Прощай.
Позабудь
И не обессудь.
А письма сожги…
Как мост.
Да будет мужественен
Твой путь,
Да будет он прям
И прост.
Иосиф Бродский
Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
Иссякнет свет впереди —
Сквозь пламя моста в темноту уйди —
И больше не приходи.
Всю боль, что бессчётно отдал ночам,
И всю, что сдержал внутри, —
Швырни в океан и скажи «Прощай!» —
И больше не говори.
Уходит бессильно в запой герой.
Уходит под лёд Нева.
Маяк погаси и глаза закрой —
И больше не открывай.
Не видя, как жгут за рекой огни,
Как плавится вертикаль, —
Отечества горькую гарь вдохни —
И больше не выдыхай.
Рассыпься золой, порасти быльём,
Но сквозь быльё — прорасти.
Прямым и простым возвратись путём —
И больше не уходи.
31 декабря 2013 — 1 января 2014, 6 — 7 января 2014
CC BY-SA
Красиво и технично… находит отклик в душе…
Докопашки:
Икаровых крыл перкаль — вообще не вошло
Замёрзшие руки сомкни в замок —
И больше не размыкай. — как-то не въехал я в эту красивость… мутная она какая-то… для чего замёрзшие руки смыкать в замок? …или это, когда смог скушает твои крылья, — руки в замок и стойким оловянным солдатиком (читай: камнем) вниз? …менее важный вопрос, но всё же: отчего руки замёрзли? …ну и, добавлю, пожалуй… если с кем-то замёрзшие руки в замок — картинка более-менее проясняется…
Маяк погаси и глаза закрой —
И больше не открывай.
и
Горючий отеческий дым вдохни —
И больше не выдыхай. — оба двухстрочия красивые, но… как вдумаешься немного, создаётся ощущения, что автор старательно хочет умертвить своего ЛГ…)
сухим листом
Неловко зажав в горсти — здесь тоже что-то не так… фразеологически…
Вкусняшки:
Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
Иссякнет свет впереди —
Сквозь пламя моста в темноту уйди —
И больше не приходи. — (хотя второе двухстрочие и на грани фола, т.к. находится в некотором разрыве с заключительной строфой)
Грызёт ядовитый столичный смог
Икаровых крыл перкаль. — (вторая строчка в меня не попадает, как я уже отмечал выше, но сама идея (подача) смога столичного, подгрызающего нам крылья — очень даже!
«плавленная вертикаль» понравилась
И как «ответка» Бродскому — тоже весьма и весьма! Соответствие эпиграфа стихотворению почти стопроцентное.
Хорошо, технично, но…слишком уж патетика прет. Из серии «вы пугаете, а нам не страшно»
Впрочем, рефрен «и больше не…» удался просто замечательно
Но про перкаль икаровых крыл я тоже не понял. У Дедала материал был ваще-то немного другой: перья, склееенные воском.
Красиво.
Что меня смутило, так это «Горючий дым». У меня за него сразу глаз зацепился.
Спасибо. Пошёл думать.
ОЧЕНЬ ПОНРВМЛОСЬ, ТЕХНИЧНО, ПРИЗЫВНО. А ВОТ ГОРЮЧИИ ДОМ ПОДВЕЛ. ГОРЮЧИМ БЫВАЕТ ТОПЛИВО. ДОМ ОТЕЧЕСКИИ СТОИТ НАВЕРНО 3АМЕНИТЬ НЕ ГОРЮЧИИ, А РОДИМЫИ ОТЕЧЕСКИИ ЛОМ.
А по-моему, вообще ничего трогать не нужно,кроме неловко зажав в горсти…Вот вы сами когда сжимаете ладонь,вы же, не неловко ее сжимаете, а уверенно с определенным усилием,соответственно вашему желанию.
Попытка саморазбора.
Перкаль явно досталась от Олега Медведева (не остыл я ещё после «Горца», там надо было в стиль и образный ряд попадать). Перкалевое крыло упоминается в песне «Письма из тундры». Икар точно выглянул из песни «Брат Сокол» — правда, он там не летал, а пел в чреве товарняка яростные марши. В общем, сочетать несочетаемое вполне в том стиле, но таки да — здесь уже другая территория. Строфа слабая вышла, и подлежит выкидыванию либо радикальному переписыванию (если крыльев совсем уж жалко станет).
P.S. Официальный сайт Медведика: http://olegmedvedev.com/ — там найдутся и тексты песен, и послушать.
Идея умертвия героя с последующим перерождением действительно имеет место быть. Я понял, какой сюжет воспроизвёл. Выложу чуть позже эту штуку, хотя она прозаическая и длинная.
Зажимание сухого листа в горсти, даже неловкое, для листа (который какое-то время был ещё и осенним) смертельно. Чинить однозначно.
Горючий дым — ляп, согласен. Видимо, подсознательно хотел вывести на цитату из Широглазова — «Ах, сладок дым Отечества, когда оно сгорело, и горек дым Отечества, пока оно горит». Чинить.
P.S. А ответка на самом деле не Бродскому. По следам Людмилы Клочко, конкретно вот этого: http://milamadera.livejournal.com/85930.html
P.P.S. Началось с обрывка фразы «и больше не говори».
«жгут» костры, а «огни» зажигают,если не ошибаюсь))
Оказывается, Пастернак с вами не согласен: http://slova.org.ru/pasternak/visokayabolezn/
Для меня это тоже открытие. Что только не найдётся в Яндексе 🙂
Но вы, по-моему, правильно почувствовали, что в исходной цитате другое слово. Правда, его поиски завели меня в такую бездну…
http://www.historyonesong.com/2009/10/tam_vdali_za_rekoi/
Игорь, а вы не встречали у Пастернака ( или у др. классика),чтобы в слове «гуру»
ударение ставили на втором слоге?… Очень нужно)) 🙂
Не встречал. Боюсь, это для Пастернака слишком новое слово (может, Гумилёв знал, поскольку востоком интересовался).
Если ваше стихотворение всерьёз допиливать, то гуру как титул оттуда с очень большой вероятностью вылетит. Поскольку обозначенный вами персонаж полагает себя много выше рядового гуру.
Игорь, вы не догнали шутку юмора по поводу ударения в слове «гуру» . Я тем самым хотел вам сказать, что Пастернак — не Конституция русского языка и литературы, а вы,увы, еще не Пастернак. А «гуру» я уже «выпилил» и обозначил его реальную должность- Президент (хотя с Нового года уже не президент,а Глава республики).За время и совет спасибо)))
🙂
— Вы намеки понимаете?
— Иногда, — ответил Виктор. — Когда знаю, что это намеки. А что?
— Так вот, обратите внимание: намек
(c) АБС, «Гадкие лебеди»
Спасибо, учту 🙂
P.S. Мы, оказывается, о разных персонажах говорили.
Для истории — редакция от 1 января:
Когда ржавый гвоздь прорастёт в груди,
Иссякнет свет впереди —
Сквозь пламя моста в темноту уйди —
И больше не приходи.
Всю боль, что бессчётно отдал ночам,
И всю, что сдержал внутри, —
Швырни в океан и скажи «Прощай!» —
И больше не говори.
Грызёт ядовитый столичный смог
Икаровых крыл перкаль.
Замёрзшие руки сомкни в замок —
И больше не размыкай.
Уходит бессильно в запой герой.
Уходит под лёд Нева.
Маяк погаси и глаза закрой —
И больше не открывай.
Не видя, как жгут за рекой огни,
Как плавится вертикаль, —
Горючий отеческий дым вдохни —
И больше не выдыхай.
И, память о доме сухим листом
Неловко зажав в горсти,
Прямым и простым возвратись путём —
И больше не уходи.
Шикарный стих! Точнее, это, наверное, песня, судя по ритму?
Мне все понравилось, я бы оставила этот вариант и придираться не стала…
красиво и просто