Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: неразговорчивый, лицо суровое, длинноволосый, бородатый…
— «Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!»
При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому:
— Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей?
И первое слово пришедшего:
— Для удаления от мира, честной отец.
— Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья — примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители.
Принимая монашеский постриг скажут:
— Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь!
Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же – иноком (полумонахом).
Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение.
Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (полиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом».
Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой — и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, — всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус — дать невозвратные обеты.
Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания).
«Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не много словить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью»… (Святой Василий Великий)
Разговоры и чтение — только на православную тему.
Уйти из монастыря совсем он может в любое время.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный.
Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги.
В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков – 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно — 60 процентов.
В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников.