Истина – дама старая,
дня не живет без свары, и
с возрастом стала грубой,
слепой, глухой и беззубой.
Но вдруг – ах какая жалость –
на днях она потерялась.
Села не в тот вагон?
Сошла не на тот перрон?
Может и бродит рядом,
Но мне ее больше не надо.
Я отдыхаю душой.
Господи! Как хорошо.
Боже! Если Ты истин –
не возвращай мне истин.
Хорошо по смыслу и настроению, но есть моменты, которые, на мой взгляд, чуть портят. Во-первых смещение ритма, особенно на «слЕпой». Во-вторых, беззубость истины как-то в ряду грубости, слепоты и глухоты не выглядит для меня убедительно. Чем эта беззубость так уж напрягает ЛГ? Ну и «вдруг ах» сложно прочесть вслух, чтобы это прозвучало. И в концовке, вроде как и интересно это «истин», но всё ж таки режется. И истины во множественном числе опять же, а смылась вроде одна единственная. Может, подумать над «истинный/истины»?
Беззубость истины делает ее в моих глазах (ну и, наверно в глазах ЛГ» абслютно бессмысленной. Это из той же серии, что добро без кулаков. Грубость тогда получается исключительно ради грубости.В общем краткая клиника деменеции истины, если хочешь
А насчет возвращения…Вот если ЛГ теперь НИКАКИХ истин уже не хочется,как быть? Не слишком ли мелко просить Господа о каком-то частном единичном случае? Ведь тут прямая аналогия к тому ж. Истины — как женщины. Их по жизни было не одна и не две…И если вдруг Господу придет голову вернуть ВСЕХ, что когда-то потерялись…Вот то-то и оно 🙂
Ну а аритмия — это то,что я сейчас делаю намеренно. Мне надоела вылизанная силлабо-тоника, я все больше тяготею к тоническим формам,ведущим начало из русских былин. Сравни со стихом про превратости муз, там то же самое. Ведь ты прекрасно понимаешь,что вылизать размер здесь — дело плевое,займет пять-десять минут. Но мне самому стихо сразу тогда становится невкусным. Аритмия — это как раз то, на чем в данных стихах и держится эмоциональность повествования, характеристика душевного состояния самого ЛГ,
Конечно, лучше оптом попросить о невозвращении истин, в том числе и тех новых, которые придут и, возможно, тоже потеряются. 🙂 Однако же ЛГ рассказывает всего об одной пропавшей, и за кадром его повествования как-то не ощущается, что были и другие потеряшки. Иначе почему он о них не упоминает, хотя бы вскользь. Поэтому чуток и не складывается эта версия, хотя, конечно, с небольшой натяжкой принимается.
Сам факт обращения. Особенно в такой патетико-риторической форме.Ну как если ты потеряешь тысячерублевую купюру, скажем. Вроде и большая сумма, а Бога беспокоить, просить вернуть — как-то неудобно, правда? Не столь велика все же потеря. К Богу если и возникнет просьба, то сделать так, чтобы я вообще деньги не терял.И то стремно,вроде тогда сам вообще дурак-дураком.
Ну а в данном случае наоборот- чтобы истины проще терялись.Вспомни перестройку. Вспомни,как из нас выколачивались многие «истины», вбитые в нас советско властью на уровень павловских рефлексов. И как тяжело и мучительно они терялись и продолжают теряться все эти годы.. Попытка обращения к сталинизму, получившая массовый характер — это как раз (безнадежная, Слава Богу) попытка вернуть истины советской пропаганды В принципе, когда я писал,я думал имнно об этом, но это — частный случай, поэтому на нем я замыкаться не стал..Истины можно потерять где угодно,Но все они теряются примерно так как в стихотворении,то есть аллегория гораздо более обширна,чем приведенный мной сейчас пример.
Причем, катализатором стала четырышка Олега. Но получилось так что Олег предоставил, как бы флакон определенной формы под варево, которое как раз к тому времени созрело: определил вектор аллегории
Понятно.
И все-таки чуточку допишу. Последняя строка — это поэтический конденсат., в котором заложено стремление к максимально краткости изложения. Потому что в реале никто в здравом уме не станет просить «не возвращай».о всяком случае до тех пор, пока не предположит,что Господь уже ВОЗНАМЕРИЛСЯ вернуть (вот делать ему больше нечего, как по своей инициативе изображать бюро потерянных вещей).
В прозе молитва могла бы выглядеть максимум
так:»Господи, сделай так, чтобы потерянные истины никогда ко мне не возвращались».
Очень понравилось. Но, раз уж мы на сайте «совместного редактирования,» то скажу, что стоки «про вагон» отсылают к известному «дама сдавала в багаж…» И тогда не вяжется посыл в стиле стишка для детского садика к старому бурчанию «по беззубость» в начале:
Истина – дама старая,
дня не живет без свары, и
с возрастом стала грубой,
слепой, глухой и беззубой.
Но вдруг – ах какая жалость –
на днях она потерялась.
Может и бродит рядом,
Но мне ее больше не надо.
Я отдыхаю душой.
Господи! Как хорошо.
Боже! Если Ты истин –
не возвращай мне истин.
Вот это я бы удалила:
«Села не в тот вагон?
Сошла не на тот перрон?»
И, мне показалось из переписки, что Вы собираете удлинить. Зря. Всё сказано. Не надо, так не надо. 🙂
Кстати, то Боже, то Господи… А не тавтология ли это? 🙂
Надо же! Вы ПОЧТИ поняли. Именно, именно отсылка. Не к Маршаку, а похожему стихотворению. автора, которого я уж и не вспомню. Суть в том, что для ЛГ в этот раз (к слову, в этом стихотворении он удивительно похож на меня, сознаюсь) потеря истины (неожиданно для него) совсем не обернулась личной трагедией, а наоборот — забавляет.
Знаете, есть такой анекдот. Грузин жену проводил в последний путь. Выходит за ворота кладбища и с надрывом голосе, со слезами:
— Один! Совсем один!
Подумал немного
— Один? Совсем один?
Поглядел на проходящих мимо девушек,
— Так один же!!! Совсем-совсем один!
Ударил в ладоши и пошел в лезгинке.
— Один-совсем один-асса!!! Один-совсем один-асса.
Вот у ЛГ (который похож на меня) примерно та же история. Только не с женой, а с истиной.
Господи и Боже в данном случае отнюдь не тавтология. В оборотах подобного рода слово «Господи» в сущности,выполняет функцию наречия, не имея в виду обращения к кому бы то ни было. Ну примерно в такой же степени, как, скажем, фразеологизм «черт побери» — Можно ведь АБСОЛЮТНО НЕ МЕНЯЯ СМЫСЛА сказать: «как хорошо, черт побери». Права ведь?
Ну а во втором случае именно обращение, даже более того — устаревший звательный падеж.
Впрочем, предположим, что все это вместе одно обращение к Богу. Разве не логично тогда Его два раза поименовать по-разному. Ну вот представьте себе вариант ОДНОГО поименования
Господи! Как хорошо.
Если Ты все же истин –
не возвращай мне истин.
Фамильярно получилось,правда? Так со школьным другом можно разговаривать, а не с Богом.
Или два ОДИНАКОВЫХ поименования:
Господи! Как хорошо.
Господи! Если Ты истин –
не возвращай мне истин.
Довольно неуклюжий повтор.
Так что и в подобной интерпретации оправданы Господи и Боже.
Если У Вас «боже» и «господи» как Вы изволили выразится, выполняет «роль наречия», тогда «ты» будет с маленькой буквы. 🙂
«чёрт побери» Вы же пишите с маленькой. 🙂
Странное место Вы избрали для «разговора с богом» — Интернет. Если так по-взрослому говорить. 🙂
Вот удивительные люди создания:
Если у них проблемы с зубами, они бегут не к стоматологу, а в склепы посмотреть на черепа, ну или радуются, что мумия в Китае с зубами — это мумия, а они ещё живы. 🙂
Люди, люди… Ну, а если от них корысливая баба сбегает, то они вдаются в рассуждения об истине. 🙂
Ну, а если им денег на памперсы не хватает, то тоже бог виноват. (только не политики, потому что их нельзя ругать, за это могут и а-та-та. А бог не может.). 🙂
Кстати, Серёженька, анекдоты я люблю. Но вот беда одна одна есть. Анекдот-то Ваш не указывает возраст грузина-то Вашего. Если ему, положим, лет сорок-пятьдесят, то он ещё мог радоваться. Как говорится, для мужчины (особенно который самомнение имеет) это не возраст (при наличии денег).
