Это было…

(Вспоминая Опухлики)

Это было, ныне – грёзы:
расплескался небосвод
синевой; сияют звёзды;
месяц лодочкой плывёт.

Снилась служба. Сильный,
смелый, лёгкий на подъём
я домой дорогой зимней
издалёка шел пешком.

Колею припорошило.
Подо мной скрипучий снег.
От мороза всё застыло.
Время замедляло бег.

Шапка наглухо одета.
Шарфик закрывал мой нос.
От назойливого ветра
навернулись капли слёз.

К милым! Это заставляет,
как и стужа, мне скорей
поспешать. Я умоляю:
«Помоги, святой Андрей!

Там мой дом в селе под снегом.
В нем одно окно горит,
а на крыше струйкой в небо
на ветру труба дымит.

В доме чисто и уютно,
пахнет пышками, борщом.
Сын, устав, чтоб встретить утро,
спит в постели крепким сном.

У плиты жена-хозяйка
суетится, рядом кот.
У дверей, свернувшись, лайка
на подстилке дремлет, ждёт…

Принято. Оценка эксперта: 11 баллов.

Запись опубликована автором Евгений Попов в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Евгений Попов

Евгений Попов писатель-сказочник 1953 года рождения, житель Санкт-Петербурга, родился в Тамбове, где окончил школу и военном училище. Получив военное и техническое образование, примерно служил и работал, в сорок три года написал первые произведения. В статусе "Новичок" припёрся и притёрся в Дуэлите.

Это было…: 35 комментариев

  1. Вроде бы и все ничего, да только кроме простого бытописательства и постоянно упоминаемого пастуха-месяца ничего, как будто, и нет. У кого было не так? Вспоминается «Вот моя деревня, вот мой дом родной»(с), особенно где подробности про шапку. Дым, как обычно, идет из трубы, дома ждут, уже и пышек с борщом наготовили, сын, как водится, спит, чего б ему не спать ночью? И т. д. Попутка сильно далеко остановилась, что ЛГ аж не чаял до дому добраться? Да вроде нормально шел, не больной, не усталый, не шатающийся от голода… Почему святой Андрей, отчего, например, не Св. Спиридон? Вообще обращение к нему напомнило древний анекдот. Идет мужик по пустыне, плохо совсем, сил нет, воды нет, вот-вот упадет и не встанет.. Вдруг видит — горлышко бутылки торчит из песка. Он к нему, думает — вода, откупоривает, а оттуда джинн. Ну, повелитель-спаситель, то-се, давай желание. Мужик: — Я домой хочу! Джинн: — Пошли! Мужик: — Я быстро хочу! Джинн: — Побежали! 🙂

    • Евлампий, спасибо. Отвечу только по поводу анекдота.
      В ЧЕМ ПОМОГАЕТ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
      Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
      Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
      До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.
      Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного, чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой. В Вашем недавнем сочинении, похоже, моряки ему не молились, и Вы об этом забыли.

      • Евгений, пожалуйста, внимательно прочитайте мой комментарий. Для каждого конкретного случая имеется свой святой, к тому же, если молящийся не знает, на чем «специализируется» тот или иной святой, то молиться можно любому святому о чем угодно. Например, для того же моряка не будет грехом, если он обратится, например, к Св. Матроне Московской, а должен был бы к Св. Андрею. Но то моряк, причем тут Ваш ЛГ и его попутка?! А ларчик открывается просто: Вы просто срифмовали «скорей» и «Андрей». Только поэтому. Был бы Николай, сгодился бы и Николай. Понимаете, о чем я? А узнать (даже если не знаешь) на чем «специализируется» Св. Андрей труда не составляет… Вот Вы говорите: он и веру распространял, и о защите Отечества волновался, и покровитель моряков. Ваш ЛГ, спешащий домой с попутки, каким боком ко всему этому? А самое главное — зачем молиться такому серьезному святому, если никакой критической ситуации не прослеживается (почему я и анекдот привел)? Ну, вышел в ночь и холод, желание поскорее добраться домой естественно, чем ему поможет Андрей? Отменит холод и ночь? Приблизит дом? Поднимет на крыльях и мигом доставит до крыльца? Вывод: хочешь побыстрее добраться до дому, прибавь скорость, всего и навсего!

        • Да, срифмовано. Но именно это я хотел сделать упоминая св. Андрея. Св. Николай тоже помощник в пути. Народная поговорка: не помолившись Богу, не езди в дорогу. Именно это упоминание и должно создать впечатление критической ситуации.

