Пригревшись, тихонько как мышка —
Ведь ей в магазине теплей —
На «хлебушек» клянчит ханыжка,
Гнусавя сквозь сгусток соплей.
Об этом бомжовском «параде»
Ни кисти не знать, ни перу!
«Подайте на хлеб, Христа ради…
Но хлебушком я не беру».
Все муки из дантова ада
Столпились на битом челе.
«Подайте… но только не надо,
Ни сыром, ни рыбным филе».
Но люди над нею не чинят
Морально-этический суд.
И по не понятной причине
Исправно на пойло несут.
А многим с ней было бы в пору
Делить коридорный «уют».
Но все с молчаливым укором
Ей в банку суют и суют.
Лишь только бабулька культурно,
В сопутствии гневных речей
Конфету вручает…и урна
Бесстрастно ждёт новых харчей.
Чужда мне расхожая фраза —
«У жалости в вечном плену»…
Но, может быть, эта зараза
Бормочет — не дашь – прокляну!
Глядит исподлобья недобро,
Глазами вгоняя в тоску —
Как в драках побитая кобра,
Готовая смело к броску!
Сомнение, лучше не мучай!
Я всё же, хоть жалости нет,
На всякий прекаверзный случай,
Отсыплю ей жменю монет!
Эх, люди, спросить, — на хрена вы
Добра так впитали дурман?
Ей денег – до первой канавы…
И лезу покорно в карман.
тема хорошая, актуальная, а «Мадонны» с младенцами по метро ходя всё никак не собраться с мыслями. молодец Евгений
Сегодня эта дамочка расположилась в сквере возле рынка. Я прошёл, но не дал ничего.»Козёл пузатый» — это не самое обидное для меня. Но я и не пузатый совсем! Это она наговаривает! Спасибо, Наталья.
И кто-то заметил,
-Смотрите! мамаша. мамаша всё та же
Мамаша всё та же, младенец другой.
это вот о них самых, дети -то не их,а как рабочий инструмент.
Я розумію Вас, пане Євгене, але тут, «на дні людського життя» є різні люди. Одні схожі на цю «ханыжку», а інших просто приводять їхні «милі» дітки і заставляють жебракувати. Є й такі, що потрапили в дику ситуацію і не бачуть виходу. «Попрошайки» — вони різні і долі в них бувають страшні.
Есть несчастные люди, вынужденные побираться. Но их очень мало. Некоторых я возвёл в ранг благородных и честных людей. Из глубокого уважения лично к Вам покажу давний стих…
Средь моря людского, болтаясь как щепка,
В окурках, плевках и грязище
Лежит сиротливо дырявая кепка
И я с нею рядом — я нищий.
Получит всё в жизни — кто очень захочет,
Находит всё в жизни — кто ищет…
Все истины эти я знаю, короче —
Я сломленный жизнью, я — нищий!
Мелькают рубли, кувыркаются тыщи,
А ветер сквозь рубище свищет.
И детские ручки, и в перстнях ручищи
Мне тянутся в кепку — я нищий.
Но клятвы своей никогда не нарушу.
Как было бы в жизни не просто –
Я зависти мрак не пущу в свою душу,
Не съест его злая короста.
У многих машины, дома и квартиры,
Я — в поисках крова и пищи.
Их душат налоги, пасут рэкетиры,
Мне всё это чуждо, я — нищий.
Пусть вместе в дырявом плывём корабле мы!
Мы — смерды, они короли же —
В шикарных каютах опасней проблемы —
На палубах к шлюпкам мы ближе.
Грехов хоровод и соблазнов орава
Их гложут — я в помыслах чище.
Я чистый душой, я стерильного нрава.
А всё потому, что я – нищий.
Спасибо, бабулька с сопливым внучонком,
Я спрячу ваш рубль в голенище.
Пусть будет счастливою эта ручонка,
И выпьет за вас честный нищий!
Я сам чуть не стал таким нищим, но Бог миловал!
Прекрасний вірш, пане Євгене. Сильні почуття.
Спасибо, Тамила. Ваше мнение для меня многое значит!
Вот и я , было дело, в 90-х, чуть по миру не пошел.Потому, помня , как чуть ли не голодом сидели, помогаю, бывает — продуктами, аль копейку подам. Не всем, конечно, и не всегда…Как уж там распорядятся они этими копейками — дело не мое. А на душе все-равно как-то теплее.
А стих — как всегда, трогающий за живое. И тот, и другой. Молодец!
Я таким не подаю. Правда первая мысль возникает, что они на эти деньги не хлеба купят. Лучше бабушке, считающей в магазине гроши, помочь купить продуктов или ребятам с гитарами кинуть монетку (если хорошо играют).
А я вообще никому не подаю. Может это и плохо, но у меня такие принципы. Так что в стихе не всё правда..
подавать нужно, но когда это правда нужно. как то стояла бабулька возле хлебного ларька, мы подошли и она, видно ек ханыга, ти видно ей стыдно. спросила просто сколько время, а муж нам хлеб брал ей купил дал. как она нас благодарила, не воротила лицо, мол хлебом не беру. и сколько таких-настоящих, на копеечную пенсию живут. за квартиру заплатила, а на еду не осталось, ой
НЕ ВЕРЮ! Я не видел среди нищих действительно обездоленных. По самым разным причинам они сами себе выбрали подобный образ жизни, сделали попрошайничество своей работой. Так что в стихе я лукавил. А чтобы выйти из самых трудных жизненных испытаний достойно, необязательно так опускаться. Это моё твёрдое убеждение. Просто у каждого свои принципы!
Ну, продуктами-то вот почему не подать. Мне кажется, это маленько другое.
Глядит исподлобья недобро,
Глазами вгоняя в тоску —
Как в драках побитая кобра,
Готовая смело к броску! — словно,не нужной мне показалась при прочтение эта строфа..и не И. а — Но лезу покорно в карман.
Я посчитал, что всё на месте — и» кобра», и «и лезу покорно в карман». Спасибо за комментарий, Света.
Здравствуйте, Евгений!
Позволю себе некотрые мысли по-поводу оубликованного стихотворения.
«Ведь ей в магазине теплей» — с точки зрения ударений было бы удачней так: «Видать, в магазине теплей.» Хотя, разумеется, у Вас авторское право.
«Все муки из дантова ада / Столпились на битом челе./ «Подайте… но только не надо,/ Ни сыром, ни рыбным филе» — что-то я не видела, что бы подавали «рыбным филе.» Конечно, рифмуется, но как-то искусственно получается по смыслу (к примеру, я и сама-то рыбное филе редко ем. А тут — подавать). Подают столько, сколько «не жалко,» что дешёвое (из еды).
Теперь два слова по теме полемики в комментариях:
Нищенство — имеет глубокие корни в славянской и христианской традиции. Не буду распространяться, т.к. есть масса публикаций, в том числе и в Интернете. То, что есть нищие в современном обществе показывает на какую-то дисфункцию об-ва. Ведь это атрибут аграрного (доиндустриального) типа общества. И показатель уровня жизни!
В Вашем же стихотворении ЛГ смотрит на проблему как человек современный (из среднего класса) и атеист. Т.к. в религии — подавая милостыню ты спасаешь душу (при этом не важно, с какой целью и кто её берёт). Тамила, например, как сердобольная верующая женщина сразу высказывает Вам свои аргументы.
Психологическую сущность таких людей Вы заметили хорошо в стихотворении. Нищие — маргиналы, т.е. они находятся на самом дне социальной пирамиды. У них нет никаких оснований смотреть на тех, кто выше (может позволить себе купить всё, что нужно) с любовью. Они находятся в состоянии глубокой депривации (не будем говорить о её причинах — алкоголизм, жажда «лёгкой» наживы, сложная личная ситуация и проч.), а это состояние порождает чувство враждебности к внешнему миру. Так что всё правильно. Она (нищенка) и должна сотреть на Вас зло. Она ненавидит Вас за то, что она не на Вашем месте. А быть на Вашем месте она не умеет.
Так что тема интересная. Но стих Ваш не идеален сточки зрения гармонии стихосложения.
С уважением,
Здравствуйте, Елена. Спасибо за такой развёрнутый и очень полезный для меня комментарий. Говорю без иронии — после этого коммента я нырнул в яндекс познакомиться с непонятным. Я так всегда делаю, потому что я — «поэт от сохи». Если вообще поэт…Да и стих этот написан если не первым, то вторым в моём «стихотворчестве» в 80-х гг.. А у меня их более трёхсот — это те, которые я хоть как-то ценю. Стихоплётствовать меня побудила любовь к русскому языку. Образование у меня нулевое, поэтому «гармонии в стихосложении» достичь очень трудно. Но, общаясь с Вами, я бы мог существенно продвинуться в этом направлении. А рыбное филе всё же подают ханыжкам — на пиво. Сам видел. С уважением — Евгений.
Мои принципы по жизни менялись много раз. И по данному вопросу в том числе — подавал одним.. не подавал другим… затем давал этим, а тем — не давал… и наоборот…. Теперь всё как-то само собой устаканилось, как-то проще стало, хочу дать кому-то — даю, не хочу — не даю… и другим говорю: давайте тем, кому хотите… тем, кому не хотите давать, подадут другие… а вы не ругайте и не корите их за это, не надо… у них своя правда и своё право на это… Но это так… присказка…. Хотел рассказать случай из жизни… из своей жизни…
Случилось это лет ….дцать назад. Шёл я мимо станции метро Чернышевская. Было у меня в кармане богатства в размере пятидесяти рублёв одной бумажкой – все мои капиталы на ближайшие три-четыре дня. Ещё издали моё внимание привлёк мужичок у ворот. Он как-то робко, неуверенно вытягивал вперёд руку, а затем также медленно опускал ее вниз, а то и вовсе одергивал резко и прятал за спину. По этим движениям было видно, что он пытался просить милостыню, но делать ему это было непривычно, и даже болезненно. На вид — несколько спитой, но не опустившийся вконец, на людей старался не смотреть… А когда решился, таки, взглянуть этому миру в глаза, то на месте мира как раз оказался я.. . наши взгляды встретились… До этого самого момента, у меня и в мыслях не было что-то ему давать… и взгляд его просил на опохмел… но… что-то там было ещё… что-то такое………. Я отдал ему последний полтинник… До сих пор помню его ответный, полный благодарности, взгляд и… всегда вспоминая этот случай улыбаюсь… никогда ни на мгновение я не пожалел о том своём поступке… я сделал то, о чем попросила его душа у моей… точнее, выполнил механическую часть сего действия…
Ни тогда, ни когда-либо позднее, я не думал о том, правильно ли я поступаю… я просто сделал то, что хотел сделать… Мои принципы по жизни менялись много раз. И по данному вопросу в том числе… у меня и сейчас они есть, принципы, стало быть… но последние …дцать лет я стараюсь почаще и повнимательнее прислушиваться к своей беспринципной душе….
Хорошо сказано, Олег. Абсолютно так же поступаю. Просто под влиянием возникшего желания — подаю. «Не судите, да не судимы будете». И еще всегда помню:»От тюрьмы и от сумы не зарекайся.» А уж когда в Литве издали указ, запрещающий под страхом наказания в виде штрафа. подавать нищим милостыню — стал назло подавать!
Так что тут, Женя, с тобой не очень солидарен. У всех свои принципы.
Мирюсь с твоими принципами. Хотя и не согласен. Но вот отношение твоего государства к попрошайничеству — это глупость, идиотизм!
Как-то в году так 1987 на заре перестройки был я раз в москве. Смотрю — стоит бабуся-нищенк по дороге на Черемушкинский рынок. А я как раз из пельменной авышел, стою курю, друга жду, пока тот свои пельмени доедает. А я тогда еще курил и курил Беломор курится хорошо набитая папиросина три минуты. Так к чему я. Вот пока я свою белосорину тянул — смотраол на нищенку (это ж в эсесесере было совершенно новое явление, интересно) и насчитал — ей за эти три минуты кинули мелочь примерно 20 человек (рынок же рядом, торная дорога от). Ну если считать в среднем по 10 коп ( а кидали и двугривенные) то получится зарабюоток советскими два рубля за три минуты. Нехило? За пять часов — месячная зарплата работяги московскогоПонятно что у нее и крыша и телохранители и вообще бизнес.А простого нищего заптопчут в те же три минуты на раз. Вот с той поры я нищих игнорирую. А у нас по ваггонам метро часто шлындраю. Два брата акробата есть в десатников рядятся. Один типа на тележке без ног другой его катает. Не раз их видел мертвецки пьяными. Тот, что катает, без коляски бы упал просто. А тот, что в коляске, та и вываливался — добрые люди поднимали, напарник то не в состоянии.
Истину глаголите. О принципах можно говорить бесконечно. Но когда ты хочешь сделать добро кому-то, а тебя коварно, вероломно обманут, то твои предыдущие принципы уходят в прошлое. Я когда-то переслал месячную зарплату разрушенному Спитаку… дальше можно не рассказывать. А здесь то же самое. Только масштабы другие.
Вы меня шокировали, Egarmin, неужели есть такой закон? Да, я бывала в Литве и относительно недавно. Не видела ни одного нищего. Вот почему — закон есть.
Кстати, у них распространены протестантские общины. А с точки зрения протестантизма удачливый в земных делах человек может расчитывать на царство божие и, наоборот… Так что бездельникам нет места. Хотя, общество сейчас секуляризировано.
Другое дело православие или католицизм. Тут подаёшь — спасаешь душу. Просить тоже не запрещено религией. Бедность, вообще, гарантия вхождения в Царство божие.
Да, Елена, чистая правда, есть такой закон. Но ходят по домам, побираются, да и около магазинов есть тоже нищие, никуда не денешься от этого. Уровень жизни очень низкий 27 процентов жителей страны живет за чертой бедности..Спасаются кто как может. Трудоспособное население старается уехать в более благополучные страны Европы на заработки, и, если удастся — на постоянное жительство. По разным противоречивым данным — от 0,5 — 1 миллиона человек выехало уже, и процесс продолжается.Это при общей численности — 3,5 миллиона. Население стремительно старится. Как же тут нищете на плодиться?
А в городах везде камеры видеонаблюдения за криминогенной обстановкой понатыканы. Подашь вот милостыню — и придут за одно место тебя взять…Пока, правда, не слышно было о таком. Везде люди сидят. А Литва больше — католическое гос-во. Раньше было православным.
Слава доброте! Но моё мнение субъективное…
Это я Олегу говорю. А то ответы скачут как параличные…