А вот если 60-70, да ещё и проблемы с простатой, да ещё и радикулит, да ещё и с зубами проблемы, то увы… Слабый он кавалер. Тут танцевать нечего. Нет у него повода для радости.
Кстати вспомнил. Это все же Маршак. Только не дама с багажом, а рассеянный с улицы Бассейной (Ныне — Некрасова, а не та, что сейчас Бассейная у парка Победы)
Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Вот оно откуда прицепилось, но н зря. Я понял — без этого анамнез будет неполный 🙂
Но Вы же не Маршак?
И ещё меня удивляет странное несоответствие образов и возраста. Мне вот такие образы сов.-детские что-то не лезут в голову.
Увы. не Маршак. В свое оправдание скажу только, что и он — не Чинаров 🙂
Классно. Но тоже вагоны-перроны сначала показались лишними. Но если это такой намёк, что у Истины ещё и деменция ко всему вышеперечисленному, то пусть будет 🙂
Кстати, про Бассейную не знала, спасибо. Думала, что рассеянный жил у библиотеки. Вообще, когда переехала в Питер, удивлялась некоторым с детства знакомым вещам: например, как в «Иронии судьбы» героиня, оказывается, так быстренько пробежалась по центру, или как в «Мойдодыре» мальчик нехило разогнался («А она за мной, за мной, по Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, перепрыгнул чрез ограду…»)
Думаю, что Корней Иваныч не виноватый. В логике повествования явно прослеживается: «к ЮСУПОВСКОМУ саду», который недалеко от Сенной площади и привязан к адресу Садовая 54. Но, увы, Юсуповский сад переименовали в «Детский парк Октябрьского района города Ленинграда» почти сразу после переименования самого города. Чуковскому, вероятно, просто настоятельно предложили заменить в стихотворении старое название парка. А ближе, чем Таврический, парка с подходящим размером названия не нашлось. 🙂 А можетон и сам решил.Детвора ведь уже и не знала: что за зверь Юсуповский сад.
Кстати, Садовую тоже переименовали. В улицу 3 июля. Но это название так и не стало общеупотребительным. Уже в 1944 году власть вернула улице прежнее название, заискивая перед ленинградцами, которых бездарное военное и политическое руководство страны заставило пережить жуткие дни блокады.
А вот Сенную площадь переименовали в площадь Мира уже после смерти Сталина — когда из Мойдодыра уже ни словечка нельзя было выкинуть. Так Садовая и Сенная остались в стихотворении. Кстати, помните там «Прямо в Мойку, прямо в Мойку с головою окунут»?. В рамки этой же логики укладывается стремление героя бежать с Садовой через ограду Юсуповского сада — перпендикулярно Мойке, подальш от нее. Ведь Мойка течет почти параллельно Садовой улице и достаточно недалеко (метров 600 если идти по Гороховой). Проще, конечно, окунуть грязнулю в Грибанал (канал Грибоедова). но уж очень он всегда был в Ленинграде грязный … и название слишком уж длинное 🙂
ПРИМЕЧАНИЕ: я в тех местах года два бродил курьером (из офиса на Садовой же, рядом с Суворовским училищем,т.е.Воронцовским дворцом), поэтому мне эти маршруты хорошо знакомы и я очень живо могу себе представить побег героя от мочалки ( при условии, конечно, что сад Юсуповский)
Спасибо, Сергей, опять же очень интересно. Вы, конечно, наверняка правы насчёт Юсуповского сада, очень уж Таврический далеко и не к месту. Сама бы я не догадалась ни за что про переименование. Сейчас можно было бы Юсуповский обратно в текст вернуть 🙂
Из песни слова не выкинуть. Тем более, без автора. Ну и опять же, когда я был крайне дитя, меня такие тонкости не волновали. Тем более от Сенной до Таврического километра около 4км — не так уж нереально. А для всей страны Таврический сад — один из главных символов города, как и Сенная площадь. А вот Юсуповский — увы малознаком россиянам
«у Истины ещё и деменция ко всему вышеперечисленному»
Ой, смеюсь не могу…
Слово красивое деточка услышала и суёт куда ни попадя:
Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
«У ИСТИНЫ деменция НА» 🙂
Вы опять все верно поняли. Как и Аля. Именно. У истины,приобретенной в юности, по мере старения самого приобретателя проявляется «стойкое снижение познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и невозможностью приобретения новых.»…. На благородном языке это явление носит красивое имя «консерватизм»
А вот и нет. Знания — это одно как раз, а социальный опыт — другое. Его специально приобретать не нужно. Он сам приобретается в процессе жизни. И, кстати, Ваш ЛГ просит избавить его от истин. Что-то в этом есть, потому что с каждым возрастом открываешь новую истину. А деменция — слово тут просто ни к месту. Она, видно, хотела сказать типа: изжога.
