Одна из привычек «интеллектуала»
говорить, что попало и кому попало.
* * *
Кумир Востока – Насреддин!
Ему Осел необходим.
И тот в его сарае жил,
надёжным транспортом служил.
Сосед же просит у Хаджи:
«Осла в повозку одолжи!»
Ходжа ответил: «Но Осла
уже соседка забрала».
Не зная то, что люди врут,
Осёл кричит: «Я – тут! Я – тут!»
Сосед застыл, не понимая.
Ходжа ответил, поясняя:
«Тот, что кричит, – Осёл учёный,
причём особо одарённый.
Он гениален – сразу видно,
не работяга – вот обидно.
А вот рабочего Осла
вчера соседка забрала».
Просящий, получив отказ,
сказал: «Как жаль», и скрылся с глаз.
Сосед ушёл. Ходжа еды
Ослу добавил. Для езды,
сев на него, хлыстом плетёным
слегка хлестнул: «Пошёл, учёный!»
Осла ударив по бокам,
он направлялся по делам.
* * *
За науку говорить
было принято платить,
и с того, кто говорлив,
жизнь брала двойной тариф:
за науку как сказать
и за то, как помолчать.
Принято. Оценка эксперта: 18 баллов.
Надежным транспортом служил ..( Это, что его как в армию отправили служить , и Он же не дворецкий Он- осел.)А, вы его чуть ли не податливой кошечкой преподносите ..Четыре раза перечитала, но к чему подвели я лично так и не поняла.
Света, спасибо. Я всё обдумаю.
Евгений, я всегда с большим интересом слежу за Вашими баснями и стихотворениями. То, что вы ставите задачу написать некое нравоучительное произведение, достойно похвалы. Но скажите, пожалуйста, отчего у Вас получается почти всегда не то, что первоначально Вы декларировали? Вот и осел у Вас — вначале записано, что мораль сей басни о неких умниках, что любят почесать языком по поводу и без. Есть такие, не будем отрицать очевидных вещей и указать им свое место тоже часто не мешало бы. Но что следует из текста? Молла Насреддин не дал осла соседу, ссылаясь на то, что его-де уже одолжил соседке. Осел заревел где-то неподалеку, выдал и себя и своего хозяина. Пришлось Насреддину «лепить отмазку» что осел этот — не тот, не рабочий скот, а так, ученый, он к работе негоден. И сосед якобы поверил в это, а Насреддин спокойно продолжил своего осла эксплуатировать. Вопросов масса, и отвечать на них придется Вам, Евгений! Назову лишь некоторые: 1. Зачем в хозяйстве ученый осел? Что он умеет и может? КАК вообще понимать термин «ученый осел»? Говорящий? 2. Может быть, осел (раз ученый) как раз и закричал, чтобы его хозяин не отдал в работу незнакомому лицу (не думаю, что Насреддин умучивал осла непосильной работой, а вот о соседе я такого сказать не могу)? Дальше же у Вас, если не ошибаюсь, Молла сел на осла и поехал! Следовательно, отдавать он его не хотел изначально! Причем тут ослиный крик тогда? 3. Последнее четверостишие как относится к остальному тексту? С каких говорливых какая жизнь брала какой двойной тариф? Можете привести примеры? И т. д. Вот как-то так. Оценивать не буду — ну не соответствует пример заявленной цели! Уж простите)))…
Насколько я понимаю, история про Насреддина — это оригинальный народный анекдот из собрания множества таких историй (у моих родителей был, где-то у мамы лежит наверняка), рассказывающих о находчивости моллы. А мораль, не связанную с анекдотом, Евгений приклеил, чтобы басня получилась.
Это да, притчи о Насреддине хорошо известны на Востоке, и помимо фольклора, стали вполне литературными (например, в дилогии Л. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине» и др.).
Следующая сказка про Ходжу (о предположениях) будет для Вас.
Сказочка- басня о наивности и кругленьких словах.
Пример двойного тарифа – расстрел в сталинские времена за политический анекдот.
Спасибо, Ваше мнение, что сочинение не понравилось, мне к сердцу.
В сталинские времена как раз за анекдот не особо-то расстреливали — больше расстреливали просто так!
Я сгустил краски, не вспоминая средневековье, церковные расколы и пр., когда многое считалось хулой, а собственный язык — плата.
Времена, слава Богу, изменились, но…
Я, собственно, и не сомневался, что Вы легко приведете несколько примеров, иллюстрирующих выражение «Язык мой — враг мой», но как это следует из Вашего стихотворения? Ослов никто не расстреливал за то, что они невпопад кричали — а у вас осел — именно животное, а не образ человека в зверином облике (как у И. А. Крылова например). Поэтому он и воспринимается как бездушная скотина, мало ли по какой причине вздумалось ему закричать? Он понимал человеческий язык и поэтому всё понял и не пожелал идти к соседу?
Да, где -то надо подкорректировать.
Евлампий, получились такие истории.
Кругленькое словечко
(Память о дрессировщике Дурове)
Директор цирка Попугая
за выступление ругает:
«Ты почему и кто таков,
чтоб звать Ослами Ишаков?
Ведь унижать их так публично –
со сцены очень неприлично!
Такие заявления
им портят настроение.
Ты перед ними извинись».
«Они Ослы-ослы-шались!
Виновен разве Остр Ослов,
когда созвучных много слов?»
«Знать надо интеллектуалу,
чтоб говорить кому попало
лишь только круглые словечки —
тарелка, колесо, колечко…»
* * *
За науку говорить
было принято платить,
и с того, кто говорлив,
Жизнь брала двойной тариф:
за науку как сказать
и за то, как помолчать.
Наивный Осёл
Кумир Востока – Насреддин!
Ему Осел необходим,
чтобы тот транспортом служил.
Осёл в сарае старом рядом жил.
Хаим вдруг просит у Ходжи:
«Осла в арбу мне одолжи!»
Ходжа слукавил: «Но Осла
уже соседка забрала».
Осёл не зная, тяжкий труд,
кричит наивно: «Тут! Я – тут!»
Сосед застыл, не понимая.
Ходжа ответил, поясняя:
«Тот, что кричит, – Осёл учёный,
причём особо одарённый.
Он гениален – сразу видно,
не работяга – вот обидно.
А вот рабочего Осла
вчера соседка забрала».
Хаим ушёл. Ходжа еды
Ослу добавил, для езды,
сев на Осла, хлыстом плетёным
Осла хлестнул: «Пошёл, учёный!
Не стоит, миленький, жалеть,
что не узнал чужую плеть»
Осла ударив по бокам,
Хаджа поехал по делам.
Что-то я опять ничего не понял… Каким ослам какой попугай что сказал? Почему это их обидело? И т. д. В исправленном Вами втором стихотворении я, собственно, тех исправлений и не увидел — фабула осталась той же, технически она решена так же — от главного своего принципа (я так и не понял — какого?) Вы в этом стихотворении не отошли. Мораль у Вас заявлена одна, а пишете совсем про другое. Вот как-то так.
Евллампий, спасибо!
Чтобы было красиво,
я буду думать — размышлять
тексты тут же исправлять…