Полковник отставной
от армии свободен!
Отставка как билет
на тонущий ковчег.
Пока он на плаву…
уже убрали сходни,
и понимаешь — здесь
ты свой окончишь век;
как пропуск на курорт
в заштатный санаторий,
где обеспечат вам
посредственный уют,
зато там мастера
в писании историй:
диагноз здесь всегда
точнейший выдают;
она – ангажемент
на бесконечный триллер,
в котором роль твоя
статиста не ясна,
и если в боевых
конфликтах не убили,
добьют теперь, лишив
спокойствия и сна…
…Но светлый есть момент,
он чашу перевесит
безрадостных весов,
надеюсь на успех,
когда меня с утра
разбудят не болезни,
а шумная возня
и внуков звонкий смех.
Справка: Було задание написать стихотворение с использованием строчки «Полковник отставной от армии свободен»
Принято. Оценка эксперта: 22 балла .
Стоит, мне кажется, подумать над рифмами, особенно в окончании первой строфы: корабль/убежал. И не очень удачна, на мой вкус: санаторий/кто не понял. Вот в этой фразе «в котором твоя роль» твОя некрасиво ударяется. Здесь: «надеюсь, на успех» или запятая лишняя, или автор намудрил со смыслом. Ну и финальная фраза нехороша своей нарочитой инверсией: «и звонкий внучки смех». И почему именно внучка? Думаю, можно было, например, сбить ритм, это в финале неплохо бы выглядело, сделав так: «а внуков звонкий смех». Но тут вариантов великое множество.
Владимир, огромное спасибо за ваши дельные замечания и подсказки. У вас определённое чутьё и вы прекрасно чувствуете, что хотел сказать автор. Разместил на замену.
Евгений, извини меня, я скажу немного грубо. Как-то не по-полковничьи звучит это все, а по-гардемарински сопливо ( я уже извинился вначале, но уж так воспринимается). Типа слезу вышибить у читателя, что ли. Вот в погоне за этой слезой ты немного потерял чувство меры. Ну вот хотя бы строчки про лишение спокойствия и сна. Напрашивается сразу вывод, что военные конфликты вообще были как райские кущи. Никто не лишает спокойствия, никто не будит в неположенное время. Живи себе да радуйся. Ну и конечно же зверски гипертрофированным вышел образ тонущего корабля, на который загнали экс-полковников и убрали сходни. Типа нет, чтобы сразу пристрелить без мучений, да патронов,что ли, жаль. Вот так вот сгоняют на баржу и топят кучей сразу посередь реки. Вот что-то такое просвечивает в этом образе..
А вот главного то и нету, а именно: что же ты потерял на этой службе, что так переживаешь? А именно ЭТО должно быть основой подобного стихотворения. Потому что нам штафиркам попросту не понять — так попытайся, объясни. Ведь уверен — тебе много есть чего сказать по этому поводу…
Сергей, может, и заигрался. В данном случае речь здесь не обо мне идёт, но прототипом были мои товарищи, которые реально,уволившись в запас, в новой жизни себя не нашли, не смогли адаптироваться и либо спились, либо не выдержало сердце. Так что уж как есть.
Ну так если воспринимать отставку сходу как тонущую баржу,только бухать и остается- один хрен тонуть. Знавал и таких.Только здесь обычно не либо-либо. Одно вытекает из другого. Водку жрать, значит за сердцем не следить, пьяному оно по барабану. А потом разок заснул — а просыпается уже перед воротами святого Петра. Или проснулся — а опохмела нет. Тут сердце и взбрыкнуло не по-детски.
Но я то речь не за жизнь повел, а за стихотворение. Ты тему никак не раскрыл. Вот объясни (не в коментах, а в стихотворении) — почему взрослый мужик, тертый, битый, горячие точки прошедший, выходит в отставку как в плен.Обресенно-деморализованный. Он же военный. ОН же боец по профессии. И многие, кстати,не позволяют отставке себя сломать — в отставку, как в тыл врага на парашюте. Сумеешь — вот тогда это будет Стихотворение, которому никакие упреки в несовершенной технике слова не страшны. Только не говори «не получится». Сперва надо попробовать и знаешь, дотошно так попробовать,чтобы выводы делать.
Вот почему одним удается, другим нет? .В одном стихотворении не ответить,конечно. Но зажечь тему можно.Только это я опять же для примера. Просто надо конкретизировать. Надо задумываться над идеей, которое для пишущего делится надве части.
А. Что ХОТЕЛ сказать автор своим стихотворением.
Б. Что РЕАЛЬНО сказал автор своим стихотворением.
Сплошь и рядом бывает: что хотел, не получается. И у самых маститых, не таких. как мы с тобой. НО анализируя второй вопрос, уже решаешь — сказал ли ты вообще хоть что-то кроме красивых но общих фраз и устраивает ли тебя это, реально сказанное? Нет -значит надо еще работать.
Сережа, я об этом и толкую. Это реальная история и она вполне объяснимая. У меня товарищ на флоте командовал кораблём, прошел десяток автономок, а ушёл в запас, убрали экстрим — и всё, не знает, что делать, в охрану пошёл, сразу же болячки все веером. Есть даже такой грустный стишок: Надеваю тельник, наливаю водки: я теперь бездельник без подводной лодки. А другой у меня истории нет, разве что рассказать свою, так меня с флота ещё старлеем списали молодым, вроде как повезло, дослуживал уже на берегу, научно-исследовательском институте разрабатывал радиоэлектронное вооружение, да и это-то тоже было не моё, а уж когда в 45 лет ушел в запас, тоже не сразу себя нашёл, полгода без работы и мог бы спиться. Просто повезло, что работа подвернулась творческая и заполнила пустоту. А тебе спасибо за советы, образование у меня всё-таки не хватает, а высказаться хочется. Будем работать.
Ты мне СЕЙЧАС эту историю рассказал. А в стихах ее нет. Но и для стихотворения самой истории (констатации единичного факта) мало. Необходима идея. В общем любое произведение стоит на трех китах. Тема, идея, сюжет. Иначе: О ЧЕМ говорит автор, ЧТО об этом говорит автор и КАК он это делает. «О чем» — это самое простое. Оно на поверхности. Всегда стихотворение бывает непременно о чем-нибудь кроме уж абсолютной абракадабры. Но автор непременно должен выразить какую-то идею.
Вот смотри, возьмем твою тему. Ну, ты просто пытаешься посюсюкать (воспринимается так) о том, как вот жисть-жестянка жестока и что она с военными людьми творит. Я по этой же теме, как ты заметил, свернул на другую идею: слабак — он всегда слабак, даже если сто раз военный. Могу и добавить : ОСОБЕННО если он военный. Военный ведь во многом как ребенок в семье: для него приказы и требования вышестоящих подобны родительским. А так его кормят, поят, постельку за ним стирают, горшочек моют и так далее. Все регламентировано,все по порядочку, самому не надо и голову напрягать. В то же время этот «ребенок» бывает что и под смертью ходит неделями и месяцами — то-есть и об адреналинчике ему не надо самостоятельно заботится и приключений на задницу искать, «родители» и об этом сами позаботятся . Но это уж пошлае ТРЕТЬЯ возможная идея решения темы. А можно нарыть еще десяток- другой идей и к каждой десятки вариаций. И получится по одной теме СОТНЯ совершенно оригинальных авторских произведений. Вот к чему я клоню. А твоя идея жалости универсальна как Гаврилиада Ильфа и Петрова. Можно «служил Гаврила капитаном», а можно «Гаврила был простым таксистом», или там «Гаврила был учитель в школе». Под любого Гаврилу «жалистное» сгодится. Жалистное и беспредметное. Так что всегда надо помнить про идею и сюжет. Про ЧТО и КАК
ЗАКОЛЬЦУЮ свой коммент: то что ты мне сейчас выкладываешь в разговоре, в стихотворении не присутствует от слова «совсем».
Вот как небольшое пример, свое стихо. Я так и не смог его закончить. Именно потому, что не вытянул идею, скатился именно что на сопли в кулаке. Начал в общем то мощно и уверенно. А стихотворения так и не получилось — идейная часть сдохла безвременно..
Слово «госпиталь» пахнет гнилью,
йодом, ладаном, образами
и мужскими злыми слезами,
наворачивающимися в бессилье.
Девять грамм цветного металла,
И для сборщика этого мало.
Но вдобавок теперь отбросьте
пять кило раздробленной кости.
Был когда-то твой путь завьюжен,
Знал и женщин, и был им нужен.
Но кому же сегодня нужен
ты, безног, убог и недужен.
Пусть изведаны злые ветры,
что вели эпоху к кончине,
но непознанные километры
не пройти уже дурачине.
Слово «пенсия» пахнет тленом,
Как ни странно — безумным весельем.
И наутро ацетиленом.
Отдает отрыжка похмелья.
«Ветеран» — нынче слово затхло,
Как изломанная гитара.
Словно больше не будет завтра.
И сегодня уже не стало.
Сережа, я всё понял, благодарен, в следующем стихе притворю в жизнь. Спасибо большое совершенно искренне!
Сергей,бесподобно! )))
Начало сильное. Вторая-третья строфа тоже ничего. А дальше голимые сопли в кулак потекли.
Моё видение или прочтение чужих стихов никогда не совпадает с авторским замыслом)))Наверное это хорошо,можно пофантазировать )) Соплей я не увидела, а стихотворение ваше получилось цельным и идейная часть на высоте.)).
Так что в этом смысле уж лучше сразу бы пристрелили.
ЗАМЕНА ПРОИЗВЕДЕНА.
То, что я сходу посоветовал в последней строке, нормально, но не совсем теперь стыкуется с предпоследней. Получается, шумная возня не совсем клеится ко внукам. Надо ещё подумать над финальными строками.
«Это что-то мне напоминает Индо-Пакистанский инцидент»!
Не буду удивлён, если здесь на сайте пишет не только Субботина — обитатель режимного завода,
не только Казмировский — разработчик радиоэлектронного вооружения, но и ещё куча учёных, то есть костяк российской оборонки!
Надо сюда пригласить какого нибудь поэта — цэрэушника, для разнообразия)))
Шучу!
Теперь по стиху…
У меня нет придирок к написанию,
не нравился первый вариант,
да и второй вариант не шибко мне по душе.
Поскольку два последних катрена получаются совсем из другого стихотворения.
Совсем различны и по настроению, и по ритму.
Тады, ОЙ!
Но могу быть не прав, и заблуждаться!
Вот даже подумываю, не сменить ли мне псевдоним с «Дев» на «Заблуждун»…
ЗаблужДев.
Ефто чтой-то пошловатенько звучит)))
упадничество этакое.. не военное, что ли..
где просвет-то? есть же, скажет автор — а смех внуков?
но судно-то тонет…