А как любил Николай свою работу в кинобудке! Нравилось получать на почте гремящие старые кинобанки, везти их на мотоцикле в клуб, «катить» вечером разные фильмы, печатать цветной тушью и скрипящим перышком афиши. Нравился запах старой плёнки, коричневых дерматиновых сидений в зале клуба. Он даже несколько раз устраивал после просмотра фильмов обсуждения.
Но фильмов больше не присылали, кинобудку закрыли на большой навесной замок, а сейчас и крыша у клуба обвалилась. Местные шаляки стёкла выбили, и ветер треплет старые желтые занавески, торчащие из-за гнилых оконных переплетов.
Пришлось осваивать метлу и лопату. Платили немного, да жена в совхозе получала. А сейчас она на пенсию вышла, так ничего, скромно жить можно, не голодали. Держали корову, телят каждый год откармливали, куры по двору бегали, огород большой Лидия растила.
А то, что силы да сноровки Николаю Бог не дал, – так что уж. Лидия над мужем не смеялась, жалела, только иногда «Тетёхой» назовет, но это так, любя. Гвоздь забьет, по хозяйству помогает, не пьет, не дерется – чего ещё надо? Другие-то бабы ещё как со своими алкоголиками маются. А Николай в праздник из чекушечки рюмку выпьет, расцелует хозяйку и песни поет. А то еще услышит соловья за рекой, откроет окно и зовет её:
— Лидушка, послушай, как соловушка-то заливается, слышишь? Так на душе-то светло, так радостно!
В город Николай приехал уже часов в одиннадцать утра: всё боялся, что «ласточка» сломается, добирался потихоньку. Слава Богу, обошелся без эвакуатора. Да и машин на дороге было немного – их Коля тоже побаивался, в деревне-то ездить привычно, просторно, не то, что в городе. Сдал машину суровым молодым парням из автосервиса на окраине райцентра, купив все нужные запчасти (механик сам с Николаем в магазин сходил и сказал, что надо приобрести). Парень, который с Колей разговаривал, велел записать на куске картона телефон – сказал, что сами позвонят, когда сделают.
Николай пошёл в город. Родни в райцентре у них с Лидушей не было. Она велела мужу пообедать в столовой или в кафе каком. Увидел вывеску «Закусочная» на двухэтажном каменном здании, зашел.
Народу в кафе было много: время обеденное, да и сезон туристический в разгаре – летом в райцентре всегда приезжих много, церквями белокаменными любуются.
Купил щей, бифштекс с макаронами, морс, хлеба взял шесть кусков, любил хлеб-то с супом. Буфетчица удивленно подняла брови, но ничего не сказала. Лидуше набрал пирогов, надо гостинца-то привезти женушке: булок с маком и глазурью, тонких пирогов с изюмом и со сгущенкой – она сладенькое любит, баба!
Обедал не спеша: сколько еще машину проделают. Суп не очень понравился, больно жидкий, но доел, с малолетства приучен, что «посуда любит чистоту». Добрался до бифштекса, но тут пополам треснула пластиковая вилка. С шумом треснула – детишки за соседним столиком засмеялись. Ну, Николай не обиделся: что с них взять, дети ведь. Купил другую вилку. Стаканчик из-под морса взял с собой: пусть в машине будет посудина, мало ли, поедут с Лидией куда, пить захотят – а тут и стаканчик готов!
Потом долго сидел на берегу широкой, спокойной реки, любовался водой и наплывающей с юга, как раз с озера, откуда река начало берет, огромной фиолетовой тучей. Достал фотоаппарат, начал тучу снимать. Все хотелось, чтоб на снимках виден был контраст между краем темной тучи и голубым небом. Получалось не очень: фотоаппарат дешевенький, простенький. Мечтает Николай о новом, полупрофессиональном, даже деньги потихоньку копит. Видел в прошлую поездку такой за двадцать шесть тысяч. Вот десять за год уже скопил. Любит он фотографировать: пейзажи, детей, Лидушу свою, деревенские улочки. Клёны увидел на набережной, несколько маленьких дубков – тоже запечатлел: редкие они на Севере гости, тут все березы, ели, тополя.
По первому впечатлению — хорошо. Подожду второго.
Спасибо, Игорь! Потом напишите обязательно о втором.
Чего-то мне не хватило в этом повествовании. Когда читаешь рассказ, то поневоле подспудно гадаешь, чем приключения ЛГ закончатся. А как-то, вроде, и ничем закончился рассказ. После долгих мытарств героя. Я как порядочный обыватель, хотел бы знать, как встретится Николай со своей суровой супругой. Получит ли втык за перерастрату средств, несмотря на вручение ей букета полевых цветов? ))
Александр, большое спасибо за комментарий! Знаете, я думала об этом. Но герой уже и сам ответил: покричит маленько Лидуша, но поймет. Они ведь за тридцать лет друг друга хорошо изучили. Думаю, что букет и пироги ей понравятся, во всяком случае, цветы в воду поставит и пирога попробует.
Начну с замечаний, а потом про впечатление (а то забуду замечания). В предложении про колину мать что-то со знаками (конкретно с двоеточием). Скорее всего, там должно быть тире.
«колина деревня» с маленькой буквы должна быть.
Чего-то дороговато для полупрофессионального фотоаппарата 26 000)
А впечатление очень хорошее. И в этот раз мне наоборот всего хватило. Душевный очень рассказ.
Анастасия, спасибо за комментарий и за оценку.
Насчет «Колина деревня»:
§16. Имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий
Имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имен лиц, животных, мифологических существ и др. при помощи суффикса -ов (-ев) или –ИН. Например:
НадИНы куклы, МуркИНы котята.
Источник: Розенталь.. . СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ
Насчет двоеточия: я посчитала слово «всё живое» обобщающим.
Насчет стоимости полупрофессионального фотоаппарата:
Специально сходила в магазины, где продаются у нас, в Каргополе, фотоаппараты — 24-28 тыс.
Хм, почему-то мне так долго поправляли эту прописную букву, что я четко приучилась писать со строчной. Ну, буду уточнять.
Вроде, 24-28 тыс — это уже профессиональные. Но не принципиально.
А вообще что такое ПОЛУпрофессиональный — никогда не мог понять.
Я так понимаю, Сергей, что это фотоаппарат уже не начального уровня, но и не топовая модель, нечто среднее. Предлагает фотографу несколько лучшие характеристики, нежели любительская, такие как защищенный корпус, большой видоискатель, большая скорость серийной съемки и т.п., но все же эти параметры не дотягивают до камер для профи.
У меня просто муж увлекается фотосъемкой… Nikon D5100 — цена тела от 18 тыс, плюс объектив. Вполне уже профессиональная машинка считается. Смысла просто особого в полупрофессиональном (есть и правда таких пара моделек) нет. Куда лучше купить профессиональный старой коллекции — и дешевле выйдет. Смысл профессионального фотоаппарата — в настройках, которые можно выставить вручную вплоть до мелочей, а не в скорости съемки и защищенном корпусе (советский «зенит» — тоже профессиональный фотоаппарат считается). И профессиональный — это всегда зеркалка. А полупрофессиональные модели, кажется, как раз нет. И кайфа на них снимать особого тоже (по крайней мере, так муж говорит, я-то и от «мыльницы» своей в восторге, а его фотик даже в руки брать боюсь 🙂 )
Вот. Поделилась знаниями 🙂
Спасибо!
И по второму впечатлению хорошо. Нашлось:
> шаляки местные стёкла выбили
местные стёкла
Да, сама фраза мне длинновата показалась, её вполне можно пополам порезать. Как раз перед «шаляками» точку поставить.
Игорь, спасибо большое за помощь и оценку. Сейчас исправлю.