          • Евлампий прав, Евгений. Если Ваш ЛГ гражданин не современный, то ему как «исконно православному» нужно бы знать, что на Руси у каждого святого была своя «специализация».
            Путникам (пешим, а не морским) помогают: Св. Серафим, Св. Гертруда Нивельская, Одигитрия Матерь Божья, Николай Чудотворец.
            И с тем я согласна, что отчего бы просить помощи этому ЛГ, если он просто по деревне идёт домой. Боится заблудиться в 3-х соснах (здоровый мужик, заметьте). Сын-то, видать мал. 🙂
            Ну а если ЛГ современный товарищ, то ему что Серафим, что Херувим — одна масть. 🙂

  2. Колею припорошило,
    Не пройти дороги нет.-
    Старый сон… — Неудержимо
    Ведь, не медлит время бег.

    Вспоминаю чаще детство —
    Сказку с Бабушкой = Ягой —
    Жизнь вернись .- и в этом тесно
    Те же ночи , то же свод . .

  3. Что хотелось бы добавить к комментарию Евлампия? Ляпы на каждом шагу, поэтому и комментировать нечего. Надо просто, Евгений, каждую строфу перечитать и исправить по возможности. Если при этом половина уничтожится, станет только лучше.

  4. Главный вопрос автору — что сказать то хотели Евгений
    Это было, ныне – грёзы:
    Полем синий небосвод, ( К полю синий небосвод — дальше
    И на нём сияют звёзды, ( Заметим не в грезах —
    Месяц, словно их пасёт. )))

  5. Деревня смешно называется: Опухлики. 🙂 А жители кто? Опухлянцы?
    Но, несмотря на обрушившуюся на Вас, Владимир, критику, скажу, что сей текст не безнадёжен. Между прочим, есть хорошие места. В простоте и есть оно самое — счастье.
    Настроение хорошее, ностальгическое.
    И, между прочим, Вы рисуете хорошо знакомые всеми картины. ну кто из читателей не ходил хоть раз пешком в морозную ночь? Тут, правда, всем святым начинаешь молиться подряд, когда ноги отмерзать начинают. А если ещё за ближайшей горкой волк завыл… 🙂

    • Это еще не смешно. А вот был такой город Сучан. ныне то ли Партизанск. то ли Дальнереченск. Переименовали голу так в 1978. А до этого скажите как назывались жительницы Сучана? Как их было величать вождям с трибуны на праздник? О. проблема! А не то что какие-нибудь опухлинки 🙂

    • Опять у Вас деревня какая-то лубочная, а-ля А. Г. Венецианов по принципу «Гнилые избы, кабаки, непроходимые дороги, оборванные мужики, рогатых баб босые ноги»(с). Словно три избушки в 17 в. затерянные в лютой глуши, причем идти к ним надо откуда-то издалека, а не от одной к другой. Чего бы ногам мерзнуть-то, если человек все-таки одет по зимнему времени года, и обувь у него соответствующая? Он ИДЕТ, а не стоит, не пьяный, не больной, не ослабленный. Я вот 50 км однажды на лыжах по студенчеству прошел в мороз где-то чуть за 30 в лыжных ботиночках, которые мне были впритык и поэтому нельзя было даже сколько-нибудь толстого носка надеть. Святым, правда, я не молился, но одно знал твердо: если буду стоять, точно замерзну. В результате я отморозил кончики пальцев на руках (слегка) и то только потому, что через определенный промежуток времени останавливался на перекур (курил исключительно вонючую, горькую и от того «бодрящую» «Приму»). Вот и все мои повреждения. А уж про воющего за ближайшей горкой волка и вовсе сказки дядюшки Римуса, как будто за каждой горкой обязательно волк воет, и непременно жаждет задрать на улицах деревни запоздалого путника. Так что про «известное каждому читателю» не будем, ага? Ноги, положим, могут мерзнуть, тут я ничего не говорю, и причин тому множество. Но вот в этой конкретной ситуации такая возможность как-то ну совсем не прослеживается, как непонятно, почему она должна возникнуть, если ночью идти из одного конца деревни в другой. Иначе никто никуда и не ходил бы вообще, опасаясь придуманной напасти. Правда, думается, Ваш герой непременно щеголял бы в дырявых валенках, оттого был бы бедным и несчастным, и замерзающим… 🙂

        • Про то мне неведомо, кого Вы там слышали — волк ли выл, хрен ли с горы, а может, черт в ступе. Дело же не в них, а в Вашем утверждении: такое-де каждому знакомо. Мне вот такое не вспоминается что-то, ну вот нисколько. Не выл, стало быть, волчок потный! И что Вы с моей памятью делаете?! 🙂

  6. Опухлики — озёрный край и память о моём прошлом. Бродячий волк бывает почти возле каждого села, а страшнее волка бродячие собаки. До некоторых деревень и сейчас, бывает, что дороги зимой не чистятся. Старики и старушки живут тем, чем Бог помог. Св. Андрей- мой выбор, а когда дорога длинна, трудна и других святых вспомнишь. Если хочешь пообщаться с Богом и увидеть чудо, отправляйся в дальний путь, а не на лыжную прогулку. Спор о духовном и материальном бесплоден, а для сочинителя второе вторично. Даже в приведённом анекдоте чудо первично, а инстинкт самосохранения следует за ним.

  7. Замена произведена.
    Ещё достаточно вещей, которые обязательно надо исправлять. Например, смысл первой строфы не улавливается, я бы её смело выкинул на месте автора, в первой строке второй строфы потеряны два слога, в третьей строфе две последние строчки обо всём и ни о чём, шапка в четвёртой строфе не может быть «одета», обычно вещи НАдевают, а людей Одевают. Капли слёз. А слезы и сами вроде как каплями являются.
    К милым. Это к кому? «Это заставляет, как и стужа, мне скорей поспешать» — тут надо фразу переделать по — русски.
    «Сын, устав, чтоб встретить утро, спит в постели крепким сном» — и эту фразу переосмыслить. Получается, сын постарался устать, чтобы встретить утро. Или спит крепким сном для того, чтобы встретить утро. И то, и другое лишено всякой логики.
    Ну и кот с лайкой какие-то безликие персонажи получились. Кот просто рядом. Лайка непонятно кого или чего ждёт.

    • Постарался сразу же сделать правку с учётом всех замечаний.
      Может быть кто-то прокомментирует для пользы автора…

      ЭТО БЫЛО…

      Снова снилась служба. Сильный,
      смелый, лёгкий на подъём
      я домой дорогой зимней
      издалёка шел пешком.

      Колею припорошило.
      Подо мной скрипучий снег.
      Вспомнил, как морозно было,
      время замедляло бег.

      В стужу виделось сквозь слёзы:
      расплескался небосвод
      синевой; сияют звёзды;
      месяц лодочкой плывёт.

      Жажда встречи заставляла
      к домочадцам поскорей
      поспешать. Я умоляю:
      «Помоги, святой Андрей!

      Там мой дом в селе под снегом.
      В нем одно окно горит,
      а на крыше струйкой в небо
      на ветру труба дымит.

      В доме чисто и уютно,
      пахнет пышками, борщом.
      Сыну надо в школу утром,
      спит, наверно, крепким сном.

      У плиты жена-хозяйка
      суетится, рядом кот
      Пластилин, дружище лайка,
      как они меня всё ждёт…»

      • Евгений, извините, конечно, но то, что Вы со своим стихотворением сделали, это, в общем, паллиатив. Месяц у Вас был пастух, теперь стал лодочкой — это принципиально? Собственно, к нему претензий-то и не было, претензии были к употреблению этого образа, что вроде он как бы непонятно зачем. Уточнение, что в доме горит только одно окно, что добавляет к образу? А если бы все окна горели, это кардинально меняет ситуацию? Ну и дымящая на ветру труба (ночью!) — топка печей обычно заканчивается засветло, чтобы ко времени отхода ко сну угли были загребены, а вьюшки закрыты. Если топить печку ночью, придется сидеть до утра, ждать, пока прогорит… «Колею припорошило» — допустим, ЛГ идет по колее. Но только ведь припорошило, т. е. чуть-чуть присыпало. Какое это значение имеет? Предположение «сын, наверное, спит» вообще говоря, уместно, но тоже ничего не добавляет к картине — получается, раз спит, то молодец… или не молодец, что батю не дождался? Ну и святой Андрей никуда не делся… Вывод: вместо концептуальных изменений Вы сделали лишь косметический ремонт, да и не ремонт даже, а, грубо говоря, перекрасили забор в какой-то другой

        • Евлампий, спасибо. Мой процесс превратился в какой-то словесный конструктивизм. Но надо доделать начатое. Концепцию не хочется менять, а краски положить хочется ровнёхонько. В краях , где служилось, зимой уходишь из дома утром, когда темно, и возвращаешься в дом тоже затемно. Когда только дровишки, которые сгорают быстро, ими кроме выходных, топят в сильный мороз, дважды. Но не в этом дело -Вы правы. Думаю…

        • ЭТО БЫЛО…

          Снова снилась служба. Сильный,
          смелый, лёгкий на подъём
          До села дорогой зимней
          издалёка шел пешком.

          Колею припорошило —
          подо мной скрипучий снег.
          Вспомнил, как морозно было,
          время замедляло бег.

          В стужу виделось сквозь слёзы:
          расплескался небосвод
          синевой; сияют звёзды;
          месяц лодочкой плывёт.

          Говорил с ним: «Там под снегом
          дом, на кухне свет горит,
          покоптив немного небо,
          печь своё тепло хранит.

          В доме чисто и уютно,
          пахнет пышками, борщом.
          Сыну надо в школу утром —
          спит наследник крепким сном.

          У стола жена-хозяйка
          суетится, рядом кот
          попрошайка, дом наш лайка
          у порога стережёт.

          Мой попутчик золотистый,
          к домочадцам поскорей
          сократи мой путь тернистый
          и надеждой обогрей!»

          Евлампий, что скажите?

          • Ну вот, более или менее, переделали из убогого вида в божеский! 🙂 Скажите, а что мешало раньше чуть-чуть поточнее найти именно то, что теперь как минимум не вызывает неприятия, а как максимум очень даже недурно? (Местами). Я не понял — золотистый попутчик — это кто/что? Правда, не хватает какой-то изюминки, фишки, от которой вся Ваша картина заиграла бы, зажила, из-за которой ею можно было бы любоваться. Пока это больше похоже на школьное сочинение «Как я провел каникулы зимой в деревне». ИМХО, разумеется.

            • …Полумесяц серебристый,
              посвяти мне, чтоб быстрей
              одолел я путь тернистый
              и надеждами согрей»

              Как язычник, словно в шутку,
              про себя, когда продрог,
              говорил. В ту ночь попуткой,
              пожалев, мне Бог помог.

              Так закончу стихотворение. Пусть будет «блинчик», каким получился.
              В синей краске мудрости, жёлтый цвет надежды символизм для постсупрематики. Ваша помощь была неоценимой, а советы конкретны. Спасибо! Евлампий.

        • 1. Емлампий, спасибо за диалог.
          2. Разговор с природными явлениями — языческая традиция. Хотелось вложить новый смысл — не смог.
          Как получилось, так действительно лучше.
          3.Мой попутчик золотистый,
          освещай всё, чтоб скорей
          одолеть мне путь тернистый,
          и надеждой обогрей!» (так, наверное, будет точнее и понятнее о чём речь)
          4. Изюминку ?…

          • В общем, с природой разговаривать и в христианской традиции вещь вполне возможная, другое дело, что христианство от язычества многое заимствовало. Потом, подумайте сами: какая у ЛГ задача? Поскорее добраться до дома. Если он еще по дороге с природой будет общуху держать, то точно не доберется. Насколько уместно здесь это вкрапление? Это для туриста-альпиниста-бывалого таежника характерно, чтобы наедине с природой, да к дереву припасть щекой морщинистой, да чтобы по ней слеза стекла скупая мужская… Бывало и со мной, приходилось большие концы пешком либо на лыжах отмахивать, всякий раз для этого была какая-то необходимость (я не беру в рассмотрение туристические походы), как-то с природой разговаривать особого желания не возникало, хотелось лишь поскорее добраться. А уж зимой ходить в походы — дело некомфортное, экстремальное и почти что гиблое. Поэтому спортивный туризм (вроде на время воон до той горы в самый разгар зимы, когда за 30 — самый смак, а ночью и все 40, да ночевать в палатке) я не рассматриваю. Это опасно для жизни вообще-то. Изюминку! Что же проникновенного, такого особого в Вашем бытописании, чтобы стихом можно было проникнуться? Так, дневниковая запись: 13.01. Вышел на трассу. Холод собачий. Замерз, как на морском дне. Когда там деревня эта уже покажется?! Там дом мой, и лайка с котом, и сын с женой… Вроде бы. Или с морозу сознание мутиться стало?! 13.01., спустя 2 часа. Уууух, дошел! Тепло, тихо, пожрать сгоношили. Сын спит, как слепой конь, ему в школу утром… бедолага! И невдомек ему, что батька со службы обморозившись почти пер пехом, с природой говоря! Ничо, подрастет — поймет!
            Чувствуете?

  8. Вариант исправленный лучше . Мне не глянулось завершение , верней его подача ..( Повествования от Я — и Я немного теряется ..я не умею подсказывать по другому ..поэтому просто напишу как на мой взгляд было бы лучше ..
    В доме чисто и уютно,
    пахнет пышками, борщом.
    Сын, устав, чтоб встретить утро, ( Озари ты небо — Утро —
    спит в постели крепким сном. ( Будет путь мой освящен )

    У плиты жена-хозяйка ( До деревни — Что мила мне
    суетится, рядом кот. (Разбуди ты , счастье солнце —
    У дверей, свернувшись, лайка ( А под ним игриво , лая )
    на подстилке дремлет, ждёт…( Старый пес меня дождется ..

  9. спит, наверно, крепким сном. — почему нет уверенности — наверно , не знаю , а мож — вообще уже женился ?
    Пластилиновый друг лайка . или пластин — Он. Кот и больше кроме хозяев никто в доме не живет ?

Добавить комментарий

Войти с помощью: