Сумасшествием белых ночей
опьянён и пленён,
В небо кинешь,
дурачась от радости,
горсточку зёрен –
И забудешь о них до поры,
до осенних времён,
летней жизнью,
как будто азартной игрой,
раззадорен.
На три месяца в счастье
бездумно нырнёшь с головой,
в зелень милых акаций
и лёгкую тень бересклета.
Прозвенит колокольчик
в туманной дали полевой –
это значит, что кончилось,
кончилось тёплое лето.
А потом от холодной росы
остывать будут дни,
в каждом листике жёлтом
отыщется повод для грусти.
Семена станут звёздами –
в небо ночное взгляни,
и тоска твою душу тихонько,
но верно отпустит.
Браво!!!
Владимир, спасибо!
В общем , очень даже есть настроение , но и есть некоторые места :
Опьянен и пленен — два глагола , а значит два действия
В туманной дали полевой — два прилагательных
Кончилось, кончилось — повтор
Семена — откуда они взялись .
Небо ночное , а почему не в белое , не в осеннее …( Или , ночь потому что лето кончилось , или белые ночи все- таки )
Света, опьянён и пленён — это не глаголы, а краткие причастия.
Почему два определения не могут относиться к одному определяемому слову? Не поняла.
Повтор — так это же песня.
Семена взялись из первой строфы (там — зерна). Горсточка зерен, брошенных в светлое майское небо, стала звездами в конце лета — яркими, большими.
Небо ночное — а почему нет. Осенью и в августе оно не белое ж никак. Белые ночи еще в июне закончились.
Ира, очень не похоже на Ваш стиль. Но мне понравилось.
Елена, спасибо! Два дня пела, а на третий — записала.
Два дня пел, а на третий — запил. 😀
Соглашусь с Еленой. В этой ритмике и яркость образов проявилась ) здорово…
Анна, спасибо.
Хоорошо. Вот только акации как-то …не из того климата. Белая акация — совершенная чужестранка в странах белых ночей. А желтая — карагана — хоть и менее прихотлива к климату, но тоже южанка районированная озеленителями. Думаю, стоило б заменить на более близкое к северянину-бересклету
Спасибо, Сергей. Самое интересное, что у нас нет бересклета, а акации очень много. Пусть и желтой. Караганой её не называет никто.
Что, прямо в лесу?
А вообще желтая акация — это не акация.Белая акация как южный символ (Когда читают акация — подразумевают именно ее) — это высокое и очень-очень душистое дерево. По силе запаха может быть сильней черемухи. У Гашека (Швейка) даже есть такое юморное, но очень интересное и главное — точное сравнение: «майоран пахнет как пузырек чернил, если его понюхать в аллее цветущих акаций».
А , ну ошиблась . .у них же только разница в окончаниях . Два определения могут соотноситься к одному слову, но только не в поэзии . Поэзия — краткий жанр . Как бы, покороче написать об этом , ..попытаюсь :…Два причастия , два прилагательных , два глагола , два существительных и более к другому слову приводят к перенасыщению образа ,вместо яркости получается размытость .
Я все это сейчас своими словами написала, а так это читая рассуждения классиков я впихнула в свои мозги .
«Сидеть с больным И ДЕНЬ И НОЧЬ,
не отходя ни шагу прочь». Два существительных.
«ВЗДЫХАТЬ И ДУМАТЬ про себя:
когда же черт возьмет тебя» Два глагола, да еще и рифма себя-тебя.
«Служил ОТЛИЧНО,БЛАГОРОДНО,
долгами жил его отец» два кратких прилагательных.
«Когда же юности мятежной
пришла Евгению пора,
пора НАДЕЖД И ГРУСТИ нежной,
месье прогнали со двора.» -опять существительные-определения
«Чего же боле, свет решил,
что он УМЕН и очень МИЛ»
А вся эта по вашему определению размытость превратилась в большой и очень сфокусированный роман в стихах.И очень даже не краткий при этом. Так вот, Светик. Ни жизнь, ни литература, ни поэзия в частности не терпят строгих догм. Даже отсутствие рифмы НЕ ВСЕГДА минус.Если вы вспомните Корнея Чуковского — у него размер гуляет всегда, а рифма улетает частенько.
У вас кстати , здесь все легко подправить …Первый вариант который навскидку без повторов мне пришел в мою головушку вышел вот такой ..Но, на самом деле вы сами лучше поищите , нужные слова , но чтоб они не двоились по своему определению так близко , а в тексте не были бок об бок рядом .
Сумасшествием белых ночей
Без упреков пленён,
И подкинешь,
дурачась от радости,
горсточку зёрен –
В небо выше забыв до поры
До осенних времен .
Гуляющий размер он более привлекательный, чем не гуляющие, ….а бок о бок соединенные два определения .
А, вот спорить здесь наверно можно до бесконечности , но позвольте мне все таки оставить для себя один и главный аргумент . Поэзия — это все таки краткий жанр .
Вы невернотрактуете слово «краткий». Краткость и в том, что порой перечислением двух-трех,четырех однотипных слов заменяется в пять раз больше слов нормальной литературной речи.
«Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался,
обрушивался с крыш.
Растерзанный,
отчаянный,
больной.
нечеловечески огромный
крик!
Он тёк по трубам,
полз по этажам,
подвалы заполнял
и чердаки,
Он ошалело
тыкался
в звонки!
Ломился в двери
и в замках
визжал!..
Он умолял!
Он клянчил: «Защити!..»
Навстречу ослабевшему,
ему,
плыл шепоток:
«Не надо…»,
«Не ходи…»,
«Простудишься…»,
«Не надо…»,
«Ни к чему…» (Р.Рождественский «Случай»)
ВЫ обратите внимание,Светик, все построено как раз на перечислениях. Именно они являются ГЛАВНЫМ художественным приемом И именно перечисления дают стихотворению тот сумашедший эмоциональный накал, который был бы просто невозможен при «грамотном по вашей версии» написании. Я раньше очень часто выступал с декламацией этого стихотворения и знаю, как оно обрушивается на слушателя, даже на самого равнодушного, у которого слезу и столовой ложкой свежей горчицы не вышибешь.
И вот, Светик, найдите это стихотворение, перечтите и скажите потом, что можно было написать гораздо короче, если б не использовать многочисленные перечисления.
Да , но здесь аллитерация налицо , а это первое чем можно взбудоражить уши читателя .Поэтому спорить можно бесконечно .
Мы говорим о перечислениях. А аллитерация, простите, при чем?
Растерзанный,
отчаянный,
больной.
нечеловечески огромный
крик!
Какая аллитерация, вы о чем?
Зацепило! Замечательное стихо!
Эти перечисления сотворены можно сказать мастером — ювелиром ( Хотя, нет скорей музыкантом)
Здесь, же музыка в словах ..
Растерзанный,
отчаянный,
больной.
нечеловеческий огромный
крик ( Р — 4 : Н-6 ..и причем Й — работает как ударник …Т — 2 ..и , К — 3 словно легкие барабаны )
Туманной дали полевой — такой мелодике здесь, нет ..
Опьянен и пленен в небо — мелодика , есть ..но получается ..что и Опьянен и Пленен …( слабо представляются эти два действия совершенные кем то над тобой . Вернее , одно с другим трудно сопоставить .
Светик, речь шла о том ,что перечисления ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ. При чем тут звук ударник или звук саксафон? А в приведенном мной в начале отрывке все на перечислениях.
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался,
обрушивался с крыш.
Он тёк по трубам,
полз по этажам,
подвалы заполнял
и чердаки,
Он ошалело
тыкался
в звонки!
Ломился в двери
и в замках
визжал!..
Он умолял!
Он клянчил
В общем все, чего нельзя, сконцентрировано в этом стихотворении.
Но если хотите, я вам еще десяток подберу. А можно и сотню. И все — классиков.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых. (Д.Кедрин. Зодчие)
и всегда об одном затевает беседу:
«Успокойтесь, утешьтесь — я скоро уеду!»
Вот о чем вечерами играл я на флейте.
Убеждал я: поймите, уразумейте,
Расскажите знакомым, шепните соседу
Пробил час — по проспектам, садам и бульварам
Все пошли вы за мною, пошли вы за мною,
За моею спиною, за моею спиною.,(Л.Мартынов.Замечали — по городу ходит прохожий)
Ну и так далее
А ваше замечание о том, что в приведенном вами отрывке нашего автора нет мелодики ничего общего не имеет с запретом перечислений.
Ладно , я сдаюсь . …. , можно все можно в поэзии . .. Но, если перечисления играют ‘ музыкальными нотками , а во всех ваших примерах они опять таки на лицо ,
..Но, перечисления как например два .(.дым и огонь )…. .( хитрец и тугодум)…(плыть и расти )..в коротеньком стихотворение не имея соприкосновений в плане звучания все таки неуместны будут .
Музыкальные нотки — это другое.Причем это оценка субъективная и в рамках нескольких прочтений одним и тем же читателем, может меняться как от минуса к плюсу, так и наоборот. Даже когда читаешь великих, важно, чтобы стихотворение пало на настроение, на состояние души. А иные стихи (у великих же) поначалу кажутся сплошной серостью. И только потом, с возрастом начинаешь вникать в их спокойную музыкальную гармонию псалмов и фуг.
Ладно, Светик,завершим эту тему. Надеюсь, мы по-прежнему друзья?