих дел(деяний) руки» — это абсолютно разные смыслы.То-есть Бог понаделал зачем-то сотни рук, которые сплелись потом в душе у автора.
Ну и в общем идея стихотворения для меня выглядит странной. Я в Бога верил ни шатко ни валко, но вот когда умер мой лучший друг, это меня убедило, что Бог есть и он — моя надежда. А дальше вообще какой-то шкурный вывод. По счастью, вера в Бога мне открылась прежде чем он мне послал тяжеелую болезнь или смерть.
Не в дни несчастий наважденья,
Но счастья, милостью Его.
Мурат, у ЛГ на руках друг лучший умер. Хорошенькое счастье.
Впрочем, стихи, величающие Бога, генсека или партийного лидера чаще всего нелогичны.
Спасибо за отзыв,дорогой мэтр.
«Твоих деяний сотни рук» — понял,что выражение неправильное.Написал как по размеру легло,хотя чувствовал некорректность фразы( стих сочинил за 5 минут, без корректировок так и выложил). Смысл понятен: «Сотни деяний Твоих рук». Откорректирую.
По поводу идея — она вполне простая — верил «ни шатко ,ни валко» и если к другим вера приходит в дни несчастий и бед (вторая и третья строфа об этом — в самом начале говорится «МЫ»), то ЛГ крепкая вера и Откровенье пришло тогда, когда пережив несчастья и беды,как и другие, но так полностью и не поверив в Него, к нему в жизни пришло счастье и ЛГ поверил,что есть все таки Бог. Вот так вот,мэтр.
Из замечаний понял, что недостаточно ясно я разделил причины веры для МЫ и конкретно ЛГ. Попробую сделать понятнее.
Выверно поняли. Нельзя смешивать счастье и смерть друга — здесь требуется пауза. Возможно еще несколько строчек.Те самые, которые вы рассказали в коментах. И главное — понимание. Но счастье все-таки пришло — и я понял — что это даровано Богом. Без «понял» или хотя бы»ощутил» — сразу возникает этакая беспомощность. Да хотя бы — откуда из стихотворения (пока что) известно, что это счастье после гибели друга — от Бога, а не от дьявола?
[Мф.24:5] ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: ‘Я Христос’, и многих прельстят.
хорошо,понял мэтр. Добавлю строфу.
Мурат, а что Вы сделали для того, чтобы Ваша молитва не звучала как банальное «Алла мисмилляху»? Стоило ли в очередной раз клясться в любви ко Всевышнему (не важно, как Его зовут), если нового ничего не прозвучало, да еще придавать этому поэтическую окраску? (На мой взгляд).
Евлампий, не коверкайте название молитвы какая бы она банальная не была — это,во-первых.Во-вторых, клясться в любви к Всевышнему ни в очередной,ни в тысячный раз лишним не будет,что вам и советую 🙂 В-третьих, никаких открытий новых в ваших стихах я тоже не заметил, почему же мне нельзя того,что можно вам? К тому же ни в поэзии, ни в искусстве все вертится вокруг одних и тех же ценностей во все века.Ну, и как послесловие — будьте доброжелательнее,если уж решили написать комментарий, или проходите мимо, раз вас ничего не цепляет.
опечатка: и в поэзии ,и в искусстве
Я не коверкаю, так молятся башкиры. Если Вы в моих стихах открытий не заметили, стоит ли уподобляться мне? Да и речь не об этом — молитва молитвой, но содержание и смысл в Вашем стихотворении, как мне кажется, банальны, а Вам хочется техническим исполнением «додать» то, чего не хватает… Верно Вы сказали — не цепляет, и не в молитве тут дело, Вы же понимаете. (А то получается, что это у Вас — сокровенное, прочувственное, только Ваше — а я лезу! Но Вы это обнародовали, так сказать, значит, будьте готовы и к критике).
Дорогой Евлампий, сказать «содержание и смысл в Вашем стихотворении .. . банальны» — это не критика. Вы сначала объясните, как вы поняли, в чем идея стихотворения,а потом определите как банальную. Моя идея была в том, чтобы сказать, что к Богу человек не всегда приходит ,попав в беду или ,испытав горе, когда жизнь его бьет по голове и ему больно — есть люди, которые в такие моменты мобилизуются, проявляют волю и силу характера, не изменяют своему мировозрению и мозги работают в обычной схеме.Но когда к человеку,привыкшему терпеть удары судьбы, нежданно приходит удача, любовь, счастье, то в нем рождается чувство веры в Справедливость, а это и есть вера в Бога. Конечно, это тоже не ново и как мой препод по дизайну интерьера говорил:»Если вы считаете,что вы придумали что-то новое, то поверьте- это глупость» Так что, все новое,как говорится, это хорошо забытое старое. Другое дело,если мне это не удалось сделать интересно и тут вам,действительно, надо пройти мимо или сказать что-нибудь конкретное, как это делают другие.
А «мисмилляху» — такого слова нет на арабском (на котором и читают молитвы все мусульмане), а есть «бисмилляхи», так что тут или вы напутали или башкиры.
Опять же, не стоит принимать близко к сердцу слова Вашего учителя — каждому дано придумать что-то новое, он сказал это только потому, чтобы Вы не зазнавались. А иначе и жить неинтересно как-то, не то что заниматься дизайном!
С башкирами дело улажу, то ли они по-своему произносят, то ли я не так расслышал…
Мурат, тут очень тонкая грань с клятвами. Точнее с публичными клятвами.. Публичная клятва — она для людей, для понтов. Ибо Бог и так все знает, ему не надо орать изо всех сил «Господи!!! Верую!!!»
Христос говорил:
(Мф.6:5-8) 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
А вот Коран: Сура аль-Бакара
…8. Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.
9. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого.
10. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали.
11. Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!». — они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок».
12. Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого.
Разве не вытекает из этой суры, что громкое публичное прославление Аллаха ничего не прибавляет к вере человека?
Дорогой,Сергей! Я не ору, я всего лишь молюсь,что делает каждый мусульманин каждый день по пять раз,как минимум. И в молитве этой всегда признание и восхваление Всевышнего. Есть все-таки разница между публичными клятвами и молитвами. Не углубляйтесь в Коран — это дело алимов.Есть вещи,которые объязан знать и соблюдать мусульманин — фарз, есть вещи желательные, не соблюдение которых не выводит из веры — сунна,по всем неясным вопросам надо обращаться к алимам, а не трактовать их по своему усмотрению. Я выставляю на замену стихотворение отредактированное с учетом ваших замечаний, но строку «Твоих деяний сотни рук» я решил оставить без изменения, потому что инстинктивно оно было правильно мной написано и вот почему: Аллах не имеет облика,не имеет рук, ног и т.д., Он — Несравненный и нельзя ему придавать чьи-либо признаки, а Его деяний сотни рук — это руки пророков ,которых тысячи, и посланников,которых сотни, чьими руками Всевышний и творит деяния.
И еще. Много есть желательных вещей в исламе (сунна), в том числе даже молитву желательно произносить полушепотом, но самое главное,что будет учитываться в Судный День — искренность. Человеку, искренно уверовавший в Бога даже в свой последний час будут прощены его грехи.
О, Справедливый, о Спаситель!
Благодарю за щедрый дар.
Моя душа – Твоя обитель.
Воистину – Аллах Акбар*!
Дорогой Мурат, вот эти самые слова — они обращены к Богу или к читателям? Ведь если к Богу — совершенно бессмысленно их публиковать, правда? Бог читает у вас в душе, Ему вряд ли требуется для этого заходить на Дуэлит. А с читателем можно поделиться какими то своими открытиями, идеями, мыслями, а не докладывать констатацию факта: как вы любите Аллаха. Нет?
🙂 Мэтр,так там же написано к кому они обращены — к Богу. Бог ,конечно, все знает,но если исходить из ваших рассуждений,то и молиться не надо (а молитвы без обращения к Всевышнему не бывает).
Дорогой Мурат, не надо исходить из моих рассуждений. В Коране, в Библии все есть. Молитва к Богу и должна быть обращена к Богу.Остальным до нее никакого дела быть не может. И я сомневаюсь, что Бог специально посетит Дуэлит, чтобы прочесть эту молитву.
«ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Совчсем иное дело: литературный жанр молитвы. Когда автор в виде обращения к Богу высказывает какую-то конкретную идею, зачастую совсем не связанную с религией и верой.
Вознесенский «Молитва акына»
Не славы и не коровы
Не шаткой короны земной
Пошли мне Господь второго
Чтоб вытянул петь со мной
Прошу не любви ворованной
Не денег не орденов
Пошли мне Господь второго
Чтоб не был так одинок
Чтоб было с кем пасоваться
Аукаться через степь
Для сердца не для оваций
На два голоса спеть
Чтоб кто-нибудь меня понял
Не часто но хоть разок
Из раненых губ моих поднял
Царапнутый пулей рожок
И пусть мой напарник певчий
Забыв что мы сила вдвоём
Меня побледнев от соперничества
Прирежет за общим столом
Прости ему, он до гроба
В одиночество погружён
Пошли ему Бог второго
Такого как я и он
Отредактированный вариант: ( если замечаний нет прошу заменить)
Молитва
О,Бог, Ты есть! Как озаренье,
Как откровенье,как испуг —
В моей душе сплелись в мгновенье
Мильон деяний Божьих рук.
Я верил, верил…,хоть не слепо,
Как требует того ислам,
И пусть иман мой был не крепок —
Сомнений в нем напополам.
Близки мы к Богу в дни страданий,
Когда настигнет нас беда,
И наступает испытаний
Тяжелых,горьких череда.
Когда недуг смертельный разом
Перевернет весь мир вокруг,
Когда отказывает разум,
Не веря,что погиб твой друг,
Тогда мы вспоминаем Бога.
Но Дьявол тоже в нас не спит –
Бесовских наваждений много
И грешным нам не до молитв.
Метался я в таких сомненьях,
Судьбой несломленный,пока
Любовь – источник вдохновенья
Зажгла в душе Его рука.
И мне открылось Откровенье
И вера в Бога моего
Не в дни невзгод и невезенья,
Но счастья, милостью Его.
О, Справедливый, о Спаситель!
Благодарю за щедрый дар.
Моя душа – Твоя обитель.
Воистину – Аллах Акбар!
кто о чём, а я снова о грамоте.
«В моей душе сплелись в мгновенье мильон деяний Божьих рук» — не удачные строки. Вот у Высоцкого: «там мильон меняют по рублю» нормально звучит, потому что круглая и большая сумма — миллион. А миллион деяний, сплетённых Божьими руками в душе героя… ну не верится, что аж миллион, и прям-таки деяний, да и если сплелись, то миллиоНЫ, а не миллион.
Когда отказывает разум, не веря,что погиб твой друг, тогда мы вспоминаем Бога — тут диссонируют «твой» и «мы». Оставлю за рамками обсуждения тему, может ли разум иметь веру, или не верить, отказывая.
Но Дьявол тоже в нас не спит – Бесовских наваждений много (запятая) И (запятая) грешным (запятая) нам не до молитв.
Метался..,пока любовь зажгла душе Его рука. — здесь правильней: «пока НЕ зажгла».
«Не в дни невзгод и невезенья, но счастья, милостью Его» — здесь пропущенное «в дни» счастья, вместо которого стоит «но счастья» мне не понравилось.
понял,согласен,кроме «твой» и «мы». Подкорректирую,что смогу. Спасибо,Володя.
Твой — единственное число второго лица, а мы — множественое, первого лица. Если МЫ вспоминаем Бога, то чей ТВОЙ друг погиб?
да, вы с Володей правы,поменяю))
Хорошо, вы меня убедили Сергей. Прошу админов снять это стихотворение с ленты Дуэлита. И извините,что заморочил вам голову своим личным, не имеющим к вам отношение.
А вот снимать совсем не обязательно. Оно никому не мешает, а еще могут быть и совсем другие мнения, более «положительные» чем наши. Поймите, Мурат, ведь обсуждение стихотворения проходит не столько для того, чтоб с ним что-то непременно изделать этакое. А для того, чтобы (когда вы согласны с комментами) они корректировали бы как то ваше дальнейцшее творчество.
Да я уже отредактированный вариант,выставленный на замену уже удалил. К тому же, Всевышний вряд ли зайдет на Дуэлит, какой смысл его здесь оставлять? 🙂
«…Вот у Высоцкого: “там мильон меняют по рублю” нормально звучит…»
У Высоцкого: «на них мильон меняют по рублю». Было бы «там», был бы «миллион», только и всего. Что до «нормально звучит», то это только лишь потому, что он использовал в своём творчестве очень много просторечных слов и разговорных форм. Ну и, разумеется, то, что он — Высоцкий.
В сущности, именно в этой песне, лично я от «мильона» ушёл бы. Да и ты сам в первую очередь сакцентировал бы внимание на этом, окажись это, скажем, в моих строчках, и посоветовал бы мне поработать со строкой на предмет возвращения «миллиона».
