В плотном ельнике тонут людей голоса.
Ест глаза комарище и гнусище.
В этих гиблых, глухих помоложских лесах
Мы, наверно, последние русичи.
Князь-отступник, отринувший веру отцов,
На красоты заморские глядючи,
Понагнал иноземных волхвов-чернецов,
Что крестами сквернят наши капища.
Мы, сойдясь воедино, могли б одолеть
Пришлецов, чужеверье изладивших.
Не сошлись — и отныне на отчей земле
Места нет ни Перуну, ни Макоши.
Так и сгинем в глуши меж чащоб и трясин.
Боги нами смертельно прогневаны.
Там, где вырвана вера — не быти Руси.
Мы уйдём. Без следа. Как и не было.
Хорошо. Что не очень понравилось: «В плотном ельнике тонут людей голоса» — «людей» здесь лишнее. Гнусище нормально, а вот «комарище» как «тараканище» от Чуковского здесь. «Что крестами сквернят наши капища» — «что» здесь как-то не очень. Лучше бы сразу в начале строки было «осквернивших»…
Не «что-то», авсе. Я опомнился, пошарил по словарям. Везде одно: комарище — превосходная степень единичного экземпляра комара. Гнусище в принципе то же самое. Если идет стилизация под древний говор, на ум приходит Идолище поганое. Опять же ЕДИНИЧНЫЙ суперидол (превосходная степень). А поганое потому что былины уже православные.Поганый в тогдашнем лексиконе не ругательство, собственно, а всего лишь нехристианин.
ЗАМЕТЬТЕ, «поганцами» назвали язычников от «poganus» В современности чаще распространено «язычник» — от «языцы.»
Еленушка, на Руси всегда жили максималисты. Поэтому погаными честили всех не христиан, а порой даже и христиан, но неправославных.То самое Идолище поганое по всем приметам был либо хазарин — иудей, либо татарин-мусульманин. В общем, по-любому монотеист, хот и идолище 🙂
Вы прямо как сами жили во времена Владимира, всё то Вы знаете. На каждый вопрос ответить можете, даже когда вопросов никто и не задаёт. Вероятно, лично участвовали в соц. опросе в 988 году.
Это было утверждение, а не вопрос.
Гнусище — это что клопы что-ли , комарище — нормально , а гнусище притянуто за уши .
Плотный ельник — это ж не болото , и тонут голоса хоть и красиво , но добираясь к завершению понимаешь , что трясина затягивает, а глушь все больше занимает место внутри людей .Поэтому кто в ком тонет , это все ж до конца нужно разобраться.
Мне ни комарище ни гнусище не занравилось. Инородная стилистика для этого текста
«плотном» ельнике — прилагательное како-то очень современно для такого текста, если уж стилизация, то «плотный ельник» — выбиватся.
«ни ПерУну, ни Макоши» — разобраться с ударениями. И. кажется, возможен вариант «МОкоши.» Тогда с ударением проще.
«Мы, сойдясь воедино, могли б одолеть» — не понять кто именно должен сойтись воедино? Из разных ельников язычники?
А что с Перуном не так? Ударение на второй слог, Грамота.ру подтверждает.
Мокошь — да, более канонична, в словарях присутствует. Но и Макошь на первый слог ударяется.
«Б’ е ПярУн» — так до сих пор говорят у белорусов. 🙂
разберёмся со строчкой:
«ПришлецОв, чужеверье излАдивших.
Не сошлИсь – и отнЫне на Отчей землЕ
МЕста нет ни ПерУну, ни МакОши» (если бы было МОкоши), то лучше. О-ударное создаёт хорошее сочетание. А Пярун пусть живёт себе, я его не трогала.
Хоть Мокошь, хоть Макошь — ударение на первый слог. По моим ощущениям, вариант с А лучше должен рифмоваться с «изладивших».
Ну напишите «излодивших» 🙂
Вы в словаре архаизмов проверяли?
Еленушка, это мой персональный вклад в русский язык. Новояз 🙂
Комарище меня укусил,
Аж глазищи на лоб повылазили.
Ох, и вдарю со всех своих сил —
Вот, поганец, кусаться повадился!
Малость силищу не рассчитал —
Ведь ручища моя — ох, тяжелая…
И теперь здоровенный фингал
Расцветает, как ясное солнышко.
А меня более идеологическая подоплека смутила — закралось подозрение — не на мельницу ли неоязычников Вы, Игорь, воду льете? Если это ирония — то я ее не увидел, но прочиталось так: жили-были распрекрасные люди — славяне, и боги у них были один другого краше, и все настолько было замечательно, что ни в сказке сказать, ни пером описать… Но тут явился подлец Владимир да и давай всех крестить крестом поганым, и из язычников стали мы, русичи, христианами, тьфу, имечко-то какое похабное! Но не все. Которые по лесам да болотам схоронились, веру свою старую, дедами да прадедами данную, сохранили. И капищ понастроили, и молились и жили по-старому, хорошо жили, привольно и вольготно! Какой там Христос против нашего Перуна?! Просто нервно курит в темном углу, не поднимая глаз… И прочее подобное, что я из этого стихотворения почерпнул. О чем, собственно, жалеем? К каким «истокам» возвращаемся? Какой Руси нам более не видать?
Евлампий, давайте идеологию оставим шестому отделу. НЕ отнимайте у них хлеб 🙂 Во-первых отношение в стихотворении не авторское, а отношение ЛГ. Во-вторых здесь явная ассоциативность — так древний старичок сеегодня ностальгирует по Сталину и что «цены каждый год снижались». Да и моих ностальгирующих ровестников увы, немало. Правы они? Я с высоты своих пенсионных лет, могу заявить — категорически нет. Могу напомнить замечательные слова Бродского «Но ворюги мне милей, чем кровопийцы».Но «ностальганты» же есть и от них не отвернуться, не сказать что это случайно.
Вот о них и речь. Точнее, речь от лица такого «ностальганта»
Сергей, но Вы же понимаете, что хоть между ЛГ и автором знак равенства поставить нельзя, но ЛГ-то откуда взялся? Его автор породил. И воленс-ноленс придал ему свои какие-то черты. Так что отношение ЛГ и отношение автора, по сути, вещи весьма близкие. Вы говорите о некой псевдоностальгии, каком-то никогда не существовавшем на самом деле Золотом царстве, о котором грезят те, кто видит в сегодняшнем дне сплошной негатив, это так. Зачастую и мне кажется, что когда-то раньше все (или, по крайней мере, многое) было лучше. Может быть, Вы и правы, но я говорю о конкретном моем восприятии конкретного стихотворения конкретного поэта на конкретную тему — и повторюсь: Вашего прочтения я не уловил. Мне показалось, что там все на полном серьезе.
Откуда взялся передо мной сегодня старичок в очереди. который громко сетовал что Сталина на всех нет? У него тоже все на полном серьезе.Так что, не писать о таких? Или непременно отмежевываться солидными вступлением и послесловием?
А Вы уверены, что здесь речь идет именно о них, тех старичках, что хотят Сталина опять? Это я знаю, что хотят. Как-то зимой на остановке ждал автобуса, было очень холодно, стояли и беседовали две бабушки. Одна другой — Вот …..ев Ельцин! При Брежневе тако
й холодины не было! Может быть, тут все на полном серьезе, Вы наверняка знаете о заполонивших страну родноверах и прочих неоязычниках, которые суть американская пятая колонна. Может, это о них написано?
Евлампий, ну не смешите. Еще и пятую колонну добавили. Ну что вы в самом деле. Прямо таки заполонивших. Родноверов всяких в России во время пика не больше насчитывалось, чем, скажем, в какой-то год кришнаитов. а в какой—то приверженцев Виссариона. Все это наивные попытки уйти от суровой реальности ку-нибудь. Так обыватель и мечется. И не только у нас — а практически во всех более-менее цивилизованных странах. Безо всякой логики. Сегодня пошел в православный храм, а завтра на собрание вудаистов. А с него на крестный ход, а потом столы вертеть, духов вызывать. 🙂 Пятая колонна… Ну надо же. Извините, Евлампий, я думал — вы взрослее.
Вот скажите, среди ваших родных, близких. хороших знакомых , коллег — много ли «пятой колонны». Нет? А у вас что, особая среда обитания какая-то, вакуум-сфера, отделяющая вас от России? Или ваша совокупность персоналий таки ТИПИЧНА?
Я знаком со всякой этой публикой совсем не понаслышке и далек от мысли, что это безобидные игры в «другую реальность». Знаю, что говорю. А Вы приблизьтесь к ним, присмотритесь, пообщайтесь, тогда узнаете, сколько их! То, что Вы их каждый день не видите, еще не значит, что их мало. Так что разговоры о взрослости/детскости оставим.
Естественно это бизнес, ровно такой же как и сегодняшняя РПЦ Володи Гундяева. Понятно что сам по себе народ и чаю попить не соберется — непременно нужно чтоб кто-то инициировал чаепитие. Евлампий, вы о моей профессии не подзабыли? Общался, общался. Много общался. Осообенно поначалу, пока типа новые явления были. Потом интерес поостыл.Про пятую колонну по-прежнему ржу. Мало какая из этих гешефт-секточек нанесла вреда духовновсти России хоть в тысячную часть того, что наносит РПЦ товарища Гундяева. Если уж я кого и готов считать агентом Обамы, так это Владим Михалыча. Впрочем…опять мы увлеклись с вами посторонними разговорами под чужим стихотворением. 🙂
Да можете ржать и далее, только масштабы не надо преуменьшать — да и не в духовности дело. Дело в полной потере людей для государства и общества, окончательный уход от семьи, детей, насущных проблем. С точки зрения степени воздействия — конечно, и РПЦ тоже претендует на лидирующее положение в плане властительницы умов и душ. И все это круто замешано на деньгах, деньгах немалых. А насчет «пятой колонны» — это оно так и есть: в деле борьбы с Россией для США хороши все средства, и есть официальные документы, где черным по-русски написано, какие следует в России культивировать секты и как извлечь потом выгоду из такой культивации. Мне неясен Ваш оптимизм, Сергей, по-Вашему выходит, что всякие там иеговисты-сайентологи — суть кучка дурачков, в количестве ничтожном, которые забавные малыши, но не более. Опасности никакой в них нет, как нет опасности от самого страшного и огромного льва, который сидит в зоопарке. Вот из-за подобного благодушия мы потом удивляемся: как это на наших глазах дети публично отказываются от нас, как это люди отдают/продают последнее ради копеечного сектантского рая, откуда у нас все через зад (не надо, конечно, думать, что только из-за этого, но и из-за этого тоже). Потому что вместо адекватного реагирования на такие проявления — а у них и сайты, и книги, всякие атрибуты и проповедники, на какие средства? на западные! — обычная реакция: «А, эти? Да придурки, голые через костер прыгают да водку не пьют!»
Мы кажется гноворили не о сайнтологах, а о родоверах. А так называемые «новые религии», сумевшие раскрутиться — это проблема всего мира, причем все чаще решаемая путем радикальной хирургии. Кстати, это меньше всего проблема России. Это болезнь хорошо но монотонно живущего среднего класса той же Америки. Россий стабильно-спокойная сытая жизнь долго еще грозить не будет. Сначала в эти секты бросались нишие россияне 990-х с надеждлй, что заграница их хоть из нищеты вытащит. А когда понял народ — что цинично последнее отнимут — тут и херочки. К примеру, в Южном начали строить храм Бахаи…но так и нее достроили- бахаисты вдруг куда-то делись. Долго недострой стоял. Разломали уже когда я в Питер переехал 🙂 Но будьте уверены, на роль пятой колонны «новые секты» не годятся. У них свои узко-коммерческие интересы. Вы историк. Вы говорите о документах? А вы их видели? Держали в руках? Изучали? Анализировали на предмеит фальчификаций? Вы мне еще про протоколы сионских мудрецов расскажите. Или про спрятанное жидомассоном Сталином завещание Ленина. Ладно, Евлампий, извините, но на ЭТОЙ странице я дискуссию завершаю — мы совсем от темы отклонились.
И еще: от вас дети публично отказались? От ваших знакомых? Меньше смотрите зомбоящик на ночь, дорогой Евлампий. И чаще оглядывайтесь вокруг себя.
А насчет Володи Гундяева — это, что называется, «в самую дырочку». И другого Володи еще бизнес, э? 🙂
Ну вы блин даёте! (c) Михалыч
Но это, конечно, моя вина, раз не видно, что лирический герой считает князя-отступника пятой колонной, а христианство — зловредным изобретением византийского госдепа. И он таки современник тех событий.
С пятой колонной он далеко можно измыслить. Ну вот на днях в Питере повесили памятную доску-барельеф одному из организаторов блокады Ленинграда Карлу Маннергейму. Если учесть, что в бытность русским генералом, Карлуша ничем не отличился, так, проедался на поставках элитных лошадей для командования, то хто ему доску то повесил? Пятая колонна или вообще отмороженные?
Поймите, Игорь, ни вы ни кто иной совершенно не знает — как оно там было на самом деле с Перунами и прочим пантеоном. Наверняка были человеческие жертвы, девственниц живьем жарили, юношей березами разрывали. В общем все то, что и у других народов во времена их политеизма. Перечитайте мифы Эллады, весьма-таки грязно-кровавые,сравните с описаниями народов Африки и Южной Америки. коих уже цивилизованные исследователи вживую застали в таком положении. Старые боги они у любого народа одинаковы.
А то что вы написали — оно современное. Всего лишь стилизация, сладкая такая фантасмагория под ванильным соусом. Ну и понятно, обращенная к нонешним временам супротив воли автора.Типа размышлений доцента с кандидатом под коньячок с лимоном. Произведения — они, знаете ли, упрямцы. Ты его гнешь гнешь, а оно извернется и щелк- винтом пошло: да еще и в лоб автору порой 🙂
Это печально, что сладкая и ванильная. Хотелось, чтобы горечь героя от того, то западные варвары погубили Русь, в первую голову ощущалась.
Слава богу — нет. А вот у знакомых было дело. Да причем тут зомбоящик-то?! Я ж Вам толкую, что с проблемой знаком не понаслышке, а Вы — «начитались»! Ну, хотите видеть в них лишь забавных придурков — дело Ваше. Я думал, у Вас более глубокое мнение о них. Но дискуссию прекращаем, она и вправду не к месту здесь.
Игорь Панасенко
говорит 22.06.2016 в 07:35: Изменить
Это печально, что сладкая и ванильная. Хотелось, чтобы горечь героя от того, то западные варвары погубили Русь, в первую голову ощущалась.
А что, Русь таки погубили? Или я что-то проспал? И именно западные варвары? И давно, стесняюсь спросить?
Суть имено в том, что сетования ЛГ совершенно риторичны, как сетование древнего старичка о том что предатели погубили дело великого Сталина, а при нем хоть и жили с лучиной (кстати, для справки, в иных населенных пунтах БЛИЖНЕГО ПОДМОСКОВЬЯ!!! электричества не было еще в 1965 году), зато «порядок был». Ну или сетования Фирса про волю. Помните.»- Это когда несчастье случилось/- какое несчастье?/ — Волю дали».
Для НАСТОЯЩЕЙ горечи долже и повод НАСТОЯЩИЙ быть, а не просто разрушение привычек и стереотипов.
Актуально!
Купаемся в прошлом.
в плохом и хорошем,
и в каждом событии, словно клопищи,
мы капельки крови народной отыщем…
Без веры Отечества — точно не жить,
её подождать, могу предложить.
Рождаются веры, а сними пути.
Хотелось бы в прошлом истоки найти…
Так вовремя и не собрался правку сделать — уже никак. Значит, тут быть. Поправлена первая строфа:
В елях глохнут за тридцать шагов голоса.
Ноет гнус на болотистой пустоши.
В этих гиблых, глухих помоложских лесах
Мы, наверно, последние русичи.