Чёрно-белый пейзаж. Чёрно-белые фото
Треплет ветер на пару с собакой бродячей
Возле мусорных баков – привычно, по нотам,
То свистя озорно, то заливисто плача.
Старым фото лежать бы в комоде из дуба,
В духоте антресолей, без света, но – пусть бы!
А теперь только ветер, колючий и грубый,
Равнодушно листает забытые судьбы.
Места им не нашлось в оцифрованном мире.
Минул век, так надежно служивший оплотом,
Горизонты сейчас и цветнее, и шире.
Что они? Чёрно-белые старые фото…
Вот они полетели куда-то по ветру.
Дед-военный кричит: «Надо вместе держаться!»
А они догоняют года-километры,
Не поверив жестокости мира-эрзаца.
Внук в костюме матросском смеётся забаве,
По сугробам и горкам скользя, как на санках.
Это взрослым всё хочется ладить и править,
А ему – мимолётное счастье так манко!
Следом – мама: в косынке, костюм из кримплена,
Поотстала бабуля: куда ей, с одышкой,
После долгих часов «антресольного плена»
Догонять неуёмного беса-мальчишку?!
______________________________________
В подворотню забьются, где ветер потише.
Неба клин на закате тревожно алеет.
Дед-военный зашепчет устало, чуть слышно:
«Надо вместе держаться: так ночью теплее».
Интересно, многие ли сегодня поймут, что бабетта — вовсе не синоним бабули, а всего лишь прическа Бриджит Бардо в фильме Бабетта идет на войну? Кстати, фильм 1959 года (прическа стала популярной у нас примерно 1960-62 годы). А вот первый кримплен
в России появился по-моему позже, после 1970 г. В общем анахронизм. Ну и дубовый комод исходя их возраста фотографий — тоже анахронизм. В 1960 вовсю в ход шла корпусная мебель из фанерованной наборной елки.
Не поверив жестокости мира-эрзаца. — эту строку совсем не понял.
Ну и совсе непонятно — как они все попали на помойку? А ведь главное то наверное в этом. А вы авторской оценке этого факта совсем внимания не уделили. Ну, идея и рассыпалась.
Сама чувствовала изъян. Была такая еще третья строфа в одном из вариантов:
Деда с бабкой не стало, а внук по наследству
Получил их квартиру и занят ремонтом.
Он без тени сомнений и без самоедства
Лично выбросил в мусорку старые фото.
Не подойдет ли?
А вообще, эту историю мне рассказала моя тетка из Архангельска. Вернее, вначале она огорошила фразой, что, когда постареет, сожжет все свои фото. Увидев мой удивленный взгляд, пояснила….
А бабетку и я носила в 80-90-е. И подруги мои в училище. На маминых фото конца 60-х — начала 70-х — она в кримпленовом костюме со своими учениками (она тоже учительница, правда, начальных классов).
Не поняла, почему в одном уютном и надежном доме комод не может быть дубовым? Прямо так и написать разве — «из дешевой слоеной фанеры»???
Про мир-эрзац. Им на самом деле оказался мир реальный, а не тот, что на фото.
Нет, просто нетипично. Дубовая мебель — это до революции. К 60-м она рассохлась, потеряла вид, облезла полировкой — да и вообще чересчур крупноформатная для хрущевок и даже для сталинок. Потому все активно меняли ее на свеженькую, современного дизайна, не загромождающую квартиры.
Бабетка — это уже не бабетта, согласитесь. Каждому времени свои слова, пусть даже речь идет об одной и той же или похожей прическе. Кстати, в ТО время бабетту делали с чем под руку попадется. Нередко девчонки, торопясь, полклалывали в прически попавшие под руку трусики (по объему получался тот самый комок, что надо. Настолько нередко, что на танцплощадке и катке парни охотились прямо, чтоб растеребить прическу, а потом хором поржать.
Но, повторюсь, для большинства читателей бабетта не скажет ни о чем.
Впрочем, это не главное. Главное — основная идея. Ваша строфа не очень удачна. Не от души. Возможно, потому что трудно объяснить внука, выкидывающего на улицу самого себя в матросочке…Пусть даже вырос эгоистом и к старшему поколению равнодушен. А вообще надо в общем стиле стихотворения — не прямо в лоб, а несколько абстрагированно, иносказательно. И не бойтесь даже две строфы занять.
А мир эрзац все-равно непонятен. Ну выкинули ненужные фотографии чужие люди — и сразу уж эрзац? Так ли все просто?
Я думаю над недостающей (-ими) строфами. Пока ничего не созрело.
А этак, Сергей? Абстрагированно и иносказательно, по-моему. Две строфы боюсь. Будет длинно. Не дочитают:)
Места им не нашлось в «оцифрованном» мире:
Минул век, так надежно служивший оплотом;
Горизонты сейчас и цветнее, и шире.
Что они? Чёрно-белые старые фото…
Бабетта меня стала раздражать (особенно после Вашего рассказа про то, чем её «заполняли»!). Если заменить на начёс? («с начёсом»), нет?
Последняя строка несколько беспомощна. На слезу. Конечно,мол, я кто? Просто дворник. Академиев не кончал, все больше по конюшням…ну и т. д. Первые три строки — в кондиции. Оцифрованный раскавычьте. Вообще у вас страсть ставить кавычки там, где они не нужны. Кстати, про котельную тоже хотел сделать замечание. Там «в аут», еще что-то и еще что-то.
По сути вся поэзия — сплошные иносказания. И если строго все закавычивать, то кавычек будет больше, чем слов ровно в два раза. Ну вот вскормленный на воле орел молодой — надо закавычить? Если следовать вашей логике, то орла надо непременно. Так что не злоупотребляйте. Кавычки только там, где без кавычек напрашивается иное значение слова и появляется дурная двусмысленность. А оцифрованный мир — вообще прекрасное определение.
Ну а начес мне не понравился. Это не прическа, это техника укладкии требует дополнительного слова, обозначающего собственно модель прически.Ну и зачем вам непременно привязываться к определенному узкому времени?. Вон, матросский костюмчик. Сын Николая 2 носил, и мой сын носил тоже — вне времени. Вот и найдите еще что-нибудь этакое. Простенькое.
Кстати, бабетта не виновата. Время тогда такое было — едва послесталинское. Народ по сути нищ. Девушке неработающей и в голову не могло прийти попросить у матери 50 копеек на кусок марли, или мадеполамчика, чтоб…прости господи, в волоса как шиньон закладывать. Тем более что уже начиналась война со стилягами и родители, помнящие развлечения Сталина,еще и откровенно боялись и за дочек и за себя самих. Приходилось девчонке втихаря пользоваться чем есть. Авоськи еще закладывали в прически, но авоськи редко бывали чистыми.Но это не суть.
Может, в косынке мама? Они ведь разные бывают.
Последняя строка — да, согласна, беспомощная. Еще подумаю.
Кавычки уберу.
За оцифрованный мир сердечное спасибо Евгению!
В косынке хорошо. а лучше в платочке. Универсальней
Да будет так! Спасибо!
Ну, не согласный я с Сергеем! Не хотел встревать, но не выдержал!.. Не знают, что такое бабетта? — Так пусть узнают! Дубовый комод? — Я года три тому подарил такой комод и потрясающее резное кресло-трон своему любимому театру им. Чехова. Их тамошний художник и прекрасный реставратор, мой друг, Вовка Неподкосов так восстановил, что я был в полном потрясении! Эти два мебельных атрибута стали бы украшением любой хаты! Мир-эрзац? — Абсолютно нормально. Подделка, заменитель, суррогат — абсолютно применимо. Нам Господь дал его, чтобы мы сделали из него что-нибудь путное. А мы — хуже зверей лесных, несмышлёных. Как попали фотки на помойку? Да такие идиоты как я их туды определили. А почему? Отцифровал, а деть некуда. Их не менее тысячи. Жечь — не могу! Какие то чувства связанные с крематорием. Уложил в мешки, завязал — и в бак мусорный. А ханыги изорвали всё, думали чем-нибудь поживиться. И получилось как в этом стихе. Я по всей улице собирал эти фотки, с тяжелейшим чувством предательства. Может ты и прав, Сергей, как критик. Но если Ира будет выхолащивать свои стихи под твоим присмотром, то это уже будет не Ирина Кемакова. И можно будет равнодушно проходить мимо неё, не останавливаясь. А я, вот, бегаю сюда из-за неё, хотя обижал её, дурак я проклятый, как говорил когда-то мой трёхлетний племянник. А стих мне очень понраву. Только кримплен как-то не к месту. Не люблю я старые новшества, да вообще всякие достижения технические в стихах…
Евгений, рада Вас видеть! Спасибо за комплименты. Польщена. Насчет обид: я холерик, как, думаю, и Вы. Фыркнула, бурно огнем пыхнула — и прошло. Так что обиды забыты давно. Сгорели.
Насчет правки хочу сказать следующее: Сергей еще ни одно мое стихотворение не выхолостил и не испортил. Тут, скорее, наоборот все, чем то, о чем Вы пишете: не Сергей Чинаров, так не было бы меня. Почитайте мои первые стишки — хотя бы на Стихире (те, что до лета 2014 г). Это и не стихи вовсе. Я Сергею доверяю. А если что-то мне не нравится или я не согласна — так никто ведь меня не заставляет прогибаться (тем более, что человек я «себе на уме»: смолчу, но всегда свое мнение имею).
А где же Ваши-то стихи, Евгений?
Увы, Ира, я однолюб! Люблю «Общелит» почти с его основания. Не могу его, собаку, от себя избавить. Он много претерпел — и плохого и хорошего. Первого больше. Печатаюсь там. Мне не очень нравятся здешние порядки по поводу первенства публикаций. Ну и кое-что другое. Чинарова глубоко уважаю как автора и как потрясающего критика. Очень, очень, очень жаль, что таких нет на «Общелите»! Но там столько скандалистов, что он бы долго не выдержал. Вот из-за вас обоих я часто здесь. И хочу отметить Ваш прекрасный поэтический рост. Это любой скажет. И, конечно, здесь заслуга Сергея Чинарова! Я искренне Вам желаю самый ярких поэтических озарений — зарниц, можно сказать. Я Ваш и Чинарова почитатель!