И не только жить — герою, только схватывая ту самую нить, хочется еще думать , чувствовать, любить, свершать открытья. А иначе типа никак. Остается диван и пивасик. А думать надо бы начинать раньше — не схватывая нить (когда-нибудь) а уже приступая к изложению своих хотелок.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
И вот тут ЛГ обнажает свою хрустальную мечту. Не в космос лететь, не котлеты без хлеба кушать — только написать восемь (почему лишь восемь?) строк о свойствах страсти, и тут же из этого малого, прямо скажем, количества строк вывести ее закон (Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.) и начало.( в данном контексте — причину). И с чего вдруг энтая самая страсть возникает между двумя разными полами одного биологического вида — это ведь никто до сих пор не допер.
Но сама страсть в его представлении что-то очень убогое (прочтите перечень свойств у поэта). Напоминаю: Свойство — это отличительная особенность, черта, характерный признак Хотите знать характерные признаки страсти — поэт их вам выложил на блюдечке. Оказывается, если вас в час пик в троллейбусе нечаянно впопыхах локтем или ладонью задели — это таки оно. Самое свойство, то есть, страсти. Характерные признаки вовсе не переполненного троллейбуса, а чего — вы уж прямо в транспорте должны понять и оценить. Ну, беззаконья, грехи, бега, погони — это вообще сумбурное перечисление, вряд ли главных из свойств. И вряд ли соответствующих нечаянностям впопыхах..
А то представьте себе — ваш возлюбленный бежит за вами, бежит. Через весь Невский, гонится значица. Для того чтоб вас потом нечаянно впопыхах локотком задеть … и дальше побежать. Ничего не попишешь — страсть в самую патоку. Но дальше уже конкретика. «Повторял ее (страсти — С.Ч.) имен инициалы (опять от слова «бы»)».
Тут все понятно. Страсть, разумеется, конкретизируется в женщинах. Которых ХОЧЕТСЯ завести. А инициалы — чтоб мама не догадалась. «Сынок, это что за А. А.?» А это, мамочка, новый начальник моего отдела, Анна…дрей Александровна. Ой, -вич.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Итак: разбивал бы стихи как сад. Это из восьми то строк? Или как? Но допустим, что эти восемь строчек о свойствах страсти получились бы неимоверно длинные. Страсть, она такая. Коварная. НО вдруг сад почему -то начался с липовой аллеи. Впрочем, ладно. Как правило, мы воспринимаем сад непременно с прилагательным «фруктовый». Но вообще, это просто участок земли , засаженный деревьями. Хоть бы и липами. Но!!! Дальше там, вдруг, возникают луга, осока, сенокос.
Луга — и сенокос — вообще оказываются не при делах они вне любого сада. Места для них нет. А осока (в небольших количествах) — только если есть наличие пруда с заболоченным берегом — то есть сад перешел (количество в качество) в категорию парка, что ли. Кстати, парке и липовая аллея к месту. А просто в «обычном» саду может и не получиться «подряд, гуськом, в затылок» В парке пространства, как правило, хватает. Но не на восемь же строк.
Прочитала. Текст получился неожиданно ироничным и довольно жестким — будто Сергей с удовольствием разбирает стихотворение «по косточкам», не давая ни единого шанса на оправдание. Я тоже не раз задумывалась о том, насколько порой «великие» строки обманывают нас звучностью и ритмом, маскируя смысловую сумбурность. Но ведь у Пастернака есть это магическое свойство — даже, на первый взгляд, не самое логичное звучит глубоко и трогает душу. Может, в этом и есть его особая поэтическая сила?
Скорее у Дорониной сила. И у иных, кто его декламировал. Скажите честно: вы сами то зачитывались стихами Пастернака?
Да, Сергей, зачитывалась. Обожаю «Никого не будет в доме», — это просто невероятное стихотворение. А «Мело, мело по всей земле»? «Достать чернил и плакать»? «Быть знаменитым»…. непринятое вами «Во всем мне хочется дойти»…
Пастернак — поэт сложный, многослойный, и, возможно, не всегда понятный с первого прочтения. Но именно эта неоднозначность и есть его сила. Он пишет не просто стихи, а живые тексты, в которых чувства и мысли переплетаются, порой нарушая стройность и логику. Но ведь это тоже часть жизни, не так ли?
Вот эту «часть жизни» я и разобрал по деталям. Но не хотел, честно. Мила заставила. Не потому что пожалел Бориса Леонидовича. Но три никому не нужных страницы сочинять очень уж в ломы. А вот «свеча горела на столе» — это вообще о чем? О чем-нибудь или так, типа колыбельная? Для песни, исполненной талантливой певицей под надзором еще более талантливого кинорежиссера — годится. А просто почитать? НУ свеча горела на столе.. и — что?
Это часть жизни ПАСТЕРНАКА.Нм, плебеям не понять, потому что такой жизни попросту не дано.
А «никого не будет в доме»? Там развязка конкретная
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
а дальше мне знакомо, да. Я жил в Уссурийске и работал в театре КДВО. А жил в такой весьма холодной хате. Отопление от кочегарки. Но его мало. Батарея как в хрущевки, а комната и большая и до потолка метров шесть. Остальные удобства — колонка и прочие радости жизни — на улице.
С театром и уехал на гастроли. Возвращаюсь с окраины города пешком. Машина наша сломалась, а мороз за 25, и перчатки я в машине забыл, а в коченеющих руках гитара. В общем, тот еще сюр. Но захожу — и сразу ныряю под ватное одеяло — согреться. А там вдруг меня ждет моя любимая. укрывшаяся с головой Для сюрприза За день до моего возвращения приехала и всё ждала. Так что сюрприз более чем удался. Да, это было счастье. Громадное счастье — не передать. Но вовсе не тот примитив, что описан Пастернаком
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Это поэзия высокого уровня. Всё это стихотворение — поэзия высокого уровня. Нет, не так. Это квинтэссенция поэзии высокого уровня. ))
И если вы этого не понимаете, не чувствуете… значит, есть куда расти. )
С этим почти согласен. Пробежит вторженья дрожь, это да, образ удался. Только, к сожалению, поэт уже предварил: «Никого не будет в доме, кроме сумерек»
Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин..
И кто же оценит эту вторженья дрожь? Ведь в доме НИКОГО!!!
Вообще то проемов гардин обычно больше, чем один. Если, конечно, не хрущоба. Но о хрущобах поэт и ведать не ведал. Так что как минимум, в ДВУХ сквозных проемах. Нет? А это?
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк МАХОВОЙ.
Это уже , извините, не снегопад. Это или в снежки дети играют или крышу дворники лениво чистят, сбрасывая ком за комом. Потому что комья снегопада, падающие «на мах» — это, извините, из мира театра абсурда. Но посторонние отпадают. ведь
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
Ну а последняя строфа, как обычно у Пастернака, беспомощна и скомкана. Особенно по контрасту с замечательной (признаю) предпоследней.
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Вам бы понравится комплимент? Вы тут готовились, любимое платье надели. Еще, небось, и дорогую для вас нитку жемчуга нацепили. А вам: что то ты такая, как будто в хлопья одета. Кстати, тут еще вопрос остается. Снег то в данном тексте — из тяжелых комьев, летящих вмах. А хлопья это что? Пушистые комочки чего либо. Может геркулес. Может сушеный картофель (бывала раньше во времена Пастернака такая гадость. Доводилось пробовать в дошкольничестве. Сейчас научились выпускать — более-менее прилично на вкус.
Еще слово «впрямь» умилило. Легко заменяемое. Тем более это странно: гляжу, гляжу — из тех ли ты материй? Не из тех? Но решил, что ВПРЯМЬ из тех, наконец. Тогда и встал навстречу поздороваться. Но вопрос даже не в том.
Это развязка или где? Ты появишься из двери — да, несомненно, начало развязки. Но этим все и заканчивается. Дальше привесок — как у опытного мясника. Хорошая вырезка, но к ней полвеса каких то хрящей с салом. Не хочешь — не бери.
Ну а со словом квинтэссенция. Поосторожнее. В словарном плане русского современного языка это всего лишь «Самое главное, самое существенное; основа, СУТЬ ЧЕГО ЛИБО..» То есть то самое , до чего мечтал дойти герой Пастернака. Именно до квинтэссенции. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте et cetera.
Впрочем в обиходе (внесловарно) это слово продолжает иметь еще одно значение: «сильнейший экстракт». Вы это, похоже, и имели в виду. Но и здесь осторожней. Вам доводилось нюхать прямо из флакона, нос к горлышку, розовое масло.? Тот самый экстракт запаха розы, квинтэссенция. Пахнет довольно мерзко. А слегка капелюшечкой помажьте палец, да отнесите подальше от носа — вот завах розы и проявился. Так что и в этом значении квинтэссенция вовсе не комплимент
да, а
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
это о каких местах О какой-нибудь Турции, что ли? Предупреждать надо. Да , но грачи прилетели — это ж чисто наше, саврасовское. Но только прилетают они 17 марта. Не хотят в феврале лететь подлые. А первая строка, извините, просится прямо на пародию. Что-то типа, достать горчиц и плакать над бифштексом.
Пастернак хрущевки вполне застал, он умер в 1960-м, а первые такие появились в конце 50-х, сначала в качестве эксперимента. Другое дело, что стихотворение написано задолго до 1960-го года.
Сушеную картошку ел мой отец в армии — в мешках она была, курсантом он ее разгружал, находясь в наряде. Что говорил про нее? Она, когда долго лежит, покрывается какой-то слизью, тогда ее или выбрасывают, или скорее варят — солдат не собака, все с’ест. Вареная она представляет собой бесформеннную массу неопределенного цвета с напрочь отсутствующим вкусом и мерзким ощущением чего-то скользкого во рту. Так как-то
Правильно говорил. А на Сахалине во второй половине 50-х она была частым гостем — сахалинской еще не было и завезти неоткуда. Это уже в 70 Вьетнам для военторгов Сахалина научился картоху растить. Но были еще т. н хлопья — та же сухая картошка, только еще гаже.
А хрущобы Пастернака не волновали. В начале 50-х они еще были просторные и окон много. Но и тогда Пастернак уже прочно жил в Переделкино и на новостройках не показывался. Кстати, я не рассказывал о тех ранних хрущобах? Приятель в Москве пригласил меня домой. А там интересно. Первый подъезд зачинали еще при Сталине. Там чин-чином козырек, лепнина на нем чуть ли не с гербами, по стенам пилястры с капителями, и сами квартиры поширше. На одну лестничную площадку — по две. Второй подъезд строили при Маленкове. Лепнины, понятно, нет, но добротный такой козырек с бетонными колонами поддержки, по стенам декоративные пилястры (без капителей но все же) а квартир по три на этаж.
Третий подъезд строили уже при Хрушеве. Там пилястр уже нет, козырек малюпусенький над входом и опора — простые швеллеры. Квартир — по 4 на площадку. Последний же подъезд пристраивали при Брежневе. Все почти как при Хрущеве (больше квартир в этаж не втиснешь). Но зато никаких там вам козырьков над подъездами, сукины дети. Ишь, разбаловались.