Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Давайте определим возраст нашего ЛГ. По-моему — вполне зрелый человек. Не мальчик, но муж. Что то такое типа престарелого юноши Жени Лукашина из «Иронии судьбы», живущего при мамочке. И вдруг «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Не стремлюсь, не стараюсь. Просто, как Обломов, лежу на диване в обнимку с пивасиком и вдруг захотелось. Дойти то есть. Не, не до унитаза. До сути, ага. В работе (и там только лишь «хочется» пока и плевать, что квалификация при таком подходе ниже плинтуса), в поисках пути (то есть путь совсем не определил, сперва надо похотеть под пивасик, потом таки надо дойти до сути самих поисков, потом приступим непосредственно к поискам — где-нить на пенсии.
Напомню, по словарю суть -это самое главное, существенное в ком-либо, чем-либо. Вот похочу-похочу, потом таки может и дойду до самого существенного в поисках пути, а там и решу — оно мне надо?). В сердечной смуте. ( то есть и здесь не беру в голову — только вот ХОЧЕТСЯ поискать суть, САМОЕ СУЩЕСТВЕННОЕ — с чего вдруг ретивое зашевелилось. Пока не ищу. Пока только ХОЧЕТСЯ. Ну тоже к пенсии до сути дойду (возможно) — тогда женюсь. А может просто перехочу энтую суть искать. Давайте отведаем следующие 4 строки.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
О как! Герою только чего тут не хочется. А причина прошедших дней всего лишь в том , что его папа с мамой родили — и пошли один за другим прошедшие дни — с сущностью ли, без сущности — всяко наверно бывало.
А может ЛГ после второй банки пива заинтересовала мировая история? Вот в ее СУЩНОСТЬ он возмечтал проникнуть? Так надо тогда всего лишь для начала обложиться не пивом, а книгами по истории. И хотя задача для любого гения неподъемная, можно вместо «хочется», уже написать «пытаюсь», что ли.
А то как у первоклассника. «Хочу быть космонавтом, пожарным, историком. А еще поваром, чтоб всегда котлеты без хлеба есть». Ну дальше я уже писал. До корней или до сердцевины? Даже у сельдерея эти штуки совершенно разные и на вкус и на запах. А может до всего сразу — и много? А почему тогда ЛГ заболонь проигнорировал? Чем она его обидела? Прямо в сердцевину целит, как в саговую пальму. Или имеется в виду лишь сущность прошедших дней Именно до их корней хочется дойти Обломову? Ну что ж, хотеть не вредно.
В общем хочется ЛГ куча совершенно случайных и сумбурных перечислений. Как говаривал в студенчестве мой приятель. Хочется чего-нибудь этакого — из ряда вон. То ли человечинки поесть, то ли на люстре покачаться, то ли теормех экстерном сдать.
Тут еще такой эффект возникает. Когда сам декламируешь — вроде бы ничего и зрители тоже аплодируют (бывало такое) А вот когда перед глазами текст, тут магия звука действовать перестает и сумбур так и предстает сумбуром. Я, кстати, откопал — отчего это стихо вдруг «пошло в массы» В довольно средненьком фильме «Ольга Сергеевна» в 1975 годе его продекламировала великолепная актриса Татьяна Доронина. Фильм почти сразу забылся. А стихо вот на слуху долго оставалось.
Ну что? Поехали дальше?
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Конструктивно — это перечисления того же самого. Дойти до сердцевины и тогда, схватывая нить, начать наконец то жить. Ну, вообще-то первые две строки — это лозунг провинциального новостийщика. А вообще то ни о чем. Нить судеб, это что? Двести сорок поросят и все на ниточках висят? Или нить, которую Парки обрезают по мере надобности. Ну с событиями ясно — для вечернего выпуска новостей. А с судьбами как быть? Что там герой схватывает? Ладно, не в буквальном смысле — определяет, познает? Энкаведешник какой-то.
Но ведь без этого герой прямо жить не может. Такое сильное беспокойство за нити испытывает — прямо кушать не может — как герой Мкртчана в «Мимино».
Прочитала. Текст получился неожиданно ироничным и довольно жестким — будто Сергей с удовольствием разбирает стихотворение «по косточкам», не давая ни единого шанса на оправдание. Я тоже не раз задумывалась о том, насколько порой «великие» строки обманывают нас звучностью и ритмом, маскируя смысловую сумбурность. Но ведь у Пастернака есть это магическое свойство — даже, на первый взгляд, не самое логичное звучит глубоко и трогает душу. Может, в этом и есть его особая поэтическая сила?
Скорее у Дорониной сила. И у иных, кто его декламировал. Скажите честно: вы сами то зачитывались стихами Пастернака?
Да, Сергей, зачитывалась. Обожаю «Никого не будет в доме», — это просто невероятное стихотворение. А «Мело, мело по всей земле»? «Достать чернил и плакать»? «Быть знаменитым»…. непринятое вами «Во всем мне хочется дойти»…
Пастернак — поэт сложный, многослойный, и, возможно, не всегда понятный с первого прочтения. Но именно эта неоднозначность и есть его сила. Он пишет не просто стихи, а живые тексты, в которых чувства и мысли переплетаются, порой нарушая стройность и логику. Но ведь это тоже часть жизни, не так ли?
Вот эту «часть жизни» я и разобрал по деталям. Но не хотел, честно. Мила заставила. Не потому что пожалел Бориса Леонидовича. Но три никому не нужных страницы сочинять очень уж в ломы. А вот «свеча горела на столе» — это вообще о чем? О чем-нибудь или так, типа колыбельная? Для песни, исполненной талантливой певицей под надзором еще более талантливого кинорежиссера — годится. А просто почитать? НУ свеча горела на столе.. и — что?
Это часть жизни ПАСТЕРНАКА.Нм, плебеям не понять, потому что такой жизни попросту не дано.
А «никого не будет в доме»? Там развязка конкретная
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
а дальше мне знакомо, да. Я жил в Уссурийске и работал в театре КДВО. А жил в такой весьма холодной хате. Отопление от кочегарки. Но его мало. Батарея как в хрущевки, а комната и большая и до потолка метров шесть. Остальные удобства — колонка и прочие радости жизни — на улице.
С театром и уехал на гастроли. Возвращаюсь с окраины города пешком. Машина наша сломалась, а мороз за 25, и перчатки я в машине забыл, а в коченеющих руках гитара. В общем, тот еще сюр. Но захожу — и сразу ныряю под ватное одеяло — согреться. А там вдруг меня ждет моя любимая. укрывшаяся с головой Для сюрприза За день до моего возвращения приехала и всё ждала. Так что сюрприз более чем удался. Да, это было счастье. Громадное счастье — не передать. Но вовсе не тот примитив, что описан Пастернаком
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Это поэзия высокого уровня. Всё это стихотворение — поэзия высокого уровня. Нет, не так. Это квинтэссенция поэзии высокого уровня. ))
И если вы этого не понимаете, не чувствуете… значит, есть куда расти. )
С этим почти согласен. Пробежит вторженья дрожь, это да, образ удался. Только, к сожалению, поэт уже предварил: «Никого не будет в доме, кроме сумерек»
Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин..
И кто же оценит эту вторженья дрожь? Ведь в доме НИКОГО!!!
Вообще то проемов гардин обычно больше, чем один. Если, конечно, не хрущоба. Но о хрущобах поэт и ведать не ведал. Так что как минимум, в ДВУХ сквозных проемах. Нет? А это?
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк МАХОВОЙ.
Это уже , извините, не снегопад. Это или в снежки дети играют или крышу дворники лениво чистят, сбрасывая ком за комом. Потому что комья снегопада, падающие «на мах» — это, извините, из мира театра абсурда. Но посторонние отпадают. ведь
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
Ну а последняя строфа, как обычно у Пастернака, беспомощна и скомкана. Особенно по контрасту с замечательной (признаю) предпоследней.
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Вам бы понравится комплимент? Вы тут готовились, любимое платье надели. Еще, небось, и дорогую для вас нитку жемчуга нацепили. А вам: что то ты такая, как будто в хлопья одета. Кстати, тут еще вопрос остается. Снег то в данном тексте — из тяжелых комьев, летящих вмах. А хлопья это что? Пушистые комочки чего либо. Может геркулес. Может сушеный картофель (бывала раньше во времена Пастернака такая гадость. Доводилось пробовать в дошкольничестве. Сейчас научились выпускать — более-менее прилично на вкус.
Еще слово «впрямь» умилило. Легко заменяемое. Тем более это странно: гляжу, гляжу — из тех ли ты материй? Не из тех? Но решил, что ВПРЯМЬ из тех, наконец. Тогда и встал навстречу поздороваться. Но вопрос даже не в том.
Это развязка или где? Ты появишься из двери — да, несомненно, начало развязки. Но этим все и заканчивается. Дальше привесок — как у опытного мясника. Хорошая вырезка, но к ней полвеса каких то хрящей с салом. Не хочешь — не бери.
Ну а со словом квинтэссенция. Поосторожнее. В словарном плане русского современного языка это всего лишь «Самое главное, самое существенное; основа, СУТЬ ЧЕГО ЛИБО..» То есть то самое , до чего мечтал дойти герой Пастернака. Именно до квинтэссенции. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте et cetera.
Впрочем в обиходе (внесловарно) это слово продолжает иметь еще одно значение: «сильнейший экстракт». Вы это, похоже, и имели в виду. Но и здесь осторожней. Вам доводилось нюхать прямо из флакона, нос к горлышку, розовое масло.? Тот самый экстракт запаха розы, квинтэссенция. Пахнет довольно мерзко. А слегка капелюшечкой помажьте палец, да отнесите подальше от носа — вот завах розы и проявился. Так что и в этом значении квинтэссенция вовсе не комплимент
да, а
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
это о каких местах О какой-нибудь Турции, что ли? Предупреждать надо. Да , но грачи прилетели — это ж чисто наше, саврасовское. Но только прилетают они 17 марта. Не хотят в феврале лететь подлые. А первая строка, извините, просится прямо на пародию. Что-то типа, достать горчиц и плакать над бифштексом.
Пастернак хрущевки вполне застал, он умер в 1960-м, а первые такие появились в конце 50-х, сначала в качестве эксперимента. Другое дело, что стихотворение написано задолго до 1960-го года.
Сушеную картошку ел мой отец в армии — в мешках она была, курсантом он ее разгружал, находясь в наряде. Что говорил про нее? Она, когда долго лежит, покрывается какой-то слизью, тогда ее или выбрасывают, или скорее варят — солдат не собака, все с’ест. Вареная она представляет собой бесформеннную массу неопределенного цвета с напрочь отсутствующим вкусом и мерзким ощущением чего-то скользкого во рту. Так как-то
Правильно говорил. А на Сахалине во второй половине 50-х она была частым гостем — сахалинской еще не было и завезти неоткуда. Это уже в 70 Вьетнам для военторгов Сахалина научился картоху растить. Но были еще т. н хлопья — та же сухая картошка, только еще гаже.
А хрущобы Пастернака не волновали. В начале 50-х они еще были просторные и окон много. Но и тогда Пастернак уже прочно жил в Переделкино и на новостройках не показывался. Кстати, я не рассказывал о тех ранних хрущобах? Приятель в Москве пригласил меня домой. А там интересно. Первый подъезд зачинали еще при Сталине. Там чин-чином козырек, лепнина на нем чуть ли не с гербами, по стенам пилястры с капителями, и сами квартиры поширше. На одну лестничную площадку — по две. Второй подъезд строили при Маленкове. Лепнины, понятно, нет, но добротный такой козырек с бетонными колонами поддержки, по стенам декоративные пилястры (без капителей но все же) а квартир по три на этаж.
Третий подъезд строили уже при Хрушеве. Там пилястр уже нет, козырек малюпусенький над входом и опора — простые швеллеры. Квартир — по 4 на площадку. Последний же подъезд пристраивали при Брежневе. Все почти как при Хрущеве (больше квартир в этаж не втиснешь). Но зато никаких там вам козырьков над подъездами, сукины дети. Ишь, разбаловались.