«Русалии» -13, 14 части

Продолжение YII главы
А.Н.Радищева.

К нему судьба благоволила,
Его попутчицей была,
Роднёй известной наделила,
К палатам царским привела.
Юнец пожалован был в пажи
Императрицей всей Руси.
Гордился шляпой он с плюмажем,
И жизнь придворную вкусил.
И корпус пажеский, как должно,
Окончил с блеском, с похвалой,
Имея тыл вполне надёжный
Идти стезей он мог любой.
В числе других преуспевавших,
Учиться дальше пожелавших,
Высот в науках чтоб достичь,
Их смысл неведомый постичь,
Он едет в Лейпциг, за границу,
Таков указ императрицы
Всем наставлениям опричь.
*
**
И жизнь студенческая вскоре
Их захватила целиком.
Искали истину лишь в споре,
Как повелося испокон.
Но спор обычно прекращался
Как только Федор появлялся,-
Любимый всеми Ушаков:
Мгновенно вникнув в суть раздора
Он находил довольно скоро
Ответ, миривший вмиг дружков.
Он был годами всех их старше,
Природный, пылкий ум имел.
Свое влияние на младших
Распространить в два дня сумел
Своим достойным поведеньем
И незаметным вразумленьем
Подчас товарищей-юнцов.
Примером стал для подражанья,
Они стремились не без тщанья
Не пасть случайно в грязь лицом
В глазах того, кого так чтили
И чье влиянье ощутили
Почти что в первые же дни.
Вся твердость, ясность изложенья
Своих глубоких убеждений
Не только юных вспламенит.
Сердца, их пламенные души,-
Она, наверное, пленит
Любого, если бы послушал.
О справедливости сужденье,
О нравственности без затей,
О гнусном, диком порожденье,-
Закрепощении людей.
И о своем предназначеньи
В борьбе с закоренелым злом,
Оно с законом, к сожаленью,
Крепчайшим связано узлом.-
То смысл воззрений Ушакова,
Кои товарищам внушал.
Внушал, должно быть, он толково,-
Ту правду каждый ощущал.
И как никто его ученье
Душой Радищев всё впитал.
И было то не увлеченье,-
Его приверженцем он стал.
Но неожиданное горе
Постигло вдруг ученика:
Его учитель умер вскоре,
Была утрата велика.
Невосполнимая утрата:
Исчезла вдруг ума палата,
Наставник признанный и друг,
Ушел из жизни просветитель,
Незаурядный их учитель,
Внезапно светоч их потух.

Лики творчества…
Продолжение YII главы
(А.Н.Радищев)

Идеи друга вкоренились
В Душе Радищева легко,-
Они по сути не разнились
С мировоззрением его.
И он почувствовал потребность
О нём потомкам рассказать,
Ведь в светлой памяти ущербность
Не может попросту зиять,
«Жизнь Ушакова»*)- без сомненья
Не только памятник ему,-
То чувств глубоких выраженье
И благодарность ко всему.
*
**
Прошло в учении пять лет.
То были годы становленья,
Студенты в радостном волненьи —
Окончен университет.
Пора и с Лейпцигом проститься
И профессуре поклониться,
И руки каждому пожать.
И у могилы Ушакова
Стоял Радищев, скорбью скован,
Но слёз не смог-таки сдержать.
Прощаясь, вытер он глаза
И обратился как к живому,
Как к брату старшему, родному
И громко с твердостью сказал:
«Твоё учение, как знамя,
Клянусь не выпустить из рук,-
Его потомкам передам я
Быстрее, чем предстану вдруг,
Перед тобой с отчетом полным.
Да будет так! — Спи, друг, спокойно»…
Свои познания на деле
Настало время применить.
Пришлось побыть и «в черном теле»,
Дабы вернее оценить
Могли способности пришельца.
Радищев выдержал экзамен,-
Признали вскоре в нем умельца
И отличил себя тем самым
От сослуживцев остальных
Уже стареющих, больных
К тому же некий репетитор**)
Стал покровителем его
И вот- он обер-аудитор***)
Причастный в войске до всего…
———————————
*)»Житие Ф.В.Ушакова»- труд А.Н.Радищева.
**) Репетитор- жена графа Я.А.Брюса
командующего Финляндской дивизией, штаб
которой размещался в Петербурге.Его жена
была приближенной императрицы ЕкатериныII
и всячески покровительствовала Радищеву.
***)Обер- аудитор- Дивизионный прокурор.

Продолжение следует…

Принято. Оценка эксперта: 22 балла

«Русалии» -13, 14 части: 1 комментарий

  1. «Юнец пожалован был в пАжи» (правильно пажИ)
    «Не только юных вспламенит.
    Сердца, их пламенные души» — ох, уж очень всё «пламенно.» Души юнях же и так пламенные, чё ж их пламенить?

    В целом: » ОпОздали Вы, матушка, на два века… ОпОздали… ОпОсля драки кулаками не машут…» 🙂

Добавить комментарий

Войти с помощью: