Сашка-забойщик

Под зиму и сытый, и пьяный, и нос в табаке:
В своём ремесле навострившись на бойне в райпо,
Ножи наточив на визгливом козле-наждаке,
С утра ожидает работа, а после – в запой.

Работа простая: зарезать на мясо телка.
Заискивать, с лета давая умельцу аванс,
Считает за правило каждый хозяин – а как?
В «убийственном» деле Санёк – общепризнанный ас.

В своей холостяцкой берлоге проснувшись с утра,
Прокашлявшись, долго зевает в мечтах в потолок.
Поднявшись, напьётся затохлой воды из ведра.
Пора: палача ждёт доверчивый, глупый телок.

Он любит их, милых, лобастых, с клевками рогов,
Кормильцев, поильцев, лохматых и нежных телят.
Дешевый протез из казенных железных зубов
Блеснёт из-за губ; потеплеет, замаслится взгляд.

Идёт по дороге, встающей под ноги колом,
Со свитой собак, предвкушающих драку и пир,
И мнит себя богом… Ну, ладно, – пускай королём…
Пусть маршалом, кровью запачкавшим старый мундир.

Запись опубликована автором Ирина Кемакова в рубрике Поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе Ирина Кемакова

Живу на Севере, в Архангельской области. С отличием окончила факультет филологии и журналистики САФу. По второму образованию детский психолог. Автор поэтических сборников "Вот так и жить" (Архангельск, 2015) и "Челобитная деревни" (Архангельск, 2017). Кандидат в члены СПР.

Сашка-забойщик: 41 комментарий

  1. Предпоследняя строфа смутила. Телята — поильцы и кормильцы? Все-таки, кормилец — это тот, кто заботится о семье, а не кормит ее собой. Ну не то, на мой вкус. А еще эта строфа смущает связью с последней. В ней показано, что Санёк любит телят, умиляется им, и вдруг в следующей строфе он мнит себя богом. Я лично совершенно не поняла, при чем тут любовь палача к телкам, а главное, в чем она выразилась и какой вывод из того, что он их любит — убивает с любовью? Если бы в последней строфе рассказывалось, что он пьет от того, что приходится убивать, то да.
    А еще смутило «С утра он уходит работать, под вечер – в запой.» По моему, в запой нельзя уйти под вечер. Запой — это по определению на несколько дней. Да и с похмела после вечернего запоя лежать и мечтать, а потом еще и радостно так идти, мня себя богом… Я, конечно, не спец, но все же похмелье раза 2 за жизнь у меня было, да и у других иногда видела. Там как-то не до мыслей о том, маршал ты или бог. Там вообще не до мыслей 🙂

    • Настенька, тут имеется в виду не регулярная пработа, а разовая. Телок не каждый день и даже не каждую неделю бывает.Поэтому свободно можно уйти в запой. А лежит и мечтает утром накануне «работы». И мечтает не столлько о телке, сколько о том , что вечером будет на что запить. Телок поилец и кормилец не потому что СОБОЙ кормит — а потому что дает денежную работу. Но согласен, можно было бы все это почетче прописать. Как-то все расплыто,резкости нет, что ли.

      В принципе надо бы что-то вроде:

      «С утра ожидает работа. А после — запой». Но Ирине, похоже, захотелось технически объединить две вещи одним словом «уходит» — здесь техника не сработала.

      Мне лично не понравился финал. Совсем уж размыт и нечеток. И становится непонятным — ради чего написано стихотворение.

      Ну и мелочь: земля, стоящая колом — это как? Свежевскопанные грядки задубели? А кто их на мороз рыхлил? Грязь на дороге? Ну это. как бы не совсем земля, это другая субстанция ваще то.

      • Так понятно, что работа разовая. А звучит, как будто каждый день он туда идет (я про это написать забыла)) ). Оборот, конечно, технически красивый (я про объединение), но ведь не правильный по смыслу-то.
        Если телок — кормилец по отношению к Саньку, то я вообще против. Телок — он чей? Хозяйский. Соответственно и кормилец хозяйский. Он не кормит Санька. Санька кормит убийство, а не телок. На мой взгляд, это неверный оборот речи.

      • Сергей, спасибо! Ничего от Вас не укроется.
        Вот не поверите, но в первоначальном варианте строка именно так и выглядела: «С утра ожидает работа. А после — запой». Потом решила заменить. Не совсем удачно получилось.
        Про финал — прилепила второпях. Но тема эта (маленьких наполеонов) в стихе присутствует. Герой ведь себя пупом Земли мнит в это время: востребованным, нужным, важным, первым. Рефлексировать не умеет, а на поверхности — да, без меня не обойтись. Палачом быть могу, судьбы чужие (пусть и телячьи) решаю запросто, без угрызений совести. Даже и любит он этих телков так, как умеет, как бы отвратительно это не звучало и не выглядело. Кое-что о психологии обывателя.

      • По мне — зарифмованная проза — это тоже стихи. Если уж на то пошло, «Скажи-ка, дядя: ведь недаром…» — ? В поэзии ведь много жанров существует, правильно? Басня, например. Вопрос в другом: КАК написано.
        А Вы, Ира, хорошо пишете. По прошедшему конкурсу: я думал, что первое место будет или Вашим, или Татьяны Веткиной, честно говоря. Судьи тоже люди, у всех разные вкусы и пристрастия, что и судейство показало: насколько мнения разделились.
        Мне вот стихи — повествования Карпова нравятся очень: какой-то собственный стиль, жанр, форма. Это же и ценно: своеобразие, своеобычность, самобытность! И даже «блохи» мне не мешают его читать с удовольствием. Тем-более, что их найти можно у кого угодно, в разных количествах только.))

        • Спасибо, Саша. Я знаю, что мой стишок конкурсный слишком простецкий. И концовка прилеплена опять, и в мораль скатилась. Кстати, из всех литературных жанров больше всего не люблю басни. Такая вот история.

          • Ну, Вы же не басни пишете, а хорошие стихи. Кстати, про конкурс. Может, я и не понимаю чего-то, но приведённый нам в пример стих чей-то меня почему-то не впечатлил вовсе.

              • Если уж приводить пример стиха в тему —

                Ангел-хранитель Новороссии
                Стихи Татьяны Дугель

                Монолог пятилетней девочки из Славянска, убитой прямым попаданием снаряда украинской армии

                Добрый дедушка Бог, я совсем на тебя не в обиде,
                Что меня не сберёг, когда дождь миномётный пошёл.
                Об одном лишь прошу: пусть родные услышат, увидят —
                Я не плачу в раю, и на облачке мне — хорошо.

                Был погожим денёк, солнце ярко и жарко светило,
                И порхали стрекозы, слюдой крылышек тонко звеня
                Кто представить-то мог, что безумная адская сила
                Из песочницы в небо взметнёт не песок, а меня?

                Помертвела лицом, вмиг состарилась юная мама.
                Поседел и ушёл в тот же день в ополченцы отец.
                Я скучаю по ним, но твержу не по-детски упрямо
                И святым, и живым, что конец мой – совсем не конец.

                Неубитый Славянск над войной свои точки расставит.
                Впереди — суд да дело. А пока не рассеялась мгла,
                Добрый дедушка Бог, научи, как мне крылья расправить
                И укрыть ими город, в котором так мало жила…

                20.06.2014

      • Про зарифмованную прозу — не слушайте всяких дураков. Там в жюри был один от сохи — как раз типа тот Сашка мясник, по теме, о которой мы говорили. Типа есть перед мнойц телята-любители, а я уж чо хочу с ними, то и сделаю.
        И пусть вас не смущает смачная ароматная пришлепка «член СП». Членом СЕГОДНЯ (это вам не СССР) может стать любой(!!!), издавший три книжки-тетрадки и устроивший банкет для головки писательской региональной организации, чтобы от нее рекомендацию получить. При мне на Сахалине такие ребята в члены СП выходили… я бы их в литобъединение макаронной фабрики постеснялся пригласить. Не, были и хорошие ребята…но и те чаще слабенькие. Членство само по себе никого еще поэтом не сделало.
        А человек, корторый делит рифмы на любительские и профессиональные — это вообще малограмотный в поэзии.Абсурдней не придумаешь — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ рифма.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ образ.Ведь что такое профессионал? Человек, который сделал занятие своей профессией. И в отличие от любителя, вынужден строчить две сотни строк каждый день. С одной стороны он набивает руку в технике. А с другой — безнадежно сползает в штампы, иначе норму просто не сделаешь(Пушкин, кстати, тоже не исключенние. Почитайте внимательней поздие стихи А.С.. Штамп на штампе.. А еще перестает трепетно относиться к слову — это теперь просто сырье для прокорма, как для Сашки вашего телята.
        Причем подчеркну — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ поэтов ни в СССР не было ни сейчас нет. Стихами у нас на жизнь заработать нельзя.Это Пушкин ЗАРАБАТЫВАЛ, а наши лишь ПОДРАБАТЫВАЮТ, как владельцы автомобилей на случаййном частном извозе

        • Абсолютно согласен. Вообще не очень понимаю, как можно выучить человека на поэта. Можно научить, конечно, рифмовать слова, писать грамотно…Говорят, и слух музыкальный развивают. Но чаще это от природы всё-таки идёт.То же самое и в живописи. Нисколько не умаляя значения образования, всё-таки на первом месте — то, что заложено в человека природой. А уж потом — можно или похоронить это, или — развить.
          А вот с тезисом: зарабатываешь ремеслом — профессионал, а не зарабатываешь — любитель — не совсем согласен.
          Я вот художник-любитель. Мои работы покупаются. Но я от этого профессионалом не стану. И наоборот. В то же время вспомним Ван Гога, Сезанна, Гогена…Самоучки. Да, при жизни их работы не покупались почти. Или же скупались за бесценок имеющими нюх дельцами.То-есть, они не были профессионалами тогда. Но теперь-то они, судя по ценам, ого-го, какие профессионалы!

          • Ты не ЗАрабатываешь, а ПОДрабатываешь. Профессионал — для корго дело приносит его основной доход. То-есть доход — не главное, но главное — регулярная ежедневная работа с учетом требований работодателя. Для поэта работодатель чаще всего — издатель.Для художника? Церковь, клуб. обком партии, да мало ли.
            Так вот. Именно в силу регулярной ежедневной работы профи набивает руку так, что любитель с ним конкурировать не очень может С другой стороны профи работает на определенном уровне и выше не лезет, потому что выше — это больше времени на единицу произведенного. А время — это деньги.
            Поэтому ты никогда не сравнишься с профи в технике мазка лишь по той причине, что этих мазков он делает каждый день и стократ больше. Но ты всегда можешь и перегнать профи в еновизне решения, в экстравагантости композиции, во многих вещащ, которые требуют определенных НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ затрат времени и сил.

          • А Ван Гог — это как раз ответ всем бездарячм, кичащимся тем, что они, дескать, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ бездари, типа не каклибочто, а чтолибокак. Нет, Ван Гог как раз всегда был и оставался любителем.Он писал ЧТО ХОТЕЛ, КОГДА ХОТЕЛ и СКОЛЬКО ХОТЕЛ времени. Оттого то его техника мазка так самобытна и оттого то его картины волшебным образом передают ощущение мироздания. Ну Сезанн в моих глазах много ниже. Однако тоже достойная шпилька чванливости профи в …одно место.

            • Между протчим, евонную (вангогскую) технику мазка щас китайцы так освоили. что в малую единицу времени клепают уйму копий на заказ. Профессионалы!

        • Меня вообще несколько смущают все эти громкие звания жюри, и когда Олег говорит про «настоящих критиков». Что это вообще за зверь и чем он отличается от обычного хорошо образованного человека? Приведу пример. У меня есть руководитель моей диссертации. Профессор, доктор наук. Но доктор технических наук. А как он мне рассказывает про любимые свои книги! Как он описывает каждый понравившийся ему образ! Это надо слышать! В общем-то делает он это ничуть не хуже моей бабушки — учителя литературы.
          Другой пример. Существует такая организация, которая осуществляет экспертизу проектов (каждый проект обязан ее пройти). И сидят там эксперты, пишущие нам замечания (при чем совсем не написать ни одного замечания практически они не могут — теоретически могут, а практически приходится хоть что-то да выдумать). За деньги, понятно. И есть мой муж, который совершенно бесплатно и гораздо более дельно может натыкать носом, да еще и присоветовать чего))
          Вывод пусть все сами придумают)) А я как-то не доверяю в последнее время «настоящести». Много у нас стало таких всяких «настоящих», как из последнего стиха Т. Веткиной…

          • Настенька, вы все верно говорите. Только есть такая профессия — литературная критика. Но это профессия. Вот вы инженер и в свободное от работы время инженерными делами заниматься не будете, правда? Вот и человек любой другой профессии тоже. Так что на нашем сайте сложненько было бы увидеть профессиональную критику — она денег стоит, и главное — рабочего времени критика. И бабушка ваша — тоже не критик. У нее совершенно другие задачи профессиональные. Вообще ПРИ ЛИТЕРАТУРЕ много профессий хороших и разных. Редакторр, например — тоже не критик а совсем-совсем другой. Ну ведь не все же инженеры — электрики. Да и электрики есть по слаботочке, а есьть по высокому вольтажу.
            Так что Олег про «настоящих критиков» пока только говорит. Возможностями (в первую очередь денежными, или хоть чем-то заинтересовать) сайт наш пока никак не располагает. Но мы только в начале, а Олегу все время хочется щзаглянуть подальше, в серединку. И это разве плохо?