А точнее потому что у Высоцкого не стихи, а именно песни, причем исполняемые им самим. Синтез текста, пения и исполнителя. Убери два последник фактора, даже самый последний — волшебство рассыпается. Высоцкого нельзя ни читать с листа ни декламировать — получается скука и примитив. Даже спеть Высоцкого прилично до сих пор никто не смог, не подражая ему.
Кстати, расширим цитату Володи.
Я не люблю манежи и арены,
на них мильон меняют по рублю.
Прочтем вдумчиво, отстранившись от страстного хрипа певца и…Бред начинающего стихотворца. Почему на аренах меняют мильон? А на манежах? — цирке то есть? Ну а если еще и продолжить?
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
В огороде бузина, а у собаки линька.
Интересно, как отозвались бы дуэлитцы да и сам Шелест на такой вот незнакомый текст незнакомого автора? 🙂
P.S. Кстати, кто сегодня помнит Раймонда Каугвера — драматурга, написавшего пьесу «Свой остров». Волчек поставила эту вполне стандартную производственную пьесу в Современнике, но с песнями Высоцкого, которые (чиста па-высоцки) пел главный герой Рийпс — Игорь Кваша. Я, кстати, через пару лет после этого исполнял Рийпса в народном театре, оттого вся эта история мне и запомнилась.А песни у нас звучали в записи в исполнении самого Семеныча. Пьеса откровенно скучная и ничем не выделяющаяся. Песни Высоцкого — откровенная халтура-подработка «на сторону». Ни о каком особом искусстве здесь речь попросту не идет.И у нас в народном театре все было очень серо. Но когда на сцену собираются артисты класса Кваши и все мутит режиссер класса Волчек, любая халтура превращается в ярчайшее событие культурной жизни страны. Вот в этом и секрет тогдашнего успеха Современника. А вовсе не в Высоцком
Да, Сергей, ты прав, синтез текста, пения и исполнителя. Но слова о нелюбви к аренам и манежам, на которых миллион по рублю меняют, как размышление о том, что толпа стихийно формирует предпочтения индивидума, подавляя его волю, или, может быть, это и по-другому можно трактовать, почему-то запоминаются. Кстати, Высоцкий один из немногих, у кого я слышу текст в песнях. Обычно я слышу музыку, особенно в эстраде. А слов вообще не слышу и не пытаюсь разобрать. Наверное, музыка для меня более совершенное искусство, чем поэзия. А по поводу бредовости последних строк у Высоцкого — последняя строка: «Я это никогда не полюблю» просто подводит итог всему выше сказанному. По мне так нормально.
Володя, это твоя персональная трактовка. Когда ничего не сказано автором, каждый волен трактовать как енму угодно. А фраза «я ЭТО никогда не полюблю» абсолютно беспомощна и наверняка подверглась бы твоей суровой критике. Если б автор был безвестный. Слово «это» может относиться лишь к переменам. Согласись, беспомощно применять местоимение ко всем длинным перечислениям текста, оно их отнюдь не может охватить.В итоге смысл примитивен. Пусть впереди перемены — а мне похер. Все. Более ничего не сказано.
НУ а феномен «текста в песнях» оттого что музыки у Высоцкого и подавно нет. Там слышать ровно нечего.Есть только неразрывная триада: текст-напев-голос. Без голоса, повторяю, остальное сразу отправляется в брак.
Согласен. Мы бы его за «это», явно как бы относящееся только к предыдущей строке, всласть покритиковали. прекрасно понимая, что оно относится ко всему предыдущему.
Прекрасно понимая, что по отношению к предыдущему — очень беспомощное слово. По-русски так не говорят :)Ну и вся мораль в сущности: я не люблю вареную морковку, квашеную капусту, шкварки и рубцы. И хотя меню должно измениться, я все равно это жрать не буду. Кстати, слышал два варианта песни (в исполнении Высоцкого оба)
1. И мне не жаль распятого Христа.
2. Более поздний, доконъюнктуренный
Вот только жаль распятого Христа.
Какой такой смысла-шмысла, слюший, э?
Да у нас тут в комментах многое не по-русски звучит, главное, чтобы смысл улавливался. Говорилось не только о предыдущей строке, предшествующей слову «это», но и обо ВСЁМ предыдущем (то бишь о предшествующих этому слову всех остальных строчках).
В комментах можно. А в стихотворении нельзя. Много чего перечислено, одним словом «это» не охватить. Тем болеечто по закону языка оно все-равно относится к предыдущей строке — к переменам собственно.
Ну вот:
Я не люблю себя когда я трушу,
обидно мне когда невинных бьют.
«Это» относится только к верхней строке? Ведь вторая строка может подразумевать: мне обидно, но я все-равно люблю.
Впрочем, сначала
Я не люблю фатального исхода
Далее следует еще 27 строк, длмнно и нудно перечисляющих не только то, чего не любит ЛГ, от чего он не устает, во что он не верит, кого он не жалеет (в последней версии еще вдобавок и жалеет), что герою досадно…И только потом местоимение «это».
Да, Олег, правильно, наверное, это «там» я случайно в цитату занёс, предполагая это «там» как отсыл к песне. А в остальном — придерживаюсь всё-таки своего ощущения, у Высоцкого это звучит не гениально, конечно, но, как я сказал, нормально. И замысел авторский понятен, а главное, «миллион» снизил бы накал стиха.
Накал исключительно в голосовом надрыве. Убери его (и из памяти тоже) — и нет никакого накала. НУ меняют . Ну на аренах. Ну мильон,или миллион,или миллионы…и что? Почему это на арене толпа подавляет? Наоборот, с арен и манежей, с трибун индивидуальные клоуны зомбируют толпу и из мелочевки делают мощный единый кулак, дружно ревущий «одобрямс».
Кстати, пьеса «Свой остров» о том, что герой защищает шахтный метод добычи горбчих сланцев против вскрышного карьерного. Между тем ситуация ужке в 1971 году была такова, что сланцевые шахты были страшно убыточны — и работали на бешеных государственных дотациях. В принципе, настолько убыточны, что дешевле было бы закрыть шахты и сохранить шахтерам среднесдельное денежное довольствие — убытки были бы меньше. А вот открытый карьер вреден для экологии,да. Если похерить рекультивационные работы — вот куда надо было направлять точку борьбы. Ну и в свете этого песня главного героя «от Высоцкого» выглядит как мечты наивной институтки, которой хочется и рыбку съесть и ног не замочить, и невинность соблюсти и капитал приобрести.
И я о том же. Присутствие в толпе подавляет волю и разум индивидуума.
Ага. Только на арене не толпа. Толпа в зале. А вообще каждый рубль как раз индивидуален. А собери мильон рублей — получишь невнятную абстракцию. А не наоборот. См. «Золотой теленок». Очень наглядно. Ну в нынешней России надо пересчитывать на миллиарды, потому что при нашем денежном курсе миллион довольно конкретен.
> И пусть иман мой был не крепок –
> Сомнений в нем напополам.
Поскольку иман есть вера, то предлагаю вариант: С сомнениями пополам.
И хочется мне тире заменить банальной запятой. Не вижу необходимости особо акцентировать суть некрепкости.
Очень удачное предложение на мой взгляд. Сомнения не в самой вере, а вера пополам с сомнениями.
Спасибо Игорь, согласен -очень удачно. Я то предлагал в комменте написать » сомнений в нем на пополам…» ( с иманом),но ваш вариант лучше.
Поставил новую редакцию. Прежнюю оставил там же после новой, потому что слишком много комментариев, не очень удобно возвращаться от них к тексту.
Спасибо,Володя. Я вижу и Высоцкому досталось — попал под горячую руку 🙂
А чо, Высоцкий — святой7 Избавляйтесь уже от зомбирования чужой непогрешимостью. Все грешны. Правда я сам этой болезнью — верой в чужую непогрешимость на слово — болел лет до 45. Впрочем , приходилось верить на слово всяким Катаевым и Эренбургам по простой причигне — невозможно было читать первоисточники в достаточном объеме. Но в 2001 у меня появился комп, первый интернет диал-ап. И через панесколько лет я перестал верить на слово, когда меня уверяли: этот гений,а этот наоборот полный отстой. И вам советую, дорогой Мурат, больше вчитываться именно в произведения, а не в их литератцурную рекламу, основанную чаще всего на голословном утверждении «это же все знают». Вот возьмите сборник Высоцкого и почитайте, забыв о песнях.
Дорогой Сергей, я и так ваще то не идолопоклонник,поскольку верю в Бога. И стихи читаю разных авторов, а не только всем известных классиков и оцениваю их не после анализа у кого какие ошибки и погрешности, а сердцем — нравятся или не нравятся. Если нравятся, то какие-то погрешности для меня не важны, а если не нравятся — так и незачем выяснять почему (я ведь не литературный критик).Высоцкий мне, кстати, нравится и я до сих пор недоумеваю почему он не был известен просто как поэт. Конечно, ни у кого — даже великих поэтов стихи не бывают одинаково удачные . Я вот после вашей критики посмотрел только ли я грешу публично обращаясь к Богу с молитвой и как -то полегчало, что я в одной компании с Пушкиным,Лермонтовым,Хармсом, Мережковским и т.д. Как наглядный пример привожу стих-е последнего:
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…
Пускай мученья мне грозят, —
Благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг,
О чём мне звёзды говорят…
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдалённейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Ещё не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда…
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звёзды с утренней зарёй;
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
Мурат, ну, Мережковский — известный позер. Жисть такая. Тогда поэты были примерно как сегодня поп-звезды. А Мережковский — чистый Коля Басков. И стихи у него эти не стихи, а концертный эстрадный номер для приличного общества. Плохой пример.
А Лермонтов годится?
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь
Ну как же вы не видите идею стихотворения? Перечитайте внимательно. Это ситихотворение своей идеей выходжит за рамки молитвы. Ну вот вы верующий. Вы можете так Богу запросто сказать в молитве:»Ну ладно там, ты уж меня там шибко не обвиняй»?
Пушкин, Лермонтов только числились верующими поскольку религия была государственной. Но были по сути безбожники
«Раззевавшись от обедни,
к Катакази еду в дом».
Вот вы позволите себе сказать «раззевавшись от намаза»?
Ну про Хармса я уж вообще молчу.
Ну,хорошо, про поэтов мы поняли — один позер, другие безбожники 🙂 . Что вы скажете про мусульманский «зикр» и христианское «богослужение по кругу»,которые в молитвенной форме публично громогласно прославляют Всевышнего?
Это вовсе не поэзия, а только лишь религиознный обряд. Не путайте.Я б не назвал публичные громогласные богослужения сильно христианскими, ибо Христос однозначно и недвусмысленно заповедовал то, что я вам недавно процитировал.
[Мф.6:6] Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Я никогда не сумею понять — как можно «христианскими» называть действия, категорически и можно сказать — демонстративно — противоречащие Светлым указаниям Самого Христа.
Но мы разговариваем не о религии а о поэзии. Не о молитве в виде рифмованного текста, а о стихах в виде молитвы.
Мэтр, а какая разница — стих или обряд, вы же не о форме говорили,а о том,что нельзя, не принято публично обращаться к Богу. Я вам привел примеры из поэзии и религиозной жизни — мусульманской и христианской,где это происходит именно так,но вы их тоже клеймите как вероотступников 🙂 Вы щас затронули очень чувствительную тему,которой лично я стараюсь не касаться,потому что я не ученый- богослов.Я поступаю так,как поступает моя умма (кроме радикалов) и не считаю правильным для себя делать выводы по тем вопросам,по которым я не просвещен в полной мере.
Главное — не смешивайте таки поэзию и религиозные обряды. Поэзия э это обращение к читателю и только к читателю. А обращение к Богу — в таком случае — не суть, а лишь одна из многих поэтических форм. Поэт может обратиться (не сочтите уж за кощунство такое сравнение) к дьяволу, к собаке, к дереву, скале, к солнцу, наконец. Нет принципиальной разницы.
«Ветер, Ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч»
А вот если человек обращается именно к Богу — тогда читатели становятся абсолютно не при делах. Ну или понты, как у Мережковского. Те самые понты, о которых именно Сам Христос сказал нелицеприятно «И, когда молишься, не будь, как ЛИЦЕМЕРЫ, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬСЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ» И простите, не верю я в верующего, который пренебрегает наставлениями Своего Господа.
Не о вас речь, дорогой Мурат,а о Мережковском. В Коране нет таких прямых наставлений НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТ АЛЛАХА прямой речью. И Христос для вас лишь один из пророков. А вот в христианстве Новый завет фиксирует много высказываний непосредственно Господа — Христа. И как можно, постоянно игнорируя поучения Господа, именоваться верующим — мне непонятно.
Ага, лес горячих рук)