Ночью Николай почти не спал. Ворочался, выходил попить воды на кухне, сидел на крыльце. После дневной суматохи и жары было свежо, тихо, только трещали в росистой траве кузнечики да изредка брякал цепью соседский пес Барон. Жена Лидия недовольно брюзжала:
— Чё не спишь-то, Тетёха? Сам не спит, и людям не даёт. Мне ведь вставать рано завтра, корову доить да на поскотину вести. И тебе тоже надо не проспать.
Николай тихонько ложился, стараясь не потревожить Лиду, закрывал глаза, но сон не шел.
Утром предстояла поездка в райцентр: сломалась машина, надо было ехать в автосервис. В городе Николай бывал нечасто, раза три-четыре в год, поэтому каждая поездка была событием. А тут старенькая «Лада», которую отдал сын несколько лет назад («Несолидно тебе, отец, не шестом десятке на мотоцикле ездить, а тут все-таки машина, хоть и не новая»), забренчала. Что случилось, Николай не знал: в технике разбирался плохо.
Ходил к совхозному автомеханику, жаловался:
— Алексей Иваныч, чё-то бренчит у моей «ласточки».
— Где бренчит?
— Да у колеса у переднего левого. Будто консервную банку привязали к машине.
— Всё время стучит?
— Да не, на поворотах особенно слышно.
— Дак это у тебя ШРУС накрывается.
— Это что за зверь такой?
— Шарнир равных угловых скоростей, короче, граната. Долго объяснять.
— Лопнул что ли?
— Не, Семёныч, если бы лопнул, ты бы никуда не уехал. Но скоро лопнет, раз затрещал. Поезжай ты на станцию в райцентр. Коли не доедешь, эвакуатор вызывай. Только лучше уж сам аккуратненько, не то тысячи три-четыре придется платить за доставку твоей «ласточки» до места.
Вернулся Николай от автомеханика расстроенный. Пожаловался жене:
— Придется в город ехать, машину ремонтировать.
Лидия повернулась от плиты, на которой жарила картошку с маслятами к ужину, и вздохнула:
— Чё уж, надо – так надо. Без машины-то никак: за ягодами съездить или за грибами, на рыбалку когда – тоже. Поезжай, Коля, вечером приготовлю тебе одёжку какую поприличней.
Коля с Лидой уже больше тридцать лет женаты. Дети выросли, разъехались. Теща, которая с ними жила с самой свадьбы, умерла в прошлом году. А всё, бывало, брюзжала на зятя:
— Чё и за мужик такой! Лидия зарод мечет, полные навильники сена на экую вышину кидат, а он букашек в траве разглядыват! Душа у него, понимашь ли, политическая! Тьфу!
Этой «политической душой» теща попрекала Николая и к месту, и не к месту. Услыхала, как он однажды молодой жене говорил, что стихи любит, природу, вообще всё живое: каждую травинку и муравьишку каждого:
— Душа у меня такая, Лидок, поэтическая. От мамки, наверное: та, покойница, всё над стишками плакала, песни протяжные русские любила. «Пряху», помню, пела: старая, голосок дрожит, тоненький. Мне и говорит: «Как я раньше, Колюшка, пела! А теперь воздуху не фатает!» Как вспомню, слёзы на глаза наворачиваются.
Вообще-то, жили Коля с Лидой дружно, друг друга уважали, хотя, казалось бы, ни внешне, ни по характеру ничем друг на друга не похожи были.
Лида – крупная, высокая, грудастая баба, до пенсии всю жизнь работала дояркой в совхозе. Любила попариться в бане, посмотреть мелодрамы по телевизору, посудачить с соседками о том, о сём. Серьёзная и степенная, все дела домашние делала основательно, была прижимиста и расчетлива.
Николай – сухонький, подвижный, небольшого росточка, ниже жены. Отучился в областном центре и работал киномехаником до тех самых пор, пока в перестроечные времена не закрыли их деревенский клуб. Тогда, помаявшись несколько месяцев и послушав упрёки жены в тунеядстве, устроился в дорожную организацию чистить мосты – их было два, новых, бетонных, построенных через небольшие речки в Колиной деревне и в соседней.
По первому впечатлению — хорошо. Подожду второго.
Спасибо, Игорь! Потом напишите обязательно о втором.
Чего-то мне не хватило в этом повествовании. Когда читаешь рассказ, то поневоле подспудно гадаешь, чем приключения ЛГ закончатся. А как-то, вроде, и ничем закончился рассказ. После долгих мытарств героя. Я как порядочный обыватель, хотел бы знать, как встретится Николай со своей суровой супругой. Получит ли втык за перерастрату средств, несмотря на вручение ей букета полевых цветов? ))
Александр, большое спасибо за комментарий! Знаете, я думала об этом. Но герой уже и сам ответил: покричит маленько Лидуша, но поймет. Они ведь за тридцать лет друг друга хорошо изучили. Думаю, что букет и пироги ей понравятся, во всяком случае, цветы в воду поставит и пирога попробует.
Начну с замечаний, а потом про впечатление (а то забуду замечания). В предложении про колину мать что-то со знаками (конкретно с двоеточием). Скорее всего, там должно быть тире.
«колина деревня» с маленькой буквы должна быть.
Чего-то дороговато для полупрофессионального фотоаппарата 26 000)
А впечатление очень хорошее. И в этот раз мне наоборот всего хватило. Душевный очень рассказ.
Анастасия, спасибо за комментарий и за оценку.
Насчет «Колина деревня»:
§16. Имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий
Имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имен лиц, животных, мифологических существ и др. при помощи суффикса -ов (-ев) или –ИН. Например:
НадИНы куклы, МуркИНы котята.
Источник: Розенталь.. . СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ
Насчет двоеточия: я посчитала слово «всё живое» обобщающим.
Насчет стоимости полупрофессионального фотоаппарата:
Специально сходила в магазины, где продаются у нас, в Каргополе, фотоаппараты — 24-28 тыс.
Хм, почему-то мне так долго поправляли эту прописную букву, что я четко приучилась писать со строчной. Ну, буду уточнять.
Вроде, 24-28 тыс — это уже профессиональные. Но не принципиально.
А вообще что такое ПОЛУпрофессиональный — никогда не мог понять.
Я так понимаю, Сергей, что это фотоаппарат уже не начального уровня, но и не топовая модель, нечто среднее. Предлагает фотографу несколько лучшие характеристики, нежели любительская, такие как защищенный корпус, большой видоискатель, большая скорость серийной съемки и т.п., но все же эти параметры не дотягивают до камер для профи.
У меня просто муж увлекается фотосъемкой… Nikon D5100 — цена тела от 18 тыс, плюс объектив. Вполне уже профессиональная машинка считается. Смысла просто особого в полупрофессиональном (есть и правда таких пара моделек) нет. Куда лучше купить профессиональный старой коллекции — и дешевле выйдет. Смысл профессионального фотоаппарата — в настройках, которые можно выставить вручную вплоть до мелочей, а не в скорости съемки и защищенном корпусе (советский «зенит» — тоже профессиональный фотоаппарат считается). И профессиональный — это всегда зеркалка. А полупрофессиональные модели, кажется, как раз нет. И кайфа на них снимать особого тоже (по крайней мере, так муж говорит, я-то и от «мыльницы» своей в восторге, а его фотик даже в руки брать боюсь 🙂 )
Вот. Поделилась знаниями 🙂
Спасибо!
И по второму впечатлению хорошо. Нашлось:
> шаляки местные стёкла выбили
местные стёкла
Да, сама фраза мне длинновата показалась, её вполне можно пополам порезать. Как раз перед «шаляками» точку поставить.
Игорь, спасибо большое за помощь и оценку. Сейчас исправлю.