Гранитных глыб немой оскал.
И дождь не очень-то приветлив.
Река змеится между скал,
Дорога лихо вяжет петли.
Он — мой старинный верный друг!
Но знал лишь в качестве раба я
Себя в объятьях цепких рук
Его Величества Домбая.
Пробел во времени велик —
Я не был здесь уже лет сорок.
И с трассы так же бел твой лик,
И так же мне как прежде дорог.
И нас, романтиков полки,
Толпились в вечном шуме-гаме.
Все потайные уголки
Мы здесь обшарили ногами.
Высоты пиков – не аршин —
Эрцог, Ине, Белалакая.
И с их заснеженных вершин
Гонял руками облака я.
Сейчас об отдыхе таком
Сказали б с жаром – вот ведь врут же! —
Что мы лишь с лёгким рюкзаком
Как пломбы липли в Зуб Софруджу.
Я помню — склоны «поскобля»,
В столовку шли, и не гарсоны
Кормили нас — тогда рубля
Хватало здесь на две «персоны».
Гитара — горная «сестра»,
Туман, палатки, склон пологий,
Стихи и песни у костра
Без тошноты идеологий.
И дух Домбайский был таков —
Свободы дружная Держава,
Монархи – Бродский, Смеляков,
Высоцкий, Визбор, Окуджава.
Сердца «альпийских» наших дам
Мы покоряли – ох, не сразу!
Бывало, только лишь «Агдам»
Нам находил для флирта фразу!
И дружба здесь была тверда —
Влюблялись насмерть, пили, пели…
Быть может помнит Теберда
Продрогших нас в своей купели?
Влюблялись все – и млад, и стар —
В ночных костров протуберанцы.
И в звон расстроенных гитар
В руках весёлых голодранцев.
————————
Я здесь три дня уже – хоть вой!
Родной Домбай, да это ты ли?!
И я любимый облик твой
Ищу всердцах на дне бутыли!
Твои леса не знали пил,
И нравы не были так люты —
Я твой целебный воздух пил
Ещё без запаха валюты.
Ты первозданным был пока
Не слышен стал «канаток» скрежет.
Для новых трасс твои бока
И день и ночь всё режут, режут…
Кругом асфальт, комфорта яд,
И как старик уже я ною —
«У печки лыжи не стоят»,
Другое «солнышко лесное».
Увы, — другой теперь уют,
И наше время не воскреснет.
Здесь под гитары не поют,
Да и звучат другие песни.
Уже нет той родной глуши,
Ростки не дали наши зёрна.
Прощай, Домбай моей души,
Прощай любимый край озёрный!
И звон расстроенных гитар
В руках весёлых голодранцев.
Может быть эти две строчки стоят всего остального
Может и стоят, но горечь утраты былого Домбая, где прошли мои юность и часть молодости, вылилась в такое вот длинное старческое стенание. Но ничего уже вернуть нельзя. Всё останется только в памяти тех, для кого Домбай был горной Меккой и маленьким островком, свободным от засилья лживой идеологии. Но это звучит слишком пафосно. Мы просто до фанатизма любили горы!
А кто-то любил советское мороженое. И тоже может триста строк по теме выложить, что раньше было няшечно, а сейчас фе.
Понимаете, Евгений, нет в стихотворении главного — идеи. Даже вашей любви к горам собственно нет. Что вы такое уловили домбаистое, особое?
И нравы не были так люты —
«Так» — это как именно? В пропасть бросают неугодных? Бензопилой режут?
В общем получился набор общих ничего не значащих слов, уложенных в достаточно красивую упаковку с бантиком.
Сама концепция стенаний — это особый разговор. Понимаете, я не так давно переехал с Сахалина. И при мне стояла альтернатива: или развивать нефтегазовые проекты или не трогать девственную природу и…сдохнуть на ровном киле от полного упадка экономики. Но в конечном итоге Сахалин стал самым развитым из ДФО, убыточный дотационный край стал донором федерального бюджета. А я — журналист — вертелся в самой гуще всего это и хорошо знаю: альтернатива стояла жестко::или-или. Ну бродили бы сейчас по острову толпы голодных бомжей, разваливались дома, дороги, коммуникации. Оно ведь само в благословенной природе не растет. Смешно, но многие сахалинцы, из безнадежных безработных вдруг получившие работу и зарплаты по 50-70 тысяч и больше(это 10 лет назад), тоже как вы, брюзжали, что природа исчезает и нравы у людей при заработке становятся иными чем у нищебродов голозадых. А ведь рыбку поймать и ног не замочить — это мало кому удается, и никогда — при массовом улове.
Впрочем, все это к делу не относится, с литературной точки зрения важно то, что брюзжальная концепция у вас хоть и есть, а оформленной идеи стихотворения все-равно нет. А правильная концепция или неправильная — это совершенно не литературный вопрос, это я просто так, к слову пришлось.
Не хотелось бы Вас обидеть, но наше общение чем-то похоже на беседу Басова с Локтевым в «Я шагаю по Москве». Только Вы опытный и цекавый, простите, журналюга, а не полотёр. А значит — матёрый литератор. Это достойно глубокого уважения. А я как неглупая собака — всё понимаю, а ответить так же мне слабо. Тем не менее отвечу, что в стихе, хоть он длинный и с ляпами, мне удалось передать и мою любовь к горам, и глубокое разочарование увиденным, и ностальгическую тоску по прошлым — визборовским временам. В этом и была идея!
Интересно, что я эту сцену из «Я шагаю по Москве» тоже часто вспоминаю невольно, когда от Сергея слышу замечания типа: «А где идея? Где сюжет?»
Сразу Басов перед глазами:»А где сюжет? Вот у меня в трамвае кошелёк спёрли однажды — вот, это — сюжет! А у тебя?..»))
Ха-ха! Ты абсолютно прав. Но я бы не хотел чтобы Чинаров обиделся.
ну, Сергей парень понятливый. Тем более, что мы против его замечаний ничего не имеем. наоборот даже.
Я лично, когда он меня молчаливо обходит стороной — «даже кушить не могу!»))
(Мкртчян, «Мимино»)
Кстати, напомню: во времена хрущевской оттепели, освобожденные якобы от гнета сталинщины, интеллектуалы начали проталкивать идею БЕССЮЖЕТНОГО искусства.Мода такая была у интеллигентов. Корпускулярный поток сознания, бла-бла-бла.В общем, очередной заскок по скиданию товарища Пушкина с пароходу современности. Правда, мода пришла с Запада. Почитай, скажем Воннегута образца 61-62 годов. Хотя Курт, он парниша талантливый был, и как ни старался, а сюжет у него хоть и размытый-размазаный как красная икра по бутерброду на советской свадьбе, но есть. А вот выпад Данелии как раз направлен против здравых умов, которые утверждали что бессюжетным искусство быть не может по определению. А про бессюжетное искусство Запад забыл уже к 70-м, как раз, когда наша политпропаганда только начала гневно громить идеологически чуждые творческие методы.
Сам же Данелия в бессюжетности мною замечен никогда не был,он всегда ищет сперва яркий конфликт и от него отталкивается.
Увы, Евгений, вы льстите себе НЕ УДАЛОСЬ — в том то и дело.Нет в вашем стихотворении ни любви, ни тоски, ни даже Визбора. Две усеченных цитатки даже мне (тоже, знаете ли, немало тайгу потоптал в первой половине жизни) ровным счетом ничего не говорят ни о том времени ни о чем. Общий мотив — чисто пенсионерский: раньше было все хорошо, а сейчас все плохо.И нкеважно — о Домбае ли речь или о городской бане, это как раз лишь фон, не более.Ну нет Домбая у вас. Ну нет.Кроме голодранцев с гитарами ни-че-го.
И давайте без расшаркиваний. Я понимаю, что вы не хотите обидеть меня. Я в свою очередь вовсе не ставлю целью обидеть вас. Давайте принимать за аксиому доброжелательное отношение друг к другу.
Не путайте деликатность с расшаркиванием, как и бесцеремонность с безобидной откровенностью. Вы вжились в роль смотрителя в литературном Рае под названием «Дуэлит». Хотя Ваше доминирование здесь, вполне возможно, идёт на пользу сайту. Но манеры, с которыми Вы «причёсываете» собеседника, может кому-то и нравятся, но лично мне – нет. И дружелюбность от Вас я никак не улавливаю. Только пренебрежение и самоуверенность, даже не уверенность в собственной правоте. Одно «расшаркивание» чего стоит…
Еще раз повторю то что уже говорил неоднократно. Я высказываю не приговор, а свое МНЕНИЕ. И странно делиться с кем-то мнением, если в нем не уверен, не правда ли? А бесцеремонность, да, присутствует. Мы собрались не на светскмй променад. И если б каждую свою горькую фразу я заливал сиропом типа пожалуйста, не обессудьте, будьте любезны, не изволите ли вы подумать над вашей замечательной рифмой, которая стала бы еще великолепнее, если вы не будете рифмовать палку с селедкой, а придумаете еще более благозвучную замену исключительно в целях повышения эстетики вашего и так небывало эстетичного творения, достойного стать рядом с лучшими стихами Пушкина и Лермонтова…. Жизни не хватит только с вами одним разобраться. А у Дуэлита уже чуть меньше 400 авторов зарегистрировано,
Я, голубчик мой, не читатель и не почитатель — я редактор. Причем, профи. И то, что я пишу, я считаю работой, которую провожу на общественных началах, а вовсе не куртуазным времяпровождением. Разумеется, я работаю по верхушкам, потому что во-первых мне еще нажизнь зарабатывать надо, а во вторых на одно стихотворение при полномасштабной работе приходится порой потратить несколько дней.Поэтому даже на Дуэлите я успеваю повозиться не со всеми, а только с теми, в ком чувствую потенциал и чувствую — моя РАБОТА (sic!)не пропадет даром. Но если вы желаете, чтобы я вообще своими грязными лапами не касался ваших чистых творений — так и скажите: не надо, мол, Сергей. Какие проблемы?
Но так или иначе расшаркиваться передо мной не надо. Я лично ни на что не обижусь, пусть вас это не беспокоит.
Вообще одна деревенская старушка из села Таранай на юге Сахалина лет 25 назад подарила мне изумительный образ, рассказывая про своего обидчивого мужа. «Ношусь с ним как с дерьмом на лучине. Уронишь — так назад вообще не собрать». Так вот, ни к авторам, ни вообще к кому либо в жизни ТАК относиться не собираюсь.
Сергей, ну зачем Вы так ехидствуете? Ну не по-мужски это, хоть Вы и профи! Пушкин, Лермонтов… Я, спасибо авторам, получаю отзывы, советы, которые никак не могут обидеть. А в них нелицеприятного не меньше, чем в Вашей критике. Вы даже мне «вы» с маленькой буквы написали. Недостойно это Чего же тут непонятного. А, впрочем, делайте как хотите…
Евгений, слово «вы» пишется с маленькой буквы уже давно.По правилам правописания русского языка. Во всяком случае, когда я научился пмсать, уже была такая норма.Поэтому не ищите обид там где их нет по определению. И поостерегитесь бросаться такими словечками как «недостойно».Впрочем, иные и матом кроют, так что как вам будет угодно. Но лучше перед этим справляйтесь в учебнике русского языка, что ли. «В качестве особого исключения можно писать Вы при личном обращении к невероятно уважаемому человеку (у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три).»/А.Лебедев»/. Но будьте уверены, если вы публикуете такое письмо в газете, где работают профессиональные корректоры (сейчас, правда, на этой должности многие СМИ экономят), то вам безжалостно поменяют «в» на строчную, даже если вы решили поздравить самого президента РФ (его тоже, кстати, пишут со строчной кроме как в официальных текстах, где ндрав чиновника много сильнее любых известных правил русского языка, математики, физики и т. д.)
А в общем я понимаю, что «достойно» вас умеет критиковать только Саша Долгушин. Стыжусь, краснею, раскаиваюсь и ухожу отмаливать грехи в Лавру.
Я горжусь и дорожу отношениями с Сашей Долгушиным, даже если бы он постоянно матюкал меня.
Разрешите сомневаться, товарищ майор?
Я вот например не была на Домбае, и пыталась сейчас понять чем вам дорог этот край.. но вы об этом как-то стороной..кроме первой строфы.и местом переходящим в перечисление личностей…а дальше все личное что из души…т.есть как-бы поточнее выразиться, здесь все вперемешку получилось…..
Мне кажется нужно еще раз к нему подойти,к написанию стихотворения
И изначально определится о чем…такая лирика,верней обыденная лирика, как в последней строфе по-моему не ваш уровень уже..Лучше о Домбае.
Спасибо, Света. Но возвращаться и исправлять, причёсывать — для меня всё равно что «обездушивать» написанное в искреннем порыве. Уж как получилось…
Щодо ідеї вірша, вона, я думаю, в останніх строфах:»Увы, другой теперь уют. И наше время не воскреснет. Здесь под гитары не поют. Да и звучат другие песни…» Як читачу, мені сподобалось.
Одна Вы, Тамила, меня жалеете! А это так приятно!
Та ні, це не жалість, пане Євгене. Мені дійсно сподобався ваш вірш, але я не маю спеціальної філологічної освіти і оцінюю вірші як читач. Якщо сподобалось, коментую, як умію, а якщо не сподобалось, то мовчу, бо думаю, що той, хто писав, розумніший за мене і знає, що хотів сказати у своєму вірші.
Ваши искренние отзывы, как и деликатное молчание, никогда не могут ранить душу автора. А мою тем более!
Мне понравилось. Только теперь романтики любят комфорт — что ж плохого тут? Невозможно, вернувшись в места, которые любил, увидеть там то же, что было -дцать лет назад. Хотя бы потому, что и ты уже другой. И неделю ходить в потной футболке и прокопченной штормовке, распевая бесперстанно «Солнышко лесное» и попивая «Агдам», — не будешь.
Особенно понравилось:
И в звон расстроенных гитар
В руках весёлых голодранцев.
«как пломбы, липли».
Ничего плохого в комфорте нет. Здесь я слегка слукавил. Просто принятие комфорта в горах и вообще на природе для меня равносильно предательству. Тем не менее на кострах мы уже не варим уху и не готовим всяческие охотничьи блюда. Теперь есть газовые плиты. И вообще нынешний туризм я бы с большой натяжкой назвал туризмом. Вообще-то я ни о том. Вот «как пломбы липли» — нужно переделать. Спасибо, Ира.