Жизнь — не сон, не сказка. Всему своя череда.
«На златом крыльце сидели»… седели…
Помню, лез с опаской на старый дедов чердак
По ступеням страхов и сновидений.
Настигал жужжащий и жалящий дождь смурной,
И ступни, по лестнице взлёт ускорив,
Наверху с трудом находили проём дверной,
А за ним — спасительную опору.
И, свалившись в сено, мгновенно, едва дыша,
Ощущал теплынь верхового дома,
Ворошил тряпьё, находя неживых мышат,
И иглы цыганской глазок бездонный.
И старинных книг переплёт вызывал восторг:
Целый мир тайком и без всякой цели…
Вот, сберёг за душой какую-то пару строк,
А волшебный сон превратил в бестселлер:
Иглы-пчёлы лезут, колючие, из стогов,
И стоишь растерянно в поле чистом.
Жизнь — не самый лучший исход из всего того,
Что с тобой могло в этих снах случиться.
По порядку. В доме на чердаке сено никогда не хранилось и не хранится а) по причине пожарной безопасности б) неудобства загрузки его туда и выгрузки обратно в) для хранения сена используются специализированные постройки — сенные сараи. Так что где на чердаке ЛГ падал в сено — я не понял.
Подлость поз и масок, привычная чехарда, — Как это утверждение увязано с последующим текстом?
На златом крыльце сидели… седели…
Помнишь, полз с опаской на старый дедов чердак — Обращаетесь сами к себе? Но должен быть вопросительный знак, Вы же спрашиваете кого-то? Или «помню». А то я вот, например, не помню.
Оживлял полы чернового дома, — Это что за дом такой — черновой? Черновик дома? Полы где? — внизу, ЛГ залез куда? на чердак. Ходил по потолку с той стороны и от этого оживали полы? Ни фига себе слонопотам топтался! 🙂
Ворошил тряпьё, находя неживых мышат, — Отчего не живые? Живые лучше бы… А, «живые» в размер не лезут! 🙂
И иглы цыганской зрачок бездонный. — Имеется в виду ушко? И, как зайдешь, сразу на цыганскую иглу натыкаешься? Она настолько большая?
Иглы сами лезут, колючие, из стогов, — Понятно, что сами. А обычно их кто-то подталкивает?
И стоишь растерянно в поле чистом. — Растерянно оттого, что иглы лезут?
Жизнь – не самый лучший исход из всего того,
Что с тобой могло в этих снах случиться. — Смерть всяко лучше! 🙂
Итог: псевдоправдоподобный винегрет из неживых мышат, цыганской иглы (?!), не хранимого на чердаке сена, в котором валяются старинные книги, в которых тайный бессмысленный мир и пара строк. И конец всему этому скучный (но тут уже вкусовщина, естественно).
Увы Вам, Евлампий, эта картинка абсолютно правдивая, из детства. И чердак над летней кухней дедовой, и сено, и в этом сене старые книги, дохлые мышата, цыганские иглы ужасающих размеров… Да там столько всего было! И оживление черных досок полов, когда разгребаешь сухую траву, а они все в прожилках- картинках. Кстати, да, по поводу полов чернового дома, я и сам понимаю, что картинка не видна и не понятна читателю. Я думаю над тем, как расшифровать своё видение этого сказочного детского черновика своего будущего дома. Наверное, «черновой» здесь не совсем удачное определение.
По поводу «иглы сами» — да, согласен. В начальном варианте были «иглы-пчёлы», и там была связь со строкой «Настигал жужжащий и жалящий дождь пчелой». Но как-то эта строка мне совсем не понравилась, вот пчелы и удалились скопом. Возвращаю иглам пчёл.
Володя, тут, наверно, «чердак» — локальное название твоего детства. Вряд ли навес над летней кухней можно назвать чердаком . Оттуда и непонятки.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
чердак
м.
1) а) Помещение между потолком и кровлей дома.
б) Жилое помещение под самой кровлей дома.
2) перен. разг.-сниж. Голова,
Причем чердак- не только помещение, он делается для сохранения в доме тепла — иначе оно будет улетать через крышу, топи-не топи печь.
То-есть это даже не местный диалектизм у тебя. Так дед крытый навес для сена над летней кухней называл. Частное совершенно название.
Верховой дом — как и для Олега, так и для меня, совершенное ни о чем. Верховой дом, это когда слово дом имеет значение «род». (Повесть о доме Тайра). Черновой тоже не прокатило. Думай еще..
Да, Сергей, это всё-таки был, скорее, чердак настоящий, потому что и называли его именно так, и крыша была над ним натуральная. И сама эта летняя кухня была и с печкой, и с диванчиком для деда. И вот чем дольше думаю о том, как ещё охарактеризовать этот чердак через призму своего тогдашнего детского ощущения (а там не было этажности никакой раньше), тем больше мне нравится придуманное мной «верховой дом». Верховой — это просто верхний. Но если посмаковать это, то как раз для пятилетнего пацана именно свой, небесный (верхний) дом. Конечно, буду думать, так как никто, по большому счёту, из читателей не поймёт, что я вкладывал в это слово, но, может быть, если оно останется в моих предпочтениях, я его и оставлю ради себя, любимого, раз уж оно так точно накладывается на мои авторские ощущения.
Вот Тайра в Японии стал ВЕРХОВЫМ домом над остальными домами-кланами. А как синоним слова «верхний» — не катит. Хотя бы потомучто это вообще не дом — в смысле не жилое помещение. Мы в таких пацанами иногда устраивали «штабы» — в старом Южно-Сахалинске полно еще оставалось «японщины» — те дома вобще подчинялись совершенно иной логике и всяких нежилыж и неиспользуемых закутков и каморок было множество даже в домах. в которых еще жили люди. Но это для нас были «штабы». Не дома — мы там жить не пытались.
Ну, вот, к примеру, что говорит твоя любимая Ефремова: ВЕРХОВОЙ:
4. прил.1)
а) Происходящий, движущийся высоко над землей (обычно о ветре, метели и т.п.).
б) Обитающий обычно над землей (о птицах, животных и т.п.).
в) Расположенный на высоком месте.
2) То же, что: верхний (1).
А штабики мы в детстве с пацанами обосновывали в любом боле-мене укрытом закутке, в том числе даже не деревьях умудрялись их устраивать).
верхний
прил.
1) Находящийся, расположенный в верху, на верху, сверху чего-л.
Ты уверен, что правильным будет сочетать это со словом «дом»? Верхний (верховой) сенник — это еще туда-сюда. Но дом?
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
дом
м.
1) а) Жилое здание, строение.
б) перен. разг. Жильцы, проживающие в таком здании.
2) а) Жилое помещение, квартира.
б) Люди, живущие вместе; семья.
в) разг. Хозяйство отдельной семьи.
3) перен. устар. Царствующий род, династия.
4) Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными
отношениями и укладом жизни.
5) Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-л.
исторического лица.
6) Заведение, предприятие.
Понятно что в значении 1 «строение» перечисляется в подбор со зданием к одному и тому же эпитету «жилое». Иначе первая часть толкования абсолютно бессмысленна, либо требует отдельной цифры.
Да, мне кажется, нормально. Нижний дом — дедов, а верхний — дом фантазий и уединения пацана)
Дом не для уединения, дом для жилья.
Сергей, не надо так схематично. Дом сновидений, он может быть и для уединения, а может там живут и те, кого мы и не знаем вовсе 🙂 Например, наши прошлые души.
Ну это уже из иных логик.Почему бы не назвать правый сапог -борделем. Может там эльфы плоть тешат. Понимаешь, вот этот допуск «может» вообще позволячет что угодно назвать чем угодно. Собственно — ты хозяин. Называй конечно что хочешь как хочешь.Но в итоге легко получить поэзию одного читателя — самого себя 🙂
Поэзия одного читателя…:) Мысль интересная. Если удастся написать так, что этот мой читатель одобрит, я буду счастлив. Пока он мне говорит: тренируйся, детка, я жду от тебя чего-то значимого. Дождется ли, это вопрос. Вот и несу ему всё, что он видит,а я пытаюсь пока безуспешно описывать.
Кстати, иглы «ужасающих размеров» может не цыганские вовсе, а шорные? Цыганская игла — это 7-8 см. Такая, чтоб можно было, конечно, и сбруе скорую помощь(не настоящий ремонт) оказать, и рубаху шелковую зашить. Про такую и говорят «не отыскать в стоге сена». А если разгреб легка, а они вот они,в глаза лезут — это уже не цыганский размер 🙂
Можно было назвать эти иглы и шорными, Сергей, я, правда, не знаю, какие они из себя. А вот те иглы, которые там на чердаке находил и приносил потом бабушке, она называла именно «цыганскими». Поэтому у меня только «цыганские» отложились. И чем больше времени проходит, тем огромнее они мне кажутся, виденные глазами ребёнка и глазами бабули, которые округлялись от неподдельного (а может, и поддельного) ужаса. А размером эти иглы, кажется, были где-то сантиметров 10. И глазок такой приличный.
В доме…сено не хранится. Бывает, Евлампий, бывает. Старые северные дома объединяли в одну комплексную постройку дом, хлев, и, соответственно, сеновал, который мог занимать и часть чердака жилого помещения в более бедных постройках.
Так над летней кухней — это другое дело! А у Вас — «дом». О летней кухне ни слова. Это так называемый «сенник».
Вам лучше знать, Евлампий. Но о «доме» у меня тоже ни слова. «Черновой дом» — это уже другая песня. Над той строкой, как я уже сказал, серьёзно думаю. Так вот, наверное: «Ощущал теплынь верхового дома».
«И иглы цыганской зрачок бездонный.» — поясните мне что это такое? Где зрачок? И чем цыганская игла отличается от любой другой? Честно, вот тут я не компетентна. 🙂
И ещё: Ваш дед книги в сене хранил?
Вообще, несколько странно.
Во-первых, крестьянам-колхозникам читать книги было не обязательно.
И нафига сено сыпать туда, где хранятся пыльные книги. Ни одна корова его есть не станет после этого. Знаете, ведь, сено даже немного солят, чтобы коровы ели. 🙂
Дед был сомнительным хозяином…
Во-вторых, многие из них (дедов-то) были не грамотными. Как моя бабка, по отцовской линии, к примеру. Но деньги считала отлично!
А уж тем более: в сене иглы! Вы сошли с ума! У нас, помню, корова сдохла! Съела с сеном кусок полиэтилена! Он в «книгах» застрял. Так и не спасли! А тут иглы какие-то!
А если сено не для коровы, то см. замечания Евлампия. Сено даже не практично для утепления.
На чердак для утепления дома в нашей местности посыпали опилки. Но не сено!!!
Тряпьё на чердаке, мыши дохлые… И сено.
Если «чердак» — это голова, то такое возможно. И, если честно сказать, порядок бы на этом «чердаке» навести не помешает. А то то бабы и любовя (на пенсии-то!), то чердаки с сеном. 🙂
Воспоминания детства, понимаю. Но хотелось бы узнать мораль сей басни. Я как-то не дошла до неё…
Простите, Елена, но это не басня. Это детские воспоминания. Думаю, это сено там не для коров хранилось, а просто для того чтобы кому-то полежать отдохнуть, но уверенности нет никакой. И много старых вещей там хранилось, никому особо не нужных. Не вина цыганской иголки, что и она туда угодила, ведь правда? А ушко у неё, как бездонный глазок, по сравнению с аналогичными отверстиями у простых иголок. Так вот мне показалось.
Корова у деда была? Или нет в те годы?
Не было коровы, Елена, вот Вам крест). Куры, утки, да пара свиней.
А сено зачем? Я совсем запутался.
Не переживай, Сергей. Я этого просто не знаю. Сам я на этом сене полёживал с книжкой. А для чего оно ещё использовалось — не в курсе. Может, раньше и корова была, да я её не застал. Может, просто для отдыха дед использовал.
PS. Кажись, коза, кстати, была.
Эх, не было на Вашего деда пожарного инспектора! Сено рядом с дымоходом! Потому что в/на дому.
Интересный стиш… Непроработанный, сырой, но интересный…. Хотя… может, от того и интересный, что сырой… Вот как раз один из тех моментов, когда нужна довольно кропотливая, осторожная, тонкая и тщательная шлифовка… как… кусок янтаря обработать с застывшим в нем древним комаром …который теперь надо превратить в красивую брошку…
————————-
Подлость поз и масок, привычная чехарда, — если дальше по ходу стихотворения эта строка не получит хоть какого-то объяснения или развития (или, как минимум, хотя бы не закольцуется), то, увы, грош ей цена, уйдёт в минус стишу какой-то затаённой сиюминутной авторской обидой (обидкой) на что-либо (кого-либо)
На златом крыльце сидели… седели… — вот… как бы это сказать… как будто что-то поймано, но не чётко… (может, стоить «на златом крыльце сидели» закавычить?)… или ещё что со строкой сделать… ) … В целом, ощущение, что и первая, и вторая строка – это как вспышки, выхватывающие что-то из вселенской черноты… проблески сознания… Но чего-то при этом им не хватает… Их бы вынести как-то… как бы… отдельным полуэпиграфом… но как только пытаешь это сделать, лишний раз понимаешь, насколько они не связаны с последующим текстом…
Помнишь, полз с опаской на старый дедов чердак
По ступеням страхов и сновидений? – «помнишь –
?» — почему «помнишь-то»? кто помнишь? «помню», б.м. … и без вопроса в конце… опять же – почему «полз», а не «лез», скажем?
В общем, строфа требует серьёзной проработки, но проработки тонкой. Если таковой не будет получаться, то проще (лучше) переписать (по-крайней мере, первые две строки)
Настигал жужжащий и жалящий дождь смурной, — вот… не входит в меня этот «смурной» дождь… будь он где-нибудь в середине строки, скорее всего, и не обратил бы на это внимания (а, может, даже отметил бы, что несколько интересно – «смурной дождь», но… «смурной-дверной» — явно напрягает… да и «жужжащий» — тоже как-то… не фонтан…
И ступни, по лестнице взлёт ускорив,
Наверху всегда находили проём дверной,
А за ним – спасительную опору. – я, пожалуй, повозился бы ещё с этим трёхстрочием… «ступни»… «спасительная опора»… наверное, вот здесь что-то не так: «ступни находили проём дверной»…
И, свалившись в сено, мгновенно, едва дыша,
Ощущал теплынь верхового дома, — я не знаю, что такое «верховой дом», а посему никакой картинки это не вызывает…
Ворошил тряпьё, находя неживых мышат, — неживые мышата – вроде то же самое, что и дохлые… ан, нет…
И иглы цыганской глазок бездонный. – ну это пэка чистейшей воды…
И старинных книг переплёт вызывал восторг: — и вот отсюда началось «писание»… что-то, таки, пробилось среди «камней» и стало просачиваться наружу…
Целый мир тайком и без всякой цели… — со строкой надо бы поработать…
Вот, сберёг в душе какую-то пару строк,
А волшебный сон превратил в бестселлер: — мечется автор между написанием стиха, экспериментаторством, упражнением и желание подать это «забубенно-замудрённо красиво»… и получается то, что получается – и не туда, и не сюда, …»ни богу свечка, ни чёрту кочерга, как говорится…
Иглы-пчёлы лезут, колючие, из стогов, — «иглы-пчёлы» — довольно сомнительный образ для колкости сенной…
И стоишь растерянно в поле чистом.
Жизнь – не самый лучший исход из всего того,
Что с тобой могло в этих снах случиться. – А вот это – самое лучшее, что есть в данном стихе… вот это трёхстрочие… Но… опять же… как-то оно само по себе…
В целом, стиш на данный момент вижу следующим образом:
как же это всё достало – подлость, лицемерие, двуличность… ну, таки, это жизнь… не-е, нифига не согласен… во всяком случае, мне такая жизнь никуда не упёрлась… а где она другая-то?… дык,… где-где… да, хотя бы в детстве том же самом… когда ещё только-только заглядывал в глаза распахнутой вселенной… и впереди простиралась вечность, укутанная в трепетные тайны и волнительные надежды… Как же это я вполз-то в этакое дерьмище?:)
Согласен, пока поток неосознанного, того, что приснилось и удивительно точно воспроизвело детские лазания на этот чердак и эти страхи и очарование этой тайны. Теперь бы ещё так же ясно об этом написать. Ну, пока первая строка ушла под снос полностью. Теперь вроде мысль понятнее выражена. Остальное пока, кроме нескольких моментов, в том числе смурного дождя (это как раз та строка, где и дождь пчелой жалит, как вариант, и ещё куча вариантов, но пока именно смурным он видится), мне не режет слух, поэтому, думаю пусть отлёживается. Вдруг ещё что приснится в продолжение.
Ещё раз сейчас пару раз перечитал этот твой стиш, Володь. Лишний раз убедился, что он и вправду, несмотря на всю свою сырость и спорность применения слов, оборотов речи и построения предложений, интересный и… как тебе, б.м., это не покажется странным… довольно сильный… силой ещё необработанного, но довольно крупного и качественного алмаза… Вот, вроде, ничего такого особого нет ни в данном стихосложении, ни в подаче… но… не покидает ощущение, что в нём ты как будто пытаешься отодвинуть какие-то барьеры… мешающие тебе стереотипы… скинуть наносное, искусственное… навязанное тебе извне… окунуться во что-то чистое и изведанное, смыть это мешающее с себя и… как бы начать заново… хотя бы что-то… хотя бы чуть-чуть… ….Сам до конца не понимаю, зачем я тебе сейчас это пишу… ты, вроде, не грешник какой прожжённый и не «сожалетель о бесцельно прожитой жизни»… Но вот… просто поделился ощущениями… «поток неосознанного» (как ты выразился)… Уверен, что со временем ты приведёшь этот стиш в порядок (причём, совершенно не обязательно, что с учётом здешних замечаний), и он станет одним из самых сильных стихотворений этого твоего периода… и даже, вполне возможно, будет очень дорого для тебя…
Наверное, Олег, это потому, что здесь мне не пришлось ничего придумывать. Этот стих сидит во мне лет 50 уже, снами, воспоминаниями… Я просто никогда не пытался об этом написать, пока он сам не вылез двумя фрагментами во сне. Сначала лезу, подстёгиваемый дождём, на этот чердак, и отчаянно боюсь сорваться, а потом, добравшись до спасительного сена, вдруг включаюсь во второй фрагмент — уже поле, и этот чердак пропал. А вот из сена лезут пчёлы. И, чёрт его знает, такое сожаление, что всё изменилось и того, детского вознесения на эту лестницу уже не будет никогда.
Очень мне понравились Ваши воспоминания, Владимир. Касательно формы стихотворения мне, неопытной бумагомарательнице, лучше помолчать, а вот тогдашние Ваши эмоции восприняла, как свои собственные. Был у моей бабки такой вот чердак над хатой, немного сена в нем тоже было. травы сушились там, еще какие-то старые вещи были разбросаны там и сям. Помнится, я точно также боялась залезать на чердак по шаткой, высокой лестнице и жутко радовалась, когда это путешествие заканчивалось и я оказывалась на чердаке с его мышами, живехонькими и шустренькими, теплом и запахами трав. А вид с чердака на поля за деревней был потрясающим. Думаю, отличный был бы стих, поработай Вы над его формой еще немного.
🙂