            • Ну, про бабушку да, наверное, не совсем удачный пример. Но про экспертизу, мне кажется, вполне — это тоже профессия. Хотя, допускаю, что не до конца понимаю значение именно литературной критики. Дело еще в любви к своему делу. Я в нерабочее время с удовольствием и помогу, и подскажу, и посоветую любому желающему. И даже на листочке почеркаю)) Как-то раз по большой любви я составила две методички по инженерным сетям — теорию и практику (по крайней мере оплата той работы по отношению к затраченному на нее времени была такой, что все равно, что ее не было, да я б и за бесплатно сделала)) ). Мне в кайф))
              Конечно стремиться, так сказать, ввысь — это прекрасно. Спору нет) Главное — никому ничего важного не сломать по пути…)

          • Так что меня смущает(а точнее раздражает даже) только когда, человек, едва прицепив сомнительную регалию к своему захезаному пилджачишке, тут же начинает проводить черту — дескать тут я, небожитель, член, панимаишь,а тут вы, черви земные, малограмотные и ничтожные. И вот через губу, через эту черту приступает к «оценке» чужих промизведений. Ну такие здесь редко случаются

          • Если я и «хотел что-то показать этими званиями», то лишь только то, что единого мнения нет нигде, — ни среди дилетантов, ни среди любителей, ни среди профессионалов, ни… ни… ни… Зависит это от массы причин (перечисление коих — большая отдельная тема), и надо научиться принимать это, как данность.
            И это опять же — НЕ критики. …Впрочем, по поводу «критики» и «критиков» Сергей уже пояснил. Добавлю лишь, (точнее, напомню), что на сайте нет критиков, как таковых… есть только пара специалистов… по «приземлению»:)

              • Дык… и на сайте, и из приглашённых… и среди зрителей в партере, и среди малышни в песочнице…. и среди зверушек, которых с собой приносят… и среди тех, кто заскочил на минутку сумничать…. и т.д.
                Короче, на Дуэлит ещё не ступала нога критика. …Ну, или точнее, на страницах Дуэлита они своих позиций не обозначали: разборов не делали, анализов не проводили, комментариев не писали и т.д.
                Так понятнее?)

  2. Мне понравилось, зацепило.
    Только в то, что он их любит — не верю. Хоть и написано хорошо о любви-то.
    Заметьте: даже у врачей, особенно у хирургов — очень жёсткие характеры, я бы сказал. чёрствость наблюдается. Профессия накладывает отпечаток такой, иначе человек не сможет резать по живому.
    Есть люди, в которых жестокость с детства присутствует. Если человек любит всё живое, он не в состоянии причинять боль кошке, собаке и пр. живности. Или он их «любит» как источник дохода? По описанию — нет, вроде.
    Но это не техническая сторона стиха.

    • Тамила, спасибо! Да, по нормальным человеческим меркам — конечно, это не любовь. Но вот испытывает же палач к своей жертве любовь и нежность? Извращение? Да. Но испытывает. А про жертву, которая любит своего палача, столько уже сказано…

  3. Хороший стих, и образ зримый, прямо видишь мужичка этого. Финал, может, и правда не совсем продуман, какой-то главной мысли не хватает. Меня лично как человека городского всегда ужасало, как это — холить-лелеять животное, зная, что его надо будет убивать, и ведь самому убивать-то порой (ладно телята-свиньи-барашки, а курам преспокойно хозяйки головы сворачивают и не поморщатся…) Для них это никакое не убийство, просто нормальный порядок вещей, что ли, и по-другому-то как? В магазин за куском мяса не пойдешь…

    • Ага. Мы вот в голодные 90-е повелись на уговоры соседей купить кролячью пару, чтобы их разводить для пропитания, на балконе у них держали, в клетке. Кормили и ухаживали совместно. Кролик же — «не только ценный мех, но и два-три килограмма ценного диетического сала!»
      А потом мы от своего участия в этом деле отказались. Ни мяса, ни шерсти, ни сала, ни рогов -копыт не надо! Как их даже есть потом (не говоря уж про убийство). когда с рук кормил, они к тебе навстречу тянулись, едва завидев…
      А сосед — хоть бы хны. Хотя жена его тоже отказывалась от приготовленных им блюд.
      Справедливости ради надо сказать, что ситуация с пропитанием не столь критической всё-же была, конечно. Если бы нужда прижала…Блокадный Ленинград, например…

    • Татьяна, спасибо! Я вспомнила, как моя бабуля курицам головы на чурке секла, а безголовые куры потом подпрыгивали, хлопая крыльями и брызгая кровью, по всему двору. Это ужасно, бабушка — злодейка, но курятину я ела. А еще у них, у стариков, не было такого «культа» кошек и собак. Кошки — грязные, у них «семнадцеть болестей», предназначены ловить мышей. И только. Не дай бог, на кровать заскочат.

Добавить комментарий

Войти с помощью: