Завет уходящему

       Прощай.
       Позабудь
       И не обессудь.
       А письма сожги…
       Как мост.
       Да будет мужественен
       Твой путь,
       Да будет он прям
       И прост.
                     Иосиф Бродский

Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
Иссякнет свет впереди —
Сквозь пламя моста в темноту уйди —
И больше не приходи.

Всю боль, что бессчётно отдал ночам,
И всю, что сдержал внутри, —
Швырни в океан и скажи «Прощай!» —
И больше не говори.

Уходит бессильно в запой герой.
Уходит под лёд Нева.
Маяк погаси и глаза закрой —
И больше не открывай.

Не видя, как жгут за рекой огни,
Как плавится вертикаль, —
Отечества горькую гарь вдохни —
И больше не выдыхай.

Рассыпься золой, порасти быльём,
Но сквозь быльё — прорасти.
Прямым и простым возвратись путём —
И больше не уходи.

31 декабря 2013 — 1 января 2014, 6 — 7 января 2014
CC BY-SA

Запись опубликована автором Игорь Панасенко в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Игорь Панасенко

Родился в конце марта 1958 года у подножия горы Кукисвумчорр, поэтому ушиблен Хибинами с детства. Поэтому там же и остаётся практически безвыездно, за вычетом шести студенческих лет. Впервые с авторской песней встретился в четыре года, когда родители купили первый магнитофон и бросились переписывать всё, что было доступно в ближайшем окружении - Визбор, Высоцкий, Кукин, Лобановский... далее везде. Уже потом, в институте (знаменитый Ленинградский Политех), узнал о существовании КСП, случайно забредя на конкурс "Топос". Далее везде... Ленив и неорганизован. Книг не издал. В союзах не состоит. Копирайт не признаёт. В миру успел поработать в академической науке, на государственной службе, в коммерческой фирме, на старости лет вернулся в науку. Везде занимался одним и тем же - дрессировкой компьютеров. А это уже диагноз.

Завет уходящему: 16 комментариев

  1. Красиво и технично… находит отклик в душе…

    Докопашки:

    Икаровых крыл перкаль — вообще не вошло
    Замёрзшие руки сомкни в замок —
    И больше не размыкай. — как-то не въехал я в эту красивость… мутная она какая-то… для чего замёрзшие руки смыкать в замок? …или это, когда смог скушает твои крылья, — руки в замок и стойким оловянным солдатиком (читай: камнем) вниз? …менее важный вопрос, но всё же: отчего руки замёрзли? …ну и, добавлю, пожалуй… если с кем-то замёрзшие руки в замок — картинка более-менее проясняется…

    Маяк погаси и глаза закрой —
    И больше не открывай.

    и

    Горючий отеческий дым вдохни —
    И больше не выдыхай. — оба двухстрочия красивые, но… как вдумаешься немного, создаётся ощущения, что автор старательно хочет умертвить своего ЛГ…)

    сухим листом
    Неловко зажав в горсти — здесь тоже что-то не так… фразеологически…

    Вкусняшки:

    Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
    Иссякнет свет впереди —
    Сквозь пламя моста в темноту уйди —
    И больше не приходи. — (хотя второе двухстрочие и на грани фола, т.к. находится в некотором разрыве с заключительной строфой)

    Грызёт ядовитый столичный смог
    Икаровых крыл перкаль. — (вторая строчка в меня не попадает, как я уже отмечал выше, но сама идея (подача) смога столичного, подгрызающего нам крылья — очень даже!

    «плавленная вертикаль» понравилась

    И как «ответка» Бродскому — тоже весьма и весьма! Соответствие эпиграфа стихотворению почти стопроцентное.

  2. Хорошо, технично, но…слишком уж патетика прет. Из серии «вы пугаете, а нам не страшно»

    Впрочем, рефрен «и больше не…» удался просто замечательно

    Но про перкаль икаровых крыл я тоже не понял. У Дедала материал был ваще-то немного другой: перья, склееенные воском.

  3. ОЧЕНЬ ПОНРВМЛОСЬ, ТЕХНИЧНО, ПРИЗЫВНО. А ВОТ ГОРЮЧИИ ДОМ ПОДВЕЛ. ГОРЮЧИМ БЫВАЕТ ТОПЛИВО. ДОМ ОТЕЧЕСКИИ СТОИТ НАВЕРНО 3АМЕНИТЬ НЕ ГОРЮЧИИ, А РОДИМЫИ ОТЕЧЕСКИИ ЛОМ.

  4. А по-моему, вообще ничего трогать не нужно,кроме неловко зажав в горсти…Вот вы сами когда сжимаете ладонь,вы же, не неловко ее сжимаете, а уверенно с определенным усилием,соответственно вашему желанию.

  5. Попытка саморазбора.

    Перкаль явно досталась от Олега Медведева (не остыл я ещё после «Горца», там надо было в стиль и образный ряд попадать). Перкалевое крыло упоминается в песне «Письма из тундры». Икар точно выглянул из песни «Брат Сокол» — правда, он там не летал, а пел в чреве товарняка яростные марши. В общем, сочетать несочетаемое вполне в том стиле, но таки да — здесь уже другая территория. Строфа слабая вышла, и подлежит выкидыванию либо радикальному переписыванию (если крыльев совсем уж жалко станет).
    P.S. Официальный сайт Медведика: http://olegmedvedev.com/ — там найдутся и тексты песен, и послушать.

    Идея умертвия героя с последующим перерождением действительно имеет место быть. Я понял, какой сюжет воспроизвёл. Выложу чуть позже эту штуку, хотя она прозаическая и длинная.

    Зажимание сухого листа в горсти, даже неловкое, для листа (который какое-то время был ещё и осенним) смертельно. Чинить однозначно.

    Горючий дым — ляп, согласен. Видимо, подсознательно хотел вывести на цитату из Широглазова — «Ах, сладок дым Отечества, когда оно сгорело, и горек дым Отечества, пока оно горит». Чинить.

    P.S. А ответка на самом деле не Бродскому. По следам Людмилы Клочко, конкретно вот этого: http://milamadera.livejournal.com/85930.html
    P.P.S. Началось с обрывка фразы «и больше не говори».

    • Оказывается, Пастернак с вами не согласен: http://slova.org.ru/pasternak/visokayabolezn/
      Для меня это тоже открытие. Что только не найдётся в Яндексе 🙂
      Но вы, по-моему, правильно почувствовали, что в исходной цитате другое слово. Правда, его поиски завели меня в такую бездну…
      http://www.historyonesong.com/2009/10/tam_vdali_za_rekoi/

        • Не встречал. Боюсь, это для Пастернака слишком новое слово (может, Гумилёв знал, поскольку востоком интересовался).
          Если ваше стихотворение всерьёз допиливать, то гуру как титул оттуда с очень большой вероятностью вылетит. Поскольку обозначенный вами персонаж полагает себя много выше рядового гуру.

          • Игорь, вы не догнали шутку юмора по поводу ударения в слове «гуру» . Я тем самым хотел вам сказать, что Пастернак — не Конституция русского языка и литературы, а вы,увы, еще не Пастернак. А «гуру» я уже «выпилил» и обозначил его реальную должность- Президент (хотя с Нового года уже не президент,а Глава республики).За время и совет спасибо)))

            • 🙂
              — Вы намеки понимаете?
              — Иногда, — ответил Виктор. — Когда знаю, что это намеки. А что?
              — Так вот, обратите внимание: намек
              (c) АБС, «Гадкие лебеди»

              Спасибо, учту 🙂

              P.S. Мы, оказывается, о разных персонажах говорили.

  6. Для истории — редакция от 1 января:

    Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
    Иссякнет свет впереди —
    Сквозь пламя моста в темноту уйди —
    И больше не приходи.

    Всю боль, что бессчётно отдал ночам,
    И всю, что сдержал внутри, —
    Швырни в океан и скажи «Прощай!» —
    И больше не говори.

    Грызёт ядовитый столичный смог
    Икаровых крыл перкаль.
    Замёрзшие руки сомкни в замок —
    И больше не размыкай.

    Уходит бессильно в запой герой.
    Уходит под лёд Нева.
    Маяк погаси и глаза закрой —
    И больше не открывай.

    Не видя, как жгут за рекой огни,
    Как плавится вертикаль, —
    Горючий отеческий дым вдохни —
    И больше не выдыхай.

    И, память о доме сухим листом
    Неловко зажав в горсти,
    Прямым и простым возвратись путём —
    И больше не уходи.

Добавить комментарий

Войти с помощью: