Все – от мала и до велика –
Называли Настасью тётой*.
Хоть казалась старуха тихой,
Но кипела в руках работа.
Ей любое дело посильно –
А мала, худа, вся в морщинах.
Говорила: «Да я двужильна,
Покрепчай любого мужчины.
Не смотрите, что я старуха!»
А с замужеством не сложилось,
Прожила всю жизнь вековухой
И с чужими детьми водилась.
Поначалу нянчила брата,
А потом – его деток и внуков.
«Я на внуков порат** богата», –
Говорила другим старухам.
Рдели щёки её от счастья?
Голова от любви шла кругом? –
Мы не знали. Была Настасья
Старой тётой и лучшим другом.
Раскраснеется на гулянье,
(Хоть вина не пила нисколько)
Всё жалеет меньшого – Саню:
«Проводить бы в школу мальчонку!»
И успела, и проводила.
Собрала узелочек «смёртный»:
«А пойдёте как на могилу –
Принесите мне хлеба корку».
Умерла она на работе:
В светлый полдень межу косила.
Там её и нашли – в осоте.
«С ног да в гроб», – деревня судила.
Я приду на могильный холмик,
Принесу с собой ломоть хлеба:
— Как просила – я, тёта, помню.
Ты теперь там нянькой на небе?
Твой любимый внучонок Саня
Улетел за полярной ночью.
Там погреешься только в бане,
Там морошка зреет на кочках.
Ищет всё свою птицу счастья.
Я ему: «Не звонишь, не пишешь!»
Он приедет домой, Настасья.
Он придёт на могилку, слышишь?
*тёта (диал., север.) – тётя
**порат( -о) (диал., север.) – очень.
Прослушать в исполнении Олега Чабана: Тёта (стихи Ирины Кемаковой, муз. Евгении Крехалёвой)
Просто и хоорошо. Тронуло. Получилось чисто и искренне без пафоса и фальши.
Спасибо, Сергей, рада, что Вам понравилось! Захотелось рассказать о дедовой сестре, Настасье Ивановне. У меня есть одна-единственная фотография, где она со своим воспитанником Саньком (моим двоюродным братом).Тёта, худенькая деревенская старушка в темной кофте, сидит на фоне растянутой «для фона» белой простыни, а к ней прижимается мальчишечка в матросском костюмчике — Санька.
Можент потому так здорово получилось, что не надо было ничего выдумывать-изобретать. Однако с сюжетом вы справились безукоризненно
Смущало немного, что длинновато. Потом подумала, что ведь о целой человеческой жизни рассказываю.
Всему своя мера. Льщу себя надеждой, что и мои упреки за неоправданную экономию строк сработали 😀
Спасибо, Сергей! Да, это благодаря Вам всё — не льщу и не подлизываюсь.
Ну-ну. А ваш талант вовсе ни при чем. Я уже говорил: техника дело наживное.
Знаете, а стало легче. Как-то даже удовольствие получаю от процесса. Только вот чувствую — потолок. Не поняла, правда, — пока или вообще. Может, сильная эмоциональная нагрузка так действует.
Ириночка, вы опять гоните гусей. Почти невозможно в два дня написать два стихотворения уровня тёты. А бывает — даже у пушкиных — что и на целый сезон выдыхаешься. Понятно человеческое желание — повиторить успех. Но, увы, для поэта это чаще прохоже на желание пьяницы повторить эйфорию от перворй выпитой дозы…. а она так и не повторяется, потому что эту эйфорию дает водка, принятая исключительно трезвым организмом. И вывод тот же: чтобы вновь испытать эйфорию, надо, как минимум, протрезветь. Иначе — надо, чьтобы времени прошло достаточно. А иначе никак. Вам надо ВЫТРЯХНУТЬ предыдущее стихотворение из головы, чтобы оно не довлело над очередным
И чем сильнее стихотворение, тем, понятно, его труднее вытряхнуть. Всякие не стоящие потрепушки можно писать для разгона и поддержания формы. А серьезного уже не напише\шь, пока не орсвободишься от прежнего.
Как хорошо Вы написали — мудро.
Спасибо за такой трогающий за душу стих, Ирина! Да, просто и очень хорошо!
Александр, спасибо за тёплые слова и оценку! Мне очень приятно.
Хороший стих, Ирина, но то ли я не углядела чего-то, то ли и правда местами рифмы ускакали.
Спасибо, Анастасия! Да, кое-где коряво. Думаете, стоит поработать?
Ну подумать точно стоит. А насчет длины — как раз.
Я бы не трогал. Вот через год — такой я вам срок назначаю — достанете прочитаете и решите — что дальше делать. А пока только испортите. Скажите, вам не знаком эффект: когда очень долго рассуждаешь над одной и той же фразой — она начинает казаться ужасно безграммотной и вообще не русской. Потому что чем дальше, тем сильней глаз приглядывается к любым дефектам и рассматривает полированную поверхность ккк бы в микроскоп, видя малейших дефектных инфузорий, но теряя ощущение целого. Со стихами ладно. А художники так, бывае, какртины портят безвозвратно исправлениями. Все видится на расстоянии. Сейчас стихотворение имеет совершенно достойный вид, за него на любом уровне не стыдно. Причин для жэкстренных мероприятий нет. Пусть полежит.А через год вспомнитен Настины слова и оцените иъх совершенно свежим взглядом.
Да, наверное, я так и сделаю. Тем более, что вот пока не чувствую острой необходимости в стихотворении что-то править.
А про эффект, о котором Вы пишете: я вчера до того доработала со стихом. что полезла в словарь узнать, есть ли фразеологизм «работа горит». Столько раз прочитала, что строка «горела в руках работа» показалась «нерусской».
Очень хорошо.
«Внучонок» только несколько напрягает… «волчонком» резонирует…
Спасибо, Олег! Может, «А внучок твой любимый, Саня,»?
Да меня, вроде как, переубедили, Ирина. Мила. Так что, если и Вам — нормально, то и нехай будет внучонок. …А, вообще, откуда у Вас это слово? У вас там, в ваших краях его применяют?
Словарь Ефремовой:
Значение слова внучонок
Ударение: внучо́нок
м. разг.
Уменьшительное к существительному: внук.
Ласкательное к существительному: внук.
Заметь, не вульгаризм, не диалектизм — всего лишь помета «разг.» — разговорное
Да с этим уже разобрались. Сейчас пытаемся разобраться с седьмой строфой:
И успела, и проводила.
Собрала узелочек «смёртный»:
«А пойдёте как на могилу –
Принесите мне хлеба корку».
Точнее с рифмой «смёртный»-корку. Ну и непосредственно с самим словом «смёртный». Есть соображения по этому поводу?
Олег, я ничего лучше не придумала. А «смёртный узелок» — одежда в гроб. Да, еще забыла Вам написать ВКонтакте: ПорАт — да, у нас тут вологодское оканье.
Ирина, что такое «смертный узелок» я знаю) А вот что такое «смЁртный? Но если у вас так и произносят, то вопрос отпадает.
Да, говорят «смЁртный», Олег. Мои бабуля с дедом говорили, вернее, сейчас, наверное, не услышишь: смЁртный, грЁм, вечЁршный, трЁска, хрЁбтина и т.д.
А ниче б я вас за отсутствие рифмы тут же бы избранил. По рифме и понятно.Не самая лучшая, ноо здесь пойдет. Смерть она вообще штука неказистая, неуклюжая. О ней гладенько писать как-то по ёрнически получается
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. Появление Ё и переход в нее части «ятей»,возникших на месте «юсов» — целый пласт исторической грамматики. Я уже совсем смутно помню. А коглда то любил. Преподавательница была очень уж яркая — увлеченная сама, как факел зажигала
А наша как-то не зажгла. У меня в вузовском дипломе две отметки «хорошо» — одна из них как раз по исторической грамматике. Ничего не помню почти, окромя самых банальных неполногласий.
Я лично так и прочел — с ё. Мы еще долго все буде учится ВО ВСЕХ МЕСТАХ ГДЕ НАДО ё писать
Сергей, так у меня Ё и написано в стихотворении, прочитала в Правилах сайта, чтобы про Ё не забывали.
Вставил аудиозапись стихотворения.
Спасибо, Олег!