Потому что: «ко всему вышеперечисленному…» 🙂 Ко-ко-ко…
Во-первых, истина — это не совсем знания. Это догма, составленная на основе знаний. Знания накапливаются и переходят в новое качество. А истина стоит на месте … или теряется, как в моем стихо. Она у меня — существо одушевленное. И потому деменция здесь самый верный термин, применимый к ОДУШЕВЛЕННОМУ существу. если б мне это слово пришло на ум раньше, не непременно оказалось бы в сихотворении. Особенно в том значениии, которое именно вы предоставили: неспособность накапливать знания. Вот мы знаем из геометрии Евклида, что две параллельные прямыеНИКОГДА не пересекутся. Но появились вдруг Риман, Лобачевский, еще несколько математиков, «потерявших» евклидову истину. И оказалось — в определенных условиях пересекаются таки. Появился Эйнштейн,потерявший истины Ньютона. И, собственно, если б у этих ребят не потерялись истины, МЕШАЮЩИЕ накоплению знаний,человечество так и осталось бы сейчас не только без компов но и без телевизоров.
Я, конечно, когда писал, имел в виду не такие высокие уровни, а нормальные бытовое. Но принцип то тот же. И ЛГ просит вовсе не о том, чтобы НЕ ОТКРЫВАТЬ истины. А о том, чтобы НЕ ВОЗВРАЩАТЬ. Потому что частенько бывают рецидивы, когда хочется вернуться не к истинному, а просто к привычному. Тому, что сопровождало десятилетиями. Вплоть до такой ерунды, что рыбу перед жаркой надо, якобы, обваливать в муке и никак иначе. А я вот давно выяснил, что в обвалянная в панировочных сухарях, она гораздо вкуснее. И сейчас допускаю что есть и еще более интересные варианты. А когда-то — не допускал. Потому что мама научила: рыбу жарят именно так. И других вариантов ни в жизни, ни в кулинарных книгах просто не встречал — истина-с в последней инстанции.Или деменция всего обывательского человечества в области жарки рыбы?
Вот я говорю, что истина — это не знания.Вы читаете невнимательно.
ИСТИНА равна социальному опыту? Ну-ну.
Ну и — только сейчас в голову пришло — вопрос еще в поименовании личностей. То-есть Юсуповсий сад — князя Юсупова. А Таврический именует всего лишь наш советский Крым.
Ребята, я так далёк от поэзии, и т. д., но, поскольку я немного знаком с творчеством Сергея Чинарова и почитав комменты, я был приятно удивлён!
Оказывается, у нас есть умные, начитанные, приятные в общении, разносторонние и добрые люди, которые открыли мне глаза! Я, да не окручинится мой однокашник, как-то аллюром пробежался по его стихам, теперь с удовольствием прочту всё, что он выставил на «дуэлит» вместе с комментами, которые смахивают на врачебные заключения с рекомендациями для последующего лечения и пожеланиями непременного выздоровления аппонента, забавно, но это дало толчок, для возбуждения моего интереса к данной теме, извините, запутался от восторга!
На минуточку ОПпонента